Главная/ Госдума РФ и Совет федерации/ Экспертный совет при Комитете Государственной Думы РФ/ Экспертный совет по ЖКХ/ Стенограммы/ (страница 2)/

Стенограмма заседания экспертного совета по жилищно коммунальному хозяйству (ЖКХ) от 26.08.2008 г.


С Т Е Н О Г Р А М М А

 

экспертного совета Комитета Государственной Думы

по строительству и земельным отношениям

 

Здание Государственной Думы. Зал 610.

26 августа 2008 года. 11 часов.

 

Председательствует председатель Экспертного совета М.Я. Хесин

 

Председательствующий. Давайте начнём.

У нас первый вопрос. Рассмотрение федеральных законов № 284071-4, специальных технический регламент о питьевой воде и питьевом водоснабжении и № 28472-4, специальный технический регламент о водоотведении. И № 284068-4 о водоснабжении. Докладчик Курский Александр Николаевич.

Курский А.Н. Спасибо, Михаил Яковлевич. Уважаемые члены экспертного совета, я хочу напомнить о том, что 1 июля этого года наш экспертный совет уже рассматривал вопрос с таким названием об организации работы над пакетом проектов федеральных законов о технических регламентах по безопасности водоснабжения и водоотведения. Это те самые три регламента, которые сейчас у вас в руках, и которые вам в принципе давно известны. Хотелось бы доложить, у нас было решение экспертного совета, отмечалось, что в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева о некоторых мерах по повышению энергетической, экологической эффективности российской экономики. Там определены задачи по повышению энергоэффективности, экологичности ЖКХ и предусмотрено принятие технических регламентов в этой сфере. Поэтому наши действия, это в том числе реализация указа президента.

Экспертный совет рекомендовал председателю экспертного совета, нашему уважаемому Михаилу Яковлевичу Хесину войти в число соавторов указанных законопроектов. Докладываю, что это выполнено. Во всех трёх законопроектах соавтором сейчас является Михаил Яковлевич. Это пока ещё не отражено на тех титульных листах, документах, которые у вас, но это как бы наше некоторое упущение. То есть вот это реализовано. То есть достигнута возможность ответственного руководства по доработке этих трёх технических регламентов, то есть как бы ответственный автор перед вами, возглавляет наш экспертный совет, всё остальное теперь зависит от нас. После этого как бы вступления, я хотел бы ещё сказать несколько слов по существу предстоящей доработки. Организационных вопросов, связанных с этим, я пока не касаюсь, их, возможно, затронут другие, может быть, Евгений Александрович здесь скажет, может быть, кто-то другой.

Хотелось бы следующее, вот эти три регламента, они привнесены два года назад. Они внесены тогда, когда ещё не было чёткого понимания, что такое технический регламент. Ни один регламент на тот период, на дату их внесения не был ещё принят, опыта принятия и содержания не было накоплено, поэтому они несут в себе все недостатки как бы того переходного периода. К настоящему времени уточнена версия федерального закона о техническом регулировании. Требования к техническим регламентам перестали быть такими необъятными и непонятными, какими они были. Поясню на простом примере, что если в первой редакции закона о ТР (я его буду так кратко называть) содержалось такое требование к техническому регламенту, в нём должны исчерпывающим образом содержаться все обязательные требования безопасности. Обращаю ваше внимание, исчерпывающим образом. Сейчас это требование снято. И тогда, когда было требование исчерпывающим образом, подход к написанию технических регламентов был примерно следующий, брались нормативно-технические документы ГОСТы, СНиПы, которые касались этой сферы. Они как бы распаковывались, расшивались, выделялись нормы, относящиеся к безопасности, поскольку только такие нормы могут входить в состав технического регламента и пытались создать некую техническую библиотеку в виде технического регламента, иногда необъятных размеров с формулами, с графиками, с нелинейными функциями и так далее. Сейчас, слава богу, это требование исчезло. В нём должны, конечно, содержаться обязательные нормы, но в техническом регламенте, вообще, в техническом регламенте могут содержаться нормы двух видов только технические нормы, регламентирующие отношения человека и техники - по принципу: не влезай - убьёт, так фигурально выражаясь (вот типичная норма отношения человека к технике); и нормы, связанные с подтверждением соответствия этой техники нормам безопасности. Условно говоря, если речь идёт о линиях электропередач, то должно быть так сделано, что в принципе человеку не просто было бы туда забраться и убиться. То есть подтверждение соответствия норме, и как это проверить.

К сожалению, вот эти регламенты, которые у нас на руках, и не раз можно было в этом убедиться, и можно будет убедиться ещё и далее, они содержат, скажем, например, регламент о питьевом водоснабжении (вот один из трёх), там есть статья 6, которая устанавливает санкции за несоблюдение регламента, санкций, норм, связанных с санкциями за нарушение и несоблюдение, технических регламентов быть не может, это предмет Административного кодекса, то есть Кодекса об административных правонарушениях или в тяжких случаях Уголовного кодекса, но не нашего технического регламента.

Дальше. В статье 6, она касается финансирования мероприятий по достижению безопасности безпитьевой воды. То есть никаких вопросов, связанных в оргмероприятиями, с финансированием и так далее быть тоже не должно.

Скажем, статья 27 Закона "О питьевом водоснабжении" содержит порядок принятия и содержания оперативного плана водоснабжения при чрезвычайных ситуациях.

На наш взгляд, это вопрос другого законодательства, не технического регламента. Технический регламент должен содержать нормы безопасности при взаимоотношениях человека с техникой, требования техническим устройствам и требования к подтверждению соответствия, то есть доказательная база вот этого обеспечения безопасности.

И что очень важно? Последняя редакция закона "О техническом регулировании" прошлого года, она ввела понятие сводов правил. К таким относятся СНиПы и другие документы добровольного применения. То есть они-то добровольными будут после принятия технического регламента, но соблюдение выполнения требований СНиПов или ГОСТов или как они сейчас будут называться - национальных стандартов является доказательной базой соблюдения норм технического регламента. То есть подтверждение соответствия нормам технического регламента легче всего достичь, предъявив, что ты соблюдаешь СНиП или ГОСТ соответствующий, или национальный стандарт. Вот это очень важно понимать.

Но, повторяю, эти документы необязательны будут, можно каким-то другим путём идти, но тогда ты должен представлять доказательную базу и доказывать, что ты соблюдаешь требования технических регламентов иным способом, но способом, оговорённым в техническом регламенте: декларирование соответствия, обязательная сертификация и так далее.

На что ещё хотелось бы обратить внимание, как бы это напутствие в дорогу (прошу меня извинить за некоторый такой напыщенный стиль), напутствие в дорогу.

Мы должны ещё понимать некоторые моменты, связанные с особенностями тех систем, которые мы собираемся регулировать данным регламентом. То есть нужно чётко определить объекты технического регулирования. То есть в техническом регламенте должно быть чёткое понимание: что он регулирует.

