Главная/ Официальная хроника/ (страница 62)/

Доклад руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ В.А. Аверченко

"О работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации социальной защиты населения и проведению сбалансированной тарифной политики в условиях перехода на 100-процентную оплату ЖКУ

                                                                             ДОКЛАД

руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству В.А.Аверченко на Всероссийском селекторном совещании по вопросу: «О работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации социальной защиты населения и проведению сбалансированной тарифной политики в условиях перехода на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг» 11 февраля 2005 года.

 

Уважаемый Владимир Анатольевич, уважаемые коллеги, участники селекторного совещания!

 

С начала года Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ежедневно отслеживает ситуацию в сфере тарифного регулирования. Чтобы осуществлять действенный контроль и принимать необходимые меры по снижению необоснованно завышенных цен на жилищно-коммунальные услуги, наши специалисты самым тесным образом взаимодействуют с Федеральной службой по тарифам и с Федеральной антимонопольной службой.

Текущий анализ показывает, что стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилья по установленным на местах экономически обоснованным тарифам в среднем по России на конец прошлого года составила 33 рубля 70 копеек. В тот же период в 2003 году она равнялась двадцати девяти с половиной рублям. С учетом установленных на местах размеров платежей граждан фактическая оплата жилищно-коммунальных услуг в среднем по России на одну семью на декабрь 2004 года составляла одну тысячу сто восемьдесят два рубля 80 копеек в месяц. В январе оплата выросла на 272 рубля. В феврале динамика роста продолжилась.
            В среднем по Российской Федерации цены на жилье и тарифы на коммунальные услуги увеличились на 25 процентов, из которых более 20 процентов составляют возросшие цены на газ, электрическую и тепловую энергию.

            Политика региональных энергетических комиссий и единых региональных тарифных органов, определяющих на территории уровень цен на энергоресурсы, стала в данной ситуации одним из основных    факторов    роста    цен.    Электрическая    энергия    для населения с начала года подорожала более чем на 19 процентов, тепловая энергия от централизованных источников - на 15, газ -более чем на 25 процентов.

            На 30-40 процентов подорожала тепловая энергия в Москве, Республиках Хакасия, Карачаево-Черкесия, Оренбургской, Самарской областях и Хабаровском крае. В полтора раза и выше поднялась цена тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в Калининградской области, Республике Татарстан и Алтайском крае.

            Повышение цен на электроэнергию от 21 до 37 процентов в Москве, в Белгородской Смоленской, Пермской, Челябинской областях, Корякском и Чукотском автономных округах повлекли за собой и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья в 2005 году» определен федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере ста процентов от федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых услуг.

            Согласно постановлению тарифы могли возрасти только на 10 процентов. Ранее установленный федеральный стандарт был равен девяносто процентов. В текущем году он поднялся до ста процентов. Причем в последние три года этот стандарт не менялся. Он был фактически «заморожен». Это давало возможность регионам постепенно доводить тарифы до экономически обоснованной величины. Как показывает анализ? в тех регионах, где выдерживался темп, предложенный федеральным центром, рост тарифов действительно оказался незначительным: к примеру, в Саратовской, Кемеровской, Тюменской областях, в Приморском крае...

            Тогда как в Ярославской, Оренбургской, Смоленской, Магаданской и Астраханской областях, в ряде других регионах, долговременная и экономически неоправданная политика искусственного сдерживания тарифов и несоблюдения стандартов привела в начале текущего года к резкому росту тарифов на 30 процентов. При этом населению объясняют это повышение необходимостью доведения тарифов до уровня федерального стандарта.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что уровень федерального стандарта в 100% соотнесен с другим федеральным стандартом -предельной стоимостью предоставляемых услуг. Данный стандарт установлен дифференцированно для каждого субъекта Федерации. Однако регулирующие органы власти на местах во многих случаях посчитали возможным вести отсчет от фактически сложившихся тарифов.

В этой связи обращаем внимание руководителей региональных органов исполнительной власти на то, что превышение      стоимости жилищно-коммунальных      услуг установленной федеральным стандартом не может включаться в оплату населением и должно возмещаться либо за счет бюджетов, либо за счет снижения себестоимости производства услуг и, соответственно, тарифов.

Совершенно недопустимо завышение тарифов для населения с целью покрытия     убытков     и     компенсации     ущерба     от необоснованных решений. Подобная практика, например, сложилась в Республике Саха (Якутия).

Несколько слов о регионах, вызываемых на обратную связь.

В Республике Бурятия, Пермской и Курганской областях, Корякском автономном округе стандарт оплаты жилищно-коммунальных услуг установлен на уровне ста процентов, в остальных регионах - 90 процентов. В то же время, в большинстве субъектов Федерации среднесложившийся уровень оплаты гражданами с учетом принятых на местах решений существенно ниже установленных региональных стандартов. В частности, в Корякском автономном округе минимальный уровень - 32 с половиной процента. Между тем разницу местный бюджет возмещает далеко не в полном объеме, что, по сути, ведет к значительному недофинансированию предприятий ЖКХ и финансовому тупику.

