Главная/ Приоритетный национальный проект "Доступное жилье гражданам России"/ (страница 22)/

Ю.П. Тыртышов об итогах реализации жилищного нацпроекта

Какие цели нацпроекта были достигнуты, в чем недостатки его реализации, каковы перспективы? А также об ипотеке и ценах на жилье рассказывает Ю.П. Тыртышов

 
1.                  Какие цели национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», были, на Ваш взгляд достигнуты в уходящем году?
 
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (далее - Национальный проект) должна обеспечить достижение в 2010 году следующих показателей: улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации (рост жилищной обеспеченности с 20 кв.м. на человека до 21,7 кв.м.); повышение доступности приобретения жилья; увеличение до 30 процентов доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями  с помощью заемных и собственных средств; увеличение годового объема ввода жилья в эксплуатацию до 80 млн. кв.м.; увеличение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов до 415 млрд. руб.; снижение среднего времени ожидания предоставления жилых помещений социального использования с 20 лет до 5-7 лет; содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета 181,7 тыс. молодых семей; улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета более 132,3 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством.
Основным механизмом реализации мероприятий Национального проекта и средством достижения указанных целевых показателей является федеральная программа «Жилище» на 2002-2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы.
Хотелось бы отметить, что реализация всех мероприятий, предусмотренных Национальным проектом, осуществляется в установленные сроки, и позволяет достичь запланированных целевых показателей.
В настоящее время сформирована вся нормативная база, необходимая для реализации мероприятий Национального проекта и подпрограмм ФЦП «Жилище».
По направлению «Повышение доступности жилья» (реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»:
- выполняются обязательства перед молодыми семьями, участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» 2005 года (40 субъектами Российской Федерации представлены списки 3,57 тыс. молодых семей, уточнены суммы обязательств и заключены соглашения на сумму 643,391 млн. руб. По состоянию на 9 октября 2006 года из федерального бюджета профинансированы все поступившие заявки в объеме 508,6 млн. руб., что составляет 79% от запланированной суммы);
- для реализации подпрограммы в 2006 г. Росстроем организован отбор субъектов Российской Федерации. Из 71 субъекта Российской Федерации, представившего заявки, конкурсной комиссией отобран 61 регион. Предельный объем финансирования за счет средств федерального бюджета составит 1456,6 млн. рублей, за счет региональных бюджетов 12,6 млрд. рублей. При этом по состоянию на 5 октября 2006 года планируется улучшение жилищных условий 17509 семей. На 5 октября 2006 года заключено 48 соглашений с субъектами Российской Федерации.
- Росстроем организован отбор субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в 2007 году. Соответствующие заявки представлены от 79 субъектов Российской Федерации, (отобраны 74 субъекта Российской Федерации).
По направлению «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (соответствующая подпрограмма ФЦП «Жилище»):
В 2006 году предусмотрено предоставление субсидий в объёме 17,8 млрд. руб. для 21,2 тыс. семей и выпуск 22013 сертификатов. По состоянию на 5 октября 2006 года выпущено и направлено в регионы 22291 сертификат на сумму 17,768 млрд.руб.; оплачено- 2903 сертификатов на сумму 2,58 млрд. руб.
Исходя из анализа проводимой работы по реализации подпрограммы, прогнозируется полное достижение запланированных в 2006 году результатов.  
В рамках реализации Национального проекта предусмотрено также предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов в 2006 году в объеме 3,2 млрд. руб. для обеспечения 12,7 тысяч ветеранов и инвалидов. По состоянию на 01.10.06 г. в субъекты Российской Федерации перечислено 2450 млн.руб., что составляет 100% от предусмотренных лимитов на 1,2,3 кварталы 2006 года.
По направлению «Увеличение объемов жилищного строительства» (подпрограммы ФЦП «Жилище» - «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»):
По итогам 9 месяцев 2006 года  ввод жилья в Российской Федерации составил 26 млн.кв.м., что составляет 112 % по сравнению с аналогичным периодом 2005 года и  51,2% от целевого показателя на 2006 год, предусмотренного ФЦП «Жилище» (50,8 млн.кв.м.). Учитывая, что на практике более 60 % жилья вводится в последнем квартале, можно прогнозировать достижение запланированного для 2006 года целевого показателя по вводу жилья.
Подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»:
Росстроем были проведены два отбора субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и проектов для участия в подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства».
- по итогам первого отбора конкурсной комиссией из 125 проектов, представленных 52 субъектами Российской Федерации было отобрано 74 проекта, представленных 32 субъектами Российской Федерации, из них: 69 проектов на предоставление государственных гарантий и субсидий, 5 проектов на выделение субсидий на уплату процентов по кредитам, полученным без использования государственных гарантий. Общий объем ввода жилья при реализации этих 74 инвестиционных проектов составит 31,4 млн. кв.м., в том числе в 2006 г. 2,7 млн. кв.м. Также отобраны 11 проектов по малоэтажной застройке, представленных Республикой Саха (Якутия), Республикой Тыва, Краснодарским краем, Вологодской и Самарской областями;
- по итогам заседания комиссии по второму отбору, победителями признаны 15 субъектов Российской Федерации. Отобрано всего 36 проектов на предоставление государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на 2006 год, из них 26 на предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям и субсидирование процентной ставки по кредитам и 10 проектов на субсидирование процентной ставки по кредитам без предоставления государственных гарантий.
 