Что я имею в виду? Что система водоснабжения и водоотведения - это, как правило, если в целом рассмотреть, это линейные системы, протяжённые системы, состоящие из многих блоков, расположенных на разных участках. Вопрос: что должно подлежать декларированию, подтверждению соответствия и так далее - система в целом или отдельные узлы её: насосные станции, трубопроводы, сварные швы и так далее, задвижки, то есть отдельные моменты? Вот этот момент очень важный. Нам нужно... Вот для того здесь и профессионалы, чтобы мы понимали, то есть объекты технического регулирования, обязательные, минимально необходимый и обязательный набор требований по безопасности и способы подтверждения и оценки соответствия этим нормам. Вот, собственно говоря, всё, что должно быть в регламентах.

Теперь ещё два слова.

Перед нами три проекта технических регламентов. Очевидно, что не понятно, по каким причинам произошло некое искусственное разделение регламента по, допустим, водоснабжению и регламента по водоотведению.

Но мне кажется, понятно, что цепь эта должна быть, труба должна быть как бы замкнута, система эта. Поэтому, на мой взгляд, три регламента точно не нужны.

То есть регламент возможен отдельный по питьевому водоснабжению, учитывая особые требования к питьевой воде. И отдельный, видимо, регламент по водоснабжению и водоотведению, где водоотведение будет включать в себя и питьевое водоотведение, постпитьевое, и плюс промышленные стоки. Вот особенность.

И водоснабжение, тоже в него одним узлом входит питьевое водоснабжение, тогда к нему будут индивидуальные, особые требования, тогда должно быть в том регламенте. А требования к промышленному водоснабжению, технической воде, и так далее, техническим трубопроводам могут быть детально прописаны в регламенте о водоснабжении, поскольку это уже не питьевое водоснабжение.

В связи с этим следует помнить, что в программе правительства, правительственной программе по разработке технических регламентов, которая ежегодно, в соответствии с законом о ТР, актуализируется и переутверждается, ежегодно принимаются соответствующие распоряжения правительства, последняя редакция, 42 технических регламента, там есть регламент о безопасности питьевого водоснабжения, и ответственным является Минздравсоцразвития. Сроки там - 2009 год.

Поэтому надо иметь в виду, что обязательно нужно в рабочую группу предложить войти представителям разработчиков, которые мне пока не известны, я не знаю, как идёт работа над этим регламентом, на который выделены бюджетные средства о питьевом водоснабжении, чтобы у нас была скоррелирована наша работа.

Когда мы вывешивали на сайте нашего Экспертного совета эти тексты, туда поступил от некоторых членов Экспертного совета - от Ворожейкиной, от Москалёва - ряд замечаний, поступили замечания от участников того совещания, конференции, выставки, которая была в Сочи. Скажем, достаточно дельные, достаточно развёрнутые комплексные предложения по аварийной защите трубопроводов, потому что это как раз вопрос безопасности этих трубопроводов, тоже поправки в регламент. Это всё надо учесть и обобщить.

Я на этом хотел бы своё выступление закончить. Если будут вопросы какие-то, то можно было бы ответить либо обсудить наши подходы. Спасибо.

Портнов В.А. Руководитель рабочей группы по регламенту о безопасности лифтов.

У меня такой вопрос. Вы очень подробно и хорошо доложили о смысле технического регулирования. Единственное, вот вы сказали, что задача регламента - это регулирование отношений и регулирование безопасности той техники, с которой мы входим в отношения. Всё это правильно. Единственное, что я несколько не понял или не услышал, что же вы упустили жизненные циклы этой техники, которые, в общем-то, и являются объединяющим таким положением между техникой и теми людьми, которые будут с ней работать и ею управлять.

Потому что любая техника, она проходит определённый жизненный цикл, это вы знаете, проектирование, изготовление, наладка, монтаж, наладка, ввод в эксплуатацию, и потом эксплуатация пошла. Вот они, жизненные циклы. И поэтому очень важно, именно регламент, он должен регламентировать отношения разных субъектов на разных этапах жизненного цикла. Потому что на каждом этапе, на каждой стадии жизненного цикла будет свой субъект.

И постоянно в процессе жизненного цикла любого технического устройства происходит передача вот этого технического состояния, вот этой безопасности от одного субъекта к другому субъекту. И дальше продолжение поддержания соответствующего сценария безопасности и передача другому субъекту. Или, может быть, если мы заканчиваем жизненный цикл этого объекта, то есть в утилизацию выводим, там появляется другой субъект, который будет заниматься утилизацией, опять же передача ему. Или в процессе эксплуатации постоянно идут периодические поддержания жизненного цикла.

Я почему на это обращаю внимание, потому что вообще смысл хотелось бы. Мною разработана такая концепция, собственно на которой и написан регламент о лифтах.

И поэтому я предлагаю товарищам, может быть, принять на вооружение, рассмотреть, именно рассматривать в регламенте вот эти жизненные циклы того объекта регулирования и взаимоотношения субъектов на всех этапах жизненного цикла. Это очень хорошо увязывается с понятием "преобразование энергии"  и "распределение энергии".  Вы знаете, что всё начинается с энергии.

Далее энергия распределяется, как по второму закону термодинамики, необратима. Мы получаем определённый сценарий состояния этого объекта. Идёт следующий подвод энергии, опять сценарий меняется, опять получаем распределение.

И вот эти сценарии - это, по сути дела, и есть задача нашего регулирования, получение нормального сценария, который не может привести к нарушению безопасности или травмированию людей. У меня всё.

Курский А.Н. С вами никто и не спорит, с вами абсолютно все согласны, поскольку, если открыть закон "О техническом регулировании", там сказано, что он регулирует безопасность на всех этапах жизненного цикла и там прямо перечислено: проектирование, изготовление, эксплуатация, вывод из эксплуатации, утилизация и так далее. То есть, это очевидные вещи. Мы с вами полностью согласны.

Портнов В.А. А вот я не увидел в регламентах это.

Председательствующий. Так. Ещё кто-то хочет высказаться?

                    . Разрешите?

Председательствующий. Называйтесь.

Головачёв А.В. Головачёв Алексей Владимирович - исполнительный директор Ассоциации российского водоснабжения и водоотведения.

Я бы хотел уточнить, что касаемо закона, технического регламента, разрабатываемого Минздравсоцразвития "О безопасности питьевого водоснабжения". Действительно, по регламенту он прописан в марте 2009 года. Но мы немножко посотрудничали с коллегами из Института имени Сысина (они работают над этим законопроектом). Он уже практически свёрстан, и здесь нужно как раз его увязать, на мой взгляд, вот с тем техническим регламентом, который мы сейчас, собственно, рассматриваем. То есть, там качественные показатели, они практически учтены в том техническом регламенте. И мы сейчас должны, получается, оставить только конкретно техническое регулирование, то есть, взаимоотношение и абонента, и субъекта, и так далее, и так далее, и так далее.

То есть, и по моим сведениям, Минздравсоцразвития должны внести его уже на рассмотрение в Госдуму осенью, довольно таки скоро, скажем так. Мы уже сможем этот вопрос более внимательно рассмотреть в доработанном варианте. Я думаю, что коллеги подключатся к выдаче замечаний по этому документу.

