Главная/ Это интересно/ Проблемы и решения/ (страница 24)/ |
Почему же череда коммунальных бедствий в наших городах нарастает из года в год? Существуют ли эффективные пути выхода из кризиса?
Ответить на эти вопросы мы попросили специалиста, который многие годы отдал решению проблем жилищнокоммунального комплекса страны, бывшего в свое время председателем Государственного комитета по ЖКХ РСФСР, а ныне являющегося членом редакционного совета, руководителем Высшей инженерной школы экологии и безопасности — доктора технических наук, профессора Алексея Филипповича ПОРЯДИНА.
Обратите внимание, что все беды нынешней зимы происходят не на селе, а в городах или поселках городского типа. Безусловно, и на селе существуют проблемы, но масштабные катастрофы происходят именно там, где излишне укрупнены инженерные системы тепло, энерго, водообеспечения. То есть получается, что для нас чрезмерное сосредоточение населения в крупных городах и других населенных пунктах городского типа чревато многими бедами, поскольку уровень технической надежности, состояния инженерных систем и уровень гарантированного обеспечения всеми так называемыми коммунальными услугами еще очень низок (хотя я не стал бы относить к разряду услуг систему жизнеобеспечения населения). Поэтому недостаточно, как многие сейчас предлагают, залатать дыры на трубопроводах и городских коммуникациях. На самом деле прорыв трубопровода — это не причина, а следствие более глубинных причин. Переморозить внутридомовые системы теплоснабжения при разрыве наружных – нонсенс. Нет оперативности в действиях, а может быть и полная неквалифицированность.
Этой зимой мы отмечаем символическую дату — 11 лет начала реформы ЖКХ. И надо отметить, что приватизация промышленных объектов, проведенная за этот период, сыграла негативную, хотя и не самую главную, роль в отношении жилищнокоммунальной сферы. До 1992 года 40 % всей жилищнокоммунальной инфраструктуры находилось в ведомствах — Минчермет, Минцветмет, МПС, Министерство сельского хозяйства и множество других. Каждое из них имело свое ведомственное жилье, ведомственные системы теплоснабжения, водоснабжения и коммунальную инфраструктуру. Это была государственная политика, потому что и в то время государство не было в состоянии за счет бюджетного финансирования вытянуть все коммунальные проблемы.
Ведомства осуществляли развитие, содержание, эксплуатацию и ремонт всех принадлежащих им инженерных сетей и сооружений. На какомто отрезке времени эта система себя оправдывала. Реформирование ее производилось постепенной передачей ведомственных объектов в ведение исполкомов местных Советов в установленном порядке. Когда же была осуществлена приватизация, ЖКХ в ведомствах осталось, по существу, бесхозным. Объекты жилкомхоза не были переданы в установленном порядке муниципальным органам управления. Таким образом, муниципальные органы оказались неподготовленными ни в материальном, ни в организационном отношении принять такую ношу.
— Алексей Филиппович, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в области ЖКХ?
— Та ситуация, которая сложилась с инженерным обеспечением наших городов, — это в большей степени проблема социальноэкологическая. Ведь если экология включает в себя понятие «среда обитания», то отсутствие тепла, воды, света — это экологическая проблема среды обитания человека. Т.е. человек как вид сам себе создал условия, которые не дают ему возможности нормально существовать. И нельзя сводить суть существующих проблем к авариям на трубопроводах, потому что критическая ситуация сложилась во всей инженерной инфраструктуре наших городов и в системе управления ею. И усилия требуется прикладывать по всем составным элементам этой системы. Ситуация с питьевой водой и энергоснабжением тоже очень близка к кризисной. Начнется весна, паводки, затем перебои в водоснабжении летом и т.д., а там уже нужно готовиться к следующему зимнему периоду.
— Какие, по вашему мнению, меры должны быть приняты для эффективного решения существующих проблем ЖКХ? Каким видится долгосрочный план вывода отрасли из кризиса?
