Главная/ Каналы/ Статические/ Новости строительного рынка/ (страница 16)/

Ярославль: итоги Всероссийской научно-практической конференции «Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе»

Ярославль: итоги Всероссийской научно-практической конференции «Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе»Итак, конференция состоялась, и, без сомнения, стала очень полезной всем ее участникам, а также посетителям выставки, прошедшей в рамках форума

Итак, конференция состоялась, и, без сомнения, стала очень полезной всем ее участникам, а также посетителям выставки, прошедшей в рамках форума.

(Подробности об организаторах, тематике, программе конференции и темы докладов опубликованы ранее на нашем портале в этом же разделе - СЕМИНАРЫ, КОНФЕРЕНЦИИ (см.). Поэтому повторяться не будем и представим общий обзор результатов мероприятия)

Форум специалистов, руководителей и представителей структур госуправления, прошедший в начале октября в древнем русском городе Ярославле, собрал участников со всей России - Москва, Екатеринбург, Ставрополь, Вологда, Арзамас, Ижевск, Брянск…

Организация выставки превзошла все ожидания: мероприятие было подготовлено на достаточно высоком уровне, начиная с регистрации участников и кончая экскурсионной программой по городским достопримечательностям.

Жилищно-коммунальное хозяйство - это та сфера, в стабильной работе которой прямо или косвенно заинтересован каждый. И проблемы функционирования отрасли ЖКХ столь многоплановы, что решать их необходимо комплексно. Иначе желаемого эффекта - улучшения -не будет.

Впрочем, предоставим слово самим участникам, выступившим на конференции.

(Ниже представлено несколько тезисов докладов выступавших)

С докладом «Политика энергоресурсосбережения в строительстве и ЖКХ» выступил Александр Владимирович Гинзбург, советник Председателя Госстроя РФ.

- Проблемы, с которыми столкнулись ряд регионов и муниципальных образований в ходе отопительного сезона 2002-2003 го­дов, освещались органами массовой ин­формации и вам всем хорошо известны.

Ситуация на объектах ЖКХ, особенно это относится к объектам коммунального хозяйства, осложнилась из-за большого (более 60%) физического износа основных фондов, а также недостаточных размеров аварийных запасов материально-техниче­ских ресурсов, нехватки финансовых средств на проведение всего комплекса подготовительных предзимних работ, в том числе на закупку топлива.

В значи­тельной степени такое положение связано с отсутствием, прежде всего на местах, по­следовательной технической политики в эксплуатации объектов коммунальной энергетики, а также с тем, что на протяже­нии многих десятилетий строительство, модернизация и материально-техническое обеспечение ЖКХ осуществлялось по «ос­таточному» принципу, без применения со­временных материалов и технологий.

Необходимо подчеркнуть социальный характер коммунальной энергетики, осу­ществляющей тепло- и электроснабжение более половины населения страны. В со­временных условиях положение в тепло­снабжении следует рассматривать как кризисное. Надежность и эффективность функционирования систем энерго- и водо­снабжения не отвечают требованиям бес­перебойного и качественного обслужива­ния коммунальных потребителей.

Финансовое положение теплоэнергетиче­ских предприятий остается сложным, ими в последние годы накоплены огромные финан­совые долги. По оценке 2002 года кредитор­ская задолженность жилищно-коммуналь­ного комплекса составляет 225,5 млрд руб., что на 16,1% выше итогов 2001 года.

Общая дебиторская задолженность предприятий ЖКХ Российской Федера­ции составляет 179,2 млрд руб. (выросла к соответствующему периоду предыдущего года на 6,8%). По-прежнему 50-60% зани­мает просроченная задолженность. Удель­ный вес неплатежей граждан в общем объ­еме задолженности составил 21,4%. В ре­зультате проводимой Госстроем России работы по реструктуризации задолженно­сти за потребленные жилищно-коммунальные услуги задолженность в конце 2002 года снижена на 600 млн руб., но абсолютная ее величина остается высо­кой. Основным должником остаются под­разделения Минобороны России, их задол­женность составляет свыше 50% от общего объема задолженности. Более 40% всей федеральной задолженности - это непла­тежи за водопотребление и водоотведение.

Хроническое недофинансирование ор­ганизаций ЖКХ обуславливает постоян­ное сокращение объемов ремонтных работ, проведения реконструкции и замены из­ношенного оборудования и ветхих сетей. Все это ведет к систематическому росту аварийности (3-4% в год).