И остаётся актуальным закон о водоотведении однозначно. Потому что его обязательно, эти оба, вообще, закона, они обязательно нужны. Потому что, к сожалению, в силу наших нормативных документов, которые существуют, они уже, как говорится, срок эксплуатации их практически истёк и нужно пересматривать их однозначно. Но вот та редакция, которая сейчас перед нами есть, она, безусловно, уже тоже устарела и не соответствует тем нормативным документам, которые уже приняты, даже тот же Водный кодекс, который пришёл к нам уже, да, с 2007 года действует, и в него уже внесли изменения. То есть, его тоже нужно приводить в соответствие  с нормативными  документами, которые у нас есть на сегодня.

И у меня, в моём понимании, субъектом законодательной инициативы должен выступить комитет, наверное. Потому что мы готовы принять активное участие в доработке этого документа и готовы его под вашим руководством рассматривать, доводить до тех нормативов, которые существуют.

И ещё у меня другой вопрос. Александр Николаевич, те замечания, которые давались комитетами и, в том числе, Мартином Люциановичем ещё в предыдущем созыве, да, и то, что давал Комитет по экологии, ещё Грачёва. Там были замечания, они передавались субъектам законодательной инициативы, то есть, и госпоже Орловой, и Завадникову. Вот они были учтены или нет, мне просто интересно?

Курский А.Н. Добавлю. В соответствии с процедурой, текст, который вы на руках имеете, он ни на запятую не изменился и не мог измениться. Вернее, мог измениться, но не изменился по отношению к внесённому.

Дело в том, что изменить до первого чтения, а первого чтения ещё не было, может только автор, точнее, вся совокупность авторов. Комитет год назад рассмотрел эти регламенты и рекомендовал доработать авторам: Орлова, Завадников и другие, с учётом сделанных замечаний. Но этого сделано не было, возможно потому, что предыдущие, исходные разработчики ну каким-то образом устранились, потерялись. Они считали свою миссию выполненной, затраты списанными, после внесения законопроектов в Государственную Думу. И работа прекратилась.

И именно наш, вот как бы, наше решение включить число авторов, вот которое уже состоялось, Михаила Яковлевича, позволяет нам... ну как бы он теперь становится главным автором, который будет. Просто другие авторы будут соглашаться или не соглашаться с нашими выработанными позициями.

Поэтому те замечания сейчас нужно адресовать все сюда, они должны сходиться, канализироваться в нашем как бы экспертном совете.

И ещё очень важный момент, нужно вот что понимать. Наш регламент технический уже внесён. Он прошёл процедуры разного рода, которые только ещё предстоит проходить техническому регламенту, разрабатываемому Минздравсоцразвития. Поэтому часто используется, в том числе и министерствами и правительствами такой ход, когда трудно согласовать сложный законопроект, межведомственное согласование обеспечить, а без этого нельзя внести в правительство, а после этого внести от имени правительства в Думу. То минуя эти этапы межведомственных согласований, вносят депутаты. Здесь ещё ситуация, на мой взгляд, проще и выгоднее. Законопроект уже внесён и авторы имеют право, в соответствии с Регламентом Государственной Думы, изменить его полностью до первого чтения, по рекомендации комитета, которая уже есть, эта рекомендация. Поэтому самый рациональный путь был бы: интегрировать всё, на сегодняшнее... рациональное в том тексте Минздравсоцразвития, в регламент о безопасности питьевого водоснабжения. Причём название можно изменить в обе стороны. Наше название, нынешнее приспособить к названию разрабатываемому или наоборот. Это тоже входит в понятие поправки: изменение названия, которое может внести автор до первого чтения. Поэтому это может сильно ускорить путь к цели. Вот это, если есть возможность контактов с разработчиками, которых, ну надо, конечно, сюда нам привлечь, то обязательно их об этом проинформируем, что это самый короткий путь, не через Балканы, а через Нормандию, ну, выражаясь фигурально, к победе.

Павленко. Павленко. - Саморегулируемая организация собственников жилья и землевладельцев.

С точки зрения заключения гражданских правовых сделок, вот, например, с собственниками жилых и не жилых помещений в многоквартирных домах, индивидуальных домах и так далее. Всё-таки товар или ресурс будет вода? Вот какая концепция принимается? Потому что это вечный спор.

Курский  А.Н. Господа, господа! Вы можете спорить как угодно, но никакого отношения заданный вопрос к техническому регламенту о безопасности водоснабжения не имеет, будь то безопасность услуги, безопасность поставки товаров, продажи товара - не имеет никакого значения. Это не категория, этот институт права не употребляется в нашем законопроекте.

                    . Я хотел бы уточнить, Александр Николаевич. Вот здесь в пояснительной записке говорится о том, что деятельность организации по питьевому водоснабжению регламентируется в настоящее время более 150 нормативными актами. И в то же время в документах, которые являются приложением к этому проекту закона, в частности, приложение 1, там идут конкретные цифры и конкретные значения. Я хотел бы уточнить: откуда эти цифры взялись? Потому что ссылки я не нашёл.

Курский  А.Н. Вы какие цифры имеете в виду?

                    . Приложение номер 1.

Курский А.Н. В смысле, параметры качества воды.

Как мне известно, это я не проверял, это из каких-то нормативных существующих САНПиНов или каких-то иных актов.

                    . То есть, никто не знает откуда они взялись?

Курский А.Н. Думаю, что разработчики знают, но они с нами в контакт не вступают. САНПиНы, я думаю, это.

                    . ... Сейчас есть другая версия, согласованная в том числе и с Анищенко, при разработке, там было, принимают десятки показателей..

                    . То есть всё государство живёт до сих пор по старому САНПиНы работают.

                    . Ну как, относительно старое.

                    . Как, относительно? Кроме вас, как специалистов, никто не знает о них.

                    . 2001 год - это не совсем старость или 1982 год.

                    . Но всё равно бы хорошо, если бы там ссылка была, откуда взялись эти данные.

                    . Нет, если бы ...уже определённые качественные показатели...

                    . Я имею в виду, вот в этом документе. Вот я читаю, откуда взялись эти цифры?

                    . Отсылки просто...

Курский А.Н. Извините, отсылки в тексте закона быть не может. Закон - это акт высшей юридической силы. Все остальные могут на него ссылаться, но он не может ссылаться ни на что, кроме Конституции.

                    . ...не буду. ...

Я так понял, что все теперь поняли со слов Александра Николаевича, что то, что здесь написано, кроме как инициативы, не называется. И всё фактическое содержание должно быть изложено фактически с нуля.

Другими словами, и мои попытки найти концы этих всех инициатив со стороны тех людей, которые выступают и авторизованы здесь, как соавторы, они закончились ничем, потому что, правильно было сказано, часть этих людей, которые участвовали в разработке, но не подписывали, возможно, эту инициативу, их физически уже нет на этих рабочих местах, поэтому кивать не на кого. Фактически речь идёт о создании нового закона предложения по содержанию и по сути.

Жаров Ю.А. Разрешите?

