Главная/ Правительство РФ/ Общественный совет при Министре регионального развития РФ/ (страница 6)/ |
7-8 июля 2005 г. в г. Перми состоялась российско-германская конференция «Развитие малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве России», организаторами которой выступили Администрация Пермской области, консалтинговое общество OST-EURO (ФРГ, действующее по поручению немецкого федерального Банка КфВ – KfW), Уральский фонд поддержки малого предпринимательства и Пермский областной кадровый центр.
В работе конференции участвовало более 70 человек, представлявших федеральные и региональные органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, инфраструктуры поддержки предпринимательства 8 регионов России, российские и немецкие педприниматели и эксперты.
По итогам обсуждения в рамках рабочих групп и в ходе пленарных заседаний, участники конференции считают возможным заявить следующее:
1. Жилищное и коммунальное хозяйство России до настоящего времени представляют собой крайне закрытые и монополизированные сферы деятельности, в которых, как правило, заняты предприятия публичных собственников (муниципалитетов и государства). Эффективность существующей системы предоставления жилищных и коммунальных услуг, как правило, очень низка. Значительная часть публичных предприятий-монополистов экономически неэффективны и финансово несостоятельны. Объекты жилищного и коммунального хозяйства в подавляющем большинстве случаев находятся в неудовлетворительном состоянии – степень их износа крайне высока (60-80%), капитальный и восстановительный ремонт объектов в нарушение всех правил эксплуатации не производится десятилетиями. Объем потребных инвестиций составляет по оценкам Росстроя свыше 2 трлн. руб. Инвестиции в таком объеме не в состоянии предоставить ни муниципалитеты, как правило, являющиеся собственниками, ни принадлежащие им предприятия. Отношения в сфере жилищного и коммунального хозяйства свидетельствуют о господстве административных методов управления со стороны государства и публичных собственников, с одной стороны, и крайней непрозрачности, росте издержек и т.д. со стороны предприятий. Сложившиеся условия свидетельствуют о том, что реформа жилищного и коммунального хозяйства была необходима давно, однако государство, муниципалитеты и предприятия-монополисты не были заинтересованы в ней и постоянно откладывали принятие необходимых мер, что привело к нынешнему состоянию. Потребность в реформировании ЖКХ не только созрела, но по существу – перезрела.
2. Основные задачи реформы предприятий жилищного и коммунального хозяйства состоят в их переходе на работу в рыночных условиях, обеспечении экономически обоснованного и эффективного предоставления потребителям качественных жилищных и коммунальных услуг в сочетании с безусловным обеспечением адресной поддержки малоимущих групп населения со стороны государства, восстановление, поднятие на современный уровень организации и технологий системы оказания этих услуг и их постоянное развитие в соответствии с потребностями общества.
3. Решение названных задач невозможно без:
- прекращения поддержания и защиты монополии публичных собственников в тех сферах, где такая монополия не является безусловно и естественно необходимой (так, например, недопустимо поддержание монополии в управлении жилищным фондом и его обслуживании, мусороудалении, благоустройстве и озеленении населенных пунктов, дорожных работах и др.),
- создания условий для равной конкуренции частных предприятий на рынках жилищных и коммунальных услуг, обеспечения доступа частного предпринимательства, и в первую очередь, малого и среднего бизнеса, к оказанию таких услуг, оказываемых как за счет потребителей, так и за счет средств местных и государственных бюджетов (в первую очередь, в рамках легальных, прозрачных и честных процедур формирования и размещения публичных заказов),
- обеспечения доступа частных предпринимателей, в т.ч. малого и среднего бизнеса, к обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, представляющих собой т.н. естественные монополии (водоснабжение, водоотведение, очистные сооружения, теплоснабжение и т.п.),
- обеспечения рентабельности услуг, предоставляемых по регулируемым государством и муниципалитетами ценам, путем установления таких тарифов и расценок на услуги, которые обеспечивали бы как покрытие объективных текущих расходов на производство и поставку, так и инвестиции в восстановление и развитие объектов инфраструктуры,
- создания условий для привлечения частных инвестиций в коммунальное хозяйство, развитие и модернизацию инфраструктуры.
