Главная/ Правительство РФ/ Общественный совет при Министре регионального развития РФ/ Рабочие группы/ Анализ правоприменения Градостроительного кодекса РФ/ (страница 3)/

Предложения по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ

I. Дополнить статью 1 «Общие положения» следующими основными понятиями:

«объект капитального строительства (капитальный объект) – отдельное здание, сооружение, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе объект транспортной или инженерной инфраструктуры, парк, сад, бульвар, сквер, градостроительный комплекс, включающий два или более компактно расположенных объекта, объединенных общим архитектурно-градостроительным  решением, а также объект незавершенного строительства; 

некапитальный объект –  временная постройка, киоск, навес и другие подобные постройки;

линейный объект – инженерные сети водопровода, канализации, теплотрасс, газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов, электричества, связи и другого назначения, а также автомобильные и железные дороги;

сооружение – инженерно-строительный объект со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое или законченное функциональное устройство, назначением которого является выполнение различных технических функций;

градостроительная документация – документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования, документация  по планировке территории;

этап строительства – очередь строительства, пусковой комплекс, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которого подготовлена и утверждена отдельная проектная документация».

II. По тексту Кодекса и вводного Закона слово «строение» исключить.

III. Внести в статью 10 следующие изменения:

1) изложить название статьи 10 в следующей редакции:

«Статья 10. Виды, состав, требования к содержанию документов

                    территориального планирования Российской Федерации»;

2) определить, что документами территориального планирования Российской Федерации являются:

- Генеральная схема пространственного развития Российской Федерации;

- комплексные схемы пространственного развития регионов и агломераций;

- отраслевые схемы развития и размещения объектов капитального строительства;

- генеральные планы развития специальных территорий федерального значения;

- иные виды территориального планирования, установленные Правительством Российской Федерации.

3) установить, что в Генеральной схеме пространственного развития Российской Федерации определяются:

- функциональное зонирование Российской Федерации с выделением территорий, предназначаемых для обеспечения государственных и общественных нужд (оборонного и иного назначения), а также рекреационные, природоохранные и резервные территории федерального значения;

- районирование территории Российской Федерации;

- типология регионов;

- функциональная структура и основные направления территориального развития регионов;

- основные направления взаимоувязанного развития систем расселения и поселений, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

- границы объектов градостроительной деятельности (территории, зоны, коридоры, города и иные поселения) особого регулирования федерального значения;

- планы реализации основных положений и направлений развития территории Российской Федерации, содержащихся в Генеральной схеме.

4) установить, что Генеральная схема пространственного развития Российской Федерации учитывается при подготовке других видов документов территориального планирования Российской Федерации, а также при подготовке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период;

IV. Внести в статью 11 следующие изменения:

1)  изложить название статьи 11 в следующей редакции:

«Статья 11. Порядок подготовки и утверждения документов террито-

                     риального планирования Российской Федерации»;

2) изменить и дополнить содержание статьи положениями, касающимися особенностей подготовки и утверждения отдельных видов документов территориального планирования Российской Федерации с учетом нового содержания статьи 10;

3) установить обязательность совместной органами исполнительной власти Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления подготовки проектов документов территориального планирования Российской Федерации, в которых определяются границы зон планируемого размещения объектов федерального значения  на территориях поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, межселенных территориях муниципальных районов. Предусмотреть регулирование такой совместной подготовки Правительством Российской Федерации;

4) установить обязательность проведения общественного обсуждения по проектам документов территориального планирования Российской Федерации, в которых определяются границы зон планируемого размещения объектов федерального значения на территориях поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

5) установить обязательность проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования Российской Федерации;

6) установить, что документы территориального планирования Российской Федерации учитываются при подготовке документов территориального планирования и прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на соответствующий период.