Жаров Юрий Александрович, Мосводоканал.

Я так понимаю, что нам предстоит сейчас создать рабочую группу, которая будет непосредственно заниматься разработкой новых текстов регламентов, по сути дела. Тогда нам нужно сегодня определить, наверное, предложения какие-то, чтобы внесли по составу рабочей группы. Это первое.

Второе. Если кто-то будет работать по доработке или разработке новых законов, значит надо решать вопрос финансирования этих работ.

И от имени Мосводоканала и саморегулируемые организации предлагаем поучаствовать в этом деле. И, может быть, даже, с другой стороны, текст, новый текст у нас практически отработаны.

                    . И готовы представить на рассмотрение.

Жаров Ю.А. На рассмотрение. И, может быть, они и пойдут, как основной вариант.

                    . Потому что есть доработанные варианты всех трёх.

                    . Сколько именно?

Жаров Ю.А. Всёх трёх.

                    . Три-то не надо.

                    . Нет, мы можем согласовать этот вопрос.

Жаров Ю.А. Чтобы в рамках рабочей группы уже. То есть, есть три варианта, уже доработанные и приведённые в соответствие с новым законодательством.

Постольку поскольку вы являетесь субъектом законодательной инициативы, мы готовы вам их передать. Пожалуйста, нет вопросов. Давайте и будем обсуждать.

Курский А.Н. Мы были бы очень благодарны, если бы вы попробовали интегрировать водоснабжение с водоотведением, исключив повторяющиеся нормы и объединив нормы, которые независимо друг от друга должны быть: их того и другого. Потому что водоснабжение и водоотведение мы его назовём.

                    . Может быть, как раз бы этот объединённый регламент вложить, как водоотведение и водоснабжение питьевое, а отдельно выкатить регламент, как техводоснабжение, техническое водоснабжение и водоотведение техническое. Вот сделать два регламента. Один - на питьевой и отведение хозбытовых стоков, а второй - технической, утилизация технических стоков и техническое водоснабжение.

Курский А.Н. На мой взгляд, это требует обсуждения. Дискуссионный вопрос. Лично меня он смущает. Я не профессионал.

Жаров Ю.А. Согласен. Не совсем, наверное, верно это будет, потому что у нас в технологической цепочке, как правило, промышленность уже присутствует. Это уже исторически так сложилось.

Поэтому здесь отдельно делить их тоже нельзя, здесь надо всё-таки рассматривать и их позицию, в том числе, и количественный состав, и качественный, в том числе. Поэтому здесь чётко отделять их, конечно, нежелательно.

Председательствующий. Ещё кто-то хочет высказаться?

Если нет, надо сейчас создать рабочую группу. Это поручено, Евгений, тебе. Желающие, давайте свои предложения.

                    . А у нас уже Мосводоканал...

Председательствующий. И мы, наверное, так.  Сейчас в течение недели, записываем в протокол, создать рабочую группу. И мы, наверное, раз в неделю будем специально заседать до доведения этих законопроектов до ума, так будем говорить, чтобы мы осенью уже вышли на комитет.

Есть какие-то вопросы?

                 . Да, Михаил Яковлевич. А какие сроки вообще у нас есть для того, чтобы успеть доработать этот документ?

Председательствующий. Таких конкретных сроков нет. Но я считаю, что где-то конец октября, в ноябре мы должны уже выйти на комитет, обсудить на комитете.

Курский А.Н. Извините, Михаил Яковлевич, добавлю. Выйти на руководство Государственной Думы с просьбой: во исполнение решения комитета прошлогоднего представить новые редакции законопроектов. Может быть, из трёх два? Тогда один отзывается за ненадобностью, скажем, о водоотведении. Но его содержание поглощается водоснабжением. Там соответствующие главы, соответствующие статьи, и так далее. Может быть такой вариант. То есть это всё авторы законопроектов вправе. По согласованию со всеми авторами.

Но для этого нужно иметь уже текст, который соответствует накопленному опыту, знаниям и актуализирован на сегодняшний день. Поэтому за месяц-полтора интенсивной работы можно справиться.

Председательствующий. Ещё есть вопросы? Переходим к следующему вопросу тогда. Саморегулируемые организации в сфере ЖКХ. Докладчик - Павленко.

Павленко А.А. Президент саморегулируемой организации собственников жилья и землевладельцев, которая имеет торговое название "Совладение".

Поскольку достаточно ограниченное количество времени, я постараюсь в двух словах рассказать об общей идее, об организации и о том, как мы планируем от саморегулируемых организаций перейти к саморегулируемым рынкам. Потому что вся затея, видимо, с федеральным законом об СРО заключается как раз в том, чтобы создать механизмы не только в виде самих организаций, как я их называю, общественные министерства в тех или иных отраслях, но и всю инфраструктуру этого рынка и, конечно, стандарты, правила и процедуры.

После того, как мы в Экспертном совете начали заниматься вопросами управления многоквартирными домами, у нас секция, которую господин Шемякин возглавляет, мы создали некоторый такой план законодательных инициатив и сразу же пришли к выводу, к пониманию того, что для утверждения вот этих болячек в управлении многоквартирными домами, приведения в цивилизованный рынок этой сферы нам нужно принять соответствующие правила, стандарты и процедуры по управлению многоквартирными домами.

Это не только договора управления, это стандарты объединения собственников жилья, стандарты в формировании и регистрации земельно-имущественного комплекса, это публичная услуга государства, передачи земли, выбора процедуры, принятия бюджета, стандарты работы с энергоснабжающей организацией и другими поставщиками ресурсов. Создав такой план законодательных инициатив, мы пришли к выводу, что нужно, конечно, создавать саморегулируемую организацию, которая эти стандарты и процедуры будет формировать, отрабатывать на пилотных проектах и внедрять в жизнь.

Мы сформировали и провели конференцию саморегулируемой организации собственников жилья и землевладельцев, которая у нас была создана ещё в прошлом году, и привели в соответствие ... существующему уже с федеральным законом об СРО. И надеемся уже в сентябре обратиться в Минэкономразвития для государственной регистрации такого СРО.  

На нескольких слайдах я постараюсь продемонстрировать, что это за организация и что в основе этого СРО находится. Мы неслучайно сформировали и серьёзно думаем о новом названии, которое, наверное, будет называться саморегулируемая организация Союз собственников и совладельцев Родины или России и оставляет такой тезис, будоражит и наше понимание. Этот закон, который очень удачно продвигает уже, правда, в течение нескольких лет господин Плескачевский, дай бог ему здоровья. Он открывает, конечно, новые подходы к управлению нашей экономики, позволяя создавать вот такие, как я называю общественные министерства. И когда мы говорим о рынке жилищно-коммунальных услуг, управляющих компаний, подрядных, сервисных компаний, строительных компаний, мы понимаем, что это взаимосвязанный рынок и недостаточно создать, например, ассоциацию, превратить ассоциацию строителей в СРО, для этого нужно подумать о том, чтобы работала СРО управляющих организаций и, конечно, СРО заказчиков жилищно-коммунальных услуг тех собственников, которые являются заказчиками в силу закона. Поэтому вот такой рынок мы понимаем, как рынок саморегулируемых организаций собственников жилья и землевладельцев как заказчиков жилищно-коммунальных услуг, саморегулируемых организаций профессиональных управляющих компаний, которые являются генеральными подрядчиками в случае заключения договора, передача этого объекта в управление. Саморегулируемая организация сервисных компаний, подрядных организаций и строительных компаний. И, конечно, этот рынок должен кто-то координировать, по аналогии с Европой, это у них называется европейская экономическая комиссия. И понятно, что эти рынки должны работать уже по-новому, то есть, как говорит наш президент: "целевым образом, целевым программным методом". И этот рынок должен, конечно, включать соответствующую инфраструктуру, которую нам только предстоит создать. Это и жилищные третейские суды, это и операторы информационных всяких потоков, это и управляющая компания каких-то новых стандартов, как я называю стандарты социальных домовладельцев и так далее.

