Главная/ Правительство РФ/ МРР РФ/ (страница 16)/

Квартирный вопрос в масштабах страны

Интервью Заместителя министра регионального развития Ю. П. Тыртышова

Пятого октября только что назначенный на должность заместителя министра регионального развития РФ Юрий Тыртышов встретился с представителями обманутых соинвесторов долевого строительства жилья. Проблема эта всероссийская, сложная, ее невозможно решить в одночасье. Понятно, что в одиночку ни министр, ни Министерство регионального развития не в состоянии помочь пострадавшим гражданам. Нужна прежде всего консолидация и желание не одного ведомства и органа государственной власти, а многих структур. Журнал «Персоны Влияния» в ближайшее время вернется к данной теме.



ЮРИЙ ТЫРТЫШОВ, Заместитель министра регионального развития РФ.
С 2004-2006 гг. занимал должность заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой).
Родился 27 июля 1967 г. в селе Зимняя Ставка Нефтекумского района Ставропольского края.
Окончил Ставропольский строительный техникум по специальности «техник-строитель промышленного и гражданского строительства», Ставропольский политехнический институт по специальности «строительство промышленных и гражданских зданий и сооружений», кандидат экономических наук.
Почетный строитель Российской Федерации, почетный работник жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.






Сегодня Юрий Павлович Тыртышов делится с нами своим видением проблем жилищно-коммунального хозяйства и способами решения национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
— Юрий Павлович, глава Минэкономразвития Герман Греф заявил о целесообразности сокращения федеральных целевых программ до пяти-шести. Что будет тогда с федеральной целевой программой (ФЦП) «Жилище»? И что ждет важнейшие подпрограммы ФЦП «Жилище»: «Ликвидация ветхого и аварийного жилья», «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства»?
— Позиция Минэкономразвития вполне логична — передать ответственность за реализацию конкретных задач из центра в субъекты Федерации и муниципальные образования. Пусть их руководители сами определяют инвестиционные приоритеты и отстаивают их при утверждении бюджетов, чтобы прозрачнее стали межбюджетные отношения, были мотивированные федеральные дотации. Не думаю, что в число отвергнутых попадет ФЦП «Жилище». Напротив, исходя из указаний Президента России, необходимо увеличить ее финансирование и дополнить новыми подпрограммами.
— Основной причиной высоких цен на жилье считают административные и бюрократические барьеры, препятствующие внедрению рыночных механизмов в инвестиционно-строительную деятельность и ведущие к удорожанию строительства. Это что — «неэффективное государство, мешающее рынку»?
— Не надо путать государство с мздоимцем районного масштаба или удельным князьком. Именно государственная воля понижает пресловутые барьеры.
— А ипотека способна решить сегодня эту проблему?
— Нельзя сводить финансирование жилищного строительства только к ипотеке. Во многих странах в этих целях исполь¬зуется не один, а целый набор инструментов. К банковскому ипотечному кредитованию жилищного строительства мировые лидеры шли десятилетиями, ведомые государственной волей и поддержкой. Давайте не сбрасывать со счетов уже испытанную в России, как и в других странах, предшественницу ипотеки и ее союзницу — накопительную систему.
Желающих улучшить жилищные условия в России невероятно много, а реальный спрос на ипотеку невелик. Представьте себе, что в 2003 г. гражданам было предоставлено ипотечных кредитов на сумму 10,5 млрд. руб. — в 10 раз ниже платежеспособного спроса населения. Сейчас тенденции роста есть, но потенциальный спрос более чем в 10 раз превышает текущий объем предложения кредитов.
Необходимо предпринять ряд крупных законодательных, финансовых и организационно-управленческих мер, с тем, чтобы к 2010 г. обеспечить выдачу гражданам не менее 1 млн. ипотечных кредитов и дать дополнительный импульс развитию института накопительного кредитования.
— Какими средствами этого можно достичь?
— Механизмами достижения цели могут стать субсидирование первоначального взноса и (или) процентной ставки отде¬льных граждан за счет бюджетных средств, предоставление долгосрочных гарантий по ипотечным кредитам, увеличение уставных капиталов ипотечных агентств, принятие минимальных федеральных стандартов по ипотечному кредитованию пра¬вительством РФ, развитие ссудосберегательных касс с целью создания условий по первоначальному накоплению населени¬ем денежных средств для приобретения жилья.
Банковская схема активно поддерживается на государственном уровне, а накопительная развивается сама собой. Сравнивая их результаты, мы видим, что вторая позволяет сегодня в России приобрести примерно в 10 раз больше квартир, чем первая. Тем более, международная практика показывает, что в странах с переходной экономикой банковская ипотека не дает эффекта. Именно поэтому практически все страны Восточной Европы — Словакия, Чехия, Словения, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния — выбрали ипотечно-накопительную схему жилищного кредитования, которая дает хорошие результаты, так как банковская ипотека не работает, прежде всего из-за неразвитости рынка ценных бумаг и отсутствия институциональных инвесторов.