V. Редакцию статьи 12 привести в соответствие с терминологией, используемой в новой редакции статьи 10.

VI. Внести в статью 13 следующие изменения:

1)  изложить название статьи 13 в следующей редакции:

«Статья 13. Порядок реализации документов территориального планирования Российской Федерации»;

2) установить, что планы реализации документов территориального планирования Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации;

3) установить, что планы реализации документов территориального планирования Российской Федерации могут разрабатываться на период реализации документов территориального планирования Российской Федерации в полном объеме или на отдельные этапы реализации таких документов;

4) установить, что мероприятия по реализации документов территориального планирования Российской Федерации, имеющие комплексный межотраслевой, межрегиональный характер и направленные на решение стратегических задач развития территории Российской Федерации, осуществляются путем подготовки и выполнения целевых федеральных программ;

5) установить, что планы реализации документов территориального планирования Российской Федерации должны содержать мероприятия:

- в области градостроительного и архитектурно-строительного проектирования;

- в области резервирования территории;

- в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

- в области обеспечения безопасности территории и охраны окружающей среды;

- в области социальной политики;

- в области научного и информационного обеспечения;

- в области правового и организационного обеспечения;

- в области экономико-финансового обеспечения;

6) определить особенности содержания планов реализации отдельных видов документов территориального планирования Российской Федерации.

7) мероприятия плана (программы) реализации документа территориального планирования, а также иной градостроительной документации соответствующей территории, утвержденных в установленном порядке, подлежат финансированию в соответствующем финансовом году в приоритетном порядке.

VII. Ввести новую статью 13а:

1) изложить название статьи 13а в следующей редакции:

«Статья 13а. Порядок ведения мониторинга реализации, порядок актуализации документов территориального планирования Российской Федерации»

2) в статье 13а:

- определить назначение и содержание мониторинга реализации документов территориального планирования Российской Федерации;

- установить, что федеральный орган исполнительно власти, уполномоченный в области градостроительной и архитектурной деятельности, осуществляет ведение мониторинга реализации документов территориального планирования Российской Федерации;

- установить  обязательность регулярной,  с периодичностью раз в 4 года актуализации Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации и определить, что порядок актуализации устанавливается Правительством Российской Федерации.

VIII. Внести в статью 14 следующие изменения:

1) изложить название статьи 14 в следующей редакции:

«Статья 14. Общие требования к  документам территориального плани-

                     рования субъектов Российской Федерации»;

           

2) определить, что документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются:

- генеральные схемы пространственного развития субъектов Российской Федерации;

- комплексные схемы пространственного развития частей территории субъектов Российской Федерации, включающих территории двух и более муниципальных районов и (или) городских округов;

- отраслевые схемы развития и размещения объектов капитального строительства и территорий регионального значения;

- генеральные планы развития городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- иные виды документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, установленные законами субъектов Российской Федерации;

3) установить, что генеральные схемы пространственного развития субъектов Российской Федерации, генеральные планы развития городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются основой для подготовки других видов документов территориального планирования субъектов Российской Федерации;

4) изложить содержание статьи в форме общих требований к содержанию документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, исключив из текста статьи положения методического и технического характера.

IX. Внести следующие изменения в статью 48:

 

1) дополнить частью 12 следующего содержания:

 

«12. Проектная документация может подготавливаться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.»;

2) часть 13 после слов «линейным объектам,» дополнить словами «а также отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства»;

X. Внести следующие изменения в статью 49:

1) абзацы 2, 3, 4 и 5 части 2 исключить;

Данная мера предлагается для  исключения коллизии Кодекса, которая состоит в следующем:

В соответствии с предлагаемыми к исключению абзацами  не подлежат экспертизе проекты жилых домов до трех этажей (индивидуальные и сблокированные), непроизводственные и производственные объекты  площадью до 1500 кв.м., без санитарно-защитной зоны или с СЗЗ, располагающейся в пределах землевладения.

Однако все эти объекты являются капитальными, поэтому  на них должно быть получено разрешение на строительство («Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей» (часть 2 статьи 51 ГрК РФ). Разрешение на строительство выдается при наличии положительных заключений государственной экспертизы.

Взаимозависимость разрешений на строительство и заключений государственной экспертизы проектов описана следующим образом: «Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство» (часть 3 статьи 49 ГрК РФ).

Таким образом, «исключения» по выдаче разрешений на строительство по статье 51 не совпадают со случаями исключений, предусмотренных статьей 49. 