Анализ соблюдения стандарта предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц дает возможность сделать вывод, что в пределах стандартов находится показатель в Курганской области,  Красноярском и Хабаровском краях; превышение от 1 до 3 рублей в Ленинградской, Брянской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. И более чем на 70% или на 62 рубля превышение стоимости в Корякском автономном округе!

Собираемость платежей граждан от предъявленных к оплате сумм за предоставленные услуги в среднем по Российской Федерации на конец 2004 года составила девяносто два и четыре десятых процента. Среди рассматриваемых регионов самая низкая собираемость в Корякском автономном округе - 43 с половиной процента. Самая высокая - в Хабаровском крае - более девяносто пяти процентов.

Обязательным условием перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг является социальная поддержка малоимущего населения. Прежде всего, она заключается в предоставлении гражданам государственной социальной помощи в виде субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 4 тысяч центров по начислению субсидий. По оперативной информации в 2004 году правом на получение субсидий воспользовались 6 миллионов 644 тысячи семей. Это - 13 с половиной процентов от количества семей, проживающих в Российской Федерации. Общая сумма предоставленных субсидий составила 35 миллиардов 330 миллионов рублей.

Среди регионов, вызываемых на обратную связь, доля семей, получающих субсидии, в Красноярском крае составляет тридцать с половиной процентов, в Ивановской области - двадцать семь и четыре десятых процента, в Пермской области - двадцать три и семь десятых процента, в Хабаровском крае и Республике Бурятия - двадцать и шесть десятых и девятнадцать и две десятых процента соответственно. Это значительно превышает среднероссийские показатели. В то же время, в Брянской и Ленинградской областях менее семи процентов семей пользуются субсидиями.

Наряду с предоставлением субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством отдельным категориям граждан предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. По оперативной информации в 2004 году количество граждан, пользующихся льготами, составило 44 миллиона человек. Затраты предприятий ЖКХ, связанные с предоставлением льгот, за данный период составили - 60 миллиардов 230 миллионов рублей.

Согласно действующему законодательству, с января текущего года бремя исполнения государственных обязательств по социальной поддержке граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг ложится на субъекты Российской Федерации, на региональные бюджеты. Разумеется, учитывая сложившуюся в январе социальную обстановку, связанную с монетизацией льгот, необходимо очень осторожно и взвешенно относиться к льготам в сфере ЖКХ, так как услугами жилищно-коммунального хозяйства пользуются все без исключения. На сегодняшний день ранее действовавшая система льгот сохраняется на региональном уровне без значительных изменений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года №444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» рекомендовано к концу 2005 года провести мероприятия по повсеместному внедрению системы персонифицированных социальных счетов граждан.

На всей территории Республики Бурятия и Тюменской области с 1 января осуществлен переход к перечислению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета граждан. Подобная система внедрена и в ряде муниципальных образований Красноярского края. В Республике Хакасия и в Чувашской Республике полный переход на новую систему планируется со второго квартала текущего года. В остальных субъектах Российской Федерации проводится подготовительная работа по переходу к перечислению субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета
граждан до 31 декабря 2005 года. 


КРАТКИЙ АНАЛИЗ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2004 ГОД


            В 2004 году инвестиции в основной капитал использованы в объеме двух триллионов семисот двадцати девяти миллиардов восьмисот миллионов рублей. Это на десять и девять десятых процента больше, чем в 2003 году.

Выполненный объем работ по договорам строительного подряда   в   прошлом году   составил   один  триллион     четыреста шестьдесят восемь миллиардов рублей, или сто десять и одна десятая процента к уровню 2003 года. Для иллюстрации могу сказать, что на эти деньги можно построить около трех миллионов квартир.

В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2004 год предусматривалось выделение государственных инвестиций (по уточненному перечню Минэкономразвития России) на строительство двух тысяч семисот сорока семи строек. Из намеченных к вводу в действие девятисот пятидесяти трех строек и объектов в 2004 году введены в эксплуатацию на полную мощность только 119 и частично - 26. Кроме того, введен 121 объект (77 - на полную мощность и 44 -частично) из числа предусмотренных к вводу в последующие годы.

В 2004 году организациями всех форм собственности построено более четырех семидесяти шести тысяч новых квартир.

Ввод в действие жилых домов за 2004 год составил около сорока одного миллиона квадратных метров общей площади или сто двенадцать с половиной процентов по отношению к предыдущему году. При этом 40 процентов введенного жилья построено за счет средств индивидуальных застройщиков.

