Главная/ Законодательство/ Градостроительный кодекс/

Предложения по внесению изменений в Градостроительный Кодекс РФ.

Доклад заместителя директора НИиПИ Генерального плана Москвы Георгия Юсина на Совете главных архитекторов городов РФ.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по внесению изменений в Градостроительный
кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ
(приоритетные направления и задачи)

Настоящие Предложения подготовлены в рамках работы Государственного совета Российской Федерации по совершенствованию механизма федеративных отношений с учетом решений Совета главных архитекторов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и пленума Правления Союза архитекторов России (май 2005 г.), рассмотрены на заседа-ниях Общественного совета при Министре регионального развития Российской Федерации и Круглого стола по проблемам реализации «пакета» зако-нов по созданию рынка доступного жилья (октябрь 2005 г.).

1. Устранить дисбаланс и фрагментарность полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (приложение).

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. № 190-ФЗ требует существенного развития и совершенствования в части обеспечения сбалансированного распределения полномочий в области градостроительной деятельности между всеми уровнями публичной власти - федеральным, региональным, муниципальным.
Для решения этой задачи недостаточно передачи полномочий с федерального уровня на региональный. Необходима система, в которой полномочия всех уровней публичной власти представлены с необходимой и достаточной полнотой и сбалансированы между уровнями.
В представленных предложениях систематизированы и разграничены полномочия, установленные действующим законодательством, в том числе, полномочия, перераспределяемые между уровнями публичной власти; полномочия, не установленные действующим федеральным законодательством, но необходимые для обеспечения эффективности правового регулирования и  осуществления градостроительной деятельности.
Предлагаемая система разграничения полномочий в области градостроительства основана на следующих принципах:
1) вопросы градостроительной деятельности, относящиеся к исключительным полномочиям Российской Федерации, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы прямого действия;
2) вопросы градостроительной деятельности, не относящиеся к исключительным полномочиям Российской Федерации, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими общие принципы, требования к осуществлению соответствующих видов градостроительной деятельности. По указанным вопросам субъекты Российской Федерации вправе принимать законы, в том числе кодексы, и иные нормативные правовые акты, соответствующие общим принципам, требованиям, установленным федеральным законодательством;
3) по вопросам градостроительной деятельности, не относящимся к исключительным полномочиям Российской Федерации, муниципальные образования вправе осуществлять с учетом их особенностей правовое регулирование градостроительной деятельности в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации путем принятия правовых актов органов местного самоуправления.
В предложениях существенно усилена роль системы территориального планирования с учетом обеспечения комплексного развития территорий городов федерального значения, поселений, городских округов путем обязательной совместной подготовки соответствующих документов территориального планирования.

Предлагаемая система обеспечивает необходимую сбалансированность и полноту полномочий и обязанностей органов публичной власти разных уровней, а именно:
- круг полномочий и обязанностей федеральных органов сконцентрирован на стратегических общенациональных задачах пространственного развития России;
- субъекты Российской Федерации приобретают необходимую полноту полномочий и обязанностей для развития региональных инфраструктур, пропорционального развития территорий муниципальных образований;
- у муниципальных образований остаются те полномочия и обязанности, которые в ближайшей перспективе могут быть обеспечены местными институциональными, кадровыми, финансовыми и иными ресурсами.

 

2. Вернуть в правовое поле и усилить роль основополагающих ин-ститутов и механизмов регулирования градостроительной деятельности.

Предлагается:
1) сформировать систему федеральных, региональных и местных органов, уполномоченных в области градостроительной и архитектурной деятельности, включающей организацию и координацию территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, правовое, научно-методическое и нормативно-техническое обеспечение градостроительной деятельности;
2) восстановить единую систему градостроительного и архитектурно-строительного нормирования – федеральных, региональных, местных нормативов градостроительного и архитектурно-строительного проектирования. В отличие от технических регламентов эта система должна иметь преимущественно социальную направленность – устанавливать государственные и муниципальные гарантии обеспеченности населения социально значимыми благами и их пространственной доступности (объекты инфраструктуры, территории общего пользования, нормативы проектирования жилых, учебных, медицинских, культурно-бытовых, производственных и иных объектов, обеспечивающие гарантированный уровень социального комфорта);
3) восстановить обязательность федеральной и региональной государственной экспертизы в области градостроительной деятельности;
4) ввести государственную систему профессиональных квалификационных требований (стандартов) для физических и юридических лиц, имеющих право выполнять работы в области градостроительного и архитектурно-строительного проектирования. Определить порядок подтверждения соответствия указанным требованиям;
5) ввести понятие «единой системы информационного обеспечения градостроительной деятельности в Российской Федерации», включающую системы информационного обеспечения градостроительной деятельности федерального, регионального и местного уровней.

3. Ввести системную классификацию видов объектов градостроительной деятельности, отражающую реальное содержание и предмет градостроительства, дать исчерпывающие определения объектов градостроительной деятельности.

Предлагается следующий классификатор видов объектов градостроительной деятельности:
1) территории, в том числе:
 а) территории Российской Федерации, субъектов Российской Федера-ции, муниципальных образований, элементы их планировочной структуры, системы расселения;
 б) территории городов, поселков, сельских населенных пунктов, элементы их планировочной структуры;
 в) межселенные территории, элементы их планировочной структуры;
 г) территории в границах земель различных категорий;
 д) территории с особыми условиями использования и осуществления градостроительной деятельности,  в том числе территории:
 - общего пользования, общественные пространства;
 - объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия;
 - особо охраняемые природные территории;
 - пригородных зон, лесопарковых защитных зон городов;
 - водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения;
 - санитарно-защитных зон;
 - подверженные опасным воздействиям природного и техногенного характера;
 - технических зон объектов транспортной, инженерной инфраструктур;
 - зон охраняемых объектов;
- иные территории;
2) архитектурно-строительные объекты, в том числе:
а)  здания, строения, сооружения;
б) линейные объекты;
в) объекты ландшафтной, садово-парковой архитектуры;
г) комплексы, ансамбли архитектурно-строительных объектов;
3) земельные участки;
4) территории, архитектурно-строительные объекты различного статуса, в том числе:
а) федерального значения;
б) регионального значения;
в) местного значения.

