Главная/ Законодательство/ Законопроекты/ (страница 3)/

Проект Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации"

Вносится депутатом
Государственной Думы
Гончаром Н.Н.

 

Статья 1. Статью 12 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2, ст. 226) изложить в следующей редакции:
"Статья 12. Участие иностранных юридических и физических лиц в авиационной организации
Участие иностранных юридических и физических лиц, а также их аффилированных лиц в авиационной организации Российской Федерации, осуществляющей деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники, допускается в объеме менее чем 25 процентов уставного капитала авиационной организации, при этом ее руководитель является гражданином Российской Федерации.

Для авиационной организации, создаваемой на территории Российской Федерации, для реализации инвестиционных проектов в области разработки, производства, испытаний, ремонта и (или) утилизации авиационной техники с привлечением иностранных инвестиций, допускается участие иностранных инвесторов в объеме до 49 процентов ее уставного капитала, при этом руководитель организации является гражданином Российской Федерации."

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации В.Путин

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Как показывает мировой опыт, в настоящее время создание новой авиационной техники, конкурентоспособной на рынке, практически невозможно в рамках одной страны. Именно поэтому США, страны Европы и Азии идут по пути слияния национальных компаний, создающих авиационную технику, и объединения авиастроительных отраслей разных стран в наднациональные корпорации и фирмы.

Как результат объединительной политики, общеевропейская фирма "AIRBUS" занимает лидирующие позиции в мировом самолетостроении. Слияние десять лет назад вертолетостроения Франции и Германии и создание единой фирмы "EUROCOPTER" S.A., позволило ей стать лидером мирового вертолетного рынка. Объединяются вертолетные фирмы Великобритании и Италии.

Опыт развития мировой авиационной индустрии показывает, что только при объединении усилий и концентрации финансовых средств, возможна реализация высокотехнологичных, конкурентоспособных проектов. В настоящее время большая часть самолетостроительных программ и каждая новая вертолетостроительная программа в мире реализуются в рамках международной кооперации, позволяющей обеспечить как финансирование разработки, так и производство современной авиатехники и ее реализацию на мировом рынке.

Основная цель международной кооперации в области авиации для России - привлечение западных технологий и инвестиций для выхода на мировой рынок с конкурентоспособной сертифицированной продукцией. Реализация совместных авиационных программ обеспечит сохранение и развитие отечественного авиастроения, как высокодоходной отрасли российской промышленности.

Однако реализация в России совместных авиационных проектов с привлечением иностранных инвестиций в настоящее время практически невозможна из-за несоответствия некоторых положений российского законодательства в области авиационной деятельности международному законодательству и принципам кооперации, используемым в мировой практике.

Основная причина создавшейся ситуации - существенные ограничения прав иностранных партнеров - инвесторов, изложенные в положениях Статьи 12 Федерального закона № 10-ФЗ от 08.01.98г. "О государственном регулировании развития авиации".

Данная статья закона ограничивает долю участия иностранного капитала в уставном капитале авиационной организации 25-ю процентами акций и, самое главное, не допускает участия иностранных граждан в работе органов управления акционерным предприятием.

В соответствии с вышеуказанным положением западный партнер, вложив финансовые средства и владея пакетом акций предприятия, не может участвовать в собрании акционеров, совете директоров и других органах управления акционерным предприятием, что противоречит не только международному праву, но и российскому закону "Об акционерных обществах".

Фактически, данное положение действующей российской законодательной базы авиационной деятельности запрещает иностранному инвестору контролировать расходование финансовых средств, вложенных им в предприятие и общий проект.

Важно отметить, что ст. 12 закона находится в противоречии со статьей 3 данного закона "Основные принципы развития авиации" (последний абзац), которая декларирует "равноправие и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской Федерации в области развития авиации".

По мнению иностранных инвесторов положения статьи 12 являются дискриминационными по отношению к ним и нарушают базовые принципы деятельности любого акционерного предприятия и какой-либо кооперации. На таких условиях иностранные партнеры не могут принимать участие в реализации совместных программ.

В то же время, реализация некоторых авиационных программ, включенных в федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2001-2010 годы и на период до 2015 года", собственными силами в современных условиях практически невозможна.

В качестве примера можно привести программу создания нового вертолета МИ-38, реализуемую в рамках международной кооперации, обеспечивающей западную сертификацию нового вертолета и его конкурентоспособность на мировом рынке.

Программа МИ-38 является в настоящее время крупнейшей вертолетостроительной программой в России.

В реализации совместного проекта МИ-38 принимают участие ведущие фирмы трех из шести вертолетостроительных стран мира - России, Франции и Германии, что дает уверенность в его успешном завершении.