— Жилищнокоммунальная сфера должна развиваться непрерывно. Т.е. ежегодно должны осуществляться работы по модернизации систем, по поддержанию их работоспособности и ежегодно должно осуществляться приращение мощностей в этих системах. Остановка в развитии на 3 – 5 лет всегда ведет к серьезным осложнениям. За последние 10 лет этот принцип был нарушен. Не было ни должного поддержания, ни приращения мощностей. И сейчас мощности теплоэнергетические по подготовке питьевой воды не соответствуют потребностям.
Что же касается неотложных мер по выходу из сегодняшнего кризисного положения, то прежде всего необходимо устранить ведомственную разобщенность в действиях. Т.е. все ведомства независимо от принадлежности тех или иных объектов должны участвовать в ликвидации последствий и в обеспечении нормальной жизнедеятельности населения. И такие действия должны быть узаконены соответствующими правительственными документами. Необходимо в неотложном порядке создавать службы инженерного обеспечения городов не только на муниципальном уровне, но и на уровне субъектов федерации. Наделить их соответствующими правами оказания взаимопомощи в кризисных ситуациях. Незамедлительно, начиная с апреля — мая этого года, приступить к проведению мониторинга систем инженерного обеспечения городов и других населенных пунктов и по его результатам принимать меры по устранению дефектов, недоделок и других причин, которые могут создать аварийную ситуацию. Проведение этих мероприятий позволит более или менее благополучно пережить следующую зиму.
На федеральном уровне должна быть создана специализированная структура либо в системе Госстроя России, либо отдельно, которая могла бы координировать всю оперативную деятельность в масштабах страны. Ведь и раньше у нас возникали аварийные ситуации в области ЖКХ, но вместо нынешнего МЧС на места этих аварий выезжали специально подготовленные работники жилищнокоммунальной сферы, и была возможность маневрирования ресурсами.
— Может быть, вообще имеет смысл выделить всю структуру ЖКХ в отдельное министерство или госкомитет, как это было в советские времена?
— Подчеркиваю, что нужно создать оперативный орган типа Федеральной инспекции ЖКХ, поскольку методологическая, законодательная работа ведется сейчас в Госстрое. А вот оперативного руководства, направленного прежде всего на предотвращение кризисных ситуаций, нет.
Однако надо заглядывать вперед и понимать, что всеми вышеперечисленными мерами мы можем лишь снизить остроту существующего положения, а решение проблемы в целом требует реализации иных мер. И здесь необходимо четко сознавать, что все системы ЖКХ требуют коренной модернизации, изменения принципов подхода к их устройству, эксплуатации, финансовоэкономического обеспечения. Поэтому нужно срочно ставить задачу разработки проектов модернизации инженерных систем ЖКХ и их функционального обеспечения. В этой связи нужно воссоздать, разумеется, на новых принципах финансирования отраслевые институты, такие, как Гипрокоммунэнерго, Гипрокоммунводоканал, Гипрокоммунстрой и другие, потому что специфика проектирования и модернизации коммунальных систем сложна, и не каждый проектировщик с ней справится. Более того, за последнее время были разрушены не только технические, инженерные системы, но и органы управления, финансовоэкономические структуры. Переход к рыночной экономике в этой сфере недопустимо затянулся. Потеряны квалифицированные управленческие кадры. И эти вопросы тоже необходимо решать в кратчайшие сроки.
— Но где же взять деньги на реализацию всех задуманных преобразований?
— В последнее время реформа ЖКХ зациклилась на том, делать ли стопроцентными платежи населения или нет. Вопрос поиска источников финансирования становится главным. Я убежден, что увеличение тарифов — это не выход из положения.
Главное внимание надо сейчас сосредоточить на экономии энергетических ресурсов в системе ЖКХ. То, что мы в этой сфере имеем огромный перерасход всех ресурсов в 2 – 3 раза, уже давно ни у кого не вызывает сомнений. И я утверждаю, что даже в тех регионах, где возникли большие перебои с теплоснабжением, затраты ресурсов на одного человека больше, чем в других (даже северных) странах. А все потому, что наши системы никогда не рассчитывались с учетом оптимального использования ресурсов. Если судить по статистике роста ресурсопотребления в ЖКХ за последние двадцать лет, то можно убедиться, что в этой сфере практически реализована задача — каждому по потребности (и даже выше таковой). Продолжается расточительное ресурсопользование.