4. Радикально переработать положения Градостроительного кодекса Российской Федерации о территориальном планировании, градостроительном зонировании и планировке территории в соответствии со следующими принципами:
- территориальное планирование является планированием развития территории (а не землеустройством);
- территориальное планирование обеспечивает пространственную сбалансированность развития отраслей и территорий;
- территориальное планирование обеспечивает синтез, единство, целостность жизненного пространства человека и общества независимо от статуса, отраслевой принадлежности, форм собственности планируемых объектов.

Предлагается:
1) ввести единую систему (иерархию) комплексных документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, включающих:
а) Генеральную схему развития территории Российской Федерации;
б) генеральные схемы развития территорий субъектов Российской Федерации, генеральные планы развития территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
в) генеральные схемы развития территорий муниципальных районов, генеральные  планы развития территорий поселений, городских округов;
2) определить, что:
а) генеральные схемы, генеральные планы являются основой для отраслевых схем развития и размещения объектов;
б) в соответствии с Генеральной схемой развития территории Российской Федерации разрабатываются комплексные схемы развития частей территории Российской Федерации, имеющих стратегическое значение для обеспечения безопасности и устойчивого развития страны;
в) генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, генеральные планы поселений, городских округов должны комплексно решать задачи развития соответствующих территорий, определять их функционально-планировочную и архитектурно-пространственную структуру, назначение и параметры развития частей территории, размещение и параметры развития инфраструктур, меры по обеспечению безопасности территории, охране окружающей среды, сохранению особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия вне зависимости от статуса территорий и объектов (федерального, регионального, местного);
г) разработка проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, генеральных схем развития территорий Московской области, Ленинградской области осуществляется совместно органами исполнительной власти города Москвы и органами исполнительной власти Московской области, органами исполнительной власти города Санкт-Петербурга и органами исполнительной власти Ленинградской области с федеральными органами исполнительной власти;
д) территории в границах городских и сельских поселений, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, установленных в соответствии с документами территориального планирования, относятся к категории земель поселений, иные категории земель в указанных границах не выделяются;

3) концептуально переработать положения  о градостроительном зонировании с учетом нижеследующего:
а) градостроительное зонирование определяет части территории, в границах которых устанавливаются единые для выделенной зоны требования к использованию территории при осуществлении градостроительной деятельности;
б) градостроительное зонирование является неотъемлемой и обязательной составляющей всех видов документов территориального планирования и проектов планировки. Не допускается принятие правовых актов, устанавливающих границы и требования градостроительного зонирования вне состава и процедур подготовки, согласования, экспертизы и утверждения документов территориального планирования;
в) требования градостроительного зонирования распространяются на все территории и объекты независимо от их значения (федеральные, региональные, местные) и форм собственности на земельные участки и объекты капитального строительства;
г) в границах градостроительного зонирования действуют все особые требования и ограничения использования территорий объектов культурного наследия и зон их охраны, особо охраняемых природных территорий, иных территорий с особыми условиями использования;
д) каждому виду документов территориального планирования соответствует необходимый масштаб и детализация градостроительного зонирования. Градостроительное зонирование территорий субъектов Российской Федерации не может противоречить градостроительному зонированию территории Российской Федерации. Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований не может противоречить градостроительному зонированию территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации;
е) виды разрешенного использования земельных участков, предельные размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства устанавливаются проектами планировки, проектами межевания территории в соответствии с градостроительным зонированием, установленным в документах территориального планирования.

5. Обеспечить эффективные правовые гарантии и механизмы  реализации документов территориального планирования, документации по планировке территории

Предлагается:
1) определить, что государство, органы местного самоуправления являются гарантами реализации документов территориального планирования, проектов планировки в части создания социально значимых благ – инфраструктуры, общественные пространства, экология, безопасность, доступность жилища, рабочих мест, обслуживания;
2) определить экономико-финансовые механизмы обеспечения необходимых гарантий в сфере бюджетного процесса, межбюджетных отношений, экономического стимулирования;
3)  определить организационно-правовые механизмы обеспечения гарантий – программно-целевые методы управления;
4) превратить нормативы градостроительного, архитектурно-строительного проектирования в инструмент государственных, муниципальных гарантий;
5) ввести ограничения (запреты, моратории) на застройку территорий, не обеспеченных инфраструктурой;
6) ввести систему территориального планирования в режиме мониторинга и регулярной актуализации документов территориального планирования: план развития территории – целевая программа («пакет» целевых про-грамм) реализации плана – адресная инвестиционная программа (перечень объектов строительства, реконструкции) – бюджет – мониторинг реализации плана – актуализация плана.

по материалам prodekorsten.ru
28 октября 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Предложения по внесению изменений в Градостроительный Кодекс РФ.


Также в этой рубрике:
 
Проект Федерального Закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ"
Поправки к Градостроительному Кодексу предложило Правительство Москвы совместно с Советом главных архитекторов городов РФ.
Экономический блок законов «о доступном жилье» делали настоящие профессионалы
27 декабря Советом Федерации был одобрен пакет законов «о доступном жилье», который начнет действовать после подписания Президентом России и официального опубликования в начале 2005 года
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 18:28,
страница Предложения по внесению изменений в Градостроительный Кодекс РФ. - Градостроительный кодекс строительного портала prodekorsten.ru