— Юрий Павлович, промышленные предприятия часто стремятся передать и передают органам местного самоуправления жилье, построенное прежде. А ведь оно зачастую крайне ветхое. Какова здесь ситуация?
— Ветхое жилье — особая тема. Доля ветхого и аварийного жилья в России достигла 3,2% от общего объема жилищного фонда, что составляет 93,2 млн. кв. м. В таких условиях проживает около 5 млн. человек. О потребности в строительстве жилья я вам уже сказал, но и в капитальном ремонте она немногим меньше и составляет 144 млн. кв. м. в год при произведенных в 2005 г. 30 млн. кв. м. Кроме того, важно решить проблему недоремонта жилищного фонда, который приводит к ускоренному ветшанию и аварийности жилья.
Мы сегодня предлагаем и считаем необходимым принять в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. подпрограмму «Модернизация жилищного фонда». Назову лишь три пункта (всего их девять): предоставление гарантий по кредитам, выданным объединениям собственников жилья на капитальный ремонт жилья; субсидирование процентной ставки по кредитам, выданным объединениям собственников жилья на капитальный ремонт жилья; проведение инвентаризации жилищного фонда.
Главная задача подпрограммы — создание доступных банковских кредитных продуктов. Если мы достигли успехов в ипотечном кредитовании приобретения жилья, то значит, можем решить и задачу по капитальному ремонту жилья и приведению его в надлежащее состояние.
Здесь необходимо создание государственного финансового института — Федерального жилищного агентства в форме открытого акционерного общества со 100%-ным государственным капиталом, по аналогии с агентством по ипотечному жилищному кредитованию, которое будет формировать и унифицировать требования к проектам, претендующим на получение кредитов, предоставлять на платной основе гарантии кредиторам, способствовать широкому распространению таких кредитных продуктов. Капитальный ремонт жилья должен стать сферой конкурентной борьбы банков за предоставление кредитов и улучшить социальное положение граждан.
— Юрий Павлович, вы очень подробно и доступно обрисовали проблемы строительства, ремонта, модернизации и финансирования. А как же содержание, эксплуатация, наконец, контроль качества?
— В структуре управления национальным проектом «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», к сожалению, пока нет службы по контролю и надзору за жилищно-коммунальной сферой.
Просто необходимо создать соответствующую службу. Дополнительных ресурсов это не потребует, так как в субъектах РФ уже есть созданные государственные жилищные инспекции, на их финансовой и организационной структуре возможно создание такой службы. Тем более осуществление контроля предписано ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Особую актуальность функция контроля приобретет с 1 января 2007 г., когда население выйдет на прямые договоры с управляющими компаниями без участия органов власти. Очевидно, что надзор за соблюдением прав в момент становления новых отношений будет пресекающей мерой появления недобросовестных управляющих компаний. Следовательно, снимет социальную напряженность и нагрузку с судов.
Теперь что касается эксплуатации и содержания жилья. Главное — это объяснить и помочь людям осознать, что состояние их жилья — это их ответственность, а не мэра и губернатора. Жилищный кодекс сегодня позволяет принимать совместные решения по управлению домом. Главное — не бояться и не лениться. Сегодня мы не только делаем шаги в сторону местного самоуправления, но максимально внедряем механизмы самоорганизации в систему ЖКХ.
— Понимаем, что в нашей беседе сложно охватить все аспекты обсуждаемых проблем, но осталась еще одна важная тема — тарифы.
— Во-первых, необходимо отметить, что нужно разделять вопросы, связанные с эксплуатацией жилья, и вопросы коммунального обслуживания населения. Это, по существу, разные компетенции, секторы экономики, и разная роль власти в их эффективном функционировании. Тарифное регулирование находится в коммунальном секторе. В Федеральном законе от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах тарифного регулирования» сформулированы базовые принципы тарифного регулирования и повышения его прозрачности. К сожалению, закон по-настоящему так и не заработал.
В этой связи надеемся, что нас поддержат и в Совете Федерации, и в Госдуме. Я могу озвучить некоторые из наших предложений: отмена 20%-ного ограничения предельных индексов роста тарифов на жилищные услуги; переход от краткосрочного, годового тарифного планирования к установлению среднесрочных тарифов, увязанных с производственными задачами, решаемыми предприятиями отрасли; повсеместное введение тарифов на подключение вновь построенных или реконструированных объектов недвижимости, прежде всего жилой, к системам коммунальной инфраструктуры.
— Спасибо вам, Юрий Павлович, желаем удачи и успехов во всех делах и начинаниях. Уверены: ваше влияние будет действенным и продуктивным.

