Главная/ Законодательство/ Законопроекты/ (страница 3)/

Проект Федерального Закона "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов"


Принят Государственной Думой 22 ноября 2000 года


Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования экспорта лома и отходов цветных металлов в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и сохранения обеспеченности российской промышленности сырьем.


Статья 1. Общие положения


Лом и отходы цветных металлов являются стратегически важным сырьем.
Экспорт лома и отходов цветных металлов до 1 января 2005 года осуществляется в порядке, определенном настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Ограничение экспорта лома и
отходов цветных металлов


Запретить до 1 января 2005 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям экспорт лома и отходов цветных металлов, включенных в Перечень лома и отходов цветных металлов, экспорт которых запрещен до 1 января 2005 года, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона. Указанный Перечень устанавливается Правительством Российской Федерации.


Статья 3. Порядок осуществления экспорта
лома и отходов цветных металлов


Экспорт лома и отходов цветных металлов, осуществляемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том числе межправительственными соглашениями, а также экспорт лома и отходов цветных металлов, не включенных в Перечень лома и отходов цветных металлов, экспорт которых запрещен до 1 января 2005 года, подлежит лицензированию.
Лицензии на экспорт лома и отходов цветных металлов выдаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
Для получения лицензии на экспорт лома и отходов цветных металлов соискатель лицензии обязан представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие его право владения, пользования или распоряжения предназначенными для экспорта ломом и отходами цветных металлов.
Лицензирование экспорта лома и отходов цветных металлов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и иных федеральных законов.

Статья 4. Меры экономического стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Меры экономического стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направляющих лом и отходы цветных металлов, которые принадлежат им на праве собственности и экспорт которых в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона запрещен, в организации российской промышленности, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Международное сотрудничество в области экспорта лома и отходов цветных металлов


Экспорт лома и отходов цветных металлов, осуществляемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том числе межправительственными соглашениями, производится по правилам, предусмотренным указанными международными договорами, в том числе межправительственными соглашениями.

Статья 6. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона


Нарушение положений настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 30 дней со дня его официального опубликования.

Статья 8. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации В.Путин

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

На протяжении ряда лет в Российской Федерации неуклонно растет количество хищений металлосодержащего имущества с целью его реализации в виде металлолома. Такая ситуация возникла после того, как Указом Президента Российской Федерации № 245 от 6 марта 1995 г. были сняты ограничения на экспорт многих товаров и услуг, в том числе на экспорт лома цветных металлов. В соответствии с данным указом, частные юридические лица получили право принимать, а граждане и индивидуальные предприниматели - сдавать лом цветных металлов. Экспорт лома меди увеличился с 28,6 тыс. тонн в 1995 году до 356.5 тыс. тонн в 1998 году, а лома алюминия соответственно с 11,9 тыс. тонн до 367,3 тыс. тонн. Неограниченный спрос на лом цветных металлов на зарубежных рынках, а, следовательно, коммерческая привлекательность рассматриваемого вида деятельности, привели к его криминализации и значительному росту числа сопутствующих преступлений.

Число зарегистрированных хищений цветных металлов и изделий из них в России возросло с 4 тысяч в 1993 году до 74 тысяч в 1999 году. Тенденция роста числа хищений продолжает сохраняться и в настоящее время.

В 1999 году только на предприятиях электроэнергетики совершено почти двадцать одна тысяча фактов хищений, в том числе украдено более одиннадцати тысяч тонн оборудования, проводов высоковольтных линий, кабелей (десятки тысяч километров) и другого имущества. По фактам хищений правоохранительными органами возбуждено свыше 1 1 700 уголовных дел. Общая сумма причиненного материального ущерба, включая затраты на восстановительные работы, составила свыше 1,9 млрд. рублей. В процессе этих хищений зарегистрирован 721 несчастный случай, в том числе со смертельным исходом -544. Особенно неблагоприятное положение наблюдается в. Республике Татарстан, Приморском, Красноярском краях, в Пермской, Самарской, Орловской, Ростовской, Ленинградской областях. “Рекордсменами” по числу хищений лома цветных металлов являются Свердловская и Челябинская области и г. Санкт-Петербург.

Хищение лома цветных металлов также наносит огромный ущерб функционированию железнодорожного транспорта. Случаи хищения дорогостоящего оборудования, содержащего цветные металлы, на железной дороге в последнее время значительно участились, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных происшествий. Общий ущерб за 1999 год по отрасли от этого вида преступлений превысил 75 млн. рублей.

Принятие федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” не решило проблемы вывоза цветных металлов, так как согласно п. 2 статьи 1 действие данного закона не распространяется на внешнеторговую и таможенную деятельность, в связи с чем ограничения на вывоз из страны металлолома не действуют.

В Указе Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 г. № 616 “О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики”, постановлениях Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 822 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов” и от 4 апреля 2000 г. “О внесении изменений и дополнений в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов” не в полной мере решены вопросы государственного регулирования в области экспорта лома цветных металлов и, как следствие, не происходит снижения числа хищений лома цветных металлов.