В 2004 году в 58 субъектах Российской Федерации объемы построенного жилья превысили уровень 2003 года. Наиболее высокие темпы жилищного строительства достигнуты в Московской (137,9 %), Новгородской (125,3 %), Пензенской (116,6 %), Ростовской (111,4%) областях, Агинском Бурятском автономном округе (208,6 %).

В то же время в Дальневосточном федеральном округе и ряде субъектов    Федерации     допустили     снижение     объемов жилищного строительства. Так, ввод жилья в этих субъектах в 2004 году по отношению к 2003 году составил: в Магаданской области -тридцать три процента; Мурманской - сорок восемь и шесть десятых процента, Эвенкийском автономном округе - почти тридцать два процента, Коми-Пермяцком автономном округе -пятьдесят пять процентов, в Республике Адыгее - шестьдесят три процента...

Вместе с тем следует отметить, что ежегодные объемы жилищного строительства в целом по России не удовлетворяют потребностей населения России в благоустроенных квартирах.

В 2004 году, по сравнению с 2003-им, уменьшился ввод в действие высших учебных заведений - почти на сорок пять процентов; общеобразовательных учреждений - на двадцать восемь и четыре десятых процента; дошкольных образовательных учреждений - на тринадцать и девять десятых процента.

Также уменьшился ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений - на двадцать девять и две десятые процента; больничных учреждений - на четыре с половиной процента; домов-интернатов для престарелых и инвалидов (взрослых и детей) - более чем на тридцать четыре процента; учреждений культуры клубного типа - на 13,6%.

Почти вполовину снизился ввод в действие коммунальных сетей.
            Вместе с тем, ввод средних специальных учебных заведений увеличился - на шестьдесят один и одну десятую процента; домов отдыха - на тридцать два и одну десятую процента.

Средний уровень загрузки производственных мощностей строительных организаций в 2004 году составил шестьдесят три процента. Наиболее высокий уровень загрузки использования мощностей наблюдался в организациях с численностью свыше 200 человек.

В 2004 году в промышленности строительных материалов продолжилась тенденция наращивания объемов производства промышленной продукции.

Однако по разным видам строительных материалов удельный вес высококачественной, конкурентоспособной продукции в общем объеме производства еще существенно различается.

В целом отечественная промышленность строительных материалов ориентирована в основном на внутренний рынок и обеспечивает основные потребности строительного комплекса.

В истекшем году введены мощности по производству более 20-ти видов строительных материалов, изделий и конструкций.

Должен отметить, что по ряду основных видов строительных материалов в 2004 году произошло увеличение объемов выпуска. В том    числе   было   произведено:    более   пятидесяти   миллионов квадратных метров керамической плитки для внутренней облицовки стен, сорок пять миллионов шестьсот тысяч тонн цемента, девяносто четыре миллиона восемьсот тысяч квадратных метров линолеума, более четырехсот шестидесяти семи миллионов квадратных метров мягких кровельных материалов, семь миллионов шестьсот тысяч штук санитарных керамических изделий.

Однако производство минеральной ваты снизилось на двадцать два и восемь десятых процента, а стекла - на пять и шесть десятых процента.

Необходимо заметить, что технический уровень большинства российских предприятий все еще значительно отстает от современных требований.

В строительном секторе медленно идет процесс создания современных и материально оснащенных предприятий, имеются проблемы с внедрением эффективных наукоемких строительных технологий, обеспечением конкурентоспособности строительной и промышленной продукции, совершенствованием рыночных отношений и интеграцией российского строительного сектора в мировой рынок.

В заключение несколько слов о работе Агентства по федеральным целевым программам.

Агентство в 2004 году осуществляло функции государственного заказчика по 13 федеральным целевым программам и подпрограммам, а также по стройкам и объектам непрограммной части ФАИП. На их реализацию из федерального бюджета было выделено тринадцать миллиардов девятьсот восемьдесят три миллиона рублей. Все средства были освоены полностью.

Хочу подчеркнуть, что на 2005 год Агентству переданы дополнительно функции государственного заказчика по пяти федеральным целевым программам, а именно:
            - развития Калининградской области на период до 2010 года;

-                      «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы и до 2010 года»;

-                      «Юг России»;

-                      «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года»;

-                      «Социально-экономическое        развитие        Республики Башкортостан до 2006 года»

 

Федеральным законом от 30.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2005 год» предусмотрено бюджетное финансирование деятельности Агентства в размере тридцати одного миллиарда восьмидесяти шести миллионов рублей.

     

Доклад закончил. Благодарю за внимание.

 

 

14 февраля 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Доклад руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ В.А. Аверченко


Также в этой рубрике:
 
Итоги приватизации строительного комплекса
Выдержка из нашумевшего доклада АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, подготовленного Счетной Палатой РФ
Итоги строительной индустрии за 2004 год
Доклад руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Владимира Аверченко
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00