4. Среди конкретных мер и мероприятий, реализация которых позволила бы активизировать участие малого бизнеса в реформировании ЖКХ, участники конференции считают необходимым выделить:
- проведение органами государственного управления и местного самоуправления в обязательном порядке открытых и прозрачных процедур отбора организаций-подрядчиков на выполнение государственного и муниципального заказа (в т.ч. в благоустройстве и озеленении, вывозе и утилизации ТБО, ремонте дорог, ремонте и эксплуатации объектов публичной собственности и др.),
- использование государственными и муниципальными предприятиями и организациями ЖКХ системы аутсорсинга (в т.ч. путем применения мер стимулирования и ответственности со стороны публичных собственников) – выделения «непрофильных» работ и услуг, а также работ и услуг, выполнение которых силами муниципальных организаций экономически неэффективно, и размещение заказов на эти работы и услуг среди малых предприятий на конкурсной основе, в т.ч. установление собственниками этих предприятий обязательности проведения открытых и прозрачных процедур,
- проведение органами местного самоуправления открытых и прозрачных процедур отбора организаций по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями нового Жилищного кодекса с активным привлечением малых частных предприятий,
- принятие мер экономического стимулирования создания и деятельности товариществ собственников жилья и частных управляющих компаний, оказание им содействия во взаимоотношениях с контрагентами,
- в сферах услуг, в отношении которых осуществляется тарифное регулирование – установление тарифов, обеспечивающих покрытие экономически обоснованных затрат на производство и поставку услуги, а в необходимых случаях – также ремонт, восстановление, модернизацию (развитие) объектов коммунальной инфраструктуры; своевременное и полное выполнение государством и муниципалитетами своих обязательств по выплате адресной социальной помощи, выделению бюджетных средств учреждениям и т.п.,
- выстраивание системы сбалансированных договорных отношений между публичными собственниками объектов ЖКХ и предприятиями-операторами (поставщиками услуг) независимо от формы собственности последних; полный отказ от административных методов воздействия и регулирования и переход к договорным отношениям, предусматривающим в т.ч. взаимную ответственность сторон,
- оптимизацию системы договорных отношений между управляющими компаниями, поставщиками услуг и потребителями услуг; обеспечение защиты предприятий малого бизнеса – управляющих компаний во взаимоотношениях с монополистами-поставщиками коммунальных услуг и собственниками жилья; обеспечение единого подхода к различным категориям потребителей коммунальных ресурсов в жилищном фонде (граждане, ТСЖ, управляющие компании) при формировании договорных отношений,
- подготовку и повышение квалификации, обучение предпринимателей, муниципальных служащих, сотрудников предприятий сферы ЖКХ, а также работающих на смежных рынках и являющихся потенциальными участниками рынка жилищных и коммунальных услуг,
- обобщение, анализ и распространение опыта привлечения частного бизнеса к предоставлению жилищных и коммунальных услуг за рубежом и в РФ, оказание методической поддержки малому бизнесу, органам местного самоуправления, другим организациям и лицам по вопросам участия малого бизнеса в ЖКХ (методические рекомендации, формы договоров, учредительных документов, обзоры судебной практики и т.п.),
- принятие дополнений и изменений в федеральное законодательство, в частности, регулирующее отношения общей долевой собственности, управление и систему договорных отношений в многоквартирных домах, устанавливающее обязанность, процедуры и ответственность органов власти в ходе отбора поставщиков (подрядчиков) для оказания муниципальных услуг (выполнения работ), инвестиционную деятельность частных хозяйствующих субъектов в сфере коммунального хозяйства,
- принятие дополнений и изменений в федеральное законодательство, в частности, устанавливающих положение о том, что управляющие компании не являются перепродавцами коммунальных услуг,
- решение вопроса о многомиллиардной финансовой задолженности действующих предприятий ЖКХ, которая не позволяет надлежащим образом реформировать ЖКХ в целом и передачу объектов коммунальной инфраструктуры от одних публичных собственников другим в соответствии с разграничением полномочий; решение государством вопроса об участии в финансировании капитального ремонта многоквартирных жилых домов с высокой степенью износа (в т.ч. путем внесения изменений в подпрограмму «Жилище» в части определения источников и механизмов такого финансирования),
- разработка совместно с банками и органами власти механизма кредитования населения по капитальному ремонту жилищного фонда,
- применение антимонопольного законодательства к естественным монополистам – поставщикам коммунальных услуг.
5. Участники конференции подчеркивают ее безусловную актуальность и полезность, вы-ражают заинтересованность в продолжении диалога. Участники отмечают положитель-ный опыт Пермской области в реформировании ЖКХ, реализации нового ЖК РФ и ре-комендуют его к изучению. По решению участников, настоящая резолюция будет на-правлена с предложением об опубликовании в профильные печатные и электронные СМИ, а также в профильные и заинтересованные органы государственной власти и управления, центральные организации.
Хотите узнать больше? Найти все про Итоговая резолюция российско-германской конференции "Развитие малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве России".
| ||||||
|
Президент РФ | |
Государственная Дума РФ | |
Правительство РФ | |
Москва | |
Область | |
Регионы | |
Законодательство | |
Словарь |
| ||
| ||
|
| ||||||||||||||||
(000) 000-00-00 |
Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 18:30, страница Итоговая резолюция российско-германской конференции "Развитие малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве России". - Общественный совет при Министре регионального развития РФ строительного портала prodekorsten.ru |