Следовательно, уполномоченный орган исполнительной власти не сможет выдать разрешение (из-за законного отсутствия заключения государственной экспертизы) на строительство вышеуказанных объектов капитального строительства. В то же время для строительства этих капитальных объектов требуется разрешение на строительство.

 

2) часть 8 дополнить словами: «, а также отсутствие соответствующих видов инженерных изысканий, установленных в соответствии с частью 6 статьи 47 настоящего Кодекса.»;

 

3) дополнить часть 9 после слова «является» словом «сводное».

 

4) дополнить статью после части 9 следующими частями:

 

«Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации (далее именуется - сводное заключение) содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической, промышленной и пожарной безопасности, охраны историко-культурного наследия, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности. В сводном заключении также устанавливаются основные технико-экономические показатели строительства объектов.

Сводное заключение подготавливается с учетом заключений (или с участием специалистов) органов специализированной экспертизы или их территориальных органов, органов ведомственной экспертизы, заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, других органов и организаций, а также результатов общественного обсуждения.

Сводное заключение утверждается в порядке, установленном органом, осуществляющим государственную экспертизу, и направляется заказчику (инвестору).

К сводному заключению прилагаются являющиеся его неотъемлемой частью заключения органов специализированной экспертизы.

Положительное сводное заключение составляется при наличии положительных заключений органов специализированной экспертизы и включает выводы о соответствии градостроительной, предпроектной и проектной документации предъявляемым требованиям и рекомендации по ее утверждению (согласованию) с указанием основных технико-экономических показателей.

Без положительного сводного заключения утверждение градостроительной, предпроектной и проектной документации, финансирование и строительство объектов независимо от источников финансирования и формы собственности не допускаются.

Отрицательное сводное заключение содержит выводы:

о необходимости доработки градостроительной, предпроектной и проектной документации с указанием конкретных недостатков;

о недопустимости использования указанной документации для строительства объектов из-за ее несоответствия предъявляемым требованиям.

В случае составления отрицательного сводного заключения в связи с необходимостью доработки градостроительной, предпроектной и проектной документации заказчик (инвестор) вправе представить документы на повторную государственную экспертизу при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в сводном заключении».

XI. Внести следующие изменения в статью 51:

а)  в пункте 2 части 17 исключить слова «(киосков, навесов и других)»,

б) в пункте 3 части 17 слово «строений» заменить словом «зданий».

XII. Ввести новую главу 6а:

«Глава 6а. Технические регламенты в области градостроительной деятельности, нормативы градостроительного проектирования»

В главе 6а:

1) определить виды технических регламентов в области градостроительной деятельности;

2) ввести положение о порядке подготовки, согласования, государственной экспертизы, утверждения региональных и местных нормативов градостроительного проектирования;

3) установить обязательность соответствия всех видов градостроительной документации требованиям нормативов градостроительного проектирования;

4) определить, что нормативы градостроительного проектирования устанавливаются как в целом для территории региона, муниципального образования, так и дифференцированно для частей территорий региона, муниципального образования, для территориальных зон разных типов, в том числе для зон с особыми условиями использования территорий.

XIII. Ввести новую главу 7а:

«Глава 7а. Финансирование работ в области градостроительной деятельности»

В главе 7а:

1) определить, что разработка проектов документов территориального планирования Российской Федерации, муниципальных образований, разработка проектов документации по планировке территории на основании решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разработка проектов документации по планировки территории по инициативе органов местного самоуправления осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней;

2) определить, что в случаях совместной разработки проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления финансирование работ по разработке проектов такой документации осуществляется на долевой основе за счет средств бюджетов соответствующих уровней;

3) определить, что перечни документов территориального планирования, документации по планировке территории, подлежащих финансированию из бюджетных средств, представляются соответственно в Государственную Думу, в высшие представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год и учитываются в них в приоритетеном порядке.

XIV. Внести в статью 59 положения о возмещении вреда причиненного вследствие:

1) несоответствия градостроительной документации требованиям нормативов градостроительного проектирования;

2) нарушения порядка реализации документов территориального планирования, документации по планировке территории;

3) несоответствия новых, реконструированных объектов капитального строительства требованиям, установленным документации о планировке территории.