Наиль Баткаев,
«ПЕРСОНЫ ВЛИЯНИЯ», №3-4, 2006 г.



Справка 1
Необходимо проанализировать опыт других стран, которые находились или сейчас находятся на том же этапе развития, что и Россия. В США, Англии, Австралии и других развитых странах на этапе развития, аналогичном сегодняшнему российскому, внедрение ипотеки начиналось с накопительной модели. Например, в США вторичный рынок закладных возник только в 1971 г., а развитие ипотеки началось за 150 лет до этого со строительно-сберегательных кооперативов. Строительные общества играли особенно важную роль в послевоенной Германии и Австрии, в период экономических трудностей, а к началу 90-х гг. немецкие стройсберкассы финансировали уже 30% всего жилищного строительства страны, а австрийские — 45%. Видимо, и нам следует воспользоваться этим опытом, который оказался успешным, так как в отличие от банковской накопительная модель не требует ни развитости рынка ценных бумаг, ни каких-либо других сложных рыночных институтов. Государство привлекает денежные средства населения в жилищное строительство путем выплаты премий за такие вложения. Привлеченные таким образом деньги выдаются тому же населению в качестве ипотечных кредитов. На одну денежную единицу государственной премии в различных странах удавалось привлечь в строительство свыше девяти денежных единиц сбережений граждан.

Справка 2
Жилищно-коммунальный комплекс — один из самых больших секторов экономики Российской Федерации, только стоимость основных фондов отрасли порядка 8 трлн. 253 млрд. руб., а отрасль ЖКХ потребляет более 20% энергоресурсов страны. В настоящее время общий объем жилищного фонда России составляет 2,85 млрд. кв. м в 19 млн строений. Средняя обеспеченность жильем в России всего-навсего 19,7 «квадрата» на человека, тогда как в Германии — 35, в Канаде — 40, в США — 70. У нас не просто мало жилья. Зачастую оно не отвечает требованиям насе¬ления. Достаточно сказать, что 62,1% жилищного фонда старше 30 лет. По данным опросов, около 30% населения оценивают состояние жилья как плохое или очень плохое. Просто в неблагоустроенном жилье находятся 14,3 млн. семей — 27,5%. Более 300 млн. кв. м — это, кстати, 11% всего жилищного фонда — нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения. Еще 250 млн. кв. м (9%) требуют реконструкции.
по материалам prodekorsten.ru
04 сентября 2007



Хотите узнать больше? Найти все про Квартирный вопрос в масштабах страны


Также в этой рубрике:
 
В Министерстве регионального развития прошло заключительное обсуждение проекта Долгосрочной Стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан.
24 августа, под руководством заместителя министра Юрия Тыртышова, состоялось третье заседание Научно-технического совета Министерства регионального развития Российской Федерации в сфере строительства и ЖКХ.
Долгосрочная стратегия массового строительства жилья рассчитана до 2025 года и будет реализована в три этапа.
Проект долгосрочной стратегии массового жилого строительства рассчитан на срок до 2025 года и будет реализован в три этапа. Об этом заявил в понедельник на пресс-конференции в Москве и.о. Министра регионального развития РФ Владимир Яковлев.
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:22,
страница Квартирный вопрос в масштабах страны - МРР РФ[Министерство регионального развития РФ] строительного портала prodekorsten.ru