Развитие малоэтажного домостроения:
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Минрегионом России подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации комплекс мер, направленных на развитие малоэтажного домостроения. Минрегионом России проработаны предложения по реализации пилотных проектов по малоэтажной застройке и отобраны наиболее подготовленные для реализации таких проектов 17 субъектов Российской Федерации, расположенных во всех федеральных округах, а именно: Архангельская, Калининградская, Ленинградская, Тюменская, Калужская, Рязанская, Волгоградская, Астраханская, Самарская, Нижегородская, Иркутская, Томская, Кемеровская области, Хабаровский край и республики Чувашия, Татарстан, Саха (Якутия).
В целях развития малоэтажного домостроения приняты изменения в ФЦП «Жилище» и в правила предоставления субсидий, в соответствии с которыми предусматриваются дополнительные меры государственной поддержки, а именно:
- предоставление субсидий на полное возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой при малоэтажном жилищном строительстве;
- предоставление субсидий на возмещение до 50 процентов стоимости инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой при малоэтажном жилищном строительстве.
Следует отметить также, что ведется работа по размещению крупных заводов по производству материалов для строительства быстровозводимого малоэтажного жилья. Такой завод уже функционирует в Татарстане.
 
Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»:
Общий лимит финансирования в 2006 году мероприятий подпрограммы составляет 4,775 млрд.руб. В соответствии с условиями подпрограммы в 2006 году финансируются объекты по модернизации коммунальной инфраструктуры, работы по которым начаты в предыдущие годы.
В перечень строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации включены 86 объектов из 44 субъектов Российской Федерации на общую сумму 1, 975 млрд. руб. По этим объектам со всеми 44 субъектами Российской Федерации заключены соответствующие  договоры на сумму 1, 871 млрд. руб. По состоянию на 2 октября 2006 года Росстроем фактически профинансировано 913 185,0 тыс. руб., что составляет 46,8% от запланированной суммы.
            24 октября 2006 года состоялось заседание комиссии по отбору субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в 2007 году. Заявки на отбор представили 78 субъектов Российской Федерации на общую сумму софинансирования из федерального бюджета в 2007 году 582 проектов на 10,9 млрд. руб. По результатам отбора рекомендованы к финансированию 34 субъекта Российской Федерации.
 
По направлению «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования»:
С 1 января 2006 г. АИЖК введены новые кредитные продукты с дифференцированными процентными ставками; произошло снижении ставок рефинансирования по кредитным продуктам Агентства (с 1 октября 2006 г. минимальная ставка рефинансирования составляет 11%).
В соответствии с целевыми показателями Национального проекта уже в 2006 году планируется увеличить объем выданных ипотечных кредитов почти в 3 раза - до 108 млрд. рублей. По итогам I полугодия 2006 объем выданных ипотечных кредитов составил 78,5 млрд. руб., что составляет 73% от запланированного показателя. Всего на 2006 год запланирован объем рефинансирования в размере 21,6 млрд.руб. Объем рефинансирования ипотечных кредитов с января по октябрь 2006 г. составил 15,2 млрд. руб. (70% от годового плана). Всего, на 6 октября 2006 г. АИЖК рефинансировало ипотечных кредитов на общую сумму 28,5 млрд. руб.
 
