Главная/ Каналы/ Статические/ События на рынке недвижимости/ (страница 5)/

Формирование новых подходов к энергоресурсосбережению в жилищно-коммунальном комплексе Ярославской области в свете развития новых технологий (Виталий Николаевич Балакин, директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации Ярославской области)

- В жилищно-коммунальном комплексе Ярославской области с 1997-го по 2003 г. вы­полнен первый этап Программы энерго­сбережения. В это время был сделан ак­цент на замену устаревших типов котлов, установку нового типа оборудования и применение новых технологий на источни­ках производства тепла. Как следствие, снижение расходования дизельного топ­лива составило 16 тыс. т, мазута - 39 тыс. т, твeрдого топлива - 21 тыс. т.

- В жилищно-коммунальном комплексе Ярославской области с 1997-го по 2003 г. вы­полнен первый этап Программы энерго­сбережения. В это время был сделан ак­цент на замену устаревших типов котлов, установку нового типа оборудования и применение новых технологий на источни­ках производства тепла. Как следствие, снижение расходования дизельного топ­лива составило 16 тыс. т, мазута - 39 тыс. т, твeрдого топлива - 21 тыс. т.

Сегодня мы подошли к качественно но­вому этапу работы в области энергосбере­жения - это рациональное использование энергоресурсов на основе исключения по­терь энергоносителей при их выработке, транспортировке и потреблении.

Жилищно-коммунальный сектор облас­ти является не только крупнейшим потре­бителем топливно-энергетических ресур­сов, но и самой дотируемой отраслью. В перспективе переход к 100%-ой оп­лате жилищно-коммунальных услуг насе­лением, как предусматривает концепция реформы жилищно-коммунального ком­плекса, безусловно, изменит эту ситуацию.

Энергосбережение в современных эко­номических условиях является не просто составной частью, а ключевым элементом реформы. Это фундамент финансового оз­доровления жилищно-коммунального хо­зяйства области, в конечном счете - экономическая безопасность региона.

Энергосбережение - высокорентабельная отрасль хозяйствования.

Отдельные мероприятия позволяют по­лучить 30 и более процентов экономии топ­лива. Если же энергосберегающие техно­логии применяются комплексно на протя­жении всего технологического цикла - от производства тепла (энергии) до их по­требления - можно достичь снижения по­терь с 65% до нормативных.

Залог успешной реализации реформы в условиях постоянного роста цен на предо­ставляемые услуги - необходимость ре­шения задачи по экономии топливно-энер­гетических ресурсов. В Ярославской обла­сти основным инструментом претворения в жизнь реформы жилищно-коммуналь­ного комплекса стали действующие с 1997 года планы мероприятий по энергоресурсосбережению и подготовки к зиме.

Одной из главных целей планов являет­ся сокращение затрат на производство жи­лищно-коммунальных услуг и подготовка инженерной инфраструктуры к очередно­му отопительному сезону что, в свою оче­редь, смягчает для населения процесс ре­формирования системы оплаты комму­нальных услуг при переходе отрасли на ре­жим бездотационного функционирования.

Основными направлениями достиже­ния поставленной задачи являются:

- модернизация муниципальных котель­ных путем замены устаревших кот­лов на котлы новых модификаций;

- создание автономных систем тепло­снабжения;

- проведение режимной наладки котлов, теплосетей;

- внедрение пластинчатых теплообмен­ников;

- использование комплексной обработки воды в системах теплоснабжения;

- внедрение частотно-регулируемых электроприборов;

- восстановление водозаборных скважин;

- лимитирование, паспортизацию пред­приятий и организаций и ряд других мероприятий.

За период реализации энергосберегаю­щих мероприятий переведено на индиви­дуальное отопление более 146 тыс. квад­ратных метров жилищного фонда и в свя­зи с этим ликвидировано 19 нерентабель­ных котельных, реконструировано 158 ко­тельных, в том числе переведено на более дешевые виды топлива 69 котельных, что позволило при затратах 368,7 млн рублей, получить экономию бюджетных средств в размере 250 млн рублей.

К сожалению, реализация программы энергосбережения проходит не так успеш­но, как хотелось бы. Объясняется это сложным финансовым положением как муниципальных образований, так и облас­ти в целом; отсутствием комплексного сис­темного подхода к проблеме и, как следст­вие, либо отсутствием программы действий (стратегии), либо еe недостаточной обосно­ванностью; отсутствием организационно-экономического механизма, стимулирую­щего всех участников производства, транспортировки, распределения и по­требления энергии к эффективному использованию энергоресурсов.

Существующая практика реконструк­ции, модернизации, капитального ремонта инфраструктуры ЖКХ показывает, что муниципальные образования не всегда должным образом осуществляют функции заказчика. В связи с отсутствием квали­фицированных специалистов иногда принимаются нерациональные технические решения, начиная уже с технического за­дания на проектирование.

Анализ реализации энергосберегаю­щих мероприятий убедительно доказал, что даже самые совершенные энергосбе­регающие оборудование и приборы не мо­гут дать какого-либо существенного эф­фекта, если не объединить их в правильно сконструированном и организованном тех­нологическом процессе.

