Города будут продавать по частям
Проект нового Градостроительного кодекса разработан фондом "Институт экономики города" (негосударственная, некоммерческая организация, созданная в 1995 году. - ГАЗЕТА). Весной этого года проект был внесен в Госдуму в составе пакета законов о доступном жилье. На прошлой неделе документ прошел "нулевое" чтение и вызвал неоднозначные оценки.
По словам президента фонда Надежды Косаревой, Градостроительный кодекс в новой версии "направлен на устранение административных барьеров и на формирование на рынке прозрачных правил землепользования и застройки".
Под этим подразумевается упрощенная схема распределения земель: так, разрешение на строительство смогут выдавать не городские власти, а органы местного самоуправления (в
Москве - управы). Все российские города, в том числе
Москву и Санкт-Петербург, предлагается разделить на участки и предложить инвесторам их выкупать и застраивать. При этом планируется отменить и экологическую экспертизу, и разного рода согласования.
По информации главного архитектора
Москвы Александра Кузьмина, специалисты Российской академии архитектуры и строительных наук, Союза архитекторов России, органов градостроительства субъектов Федерации и муниципальных образований, ведущих научно-исследовательских и проектных институтов России в разработке документа не участвовали.
"Новый кодекс не предусматривает возможности развития инфраструктуры, не имеющей сиюминутной коммерческой выгоды" Как считает Александр Кузьмин, основной недостаток документа - неправильная расстановка приоритетов:
"Проект кодекса носит выраженную землеустроительную направленность, что ставит под сомнение обеспечение нормальной жизнедеятельности населения. В первую очередь надо разработать градостроительный план, а уж потом делить земельные участки. Кроме доступного жилья горожанам нужны школы, стадионы, парки, дороги. Новый кодекс не предусматривает возможности развития инфраструктуры, не имеющей сиюминутной коммерческой выгоды".
В частности, новый Градостроительный кодекс не предусматривает резервирования территории и тем самым делает невозможной реализацию долгосрочных программ. Кузьмин пояснил, что в
Москве нельзя было построить Третье транспортное кольцо, если бы под этот проект не зарезервировали землю еще в 1970-е годы.
Кроме того, по проекту кодекса, на составление генеральных планов развития территорий отводится 7 лет, тогда как земельные вопросы предлагается урегулировать в течение 3 лет. Кузьмин высказал опасение, что к моменту принятия генпланов многие территории (в том числе в зонах природных комплексов) уже будут освоены.
Директор НИиПИ Генплана
Москвы Георгий Юсин отмечает, что проект кодекса не учитывает особенности регионов и городов России и приведет не к реформированию, а слому существующих институтов градостроительной деятельности.
Что касается отмены экспертиз и согласований, то Александр Кузьмин считает, что от этого выиграют все, кроме потребителей, поскольку в этом случае никто не сможет гарантировать безопасность и качество строительства.
Впрочем, в администрации президента эту озабоченность главы Москомархитектуры не разделяют. Помощник президента Игорь Шувалов еще раньше высказался по этому вопросу: "Государственная экспертиза не гарантирует безопасности. Давайте усилим ее: дома как падали, так и будут падать, крыши как рушились, так и будут".
Тем не менее архитекторы не намерены сдаваться без боя. "До принятия закона в первом чтении осталось немного времени, и нам необходимо воспользоваться паузой, которая будет перед вторым чтением, чтобы внести все необходимые поправки", - сказал Александр Кузьмин. Скорее всего, власти
Москвы и Санкт-Петербурга будут добиваться внесения поправок в Градостроительный кодекс, которые позволят оставить старые правила хотя бы в столицах.