Мы попытались пилотно сделать уже и такую управляющую компанию новых стандартов, стандарты социального домовладельца, которая должна управлять домами на основе договора доверительного управления, а значит, государство у нас в долгу. И должно ещё наладить процедуры формирования земельно-имущественных комплексов, их регистрацию с выдачей соответствующего свидетельства из первого раздела и процедура передачи этого объекта, это общая долевая собственность, которая является колоссальным активом в Российской Федерации, поскольку дома у нас не зарегистрированы, их нет в имущественном балансе страны. Передача, конечно, собственников с принятием решения ими о передаче в управление тем или иным профессиональным участникам рынка. Такая управляющая компания по доверительному управлению имуществом титульных собственников и землевладельцев, такую модель корпорации мы сделали. Подробно не буду останавливаться, это стратегия трёх ПИ, соответствующее превращение виртуальных собственников в реальных совладельцев своего имущественного комплекса, своего дома. Это передача государством соответствующих бюджетных дотаций, земли, формирование и защита регистрации прав собственности и самого земельного имущественного комплекса. И третье ПИ - это партнёрство. Создание таких без партнёрства, без новых правоотношений в этой сфере между собственниками, частным сектором, как в Европе говорят, и государством, это невозможно. Поэтому вот эти партнёрские отношения, они формируются в Европе, как правит "Паблик партнеши", ПИ, ПИ, ПИ, но вот отсюда и стратегия трёх перереализованных на этом рынке. И понятно, что новая форма общественного управления двигает нас к тому, что нам так или иначе предстоит создать вот эти органы управления, общественные министерства, я их называю, российская экономическая комиссия.

Но и такую картиночку я вам показал, если видно. То есть, есть президент, есть администрация, есть руководители саморегулируемых организаций. Это и есть не властная вертикаль, а общественная горизонталь, которая необходима для того чтобы сделать вот этот крест, да, более устойчивый и понятный.

Значит, ну, и конкретно к многоквартирным домам это тоже некоторая функция, которую наша саморегулируемая организация готова как бы решать на этом рынке.

Ну предстоит создать соответствующий рынок с инфраструктурой, со стандартами и так далее. И мы называем этот рынок "публичных услуг".

Очень важно в этом секторе с тем, чтобы не только заключался такой публичный и понятный договор управления многоквартирным домом между собственниками или ТСЖ и управляющей компанией, профессиональными участниками этого рынка, ну и конечно, публичные договора с ресурсоснабжающими организациями. И это законодательно и практически накладывает большие требования к ресурсо.... к поставщикам ресурса. Потому что мы переходим в некоторую другую ипостась взаимодействия. То есть, когда цена поставки ресурса экономически обоснована, когда есть понимание того, сколько отпущено и за что мы платим. Значит, соответствующий контроль качества и так далее, и так далее.

И такой публичный рынок он, конечно, приводит к тому, что в качестве инфраструктуры нужно создавать соответствующие третейские органы досудебного разбирательства, третейские суды и так далее, и так далее.

И закон федеральный нам как раз позволяет при СРО создавать соответствующие третейские суды.

И понятно, что эта схема уже, когда мы переходим на муниципальный уровень, относимся уже к локальным монополиям, то мы говорим о нетарифном регулировании, о регулировании не через государство, а через создаваемую инфраструктуру.

Значит, ну я принёс, мы сделали книжку с описанием этих работ на основании исследований малого и среднего бизнеса в Москве. И поскольку это технология совместного владения родилась в Москве, мы называем это "московская модель". Не потому что здесь особая московская власть, а потому что она родилась в Москве.

Ну и практическое освоение этих работ началось ещё в 1985 году, когда мы создавали МЖК на базе реконструкции НТТМ и так далее, и так далее. И всё двигалось только к одному: как сделать, не важно, в предприятие, в многоквартирном доме, в населённом пункте граждан нашей страны совладельцами того населённого пункта, дома или предприятия, где они работают. То есть отсюда соответствующие некоторые новые принципы, которые мы формализуем, и они вот есть в некотором обращении, которое мы приняли. Это исключение наёмного труда или сведение его к минимуму в таких образованиях.

Это формирование новых организационных форм, когда не заимствованные на Западе тупиковые формы ЛТД общества с ограниченной ответственностью, а то, как у нас было в России. То есть товарищество на паях, товарищество на вере. Но это некоторые другие модели. И понятно, что этот рынок, он формализуется в формуле: субъект, объект, бюджет. Значит, где субъектом являются собственники жилья, по их юридическому праву и владению общей долевой собственностью. А объект - это единый земельный имущественный комплекс, который передаётся как бы в управление, потому что вы не управляющая компания, если вам по акту не передали этот зарегистрированный, который по нашему закону должен быть зарегистрирован земельный имущественный комплекс - многоквартирный дом. Вы всего на всего подрядная организация оказывающая услуги там, да.

И бюджет, то есть тот план доходов и расходов, который вы имеете, за который вы боретесь и так далее.

Значит, и ... ну и такие, практическое освоение этой технологии было сделано на определённых пилотных проектах.

Первый кондоминиум, тогда ещё подзакон был, был зарегистрирован в ТСЖ "Новослободская 36". Вот такая выписка из Единого государственного реестра регистрации земельного имущественного комплекса в первом разделе прав, в первом разделе государственного реестра, где регистрируются объекты и недвижимое имущество, она была сделана впервые в России в 2000 году.

Значит, это земельно-имущественный комплекс в составе двух домов и земельного участка 0,34 га, под управлением товарищества собственников жилья.

И вот такая модель, она позволяет нам решить основные проблемы в этом рынке, связанные с непонятным ценообразованием, с галопирующими ценами на строительство жилья, и чёткого и понятного управления той собственностью, которая есть у собственников жилья.