2.                  В чем, по Вашему мнению, заключались и имеют недостатки проекта (если можно, назовите, пожалуйста, их причины, степень развития и пути их искоренения)?
 
Несмотря на те показатели, которые удалось достигнуть за неполный год реализации Национального проекта, уже обозначились некоторые вопросы, решение которых позволит наиболее эффективно реализовывать мероприятий Национального проекта. В большинстве своем эти вопросы касаются механизма реализации той или иной подпрограммы ФЦП «Жилище» и могут быть решены путем корректировки действующего законодательства и самих подпрограмм. Например, действующий механизм реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» предусматривает приобретение только готового жилья, а также создание объектов индивидуального жилищного строительства, что существенно ограничивает молодые семьи в выборе способов улучшения жилищных условий, в том числе в виде участия в долевом строительстве.
В ходе реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» выявлены сложности, связанные с недостаточной эффективностью предусмотренного механизма ее реализации. В действующей редакции подпрограммы исключена возможность участия в подпрограмме в качестве заемщиков организаций коммунального комплекса и застройщиков, что существенно затруднило ее реализацию.
Учитывая характер вышеизложенных проблем, Минрегион России разработал предложения по внесению изменений в ФЦП «Жилище» и ее подпрограммы с целью совершенствования механизмов реализации.
Существует проблема использования перечисленных денежных средств субъектами Российской Федерации на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов. Законодательно закреплено, что объем средств федерального бюджета, передаваемых бюджетам субъектов Российской Федерации, предусматривает обеспечение жильем исключительно ветерана или инвалида без учета членов его семьи, также состоящих в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Имеющаяся правовая ситуация предполагает отнесение мер социальной поддержки по обеспечению жильем членов семей ветеранов, инвалидов к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, хотя соответствующие правовые нормы, закрепляющие это положение в ряде федеральных законах отсутствуют.
            Анализ региональных нормативных правовых актов, из  61 субъекта Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации не предусматривается привлечение средств региональных бюджетов дополнительно к средствам субвенций. В связи с этим, в настоящее время Минрегионом России и Росстроем совместно с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах проводится работа с субъектами Российской Федерации по организации внесения соответствующих изменений в законодательные акты субъектов Российской Федерации и обеспечению выделения средств региональных бюджетов на софинансирование с учетом средств федерального бюджета приобретения жилья семьями ветеранов и инвалидов, а также семьями, имеющими детей инвалидов.
 
3.                  Существует ли перспектива массового развития ипотеки в России при сравнительно небольших доходах населения и недоверию части граждан к государственным (и не только) программам?
 
Массовое развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации очевидно, еще раз обращаю внимание, что за неполный 2006 г. в Российской Федерации увеличилось количество первичных кредиторов, выдающих ипотечные кредиты населению; практически во всех регионах созданы и действуют региональные операторы ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» Увеличение количества кредитных и иных организаций, выдающих ипотечные кредиты и займы и растущая конкуренция между ними влияет на возникновение более льготных условий кредитования населения, появление более доступных и разнообразных кредитных продуктов. В настоящее время при снижении порога первоначального взноса до 10-15% от стоимости жилья отпала необходимость формирования системы страхования ипотечных кредитов, разработка которой была запланирована Планом-графиком реализации Национального проекта.
Минимальная процентная ставка за пользование кредитами с октября 2006 г. составляет 11% годовых (отмечу, что по плану, достижение такого уровня процентной ставки был запланирован только в 2007 г.). Только по итогам I полугодия 2006 года объем выданных ипотечных кредитов составил 78,5 млрд. руб., что составляет 73% от запланированного показателя.
Учитывая вышеизложенное, считаю, что проводимая государственная политика в сфере ипотечного жилищного кредитования достаточно эффективна и ориентирована на повышение доверия населения Российской Федерации к процессу ипотечного кредитования.
 
