Главная/ Госдума РФ и Совет федерации/ Экспертный совет при Комитете Государственной Думы РФ/ Экспертный совет по ЖКХ/ Новости ЭС/ (страница 2)/

Некоторые вопросы технического регулирования деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса по водоснабжению и водоотведению

Хесин М.Я

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям,

Председатель Экспертного совета по жилищно-коммунальному хозяйству

 

Выступление на заседании «круглого стола» в Государственной Думе на тему «О техническом регулировании в сфере водоснабжения и водоотведения»

21 апреля 2008 года (понедельник), 15 часов,

зал 304 (Охотный ряд, д.1)

Уважаемая Наталья Владимировна!

Уважаемые участники «круглого стола»!

Три проекта технических регламентов, которые мы сегодня обсуждаем, были разработаны на самом первом этапе реформы технического регулирования. Поскольку все три регламента были подготовлены одним авторским коллективом, то недостатки, присущие проектам с их рождения, очень схожи.

В чем заключалась основная цель реформы технического регулирования? Это, прежде всего, защита граждан от недоброкачественной продукции и, во-вторых, снятие технических барьеров в торговле. Понятно, что для целей централизованного водоснабжения и водоотведения вопрос технических барьеров в торговле не стоит. Здесь свободного рынка нет и не предвидится. Услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению оказывают локальные монополисты. Поэтому задача государства состоит в регулировании тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению и обеспечении качества и безопасности этих услуг. Поэтому технический регламент должен быть инструментом, который обеспечивает безопасное водоснабжение и водоотведение.

Из смысла Закона «О техническом регулировании» следует (так и хочется сказать «вытекает», учитывая тему нашего круглого стола), так вот, следует, что в техническом регламенте могут быть правовые нормы только двух видов. Первый и основной вид - это технические нормы, нормы, которые регулируют отношения между человеком и техникой. Второй вид норм, нормы, регулирующие отношения между лицами по поводу оценки соответствия продукции и процессов ее получения установленным техническим требованиям. Никаких других норм в техническом регламенте быть не должно.

А что содержится в обсуждаемых сегодня законопроектах?

В проекте регламента о питьевом водоснабжении есть статья 6, которая устанавливает санкции за несоблюдение регламента, касается финансирования мероприятий по достижению нормативов безопасности питьевой воды.

Рассмотрим статью 18 регламента о питьевом водоснабжении. По мнению членов экспертного совета по жилищно-коммунальному хозяйству, который я возглавляю, данная статья необоснованно возлагает на собственников помещений многоквартирного дома ряд обязанностей, например:

  • обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем;
  • обеспечение качества и безопасности, а также контроля поставляемого ресурса.

Никто не спорит по поводу того, что все собственники должны финансово содержать и контролировать состояние инженерных систем дома. Но они не должны заниматься текущим содержанием и ремонтом сами. Это должны делать специалисты, которые нанимаются собственниками на основе возмездного договора. Собственники решают, кто это будет либо ресурсоснабжающая, либо иная организация. В любом случае это должны делать профессионалы. Иными словами, за собственниками - только финансирование и контроль. Недопустимо возлагать на жильцов те обязательства, которые нельзя профессионально исполнить. Печальные примеры кратного увеличения числа взрывов бытового газа после передачи контроля за домовым газовым оборудованием от профессионалов-газовиков организациям, управляющим жильем, хорошо всем известны.

Поэтому именно ресурсоснабжающая организация является единственным лицом, способным по возмездному договору с собственниками помещений дома гарантировать, режим, качество, объемы и безопасность поставляемого ресурса, поэтому только она способна отвечать за продаваемый жителям воду, а значит, на нее должны быть возложены все обязанности, перечисленные в 18 статье данного законопроекта.

Что еще содержится в проекте технического регламента о питьевом водоснабжении, что не является вопросами технического (подчеркиваю, технического) регулирования? Практически вся статья 27 содержит такие нормы. Это порядок принятия и содержание оперативного плана водоснабжения при чрезвычайных ситуациях. Вопросы, безусловно, важные, но это предмет другого законодательства. Вполне возможно, что авторы регламента неудачно объединили технический регламент с другим законом, который может называться «О водоснабжении», но который содержал бы в себе вопросы организации водоснабжения.

На примере одного из трех регламентов видны их общие недостатки. Это, прежде всего выход за пределы сферы технического регулирования, кроме того, противоречия с Водным и Градостроительным кодексом, законом «О безопасности гидротехнических сооружений».

Все эти недостатки присущи и проекту технического регламента «О водоснабжении». Так, в главе 13 проекта регулируются вопросы организации производственного контроля состояния источников водоснабжения и систем водоснабжения, а в статьях 5, 33 и 78 устанавливаются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. В то же время Законом «О техническом регулировании» не предусматривается включение в технические регламенты подобных норм.

Замечания можно было продолжать. Думаю, они еще прозвучат в других выступлениях. Хотел обратить внимание на одно важное обстоятельство. Все три проекта технических регламентов не учитывают изменений, которые были внесены год назад в Закон «О техническом регулировании». Сегодня уже нет необходимости пытаться включить все обязательные технические нормы с конкретными численными параметрами в текст регламента. Конкретные технические решения могут выбираться проектировщиками, строителями, пользователями водохозяйственных систем на основании существующих ГОСТов или СНИПов. А в обсуждаемых проектах регламентов делается попытка привести все необходимые значения технических параметров. Сделать это исчерпывающим образом все равно не удается, поэтому законопроекты носят незаконченный характер.

В заключение можно сделать вывод, что все три проекта технических регламентов не могут быть поддержаны в первом чтении. Как известно, родовые травмы лечатся трудно, иногда совсем не лечатся, поэтому доработать эти регламенты вряд ли удастся.

Авторам законодательной инициативы мы бы рекомендовали отозвать все три законопроекта. Их труд, безусловно, не был напрасным. Эти законопроекты позволили лучше увидеть проблемы с написанием технических регламентов в сфере водоснабжения. Правительством разрабатывается технический регламент о безопасности питьевой воды. В зависимости от его содержания, может быть подготовлен отдельный регламент о водоснабжении и водоотведении, содержащий требования к водохозяйственным коммунальным системам. Экспертный совет по жилищно-коммунальному хозяйству при Комитете Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, который я возглавляю, мог бы разработать такой документ

Спасибо за внимание.

по материалам prodekorsten.ru
23 апреля 2008



Хотите узнать больше? Найти все про Некоторые вопросы технического регулирования деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса по водоснабжению и водоотведению


Также в этой рубрике:
 
Итоги работы органов государственного регулирования в 2007 году
Выступление, в рамках рабочего совещания Федеральной службы по тарифам, Заместителя председателя Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, Председателя Экспертного совета по жилищно-коммунальному хозяйству Хесина М.Я
Выступление "О реализации Стратегии развития России до 2020 года в части жилищного строительства и инвестиционно-строительной деятельности"
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00