Предлагаемый проект федерального закона “О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов” призван восполнить данный пробел в законодательстве Российской Федерации и устанавливает правовые основы деятельности в области экспорта лома цветных металлов в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, сохранения сырьевой обеспеченности отечественной металлургии и возмещения потерь государства, возникающих при неконтролируемом экспорте лома цветных металлов.

Законопроект состоит из 7 статей, включающих общие положения, вопросы ограничений в области экспорта лома цветных металлов с территории Российской Федерации, порядка осуществления деятельности в области экспорта лома цветных металлов, меры государственной поддержки металлургического производства Российской Федерации, международного сотрудничества и ответственности за нарушение законодательства в данной сфере.

В законопроекте в рамках законодательства Российской Федерации решается проблема введения в правовое русло и упорядочения неконтролируемого на сегодняшний день экспорта лома цветных металлов.

Вводится правовая норма, в которой лом цветных металлов признается стратегически важным сырьем Российской Федерации, и, в соответствии с которой, налагается запрет до 1 января 2005 года на экспорт лома цветных металлов с территории Российской Федерации, за исключением экспорта лома цветных металлов, осуществляемого в рамках международных договоров и межправительственных соглашений Российской Федерации.

В соответствии с законопроектом, вводятся временные ограничения действия закона и перечень цветных металлов, содержащихся в ломе цветных металлов, и утверждаемого Правительством Российской Федерации, на которые распространяется действие настоящего закона.

Также вводится порядок осуществления деятельности в области экспорта лома цветных металлов, в соответствии с которым правоустанавливающие документы, выданные субъектам предпринимательской деятельности в данной сфере, подлежат переоформлению с учетом положений настоящего закона и требованиям, предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации. Эти меры позволят конкретизировать ряд постановлений Правительства Российской Федерации в части детализации ограничения деятельности хозяйствующих субъектов в области оборота лома цветных металлов (см. перечень).

Принятие проекта федерального закона “О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов” позволит сохранить сырьевую базу отечественной металлургии, повысить конкурентоспособность продукции последней, уменьшить сферу теневой экономики в России, снизить криминализацию сферы заготовки и оборота лома цветных металлов, число жертв среди людей, вовлеченных в эту сферу, а также уменьшить вероятность катастроф техногенного характера.

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона "О государственном регулировании
деятельности в области экспорта лома цветных металлов", внесенный
депутатами Государственной Думы Н.П.Боткой, В.И.Быковым,
В.А.Деминым, Г.В.Костиным, Ю.Д.Маслюковым, О.И.Мащенко,
Г.Н.Сениным, П.Г.Свечниковым, Г.М.Ходыревым, П.Б.Шелищем,
Я.М.Швыряевым и В.И.Шпортом



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен данный проект федерального закона.

Рассматриваемый законопроект не имеет самостоятельного предмета правового регулирования, поскольку государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в соответствии с Федеральными законами от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" и Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе". Указанные законодательные акты в полной мере применимы и к регулированию экспорта лома цветных металлов.

Представленным к рассмотрению законопроектом фактически вводится запрет на экспорт лома цветных металлов, осуществляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Вместе с тем, согласно статье 19 Федерального закона Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" запреты и ограничения экспорта товаров могут устанавливаться, исходя из национальных интересов, что не нашло подтверждения в рассматриваемом законопроекте.

На основании части 4 статьи 129 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" законодательные и иные нормативные акты, сокращающие его доходную базу, реализуются и применяются только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в федеральный бюджет.

Введение запрета на экспорт лома цветных металлов приведет в снижению поступлений в федеральный бюджет за счет вывозных таможенных пошлин примерно на 50 млн. рублей. Однако в законопроекте не указаны источники компенсации потерь для федерального бюджета в случае его принятия.

Кроме того, введение запрета на экспорт может привести к резко негативной реакции со стороны торговых партнеров России, в том числе в контексте переговоров о присоединении России к ВТО.
Решение проблемы упорядочения экспорта лома цветных металлов возможно в рамках действующего законодательства путем варьирования ставок экспортных пошлин на лом цветных металлов вплоть до введения ставок вывозных таможенных пошлин на запретительном уровне.

Комиссией Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике 16 июля 2000 г. принято решение о повышении ставок экспортных пошлин на лом и отходы меди и алюминия до 50%.

Реализация этих мер наряду с повышением требований к порядку лицензирования рассматриваемого вида деятельности по внутреннему обороту лома и отходов цветных металлов должна способствовать стабилизации ситуации в данной сфере деятельности.

В связи с изложенным, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов".

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации –
Министр финансов Российской Федерации А.Кудрин
по материалам prodekorsten.ru
27 марта 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Проект Федерального Закона "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов"


Также в этой рубрике:
 
Проект Федерального Закона "О регулировании заготовки лома черных и цветных металлов"
Проект Федерального Закона "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами"
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00