Каким образом? Это связано с тем, что, к сожалению, в нашем Гражданском кодексе право владения никак не регламентировано и не прописано. На Западе это 11 различных прав, в том числе не только управление, но и попечительство: когда я несовершеннолетний, вы представляете мои интересы, вы владелец - я собственник. И Англия принимает, например, в 2000 году закон, кроме "лис хол" ещё "комэн хол", то есть совместное владение вот этой общей долевой собственности, и как они считают, это резко позволило им решить многие проблемы. Когда у них такая же проблема аренды на 99 лет, это как бы считается собственность, но когда у вас осталось три-четыре года до 99 лет, вы никак не заинтересованы вкладывать инвестиции в этой жильё, потому что это всё заканчивается.

Так и у нас - собственники являются виртуальными, земля не принадлежит дому, дом не зарегистрирован, его как бы юридически нет, а фактически он есть, и поэтому привлечь время, усилия и ресурсы самих собственников не удаётся.

Поэтому введение вот этого понимания и совместное владение многоквартирными домами позволяет нам передать три новых права собственникам: это право владения земельным имущественным комплексом в соответствии с Жилищным кодексом; это право быть заказчиком жилищно-коммунальных услуг по этому объекту; и право быть застройщиком на тот земельный участок, на котором стоит дом при его оформлении.

То есть теперь уже собственники решают вопрос: сносим мы пятиэтажку или не сносим, реконструируем, и что мы хотим с этим домом сделать: снести и построить что-то новое за 50 процентов с инвесторов. Такие подходы, они защищают и решают проблему обманутых вкладчиков, потому что доля ваша при вложении этих средств становится долей в земле, а потом и тот дом, который строится, и понятно: он ваш, а не какого-то там инвестора непонятно откуда-то взявшегося. То есть это позволяет устаканить многие и многие вопросы государства.

Мы ещё 2 сентября провели такое создание, сделали такой понятийный аппарат, потому что нужно придумать новые формы такого обращения к миллионам и миллионам собственников, которые бы мотивировали их читать, смотреть, изучать, учиться управлять и быть успешными в этом.

Поэтому вот видите - те новые формы разработаны: "А ты записался в ТСЖ", такие новые формы, они так или иначе позволяют мотивировать этих собственников.

И главная задача саморегулируемой нашей организации заключается в том, чтобы превратить этих виртуальных собственников в совладельцы своего дома, а значит наладить правила и процедуры регистрации этих земельно-имущественных комплексов, и всего-то для этого в государстве нужно, чтобы кто-то формировал и считать вот эти доли в земельно-имущественном комплексе, проверял правильное оформление границ, правильную регистрацию и так далее.

Ну вот в других странах, например, в той же нашей Болгарии (нашей - потому что русские там очень активно инвестируют туда деньги, действительно, наверное, это станет уже скоро 16 республикой), там достаточно понятные процедуры, которые были за три месяца разработаны Евросоюзом и внедрены на рынке. То есть вы строите дом, если у вас, естественно, есть какой-то временный отвод, делаете какой-то проект понятный, утверждённый с местной администраций (всё, как у нас), только дальше вы сдаёте комплекс после того, как вы получили налоговую декларацию, когда всё, что вы сделали - вы продали, если что-то не продали, можете на себя продать, платите налоги (у них налог на прибыль 10 процентов), с налоговой декларацией вы формируете доли каждого собственника, и это сдаётся нотариусы, он отдаёт регистратору правильно заполненный документ на регистрацию ваших прав собственности.

У нас по Закону "О госрегистрации" регистратор никак не отвечает за правильность документов, сдаваемых на регистрацию. У них есть вопрос отклонить право или зарегистрировать за определённую маржу.

Поэтому вот эти все формы позволяют нам сформировать саморегулируемую организацию для 30 миллионов граждан Российской Федерации, которые сегодня являются собственниками жилья. Но и их главный лозунг: стань общественным землевладельцем, зарегистрируй дом, возьми дом в управление и стань совладельцем своего дома, населённого пункта, как я говорю, своей малой родины.

И сегодня, конечно, СРО - это такая модель, и я хотел бы обратиться к вам, с тем чтобы вы рассмотрели, поддержали, может быть, что-то покажется вам интересным, и нам надо сформироваться единой такой командой что ли и попытаться в государстве решить эту проблему, для того чтобы наши собственники жилья, инвестирующие в жильё, имеющие свой жилищный капитал, для многих россиян это единственный значимый капитал в жизни - приватизированная квартира, - стал не источником проблем, а дальнейшим источником их капитализации, роста их благосостояния.

Поэтому стань общественным землевладельцем, вот такая картинка, и дальнейший переход от этих публичных саморегулируемых рынков, переход к новым стандартам жизни. Вот здесь даётся стандарт жизни, который строится в Арабских Эмиратах, наш стандарт 20 века. И всё то же самое, мы называем "путь Путина" или "путь совладения". "Управляй Родиной". Это мотивационные такие вещи, которые необходимо рассказывать в каждом подъезде, в каждом доме. А в основе - это регистрация и подготовка документов для передачи собственников единого земельно-имущественного комплекса и налаживание процедур управления домом и взаимодействие с управляющей компанией. Вот в двух словах, спасибо за внимание.

Председательствующий. Кто-то ещё хочет высказаться? Пожалуйста.

                . Скажите, пожалуйста, эта организация, она будет за свою деятельность получать какое-то вознаграждение? Или же это общественная организация, на общественных началах?

Павленко А.А. В соответствии с законом, саморегулируемая организация есть некоммерческое партнёрство, которое объединяет либо профессиональных участников рынка либо субъектов предпринимательской деятельности. В данной СРО, я думаю, что мы должны сделать прецедент, когда у нас будет и то, и то, что не запрещено законом. И в соответствии с законом эти члены СРО, они формируют компенсационный фонд из своих взносов, они этим взносом отвечают за деятельность субъектов рынка. А СРО отвечает за правильность стандартов своим компенсационным взносом, фондом, и так далее.

                  . Меня интересует несколько другое. Меня интересует, допустим, у вас тут написано: услуга по оформлению земельного участка составит то-то. Вот я обращаюсь в вашу организация, имея в виду, что она общественная, говорю: мне нужна такая услуга. Вот 0,34 га, на которых стоит дом и живёт 100 семей, выделите мне оттуда кусок моей земли. За это я должен вам заплатить или нет? И каким образом вы выделите из этих 0,33 или 0,34 кусок моей собственной земли?

Павленко А.А. Я думаю, что это будет таким образом работать. Сайт tsg.ru наш, уже там установлены все приложения, вы выходите на сайт, вы скачиваете себе стандарт по вот этой услуге - оформление земельно-имущественного комплекса. Поэтому стандарт, вам понятно, куда идти и что делать, и так далее. И вы начинаете с того, что подаёте соответствующее заявление от собрания собственников, по закону должен быть 51 процент, в местный земельный комитет, который должен вам провести соответствующую процедуру.

Если у вас уже есть кадастровый номер межевания и границы, всё просто. Если нет, то встаёт вопрос: в государстве эту публичную услугу кто представляет? Государство. Кто должен за это платить? Государство. Кто пошлины может нести за эту услугу? Конечно, собственники жилья. Но, к сожалению, у нас в государстве нет до сих пор ни кадастрового учёта нормального, ни регистрации прав собственности. Поскольку на этом делаются очень большие деньги, поэтому никто не торопится это внедрять. Хотя Минэкономразвития обещало нам ещё три года назад, два года назад всё это наладить. Вот теперь новый руководитель там пришёл.