Анализ, проведенный специалистами Госстроя России, показал, что негативным тенденциям способствуют:

- разобщенность управления объектами инженерной инфраструктуры, когда в городе, при наличии нескольких комму­нальных организаций, отсутствуют общее взаимодействие и оператив­ность в принятии решений, особенно при возникновении аварийных ситуа­ций;

- несовершенство экономического меха­низма и, как следствие, отсутствие экономической заинтересованности энергоснабжающих предприятий в экономии финансовых, материальных и трудовых ресурсов;

- увеличение доли устаревшего оборудо­вания и трубопроводов тепловых се­тей из-за отсутствия необходимых объемов финансовых средств на их ре­монт и восстановление;

- недостаточное применение новых ма­териалов, технологий, оборудования, схемотехнических решений;

- несогласованность в поддержании нор­мальных гидравлических режимов, пре­дупреждении и устранении аварийных ситуаций, организации параллельной работы источников теплоснабжения и сетей, проведении ремонтных, испы­тательных и наладочных работ при эксплуатации тепловой сети различ­ными организациями;

- недостаточная оснащенность средст­вами автоматики, приборами учета и контроля отпуска, распределения и потребления тепловой энергии, сред­ствами диспетчеризации, телемеханизации и информационного обеспече­ния управления теплоснабжением;

- несовершенство систем договоров и, как следствие, возникновение многочислен­ных спорных вопросов при заключении договоров на присоединение и отпуск тепловой энергии, на подачу воды, элек­троэнергии.

Для исправления сложившейся ситуа­ции в области коммунальной энергетики Госстрой России считает необходимым приложить совместные с органами испол­нительной власти регионов усилия в сле­дующих направлениях:

- разработка или корректировка схем теплоснабжения с целью оптимизации в них соотношения централизованных и автономных источников теплоснаб­жения, степени централизации тепло­снабжения с учетом плотности теплопотребления, топливного баланса, структуры себестоимости тепловой энергии и ее транспортировки, экологичес­ких требований;

- совершенствование системы транс­портировки тепловой энергии за счет при­менения конструкций теплопроводов с использованием современных теплоизоляционных материалов и внедрение прогрессивного оборудования - шаро­вой запорной арматуры, пластинча­тых теплообменников, сильфонных компенсаторов, регулируемого привода электронасосов;

- изменение структуры топливоснаб­жения коммунальных котельных за счет повышения газовой составляю­щей, что позволяет снизить себестои­мость Гкал на 20-40% и замещение низкокалорийных углей сортовыми ви­дами топлива с устройством углеподготовки и автоматизации подачи угля, что позволяет снизить себестои­мость Гкал на 15-30%;

- перевод крупных муниципальных ко­тельных в режим комбинированной вы­работки тепла и электроэнергии за счет оборудования их газотурбинными установками;

- повышение надежности и экономичнос­ти систем теплоснабжения путем ор­ганизации совместной работы источ­ников теплоснабжения на общие теп­ловые сети;

- строительство источников тепло­снабжения небольшой и средней мощ­ности на базе газотурбинных устано­вок, парогазовых установок;

- развитие нетрадиционных источников тепловой энергии (геотермальной, ветроустановок), а также учет ме­стных условий применения, использо­вание в виде топлива твердых бытовых отходов, иловых осадков и биогаза город­ских очистных сооружений, канализа­ции, торфа, отходов деревообрабаты­вающей промышленности;

- при проведении реконструкции и заме­не физически и морально устаревших котельных агрегатов внедрять совре­менное высокоэффективное автомати­зированное котельное оборудование;

- оборудование источников теплоснаб­жения системами водоподготовки, а также средствами автоматизации, обес­печивающими регулирование отпуска и потребления тепловой энергии;

- оптимизация и наладка гидравлических и тепловых режимов систем тепло­снабжения.

В водопроводно-канализационном хо­зяйстве основными задачами остаются:

- внедрение новых прогрессивных мало­людных, энергоэффективных, экологи­чески чистых технологий и оборудова­ния, современных установок и прибо­ров, новых эффективных реагентов;

- применение материалов нового поколе­ния (полимерных, пластиковых труб), проведение санации водопроводных и канализационных сетей (нанесение цементно-песчаных покрытий, исполь­зование пластиковых рукавов и др.). При этом срок эксплуатации трубопроводов увеличивается в 3-4 раза;

- привлечение предприятий, фирм выпу­скающих и реализующих эффективное оборудование.

Важнейшим направлением по выводу жилищно-коммунального хозяйства из кризиса является проведение мероприя­тий по энергосбережению.

В настоящее время в большинстве реги­онов утверждены и действуют программы по энергосбережению в ЖКХ (Республика Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Се­верная Осетия, Татарстан, Ставрополь­ский край, Владимирская и Ярославская области и другие), в остальных регионах программы либо разработаны, но не ут­верждены, либо вовсе отсутствуют, хотя мероприятия по энергосбережению прово­дятся.

