Главная/ Законодательство/ Градостроительный кодекс/ |
Тезисы доклада на международном конгрессе "Государство и бизнес: социально ответственное партнерство" (20 мая 2005 г., Москва, "Президент-отель")
Результаты градостроительной деятельности затрагивают интересы всех граждан России. Должна лежать нацеленность на поддержание баланса интересов всех слоев общества, комплексность подходов к пространственной организации территории, базирующаяся на знании объективных закономерностей ее развития.
Решение проблем правового регулирования градостроительной деятельности может основываться на глубоко, профессионально обоснованных проработках или на принятых в спешке, под нажимом заинтересованных в этом узких могущественных группировок, посылках. Во втором случае получается «как всегда». Сначала органы государственной власти принимают решение, потом «не понимают» почему народ недоволен, затем вносят поправки.
Начало этого века в России, в социальном плане, в некоторых аспектах напоминает начало прошлого. Получивший реальную власть крупный капитал потерял голову от полученных возможностей. Он спешит закрепить их законодательно, не задумываясь о достаточно близких последствиях. А ими может стать социальный взрыв.
Новый Градостроительный кодекс, даже после тех поправок, которые были приняты непосредственно перед его принятием, практически содержит положения, которые в сочетании с определенными положениями жилищного кодекса, будут создавать предпосылки ситуации ведущей к крайнему обострению социальных проблем. Это ускорение спекулятивного оборота на рынке наиболее ценных земель и практически бесконтрольное пользование ими; как следствие, ускоренный рост арендной платы и цен на недвижимость, непосильное для большого количества граждан повышение платежей связанных с пользованием недвижимостью, ускорение социальной дифференциации. Это быстрый рост количества градостроительных ошибок. Это потеря реального контроля государства в вопросах регулирования пользования территорией, необходимого для поддержания его целостности.
Недостатки нового Градостроительного кодекса связаны и с тем, что многие его положения профессионально не обоснованы. Важно не только что делать, важно и как это сделать.
Значительная часть положений нового Градостроительного кодекса практически нереализуема. В частности, из более 27000 муниципальных образований в России менее 1% сможет в течение нескольких лет обеспечить разработку полноценной документации «территориального планирования», принятие «Правил землепользования и застройки», создание системы информационного обеспечения градостроительной деятельности. Большей части из них на это потребуются десятилетия.
Попытки реализации положений нового Градостроительного кодекса на пути разрушения системы органов профессионально регулирующих градостроительную деятельность приведут к окончательному развалу того полезного в этой сфере, что нам осталось от прошлого. Отказ от вертикали системы информационного обеспечения градостроительной деятельности приведет к ее разрушению на всех уровнях и практически к отстранению органов государственной власти от возможности эффективно управлять развитием подведомственных территорий. Для федеральных органов государственной власти это потеря возможности строить свои отношения с субъектами Российской Федерации, а у них с муниципальными образованиями на объективной информационной основе.
Перечень приведенных примеров можно продолжить, их много, однако и этих достаточно для понимания серьезности проблемы. Ущерб государству, связанный с появлением упомянутых выше положений нового Градостроительного кодекса, уже наносится. Серьезные негативные последствия начнут сказываться в ближайшие годы. Проблемы, связанные с «монетизацией льгот» на их фоне покажутся мелкими.
Представляется, что на самых высоких уровнях государственной власти и руководства общественных организаций следует отнестись к этому ответственно. Союзу Архитекторов России имеет смысл организовать профессиональное обсуждение проблем связанных с реализацией положений в новом Градостроительном кодексе, с подготовкой предложений по минимизации негативных последствий его необоснованных положений. Минрегионразвития Российской Федерации, целесообразно организовать с привлечением профессионалов подготовку и внесение в новый Градостроительный кодекс наиболее актуальных поправок; подготовку и принятие подзаконных федеральных правовых и нормативных актов регулирования градостроительной деятельности.
На региональном уровне, к сфере компетенции которого Конституцией отнесено государственное регулирование градостроительной деятельности, целесообразно организовать внесение изменений в действующие Градостроительные уставы, и там где они еще не приняты, их разработку и принятие. Необходима подготовка и принятие подзаконных региональных правовых и нормативных актов регулирования градостроительной деятельности, подготовка и направление в Минрегионразвития России своих предложений по внесению в принятый Градостроительный кодекс наиболее актуальных поправок.
На муниципальном уровне, целесообразно организовать: внесение изменений в действующие Градостроительные уставы, и там где они еще не приняты, их разработку и принятие подзаконных муниципальных правовых и нормативных актов регулирования градостроительной деятельности, и подготовку и направление в Минрегионразвития России своих предложений по внесению в принятый Градостроительный кодекс наиболее актуальных поправок.
Зам. директора ЦНИИП градостроительства РААСН
М.Я. ВильнерХотите узнать больше? Найти все про Заместитель директора ЦНИИП градостроительства РААСН М.Я. Вильнер. О социальной ответственности органов государственной власти в области градостроительной политики
| ||||||
|
Президент РФ | |
Государственная Дума РФ | |
Правительство РФ | |
Москва | |
Область | |
Регионы | |
Законодательство | |
Словарь |
| ||
| ||
|
| ||
|
| ||||||||||||||||
(000) 000-00-00 |
Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 18:28, страница Заместитель директора ЦНИИП градостроительства РААСН М.Я. Вильнер. О социальной ответственности органов государственной власти в области градостроительной политики - Градостроительный кодекс строительного портала prodekorsten.ru |