                  . То есть, другими словами, то, о чём вы говорите, афишируете деятельность будущей организации, в том числе и оформление в частную собственность участка земли, она не может работать или не может осуществляться. Да?

                  . ... должны выбрать форму управления.

                  . Выбрали форму управления. Вот я прихожу, вы руководитель этой формы управления, о которой сейчас докладывает докладчик, я прихожу, говорю: вот мне нужно вот этот участок, на котором мой дом, помимо того, что квартира, да, там мои метры...

                  . У вас коллективное управление.

Павленко А.А. Считаем, что они сформировались, уже ТСЖ у нас есть.

Теперь по закону. ТСЖ должно подать заявку в земельный комитет и получить. Потому что и по Гражданскому кодексу, есть по Земельному кодексу, Москомзем в Москве обязан выдать.

                    . Я свой кусок земли получу или нет?

Павленко А.А. Конечно, да.

Вы, раз у вас общедолевая собственность, то вы получаете долю в общедолевой собственности. И, например, в испанских, в болгарских, в других контрактах вы получаете квартиру 100 метров и 0,6 процентов доли в этом описанном земельном общем комплексе. И это регистрируется в "земельной книге", и это является основание, например, для вас пригласить своих родственников, потому что дом может сгореть. А ваша доля в земле, она остаётся, понимаете. И это во всех странах это делается.

                    . Она не остаётся, это фиктивно и...

                    . ...и там каждый желающий может...

Председательствующий. Ещё кто-то хочет высказаться?

                    . Есть вопрос. СРО, в принципе, это добровольное объединение, хотя есть несколько сфер деятельности, где СРО - это обязательно. Например, это аудиторская деятельность, арбитражная управляющая, сейчас это строительные и проектные организации.

Вы, я смотрю, глубоко, в принципе, с этим вопросом ознакомились, разобрались. И, как вы считаете, какие, по вашему мнению, должны быть добровольными объединения, эти общественные ..., а какие обязательные нормами закона? Например, СРО в ТСЖ?

Председательствующий. СРО - не может быть принудительный.

                    . Нет. Вот есть обязательное СРО, в некоторых сферах деятельности они обязательны.

Председательствующий. Они обязательны. То есть, можешь выбирать или в одной или в другой.

                    . Не принудительное, но обязательное. Нет, одно, другое, третье, но обязательно вот в этой деятельности, если ты участник этой деятельности, ты обязательно должен быть участником СРО,  ты не имеешь права не быть участником быть участником...

Председательствующий. Но это не принудительно, не добровольно.

                    . Но я неправильно сказал. Я говорю, что есть сфера деятельности, где обязательно участие в СРО. ТСЖ - не обязательно должно быть...

                    . Да. Я вот точно не помню, я помню, четыре сферы, да?

                    . Сейчас четыре. Сейчас это аудиторская, внешне... направляющая...

                    . Не нужно нагружать обязательностью, понимаете. Мы идём к открытому обществу информационному. Границы меняются там. И зачем нам что-то закрываться?

А потом в таких сферах, например, как жилищно-коммунальное обслуживание, это должно быть совершенно полностью открытое. Это должны быть публичные договора, полностью...

                    . Нет, я как раз спрашиваю о том, что вот те же самые стандарты управляющих компаний, сейчас много дискутируется, что сейчас достаточно много дилетантов пришло в эту сферу, и соответственно, это связано, в том числе, что нет стандартов. Соответственно нет обязательства применения этих стандартов этих управляющих компаний.

Поэтому, когда мы говорим о том, что управляющие компании не должны быть обязательными участниками СРО, то могут поменяться любые управляющие компании, которые пришли, Вася Пупкин зарегистрировался и сказал, я классный управляющий и давайте всё...

Но это, конечно, там собственники жилья должны, но у нас они достаточно инертные...

                    . Я понял.

Председательствующий. Всё правильно, так оно и будет, в принципе. Потому что...

                    . А можно, в принципе, пойти по пути тех же самых вот четырёх сферах: аудиторы, арбитражные управляющие, строители и проектанты.

Председательствующий. Всё равно, никто не может запретить создать какой-то группе предприятий, создать своё...

                    . Большая группа должна быть. Например, строители, это 100. Проектанты - это 50 организация.

Председательствующий. Да, то есть, там есть какие-то нормативы. Но создать может любая группа организаций.

                    . Да, но там уже 50 пупкиных не... таких.

                    . Вы помните нашу историю с банками, с биржами, с кооперативами?

Вот СРО - это будет в ближайшие 2 года примерно подобный вал. 25 организаций ... и сделали СРО.

Другой вопрос есть, что я, как потребитель, должен чётко определять, а кого я выбираю. Если мне компания пришла и сказала, что вот я вам буду управлять, там нет бюджета, нет стандартов, я о ней ничего не знаю, как я буду выбирать. И вот наличие таких СРО, это должно быть чётко и понятно, к какому клану они относятся, к какой группе.

И первое, что такая управляющая компания должна сделать, она должна представить не бюджет, как собственнику и сказать, что я вот этот бюджет выполню. И посчитать, проверить этот бюджет многоквартирного дома - это задачка на уровне школьника.

Если это меня устраивает, я дальше с ними разговариваю. Дальше они должны на собрании защитить этот бюджет. А поскольку эта управляющая компания может назваться только управляющей, если они получила земельный мощный комплекс в управлении, значит она должна уметь прийти, собрать собрание, сделать ТСЖ, предложить договор, зарегистрировать земельный имущественный комплекс.

И потом договориться, что они и дали в управление это земельное имущество управляющей компании. Если это управляющая компания всё сделает, она настоящая управляющая компания. Если она пришла и сказала, что я вам буду оказывать услуги, за которые я не отвечаю, а ресурсно-снабжающая организация, это, вообще, непонятно что, я просто перепродавать буду. Стандарт социального домовладельца, который мы разработали и предлагаем, он включает в себя как бы три ключевых вещи.

Первое. Это понимание всех процедур, работа с собственниками, да, как с заказчиками. Это доверительное управление с соответствующей передачей земельно-имущественного комплекса. И это чёткая публичная услуга на всех этапах, будь это защита бюджета, проведение собрания, отчётов и так далее. В европейских странах, там, вообще, никто не задумывается, какая управляющая компания. Сидят три девочки, которые ведут там 10-15 земельно-имущественных комплексов и раз в год проводят собрание. Их не волнует, я живу в России, в Швеции или откуда-то я приехал, я имею там собственность. Но в этой стране я уже совладелец, я не имею ещё права голоса в избирательной системе, но я совладелец. И если они начнут отказываться от наших инвестиций, например, в Болгарии это будет коллапс. Поэтому это экспансия русских, которые сегодня имеют возможность покупать эту недвижимость за рубежом, создание второго дома, это экспансия нашей культуры, образа жизни, языка и так далее. И вот эти стандарты, они позволяют нам, сначала надо освоить их здесь, в России и сделать наш рынок публичным и прозрачным.

