Главная/ Каналы/ Статические/ Новости строительного рынка/ (страница 16)/

«Основные направления реформирования жилищно-коммунального комплекса» - Константин Андреевич Шрейбер, начальник Территориального управления Госстроя России в Центральном федеральном округе РФ, д.т.н., профессор (г. Москва)

- В начале реформирования ЖКХ были обозначены основные направления реформы: 1) постепенное повышение оплаты жи­лищно-коммунальных услуг; 2) снижение себестоимости и повышение качества жилищно-коммунальных ус­луг; 3) социальная защита и социальная спра­ведливость.

- В начале реформирования ЖКХ были обозначены основные направления реформы:

- постепенное повышение оплаты жи­лищно-коммунальных услуг;

- снижение себестоимости и повышение качества жилищно-коммунальных ус­луг;

- социальная защита и социальная спра­ведливость.

Мне представляется полезным сегодня коротко проанализировать, насколько сба­лансировано и последовательно реализо­вывались эти основополагающие принци­пы, и на основании этого анализа предло­жить пути исправления положения.

Что касается первой составляющей ре­формирования - повышения доли оплаты населением жилищно-коммунальных ус­луг, то здесь всe оказалось достаточно яс­но и просто: она повсеместно растeт и, ду­маю, уже в самое ближайшее время до­стигнет федерального стандарта. На всех уровнях приходит понимание того, что это - самый простой и надежный способ полу­чения «живых» денег.

В большинстве субъектов РФ, входя­щих в Центральный федеральный округ, руководство проявляет твердость и после­довательность в этом вопросе. Более того, сегодня приходится в ряде муниципальных образований умеривать «прыть» местных руководителей, удерживая их в рамках федерального стандарта. Как это ни пока­жется парадоксальным, на большей части территории повышение платы за жилищ­но-коммунальные услуги не вызвало даже намека на социальный взрыв. Проблемы возникли только там, где к реформе приме­шалась политика - в предвверии местных выборов коммунальные платежи искусст­венно «замораживались», а после заверше­ния выборов происходил резкий скачок.

Здесь нельзя обойти молчанием и еще одну проблему. Сегодня считанные единицы смогут внятно объяснить экономическую сущность реформы ЖКХ. Поэтому каж­дый житель поселка N с ужасом наблюда­ет, как растeт его доля в покрытии издер­жек жилищно-коммунального хозяйства (хотя это вовсе не его дело и совершенно не должно его волновать), полагая при этом, что его «кровные» кладут себе в карман «они», поскольку в качестве жилищно-коммунального обслуживания никаких ре­волюционных изменений не наблюдается. На самом же деле рядовых граждан во всех экономических тонкостях реформы дол­жен волновать только один показатель -максимально допустимая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в среднедушевом доходе. Это - важнейшая государственная гарантия.

Теперь о снижении себестоимости. Се­бестоимость не снижается, а растет. Мне видятся две основных причины наших не­успехов в этом направлении, устранив ко­торые, мы найдем ключ к успешному за­вершению реформы ЖКХ.

Первая причина кроется в монополис­тах, поставляющих энергоресурсы. Поче­му-то работников жилищно-коммуналь­ной сферы постоянно призывают увязы­вать тарифы с реальными доходами насе­ления, не упоминая при этом ни «Газ­пром», ни РАО ЕЭС, чьи поставки состав­ляют не менее 30% в себестоимости жи­лищно-коммунальных услуг. И уж совсем недопустимо повышение цен на энергоно­сители в течение финансового года, когда в бюджетах всех уровней отсутствуют ре­зервы на компенсацию такого повышения. Без этого роль государства в реформиро­вании жилищно-коммунального хозяйства сводится к нулю.

Особый разговор о долгах за энергоно­сители, которые достигли размеров, в ряде случаев сопоставимых с годовыми бюдже­тами субъектов РФ. Монополисты вынуж­дают муниципальные образования и це­лые регионы заключать договора, предус­матривающие помимо обязательных теку­щих платежей (что не подлежит обсужде­нию) осуществлять погашение многолет­них долгов в нереально короткие сроки на кабальных условиях. При этом постоянно рука монополиста находится на рубильни­ке или задвижке. При таком положении владелец энергоносителя может в одноча­сье смести любую власть на любом уровне, отключив в трескучий мороз рубильник или перекрыв задвижку.