XV. Дополнительные изменения:

XV.I Предлагается внести следующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1):

1)       статью 9.4 изложить в следующей редакции:

«Статья 9.4. Нарушение требований нормативных документов в области строительства

1. Нарушение обязательных требований технических регламентов, государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

2. Те же действия, повлекшие потерю несущей способности зданий, строений, сооружений или их составных частей, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.»;

2)       статью 9.5 изложить в следующей редакции:

«Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, ввода их в эксплуатацию

1. Строительство реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения, если получение такого разрешения обязательно -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение правил ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда»;

3)       статью 19.5 дополнить частью 5 следующего содержания:

«Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный строительный надзор, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от одной до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда.»;

 

XV.II. Предлагается внести следующие изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301):

1) в статью 222:

а) пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации дополнить словами «, а также требований технических регламентов и проектной документации»;

б) абзацы 2, 3 пункта 3 сделать абзацами 3,4. Абзац 4 дополнить словами «а также в случае, если было допущено существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил, проектной документации,  технических регламентов»;

б) дополнить пункт 3 абзацем 2 следующего содержания: «Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку без получения на это необходимых разрешений при условии, что будет установлено ее соответствие градостроительным и строительным нормам и правилам, проектной документации,  техническим регламентам»

 

XV.III. Предлагается внести следующие изменения в федеральный Закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ  «Бюджетный кодекс Российской Федерации»:

 

дополнить статью 169 после слова «разработка» словом «взаимоувязанная» и после слов «прогнозов социально-экономического развития» словами  «и документов территориального планирования и иной градостроительной документации»;

 

дополнить часть 3  статьи 172 Бюджетного кодекса РФ после слов « - прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;» словами « - планах (программах) реализации утвержденной градостроительной документации, в том числе входящих в нее данных о  панируемом размещении объектов капитального строительства,» ;

 

изложить статью 173 «Прогноз социально-экономического развития территории» в следующей редакции:

«Прогноз социально-экономического развития территории предшествует составлению проекта бюджета и разрабатывается на основе данных:

-  социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год,

 - состояния и перспектив градостроительного развития территории, определяемых документами территориального планирования, утвержденными в установленном порядке, в том числе данных о планируемом размещении объектов капитального строительства, и иных мероприятий.

Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета»;

 

дополнить часть 2 статьи 179 после слов «прогнозом социально-экономического развития» словами «и документами территориального планирования» и после слов «этих прогнозов» словами  «и документов»;

 

дополнить часть 2 статьи 182  словами:

«план (программа) реализации документа территориального планирования, а также иной градостроительной документации соответствующей территории, утвержденных в установленном порядке, мероприятия которых подлежат финансированию в очередном финансовом году»; 

 

дополнить абзац второй и третий  части 1 статьи 192 после слов «социально-экономического развития» словами: «и территориального развития»;

 

дополнить часть 1 статьи 192 абзацем следующего содержания:

«перечнем документов территориального планирования и иной градостроительной документации, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год»;

 

дополнить Бюджетный кодекс статьей «Внесение перечней документов территориального планирования и иной градостроительной документации на рассмотрение Государственной Думы» следующего содержания:

«1. Перечни документов территориального планирования и иной градостроительной документации, намечаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, должны быть представлены в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

2. В перечнях документов территориального планирования и иной градостроительной документации, впервые предлагаемых для утверждения и финансирования за счет средств федерального бюджета, указываются:

технико-экономическое обоснование необходимости разработки проектов указанных документов и документации и целесообразности их финансирования за счет средств федерального бюджета;

ожидаемые социально-экономические (экологические) результаты реализации указанных документов и документации;

объем финансирования на очередной финансовый год, предлагаемый Правительством Российской Федерации в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

расписание объемов финансирования на последующие финансовые годы;

другие документы и материалы, необходимые для утверждения перечней документов и документации».
по материалам prodekorsten.ru
12 января 2006



Хотите узнать больше? Найти все про Предложения по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ


Также в этой рубрике:
 
Заседание Рабочей группы по Градостроительному кодексу 18-19 января 2006
Объявление
Дополнения в Градостроительный кодекс 27.12.2005
от Москвина-Тарханова
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00