V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ.
30. Исполнитель обязан:
выполнять предусмотренные правилами технической эксплуатации и регламентом работы по обслуживанию и ремонту жилого дома, объектов коммунального назначения, а также благоустройству территории для обеспечения удобства и комфортности проживания потребителя, предоставления ему коммунальных услуг требуемого качества;
заключать (продлевать) договоры о предоставлении жилищных и/или коммунальных услуг с потребителями, а также разъяснять им условия и порядок заключения таких договоров;
обеспечивать сохранность жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры (коммунальных сетей, внутридомового и внутриквартирного инженерного оборудования), доводить до потребителя правила пользования внутриквартирным инженерным оборудованием и приборами учета;
не допускать причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей вследствие нарушений регламента работ, стандартов, нормативов и параметров качества;
использовать при проведении работ аттестованный в установленном порядке персонал, имеющий в необходимых случаях личные санитарные книжки;
предупреждать потребителя не позднее, чем за четырнадцать суток о плановом временном отключении коммунальных услуг с указанием причин и продолжительности. При ликвидации угрозы жизни и безопасности граждан или аварии извещать потребителя о причинах прекращении или ограничении предоставления коммунальных услуг, а также уведомлять потребителя об ожидаемой продолжительности отключения;
обеспечивать восстановление работоспособности коммунальных объектов при аварийном отключении потребителей, не превышая установленные стандартами предельные сроки;
рассматривать поступившие от потребителя заявления и претензии, принимать необходимые меры по их разрешению не позднее трех рабочих дней, а при ухудшении качества условий проживания, угрозе разрушения жилища и коммунальной инфраструктуры, вреда жизни и здоровью граждан - немедленно;
вести расчеты с потребителями по объему фактического потребления (с использованием приборов учета) или с применением среднестатистических нормативов;
предоставлять собственнику жилищного фонда и контролирующему органу доступ к информации о качестве жилищно-коммунальных услуг, в том числе к данным экспертизы тарифов, энергоаудита, лабораторного анализа состава воды, показаний приборов учета о подаче в сеть и потреблении материального носителя коммунальной услуг, позволяющих определять размер фактических утечек и не допускать приписок;
в течение пяти рабочих дней информировать потребителя об изменении тарифов, нормативов потребления, порядка расчетов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги;
производить пересчет размера оплаты за каждый вид жилищно-коммунальных услуг в связи с перебоями их предоставления, снижением качества обслуживания и извещать об этом потребителя в предоставляемом ему платежном документе (извещении, счете-квитанции);
доводить до потребителя платежные документы с установленной в договоре периодичностью по форме, утвержденной органами местного самоуправления;
по требованию потребителя выверять с ним расчеты по коммунальным платежам;
сообщать потребителю об условиях безопасного пользования жилищем, его инженерным оборудованием, а также о возможных для самого потребителя и других лиц последствиях несоблюдения установленных требований и других обязанностей, предусмотренных законом, иными правовыми актами и договором.
31. Исполнитель жилищно-коммунальных услуг имеет право:
входить в жилище потребителя с согласия проживающих в нем лиц в целях устранения аварий и неисправностей, обследования состояния инженерного оборудования, конструктивных элементов здания общего имущества многоквартирного дома и приборов учета, находящихся в жилище. Для устранения аварий, создающих угрозу жизни, здоровью, имуществу потребителя и/или его соседей, допускается проникновение в жилище с соблюдением установленного законом порядка;
требовать возмещения убытков, понесенных в результате нарушения потребителем обязательств по оплате и иных убытков, причиненных потребителем из-за невыполнения условий договора;
требовать уплаты установленных договором неустоек (штрафов, пеней);
приостановить или ограничить предоставление жилищно-коммунальных услуг в случае регулярного уклонения потребителя от их оплаты (невнесения платы за шесть месяцев), систематических нарушений правил пользования, наносящих ущерб соседям или зданию либо совершения потребителем действий, запрещенных пунктами 28 и 96 настоящих Правил, если эти действия исполнителя не приведут к повреждению общего имущества многоквартирного дома и не нарушат права и интересы других потребителей. Перед приостановлением или ограничением предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан письменно уведомить потребителя (не менее чем за десять дней) о предстоящих мерах и предложить ему устранить недостатки.
Исполнитель вправе произвести отключение только тех потребителей, которые допустили нарушение. Договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг в этом случае не расторгается14; возбуждать процедуру расторжения договора в случае существенного нарушения договора потребителем (несвоевременности оплаты, систематических действий, нарушающих права и интересы соседей, ведущих к повреждениям оборудования и конструктивных элементов зданий, общего имущества многоквартирного дома, и прочим); другие права, предусмотренные законом, иными правовыми актами и договором.