Думается, пора, наконец, определиться, кто «в доме хозя­ин», ибо это уже вопрос не столько эконо­мики, сколько политики. Уж если курс на реформирование той или иной отрасли (а особенно, если речь идет о жизненно важ­ных отраслях, к которым без всякого со­мнения относится ЖКХ) провозглашен на государственном уровне, то и гарантом курса должно выступать государство.

Контроль над монополиями - важная, но не единственная проблема, напрямую определяющая себестоимость жилищно-коммунальных услуг. Именно это направ­ление требует больших вложений матери­альных и финансовых ресурсов. Зани­маться снижением себестоимости жилищно-коммунальных услуг уместно только после приведения жилищного фонда и инженерной инфраструктуры в нормативное состояние. Этим стоит заняться, тратя бю­джетные средства, поскольку, снижая се­бестоимость, мы практически напрямую влияем на жизненный уровень населения, в доходах которого жилищно-коммуналь­ные платежи, как уже отмечалось, состав­ляют почти четверть.

Решаться данная проблема должна, по нашему мнению, ис­ключительно программными методами. Определяется необходимый и достаточ­ный перечень целевых программ, охватывающих все аспекты жилищно-комму­нального хозяйства. В возможно короткие сроки эти программы разрабатываются, всесторонне оцениваются, рассматрива­ются и принимаются сначала исполни­тельным, а затем законодательным орга­ном власти, обретая силу закона. Парал­лельно программы должны быть рассмот­рены и одобрены государственными заказ­чиками федеральных программ, в рамках которых эти целевые программы разраба­тывались.

К целевым программам в сфере жилищно-коммунального хозяйства могут быть отнесены нижеследующие: «Пересе­ление из ветхого жилищного фонда», «Ре­конструкция жилых зданий первых массо­вых серий», «Обеспечение населения ка­чественной питьевой водой и водоотведением», «Энергосбережение», «Газифика­ция», «Страхование в жилищно-коммунальной сфере». С учетом местных усло­вий перечень может быть расширен за счeт программ, предусматривающих мо­дернизацию лифтового оборудования, по­вышение уровня благоустройства терри­торий, решение экологических проблем ЖКХ и т.д.

Программный подход должен исключить «перетягивание одеяла» между субъектами РФ и отраслевыми министер­ствами при формировании федерального бюджета и муниципальными образования­ми и отраслевыми органами исполнитель­ной власти при формировании бюджетов субъектов РФ, поскольку законодательное закрепление целевых программ предпола­гает чeткое определение источников, объe­мов и этапности финансирования. Помимо всего прочего, такой подход должен карди­нально увеличить кредит доверия к испол­нительной власти на всех уровнях, по­скольку обозначит для граждан «свет в конце тоннеля»: люди готовы какое-то время терпеть дискомфорт, будучи твeрдо уверены, что в определeнные сроки им станет хорошо.

Однако для того, чтобы программный метод в реформировании ЖКХ дал требу­емый эффект, подход к разработке, оценке и принятию программ должен быть высо­копрофессиональным и научно обоснован­ным. В тех случаях, когда для этого по тем или иным причинам не может быть ис­пользован интеллектуальный потенциал субъекта РФ, следует привлекать тех, кто имеет необходимые знания и опыт этой ра­боты, чьи разработки на практике доказа­ли свою основательность и эффективность. Даже если на это потребуются какие-то финансовые средства, эти единовремен­ные затраты окупятся быстро и много­кратно.

По нашему мнению, при разработ­ке программ прежде всего надлежит аргу­ментировано изыскать внебюджетные ис­точники финансирования, точно опреде­лить соотношение объeмов финансовых ресурсов, выделяемых из бюджетов всех уровней, реалистично оценить бюджетные возможности, предусмотреть целесооб­разность и условия различных форм кре­дитования тех или иных мероприятий. И конечно соотнести выполнение программ­ных мероприятий с существующей норма­тивной правовой базой, а в случае еe не­полноты предусмотреть разработку и при­нятие недостающих нормативных и мето­дических документов на уровне субъектов РФ. Есть и ещe ряд существенных момен­тов (достоверное определение социального и экономического эффекта, создание сис­темы действенного контроля за реализа­цией и пр.), без которых любая программа останется бумагой.