В целом по Российской Федерации экономический эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий в 2002 г. по предварительным подсчетам составил 4,8 млрд. руб.

В 19 субъектах РФ (Белгородская, Ивановская, Курская, Тверская, Архангельская, Мурманская, Нижегородская области и др.), действуют центры по энергосбережению. В Красно­дарском крае действует Центр нетрадици­онной энергетики Кубани, в Алтайском крае - Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбережения. Во всех субъектах РФ (кроме Чеченской республики, Эвенкийского и Таймырского автономных округов) созда­ны при администрациях управления, от­делы или назначены ответственные испол­нители за работы, проводимые по энерго­сбережению в ЖКХ.

Проведение энергосберегающих меро­приятий на первом этапе требует значи­тельных капиталовложений, поэтому не все регионы финансируют данное направ­ление в достаточной мере. С другой сторо­ны, получаемый экономический эффект от их проведения покрывает затраты и ведет в дальнейшем к экономии электроэнергии, топлива и тепловой энергии.

Например, только замена существующих светильни­ков на энергоэкономичные позволяет экономить до 80% электроэнергии, примеры такой работы мы сможем сегодня увидеть. Целесообразно во всех регионах проводить замену светильников, начиная прежде всего с бюджетной сферы.

Внедрение час­тотных регуляторов на электродвигателях также дает экономию электроэнергии до 30%, кроме того, увеличивает срок службы оборудования и исключает гидравличес­кие удары в системах водоснабжения. И таких примеров много.

Однако широкому внедрению меропри­ятий по энергосбережению в ЖКХ, по-прежнему препятствует отсутствие эконо­мической заинтересованности всех участ­ников энергосберегающих мероприятий. На сегодня экономический механизм энергоресурсосбережения практически не за­действован старым рамочным законом «Об энергосбережении» от 1996 года, который на сегодня, выполнив свои функции, стал тормозом в осуществлении энергосберега­ющих мероприятий. Для успешного прове­дения работ, предусмотренных програм­мой, необходимо скорейшее принятие за­конопроекта «О внесении изменений и до­полнений в Закон «Об энергосбережении».

Госстрой России принял активное участие в разработке дополнений и изменений к этому закону с целью сделать его законом прямого действия, создать механизмы эко­номической заинтересованности организа­ций ЖКХ в проведении энергоресурсосберегающих мероприятий, снять препятст­вия к разработке региональных законов по энергосбережению и созданию региональ­ных фондов энергосбережения.

Особо следует остановиться на вопро­сах капитального ремонта жилья. Необхо­димо констатировать, что тот капиталь­ный ремонт, на который сегодня списыва­ются средства, не устраивает цели рефор­мирования ЖКХ.

После него жилищный фонд не меняется качественно, только вос­станавливаются его отдельные техничес­кие характеристики и не более того. Преж­ний подход к организации капитального ремонта должен быть заменен на идеоло­гию комплексной модернизацию жилищ­ного фонда. в результате которой жилье превратится в энергоэффективное, мало­затратное, способное управлять объемами потребляемых ресурсов.

В этом случае инвестиционные или бю­джетные средства, вложенные в модерни­зацию, должны быть возвратными. Воз­вратность должна обеспечиваться за счет получаемой экономии на содержание мо­дернизированного жилья. Возвращаемые средства частично или полностью должны участвовать в модернизации других домов. Но для создания реального механизма возвратности в тариф необходимо вводить ин­вестиционную составляющую, так как сумма предъявляемых платежей будет меньше ранее (до модернизации) вноси­мых гражданами сумм.

Именно такой механизм проведения ка­питального ремонта необходимо заложить в программу для развития самоуправле­ния и частного управления жильем. Нор­мативная база функционирования этой технологии проведения капитального ре­монта с модернизацией должна быть под­креплена обязательным запретом выхода населения на прямые платежи с ресурсоснабжающими предприятиями, минуя уп­равляющую организацию.

Также необходимо заострить внимание на создании целостной системы контроля за прохождением финансовых средств, по­лучаемых предприятиями ЖКХ от насе­ления, предприятий и бюджетов всех уровней. Эти средства немалые, но четкого контроля за их прохождением нет.

Госстрой России работает над со­зданием многофункциональной, автомати­зированной информационной системы (АИС Госстроя РФ) с сетью в регионах и муниципальных образованиях на базе существующих расчетно-кассовых, ин­формационно-расчетных центров, диспет­черских служб и других структур. Внедре­ние данной системы позволит осуществ­лять мониторинг институционального, технического и финансового состояния жилищно-коммунального хозяйства.