4.                  Существуют ли эффективные способы борьбы с монополизмом (как в области производства стройматериалов, так и в сфере строительного бизнеса)?
 
Одной из основных целей государственной жилищной политики и Национального проекта является увеличение объема ввода жилья в эксплуатацию до 80 млн. кв.м. к 2010 году. Данная цель может быть достигнута при непосредственном участии государства, которое проявляется в создании необходимых организационно-правовых механизмов. Роль государства в данном процессе сводится к созданию условий, наличие которых является обязательным и необходимым для достижения поставленных целей и задач. Следует отметить, что наличие необходимого законодательного обеспечения деятельности в области производства строительных материалов и строительном бизнесе играет первоочередное значение. В настоящее время на законодательном уровне, в частности нормами Земельного кодексе Российской Федерации, предусмотрена процедура выделения земельных участков под жилищную застройку (проведение аукционов, торгов). Также в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» проводятся конкурсные отборы инвестиционных проектов, на реализацию которых будут выделены субсидии для погашения части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и предоставлены гарантии Российской Федерации. Следует отметить, что победителями конкурсного отбора могут быть субъекты и инвестиционные проекты, соответствующие ряду жестких требований.
 
5.                  Каков на самом деле будет «механизм жилищного кредитования», будет ли он доступен молодым семьям и семьям военнослужащих так, как заявил недавно Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев?
 
В рамках реализации мероприятий Национального проекта государственная поддержка молодых семьей и военнослужащих будут осуществляться в строгом соответствии с условиями соответствующих подпрограмм ФЦП «Жилище».
Государственная поддержка молодых семей в виде субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов будет предоставляться в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программой «Жилище» и Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках указанной подпрограммы. Для того чтобы стать участником указанной подпрограммы и получить субсидию в размере до 40% от средней стоимости жилья молодая семья должна соответствовать условиям, закрепленным в подпрограмме. Основные условия это: возраст супругов молодой семьи не должен превышать 30 лет; молодая семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и у молодой семьи должны быть доходы или иные денежные средства, достаточные для оплаты средней стоимости жилья в части, превышающей размер субсидии. Кроме того, при рождении одного ребенка, молодая семьи имеет возможность получить дополнительную субсидию из средств регионального бюджета в размере не менее 5% средней стоимости жилья.
Что касается обеспечения жильем военнослужащих, то в рамках Национального проекта, согласно условиям подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» предусмотрено предоставление субсидий на приобретение жилья отдельным категориям граждан, к числу которых относятся:
- военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях);
- граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в муниципальных образованиях на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.
 
6.                  Каковы, на Ваш взгляд, наиболее эффективные способы снижения цен на жилье (если таковые имеются)?
 
Одним из наиболее эффективных способов снижения стоимости жилья, несомненно, является увеличение объемов жилищного строительства; устранение дисбаланса между спросом и предложением на рынке жилья. Основной целью Национального проекта как раз и является решение обозначенных проблем.
 
7.                  Чего бы Вы лично хотели пожелать российским гражданам в наступающем году?

Надеюсь, что грядущий 2007 год будет для всех нас годом благополучия, Пусть в каждом доме будет тепло и уютно! Пусть здоровье, силы и оптимизм никогда не покидают ВАС!
 



Хотите узнать больше? Найти все про Ю.П. Тыртышов об итогах реализации жилищного нацпроекта


Также в этой рубрике:
 
Ликвидаторы радиационных катастроф отказываются от жилья?
26 декабря в пресс-центре Росстроя прошел брифинг заместителя руководителя Росстроя Анатолия Мишанова на тему «Исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством»
Итоги реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2006 году
Нормативные правовые акты, регулирующие все основные вопросы, уже приняты. Однако работа в этом направлении продолжается с учетом накопленного опыта, и сегодня Минрегион РФ прогнозирует достижение целевых показателей по всем направлениям нацпроекта
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00