И, наконец, последнее - социальная защита и социальная справедливость. С социальной защитой всe более или менее ясно - оформляй адресные жилищные субсидии и никаких проблем. Однако ор­ганам социальной защиты уже сегодня на­до интенсивно готовиться к резкому росту числа обращений. Если на конец 2000 г. процент граждан, получающих субсидии, в среднем по Российской Федерации со­ставил 7%, то расчeтная величина при пе­реходе на 100%-ю оплату (по данным Гос­строя РФ) составляет 25%. Необходимо учитывать, что именно в сфере социальной защиты кроется очаг социальной напря­жeнности. Зная положение вещей в ряде типичных субъектов РФ, могу сказать, что сегодня эта работа организована из рук вон плохо.

Надо помнить, что за получени­ем жилищных субсидий в подавляющем большинстве случаев обращаются не самые молодые, не самые здоровые и уж ко­нечно не самые обеспеченные граждане. Поэтому бесконечное хождение по всевоз­можным учреждениям за бесчисленными справками, многочасовые просиживания в нескончаемых очередях не добавляют лю­дям оптимизма и доверия к власти. А если при этом возникает необходимость в мно­гократных поездках в районные центры, что помимо того, что утомительно, ещe и накладно, вызывает справедливые наре­кания. Органам социальной защиты надо в короткие сроки максимально развить сеть своих представительств, укомплектовать­ся кадрами, прошедшими определенную подготовку, хорошо технически оснас­титься, скоординировать свою работу со смежниками и, в конечном итоге, достичь в своей работе уровня развитых стран.

Что касается социальной справедливос­ти, то речь должна идти о создание норма­тивной правовой базы, напрямую связыва­ющей размеры оплаты жилищно-комму­нальных услуг с их качеством. Надо прямо сказать, что на сегодня такой базы нет ни на федеральном, ни на региональном уров­не. Плата должна быть строго дифферен­цирована в зависимости от технического состояния и уровня инженерного благоуст­ройства конкретного дома и конкретной квартиры, соответствия современным (подчeркиваю - именно современным) требованиям, имея в виду весь набор таких требований, начиная с теплотехнических характеристик ограждающих конструкций и кончая скоростью лифтов. Это очень большая и очень необходимая работа в преддверии перехода к 100%-й оплате.

И, наконец, частное замечание о прести­же профессии. Единственным на моей памя­ти художественным произведением, воспе­вающим работника ЖКХ, остаeтся замеча­тельный художественный фильм «Афоня», прочно укоренивший в сознании наших лю­дей образ простого жилищно-коммунально­го работника. Между тем, в этой сфере тру­дится огромная армия высококвалифици­рованных и самоотверженных специалис­тов, получающих, между прочим, одну из самых низких зарплат, непрерывно работая при этом в самых сложных погодных усло­виях. От этих людей напрямую зависят свет, тепло, вода и прочие обязательные ат­рибуты уюта и комфорта в домах, беспере­бойная работа школ, больниц, детских са­дов, торговых центров и многого другого.

Госстроем России в течение многих лет про­водятся всероссийские конкурсы на самый благоустроенный город, на лучшие органи­зации ЖКХ в разнообразных номинациях, но об этом знают только участники, органи­заторы да узкий круг специалистов. Зато

телевизионные программы и газетные поло­сы заполнены красочными репортажами и многочасовыми показами разнообразных теффи, кинотавров и пр. Наверное, это тоже важно, но всe-таки не менее важно показать и рассказать россиянам о тех, кто в недалe­ком будущем будет обеспечивать им циви­лизованные условия проживания. Поднятие престижа профессии важно еще и для при­тока в эту сферу молодых квалифицирован­ных кадров, в чем сегодня повсеместно ощу­щается необходимость.

по материалам prodekorsten.ru
09 октября 2003



Хотите узнать больше? Найти все про «Основные направления реформирования жилищно-коммунального комплекса» - Константин Андреевич Шрейбер, начальник Территориального управления Госстроя России в Центральном федеральном округе РФ, д.т.н., профессор (г. Москва)


Также в этой рубрике:
 
«Государственная энергосберегающая политика» (Сергей Алексеевич Михайлов, руководитель Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России г. Москва)
- Повышение эффективности использо­вания топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для пе­ревода экономики страны на энергосбере­гающий путь развития - одна из приори­тетных задач государственной энергети­ческой политики. Решение именно этой задачи позволит гарантировать при прогно­зируемых темпах роста устойчивое обес­печение населения и экономики страны энергоносителями.
Ярославль: итоги Всероссийской научно-практической конференции «Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе»
Итак, конференция состоялась, и, без сомнения, стала очень полезной всем ее участникам, а также посетителям выставки, прошедшей в рамках форума
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00