                     . То есть вы против такого обязательного участия управляющей компании в СРО?

                    . Обязательно. И причём есть мотивации, я отдельно вам могу показать, по которым управляющей компании будет очень выгодно ступить в наше СРО.

                  . Спасибо.

Председательствующий. Кто ещё хочет?

Агептов С.Н. Общероссийское объединение работодателей, Союз коммунальных предприятий, Агептов Сергей Николаевич.

По экспансии, как вы говорите, там российского бизнеса в Болгарии, федеральный закон о самоуправлении решил экспансию в строительной деятельности и для управляющих компаний. Это для всех сейчас, в общем-то, ясно и понятно, хотя саморегулируемых организаций как таковых в России нет, потому что нет регистрирующего органа до сих пор, который бы юридически де-факто определил, что это СРО. Поэтому красивые названия, они есть, но юридически они неправомочны действовать.

И ситуация, думаю, с назначением или с утверждением этого регистрирующего органа, которая уже больше полугода затянулась, она, в общем-то, не так проста, не то, что кто-то не может решить. Самим этим законом о саморегулировании довольно много вопросов, потому что ликвидация, если президент говорит о поддержке малого, среднего бизнеса, то саморегулируемым организациям малого, среднего бизнеса просто перекрывают кислород. Это мы столкнулись и мы очень рады, Михаил Яковлевич, что в повестке дня написано: саморегулируемые организации в сфере ЖКХ, не управляющих компаний, потому что закон, принятый, заточен на строителей и управляющих компаний. Это как раз чётко сделано. А вот в сфере ЖКХ, мы этот вопрос уже очень активно на региональных союзах поднимается, как саморегулируемые организации, условно говоря, там для похоронщиков, которые будут создавать компенсационные фонды, и нести солидализованную финансовую ответственность, кто, на какую глубину кого закопал. Довольно много и спорных этих вопросов. Мы очень рады, что в Государственной Думе этому уделено внимание. Мы сейчас создали координационный методический совет по саморегулированию в ЖКХ. Мы теперь хоть знаем, куда нам всё это теперь и нести. В регионах, в субъектах на уровне губернаторов, услышав слово СРО, сейчас в приказном порядке все в СРО начинают строить непонятно, разобравшись на местах, что это такое, но маячит компенсационный фонд, на что можно как бы на это хозяйство сесть ни за что, не отвечая, но контролировать этот процесс и утверждать. Так как видов деятельности в ЖКХ довольно много, вот водоканалы сейчас объединились, а если мы спустимся вниз, где, условно говоря, сто организаций, возьмём там благоустройщиков, лифтовиков, у нас сейчас тоже мощная волна у лифтовиков, как продвинутых и грамотных специалистов, создание саморегулируемых организаций. А ткнули носом внутрь-то, а получается непонятно как. Поэтому мы очень рады, что это появилось. Мы теперь свои наработки сюда принесём и постараемся выработать концепцию поведения, создания саморегулиремых организаций именно по видам деятельности ЖКХ, потому что это очень огромное разнообразие видов деятельности, а для управляющих компаний, ну это нормальный замкнутый рынок, контролируемый.

И, в принципе, это преграда фирмам-однодневкам, которые сейчас в субъектах ещё создаются, вот эти вот небольшие управляющие компании. Они, собственно говоря, как финансовый инструментарий могут использовать, как аудиторские компании, страховые, нести между собой солидаризованную ответственность.

Поэтому мы рады, что в комитете появилось такое направление. Принесём свои предложения.

Спасибо.

Председательствующий. Ещё кто-то хочет высказаться?

                   . Да. Если можно, хотел просто добавить. Сергей Николаевич сказал многое.

Действительно, нет у нас регистрирующего органа до сих пор. То говорят в Минэкономике, потом говорят - Росрегистрация. По последней версии, что это будет Росрегистрация.

Как бы мы тоже являемся саморегулируемой организацией уже достаточно давно, и объединились мы тоже давно, в этом году нам 115 лет.

                    . Как саморегулирумая?

                    . Нет. Как саморегулируемая, нам только два года, а так мы уже, как ассоциация существуем 115 лет.

Поэтому я просто хотел сказать, что действительно нужно для самих понять: какие органы, какие отрасли, скажем так, мы должны, собственно, регулировать на предмете саморегулирования по видам деятельности.

По видам деятельности у нас сейчас саморегулируют только строители, проектировщики, инженерные изыскания и компании, которые занимаются капитальным ремонтом.

Но законом, на мой взгляд, может быть это и правильно всё-таки сделано, то, что сделали ограничение 50 для проектировщиков и капитального ремонта, а все остальные по 100. Ну и суммы те, которые в компенсационном фонде, они должны быть действительно ощутимы. И те, по которым предусмотрен минимальный взнос по 148-му этому закону, я думаю, что вот эти суммы как раз и должны быть стимулом, чтобы, они отменяют проходимцев.

И поэтому вам, как пожелание просто, чтобы этот компенсационный...

                   . Это малый и средний бизнес.

                   . Малый и средний... Но в большинстве своём это люди, которые просто случайные, скажем так, в этом бизнесе.

                   . Ни одна вот эта из тех цифр, которые вы назвали, не может являться критерием для тех людей, которые выбирают. Для этих людей является критерием (сегодня, и будет всегда) тендер. Только в сравнении с техническими возможностями можно определить: вот этот будет или тот.

                  . Да у строителей входной билет был объявлен 100 миллионов.

                  . Нет. Нет. 1 миллион сейчас. Входной билет. Это компенсационный фонд. Вы не путайте. Это то, чем не пользуются саморегулируемые организации. Это то, как... Это если когда потребитель выходит непосредственно уже с иском. Вот только на это рассчитан компенсационный фонд.

Председательствующий. Достаточно много сказали.

Давайте вот что сделаем. Конечно, вся эта деятельность должна регулироваться законам. Поэтому надо создать рабочую группу. Это такая, в общем, бездонная яма, в принципе, ЖКХ. Всё там перелопатить, наверное, не удастся. Но работать можно начинать.

Давайте сделаем так - наверное, создание рабочей группы мы поручим вам, поскольку вы...

Давайте создавать рабочую группу, и начинаем тогда работать вот над законами. Так?

Вопросы есть у кого-то?

Давайте - до следующего заседания мы должны её сформировать, предложить всем желающим, и будем работать.

Повестка у нас вся. Есть у кого-то какие-то замечания, предложения? Если нет, до встречи на будущем - через неделю.

 

по материалам prodekorsten.ru
27 августа 2008



Хотите узнать больше? Найти все про Стенограмма заседания экспертного совета по жилищно коммунальному хозяйству (ЖКХ) от 26.08.2008 г.


Также в этой рубрике:
 
Стенограмма заседания экспертного совета по жилищно коммунальному хозяйству (ЖКХ) от 12.08.2008 г.
Стенограмма заседания экспертного совета по жилищно коммунальному хозяйству (ЖКХ) от 09.09.2008 г.
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00