Опыт последних лет свидетельствует о необходимости внесения в план по энергоресурсосбережению коррективов с уче­том нового понимания энергосбережения, рационализации использования энергоре­сурсов и реализации следующих направ­лений работы:

- экономия, полученная от энергосбере­жения,- это ресурс для возвращения инвестиций в развитие ЖКХ;

- смягчение социальной напряженности в связи с переходом на полную оплату ЖКУ;

- повышение качества услуг, предостав­ляемых населению, их соответствие принятым стандартам;

- совершенствование взаимоотношений между поставщиками и их потреби­телями, в первую очередь, населением;

- реализация конкретных мероприятий, имеющих своей целью снижение потреб­ления ресурсов па единицу продукции, создание системы учета ресурсов, мак­симально приближенной к потребите­лю и позволяющей четко определять объем потребления и уровень потерь по всей технологической цепи от произво­дителя до потребителя.

В связи с этим изначально в муници­пальных образованиях необходимо разра­ботать генеральный план развития тепло­снабжения в округе, на основе которого оп­тимально выбранные объекты могут быть предложены для реализации по програм­ме ЭРС с большим сроком выполнения (от 2-х до 5-и лет), в том числе и с привлечением федеральных инвестиций.

Для оказания методической помощи муниципальным образованиям в проработке энергосберегающих мероприятий, для более эффективного использования бюджетных средств, привлечения инвестиций как из бюджетных источников всех уровней, так и из внебюджетных источни­ков, а также для успешного внедрения но­вых прогрессивных технологий, создается государственное учреждение «ОБЛКОММУНЗАКАЗЧИК».

Комплексное рассмотрение энергоэф­фективности всей системы теплоснабже­ния требует мероприятий по резкому сни­жению теплопотерь во внешнем контуре. Основным направлением здесь можно счи­тать переход на пенополиуретановую изо­ляцию теплотрасс.

В настоящее время, по данным различ­ных источников, от 60 до 80% тепловых се­тей превысило срок безаварийной службы, от 14 до 30% тепловых сетей находятся в ветхом состоянии, требуют ремонта. Боль­шинство из них имеют фактические теп­ловые потери до 50% и утечки теплоносителя, во много раз превышающие нормы.

Из-за ограниченности финансирования фактическая замена трубопроводов не превышает 3% в год. По данным Госстроя России, для стабилизации положения необ­ходимо ежегодно менять не менее 5% се­тей, в противном случае число аварий бу­дет расти.

Радикально повысить уровень надеж­ности и экономичности функционирования систем централизованного теплоснабже­ния позволит применение труб с индуст­риальной пенополиуретановой (ИППУ) изоляцией, которые имеют срок службы более 30 лет, тепловые потери не более 2% и снижение затрат на техническое обслу­живание примерно в 9 раз.

Трубопроводы в ИППУ изоляции не требуют защиты от блуждающих токов и устройств попутного дренажа при высоких грунтовых водах, оснащены системой оперативного дистан­ционного контроля, что позволяет своевре­менно обнаруживать и устранять возник­шие дефекты с минимальными затратами.

Подтверждением является российский и зарубежный опыт успешной эксплуата­ции труб с ИППУ, в том числе и в городах Угличе и Переславле Ярославской области.

В настоящее время на территории обла­сти в рамках Плана мероприятий по энергоресурсосбережению ведется несколько проектов реконструкции сетей теплоснаб­жения, в которых применяются трубопро­воды с ИППУ изоляцией. В частности: проекты реконструкции системы тепло­снабжения п. Копаево и м/р Мариевка в Рыбинском МО, п. Варегово в Болыпосельском МО. Технико-экономическими обос­нованиями указанных проектов подтверждена высокая экономическая эф­фективность данных систем.

Основным сдерживающим фактором применения массового использования тру­бопроводов в ИППУ изоляции при капи­тальном ремонте является относительно высокая стоимость данных трубопроводов, а также отсутствие на территории облас­ти предприятия по производству трубопроводов в ИППУ изоляции.

В настоящее время принято решение об оказании содействия организациям ЗАО «СпецТеплоСтрой» и ГУП ЯО «Яркоммунсервис» в создании промышленного пред­приятия по производству труб в ИППУ изоляции на производственной базе ГУП ЯО «Яркоммунсервис».

Не менее важным направлением в сбе­режении энергоресурсов является пере­вод муниципального жилищного фонда и объектов социальной сферы на автономное теплоснабжение.

Анализ проведенных обследований тех­нического состояния котельного оборудо­вания и тепловых сетей сельских населен­ных пунктов показал, что на многих ко­тельных установленная мощность в не­сколько раз превышает подключенную на­грузку, что приводит к нерациональному использованию котельного оборудования, увеличению расхода топлива на 30-35% и, следовательно, к большим затратам на вы­работку тепловой энергии.

Тепловые сети в сельской местности (с учетом низкой плотности ее застройки) имеют большую протяженность и вследст­вие плохой изоляции (или ее отсутствия) - большие тепловые потери (более 30%). Кроме того, с учетом дефицита средств на вы­полнение ремонта, тепловые сети имеют большой процент износа, а некоторые тре­буют замены. В этих случаях должно быть принято решение о переводе объектов теп­лоснабжения на автономное отопление.