Для улучшения условий проживания, экономии ресурсов, снижения затрат при эксплуатации жилья и создания условий для населения реальной оплаты потреблен­ных жилищно-коммунальных услуг Гос­строем России завершается работа по из­менению строительных норм и правил. Так, с 1 января 2002 года вступил в силу СНИП «По теплопроводности ограждающих кон­струкций зданий и сооружений». Сегодня уже нельзя сдать в эксплуатацию здания без приборов учета на границе разделов.

В текущем году будет введена, как обя­зательная норма, горизонтальная развод­ка трубопроводных систем в жилищном фонде при новом строительстве и нормы, когда при проектировании инженерных коммуникаций жилых зданий будут учи­тываться сроки их эксплуатации, равные 25 и более годам.

Как показывают результаты обследова­ния жилищного фонда, на вводимых в экс­плуатацию жилых домах в Российской Федерации не в полной мере соблюдаются обязательные требования нормативных документов по установке приборов учета тепла, холодной и горячей воды.

Приборы учета тепла в тепловых пунктах устанавливаются в 55% принимаемой в экс­плуатацию общей площади жилых домов, приборы учета холодной и горячей воды - в 60% общей площади указанных домов.

В полной мере приборы учета устанав­ливаются в городах Москва и Санкт-Пе­тербург, Ленинградской области. Близки к этим показателям в Башкор­тостане, Татарстане, Московской и Белго­родской областях. Выше, чем в среднем по России, эти показатели в Ставропольском крае, Ивановской, Омской, Ростовской, Самарской, Псковской областях и Ямало-Ненецком автономном округе.

Слабо ведется эта работа в Алтайском крае, Амурской, Липецкой, Пензенской, Саратовской, Свердловской, Тюменской и Читинской областях.

По нашему мнению, работа по энер­госбережению и учету энергоресурсов ве­дется недостаточно.

Такое положение складывается из-за отсутствия средств в местных бюджетах.

Установка индивидуальных приборов учета тепла (теплосчетчиков) не получила долж­ного развития, например, в Магаданской области, из-за их дороговизны и низкой платежеспособности населения.

В настоящее время отсутствует заинте­ресованность в установке приборов учета как у энергоснабжающей организации, так и у покупателя, ввиду того,что:

- согласно ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируе­мых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установлен­ный режим потребления энергии, а при настоящем техническом состоянии се­тей, приборов и оборудования, а также хроническом недоремонте и недофинан­сировании на эксплуатацию абонент не заинтересован в установке поквартирных счетчиков, так как потери тепла (во­ды) до входа в квартиру значительно превышают все допустимые нормативы;

- если абонентом выступает гражданин, то данная обязанность возлагается на энергоснабжающую организацию, которая по вышеуказанным причинам также не за­интересована в поквартирных счетчи­ках;

- установка счетчиков гражданами не при­обрела должного развития, по нашему мнению, и как указывалось выше, из-за конструктивных особенностей систем тепло-, водоснабжения, дороговизны ус­луги по установке и многоступенчатости согласования выполнения данной работы, а также отсутствия нормативной правовой базы в данной области и в обла­сти формирования тарифов за энерго­снабжение по счетчику.

Госстрой России считает, что муници­пальным образованиям, субъектам Рос­сийской федерации необходимо продол­жить работу по формированию и органи­зации выполнения региональных про­грамм «Энергоэффективность ЖКХ», а также активизировать работу по энерго­сбережению путем расширения примене­ния новых технологий, материалов, изде­лий путем применения наработанного на местах передового опыта.

Хочется выразить уверенность, что конференция, участниками которой мы являемся, придаст дополнительный им­пульс для решения этих непростых задач.

по материалам prodekorsten.ru
09 октября 2003



Хотите узнать больше? Найти все про Ярославль: итоги Всероссийской научно-практической конференции «Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе»


Также в этой рубрике:
 
«Основные направления реформирования жилищно-коммунального комплекса» - Константин Андреевич Шрейбер, начальник Территориального управления Госстроя России в Центральном федеральном округе РФ, д.т.н., профессор (г. Москва)
- В начале реформирования ЖКХ были обозначены основные направления реформы: 1) постепенное повышение оплаты жи­лищно-коммунальных услуг; 2) снижение себестоимости и повышение качества жилищно-коммунальных ус­луг; 3) социальная защита и социальная спра­ведливость.
Приглашение на пресс-конференцию
5 ноября 2003 года, в 14 часов, в Мраморном зале Центрального Дома журналиста состоится пресс-конференция, посвящаемая Всемирному Дню качества
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00