Привлечение западных инвестиций в программу МИ-38 позволит сократить затраты госбюджета до 20 % стоимости разработки вертолета, сами же иностранные инвестиции составят около 50% стоимости ОКР.
Для реализации программы в 1994 г. по согласованию с правительственными органами было создано закрытое акционерное общество "ЕВРОМИЛЬ". Предприятие зарегистрировано в Государственном реестре и имеет Сертификат разработчика авиационной техники Авиарегистра МАК.

В соответствии с уставом и контрактными обязательствами, предприятие ЗАО "ЕВРОМИЛЬ" является головным исполнителем программы МИ-38, осуществляющим организацию, управление и координацию действий всех участников программы и отвечающим в целом за разработку, сертификацию, серийное производство, продажи и послепродажное обслуживание вертолета МИ-38.

Акционерами и основными партнерами ЗАО "ЕВРОМИЛЬ" по программе МИ-38 являются три юридических лица - ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля", ОАО "Казанский вертолетный завод" и "EUROCOPTER" S.A. - крупнейшая в Европе франко-германская вертолетостроительная фирма, входящая в европейский концерн EADS. Каждое из предприятий владеет одной третью акций ЗАО "ЕВРОМИЛЬ" и отвечает за свой объем работ по программе МИ-38.

В соответствии с государственным контрактом между Росавиакосмосом и ЗАО "ЕВРОМИЛЬ", в 2002 г. должна быть завершена сборка первого летного образца вертолета МИ-38 и начаты его летные испытания.

Однако ЗАО "ЕВРОМИЛЬ" не может получить лицензию на разработку вертолета в соответствии с новыми требованиями законодательной базы, основанными на данном законе и, следовательно, не сможет выполнять в дальнейшем свои функции, как головной исполнитель программы МИ-38.

Возможное при этих условиях прекращение работ по программе Ми-38 могло бы привести к разрушению программы, потере инвестиций и авторитета российского авиастроения на мировом уровне.
Проводимая Президентом и Правительством Российской Федерации политика интеграции в мировой рынок и вступления в ВТО требует приведения норм законодательной базы авиационной деятельности России в соответствие с международным законодательством и базовыми принципами международной кооперации в области авиастроения.

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона №259823-3 «О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании
развития авиации», внесенный в государственную Думу
депутатом Государственной Думы Н.Н.Гончаром

 

Представленный законопроект по существу предлагаемых норм (расширение доли участия иностранных партнеров в уставном капитале авиационной организации) является актуальным.

Государственные интересы Российской Федерации в области развития авиации предусматривают обеспечение выгодных для России условий ее участия в международном разделении труда на мировом рынке авиационных товаров. При этом сохранение действующих норм ограничения прав иностранных партнеров (инвесторов) в настоящее время сдерживает реализацию в России авиационных проектов с привлечением иностранных инвестиций. Необходимость урегулирования вопроса иностранного участия в проектах, осуществляемых в рамках международной кооперации, нашла отражение в Коммюнике XVI заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, состоявшегося в Москве 30 сентября 2002 года.

Вместе с тем по законопроекту имеются следующие замечания.

Понятие «участие иностранного капитала» допускает возможность хозяйственным обществам со стопроцентным иностранным капиталом, зарегистрированным в Российской Федерации, участвовать в уставном капитале авиационной организации без ограничений, что позволяет иностранному инвестору иметь более 25 процентов акций в уставном капитале авиационной организации и блокировать принятие общим собранием акционеров решений по стратегическим вопросам деятельности организации, создающей авиационную технику двойного назначения.

В этой связи слова «участие иностранного капитала» целесообразно заменить на слова «участие иностранных юридических и физических лиц, а также их аффилированных лиц».

Критерий «совместный проект», используемый как базовый в определении условий действия нормы, изложенной во второй части новой редакции статьи 12 Федерального закона «О государственном регулировании развития авиации», законодательством Российской Федерации не определен, в связи с чем применение указанной нормы приведет к расширению возможности участия иностранного капитала практически в любых авиационных организациях до 49 процентов. При этом механизм контроля за соблюдением указанного критерия в законопроекте отсутствует.

Исключение из Федерального закона «О государственном регулировании развития авиации» нормы, устанавливающей запрет на занятие должностей в органах управления авиационной организации иностранными гражданами, может существенно осложнить процесс управления авиационными организациями (организациями оборонной промышленности) и привести к нарушению интересов Российской Федерации.

На основании вышеизложенного полагаем, что законопроект требует дополнительной доработки с учетом данных замечаний и не может быть рекомендован к принятию Государственной Думой в первом чтении.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации В.Христенко

по материалам prodekorsten.ru
26 марта 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Проект Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации"


Также в этой рубрике:
 
Проект Федерального Закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Проект Федерального Закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 15 июня 1996 года № 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (в редакции федеральных законов от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ, от 21 марта 2002 года № 31-ФЗ)
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00