Экономическая целесообразность пере­хода на автономные системы отопления в сельской местности, а иногда и в городах доказана на практике реализации про­грамм в Ярославской области.

Как показал за последние годы опыт эксплуатации авто­номных систем отопления, в том числе и поквартирного отопления, данное направление выбрано пра­вильно. В течение 2-3 лет необходимо окончательно перейти в сельских населен­ных пунктах на этот метод теплоснабжения и ликвидировать все нерентабельные, малоэффективные котельные.

Как правило, для реализации децентра­лизации теплоснабжения используется оборудование как иностранного производ­ства (Wiessman, Weishaupt, Dе Dietrich, Вuderus и др.) так и российского (ГУП ЯО «Яркоммунсервис», ОАО «Агропромэнерго», Рэмэкс, Зиосаб, СТГ, Доргобуж и др).

Выбор конкретного типа оборудования должно исходить из наиболее оптимально­го технико-экономического решения.

При модернизации котель­ной логическим завершением является проведение режимной наладки котлов и тепловых сетей.

Следует исключить практику, когда котлы монтируются в районах собствен­ными силами или «шабашниками», а затем предъявляются претензии к изготовителю по качеству котлов и т.д. - как правило, в период наступления отопительного сезона.

Реализацию энергосберегающих меро­приятий необходимо поручать предприяти­ям, способным самостоятельно выполнять весь спектр работ: от разработки проектно-технической документации до вывода обо­рудования на рабочий режим с последую­щим сервисным обслуживанием. Такой подход должен применяться не только при модернизации котельных, но и при рекон­струкции тепловых сетей и внедрении других энергосберегающих технологий.

Режимная наладка котлов и тепловых сетей как основа грамотной, экономичной эксплуатации теплового хозяйства долж­на найти отражение в программах энерго­сбережения городов и сельских районов, так как они позволяют:

- выявить конструктивные недостат­ки в системе теплоснабжения;

- составить перспективный план по ре­конструкции тепловых сетей;

- отрегулировать равномерную подачу тепла всем потребителям;

- избежать нерационального перерасхода тепла (до 30%);

- сократить затраты на перекачку теплоносителя (до 20%).

В текущем году для оперативной диа­гностики и балансировки тепловых сетей при ГУП ЯО «Яркоммунсервис» создается передвижная лаборатория и группа налад­ки тепловых сетей с привлечением специа­листов как ГУП ЯО «Яркоммунсервис», так и других профильных предприятий.

Немаловажным показателем процесса энергосбережения в ЖКХ является гра­мотная эксплуатация теплотехнического оборудования. Для переподготовки и по­вышения квалификации специалистов среднего и высшего звена создан инфор­мационно-обучающий центр на базе ОАО «Ярсантехмонтаж» и ГУП «Учебно-курсо­вой комбинат ЖКХ».

Последним звеном в цепи комплексного подхода к проблеме энергоресурсосбере­жения является система теплопотребления в жилых домах и на объектах бюджет­ной сферы.

Существующие системы отопления жи­лых домов созданы таким образом, что жите­ли не могут влиять на процесс теплопотребления. Чтобы установить комфортный уро­вень температуры в квартирах, жители от­крывают форточки или включают электро­радиаторы, используют для отопления газо­вые плиты. Внедрение экономических стиму­лов экономии тепла для жителей упирается в необходимость огромных затрат на квартир­ные приборы учета тепла и неприспособлен­ность существующих систем с однотрубной разводкой к поквартирному регулированию.

Для повышения энергетической гра­мотности населения необходимо использо­вать средства массовой информации, смо­тры-конкурсы, конференции, встречи. Большую роль играют широкая пропаган­да вопросов энергосбережения.

Очень важным представляется обмен опытом между регионами по вовлечению населения в работу по энергосбережению. Ведь население - самая консервативная

категория потребителей, к которой труд­нее всего предъявлять санкции за нераци­ональное энерго- и водопотребление.

Выполнение всего комплекса мер, пре­дусмотренных планом по энергосбереже­нию, обеспечит достижение ее главной це­ли - надежного обеспечения потребите­лей энергоресурсами необходимого каче­ства и их эффективного использования в условиях ограниченности финансовых средств.

по материалам prodekorsten.ru
09 октября 2003



Хотите узнать больше? Найти все про Формирование новых подходов к энергоресурсосбережению в жилищно-коммунальном комплексе Ярославской области в свете развития новых технологий (Виталий Николаевич Балакин, директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации Ярославской области)


Также в этой рубрике:
 
К итогам VI национального конгресса по недвижимости
В работе VI Национального Конгресса по недвижимости приняли участие более 800 делегатов из всех регионов России. Была проанализирована общая ситуация в сфере недвижимости, сложившаяся к настоящему времени и оценены перспективы дальнейшего развития рынка недвижимости. По итогам Конгресса принято обращение к Президенту, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации.
ГОСТы - Вода
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00