Главная/ Правительство РФ/ Общественный совет при Министре регионального развития РФ/ (страница 3)/

Новый Градостроительный кодекс не позволяет строить доступное и качественное жилье

Материал с заседания рабочей группы по внесению изменений в Градостроительный Кодекс РФ 1 декабря 2005 года.

Новый Градостроительный кодекс не позволяет строить доступное и качественное жилье

 

Материал с заседания рабочей группы по внесению изменений в Градостроительный Кодекс РФ 1 декабря 2005 года.

 

На прошлой неделе прошло первое заседание рабочей группы по изменению градостроительного Кодекса РФ Общественного Совета при министре регионального развития. Казалось бы, с момента принятия нового градостроительного Кодекса прошло не больше года, (он был подписан Президентом 29 декабря 2004 года), зачем же снова его менять? Члены рабочей группы объясняют это тем, что в Кодексе масса вопросов осталась нерешенной, некоторые статьи не сочетаются с действующим законодательством, а какие-то напрямую противоречат общепринятым нормам и регламентам. Кроме того, уже после принятия Кодекса была разработана и принята Президентская программа, Национальный проект – «Доступное и комфортное жилье гражданам России». По программе в стране за два года планируется возвести 80 млн. кв. метров жилья и выдать 1 млн. ипотечных кредитов. Вот как раз для того, чтобы программа заработала, нужно внести соответствующие изменения в Градостроительный Кодекс РФ.

 

Сейчас Национальный проект не может быть поддержан действующим Кодексом. В Кодексе вообще не прописан принцип поддержки национальных проектов и получается, что многие нормы программы и кодекса напрямую противоречат друг другу. Отказаться же от реализации программы невозможно, так как она решает главную задачу социального развития страны – обеспечение населения качественным жильем. Надо заместить, что впервые в подобного рода программах появилась такое понятие, как качество жилья. Раньше речь шла только о доступности.

 

Обсуждая качество жилья, участники рабочей группы настаивают на том, что просто необходимо расширить сферу деятельности государственной экспертизы. Необходимо исключить норму о факультативности государственной экспертизы, государственная экспертиза должна стать гарантом качества стоящегося жилья. Предлагается усилить роль механизмов для обеспечения необходимого профессионального уровня участников градостроительной деятельности. 

 

Немаловажным моментом для реализации программы является и разграничение полномочий между регионами и федеральным центром. Члены рабочей группы предлагают следующий механизм взаимодействия субъектов и федеральной власти. Нормами федерального законодательства должны регулироваться вопросы, которые осуществляют органы государственной власти, а также те вопросы, которые находятся в совместном ведении федерального центра и субъектов РФ. Отношения же между муниципальными образованиями должны регулироваться, так называемыми, рамочными нормами. А уже потом на основании этих рамочных норм субъекты должны выработать свое законодательство, то есть, с учетом местной специфики урегулировать соответствующие вопросы и создать законодательство. Таким образом, говорят инициаторы поправок, необходимо будет внести изменения в статьи 6, 7 и 8 Градостроительного кодекса. (Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности. Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности. Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности). Надо заметить, что подобная схема разграничения полномочий не является чем-то новым. По сути, она действует на всей территории России, там, где необходимо взаимодействие различных уровней власти. Если эта поправка в Градостроительный кодекс будет принята, то регулирование градостроительной деятельности на всех уровнях будет контролироваться соответствующими органами. Не будет путаницы, кто за что отвечает. Сейчас же механизм взаимодействия различных уровней власти в ГК не прописан. Обязательными являются только взаимоотношения между муниципальными образованиями, когда одно МО строит объект на территории другого МО. Если речь идет о городе, то подобного взаимодействия нет. Казалось бы, ничего страшного нет в том, что органы государственной власти не взаимодействуют друг с другом. Однако получается, что раз нет взаимодействия – нет и контроля, а если нет контроля, то и о качестве строительства говорить нечего.

 

Еще один недостаток в том, что не прописан механизм перехода от документов к строительству, а потом и к вводу в эксплуатацию. В связи с этим предлагается ввести отдельные положения в систему органов, уполномоченных вести строительные работы. Уполномоченные должны будут вест весь цикл работ – организация нормативно-технических документов, планирование, подготовка к строительству, выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Это очень удобный механизм, так как получается, что за весь цикл строительных работ отвечает один уполномоченный, а при грамотном разграничении полномочий за их деятельностью будут следить вышестоящие органы.

 

Кроме того, уже не зависимо от программы, новый Кодекс не решает главные задачи – устойчивое развитие территории России и создание комплекса крупных городов. Члены рабочей группы настаивают на том, что должна быть генеральная схема развития России, городов, муниципальных районов, поселков, округов. Кроме того, нормы территориального планирования необходимо сделать обязательными, перевести их из факультативных в основные.

 

Немаловажным вопросом является и создание службы информационного обеспечения. По новому Градостроительному Кодексу оказывается, что получения исчерпывающей информации по строительству, градостроительной перспективе, по вводу зданий в эксплуатацию достаточно информации, которая содержится на муниципальном уровне. Однако на муниципальном уровне может храниться лишь небольшая часть информации, так как у муниципальных образований на создание баз данных, на организацию технических средств обработки и хранения информации нет не то, чтобы специалистов, но даже самых компьютеров. Вопрос упирается в дополнительные средства, а средств этих бюджеты муниципальным образованиям не выделяют. По такой схеме могут работать только города с населением не менее 200 тысяч человек, а по стране это менее 3%. Остальные же МО не в состоянии обеспечить необходимой информацией даже строителей.

 

Недостатков в Градостроительном кодексе действительно много, некоторые важные вопросы и задачи кодекс не решает в принципе. На этом этапе члены рабочей группы занялись подготовкой поправок в три первые главы Градостроительного Кодекса. К конце декабря планируется часть из вынести их на обсуждение рабочей группы. Когда весь кодекс будет проработан, необходимые поправки будут внесены в Государственную Думу. Вполне возможно, что уже тогда можно будет в полной мере заняться главной задачей программы  – удвоением количества жилья.

 

Валерия Мингова

по материалам prodekorsten.ru
05 декабря 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Новый Градостроительный кодекс не позволяет строить доступное и качественное жилье


Также в этой рубрике:
 
«Сначала надо понять, кто нуждается в жилье».
Заседание рабочей группы Общественного совета по жилищной политике при министре регионального развития Владимире Яковлеве 24 ноября 2005 г.
Приглашение на заседание общественного совета 14.12.05
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00