Именно ресурсную часть надо делать главной и определяющей в реформе ЖКХ по правительственному проекту. Сколько ни обогревай атмосферу вокруг домов — теплее в них не станет. Поэтому считаю, что нужно объявить своего рода мораторий на изменение платежей населения за теплоэнергетические и водные ресурсы на определенный период времени. Установить строгий учет потребляемых ресурсов. С появлением учета потребление сократится, снизятся отраслевые затраты. Нужно просить граждан (а в России народ всегда был сознательным) платить определенное время столько же, сколько и прежде. Появятся деньги. Причем в этой схеме человек становится активным участником общего процесса выхода из кризиса. А повышение платежей до 100 % не даст кардинального решения, ведь наступит период, и надо будет платить 110 — 120 %. Деньги в этой сфере всегда будут в дефиците, пока не заработает механизм оптимизации ресурсопользования. Тем более что сейчас нет такого органа в сфере ЖКХ, который бы регулировал финансовые потоки.
Кроме того, я предвижу, что если мы сейчас всетаки повысим платежи, то появится множество судебных разбирательств. Более того, берусь утверждать, что мы уже сегодня оплачиваем 100 % того, что реально потребляем, поскольку сейчас мы оплачиваем и те ресурсы (водные, тепловые), которые теряются по пути к потребителю (вполне официальная цифра потерь тепла по дороге от ТЭЦ к потребителю — около 30 процентов), да плюс к тому потери через ограждающие конструкции жилых домов. Несовершенство существующей системы платежей не позволяет далее повышать плату за теплоэнергетические и водные ресурсы, поскольку это приходит в противоречие с законодательством о защите прав потребителей. Мы платим за стандартные, т.е. качественные, услуги, а в большинстве случаев они фактически далеки от стандартов, например, мы платим за питьевую воду, но во многих населенных пунктах получаемая населением вода не соответствует требованиям, предъявляемых к питьевой воде! Следовательно, надо одуматься, надо взвесить, что же делать в столь сложной ситуации. Ведь стандарты, критерии качественных оценок должны действовать и в других областях коммунального хозяйства.
— Услуга подразумевает наличие альтернативной формы удовлетворения потребности. Прачечная, баня, ателье, гостиничное хозяйство — это сфера услуг, потому что вы можете ими воспользоваться, а можете обойтись и без них. Но в системе тепло, энерго, водоснабжения современных городов такой альтернативы у жителей нет. Потому я и говорю, что это сфера не услуг, а жизнеобеспечения, здесь должны действовать другие нормативы регулирования и другой уровень ответственности.
— Как вы относитесь к идее перехода от централизованных систем отопления к локальным?
— Как я уже говорил, укрупнение, иногда чрезмерное, было нашей стратегической задачей многие годы. К чему это привело — мы сейчас видим. Поэтому дальнейшее движение и модернизация инженерных систем должны идти в сторону локализации (но тоже до определенного уровня). Недопустимы здесь резкие повороты. Нельзя оздоровить ЖКХ России по одному рецепту для всех регионов. В каждой климатической зоне нашей страны есть очень специфические условия дальнейшего развития ЖКХ, и это нужно учитывать в региональных программах реформирования.
— Как вы считаете, каким образом должен осуществляться переход к рыночным отношениям в области ЖКХ?
— Нельзя сразу внедрять рыночные отношения, в прямом смысле частный бизнес, в систему платежей населения. Другое дело — рыночная реформа в сфере ремонта и восстановления коммуникаций, инвестиций в строительство новых объектов и т.д. Взаимодействие, на мой взгляд, должно осуществляться по следующей схеме: жильцы (или кондоминиум) имеют дело с муниципальными органами, с которыми они осуществляют соответствующие расчеты. А те в свою очередь устанавливают связь с коммерческими структурами, используя бюджетные средства и средства платежей. Должны быть утверждены критерии оценки качества жилищнокоммунального обслуживания населения, достигнута полная гласность в финансовоэкономических взаимоотношениях, установлена отчетность перед гражданами о выполнении взятых обязательств по проведению реформ. Но самое главное, что подвижки в этом направлении нужно делать как можно быстрее и как можно осторожнее, чтобы избежать катастрофы в жилищнокоммунальной сфере.
— Спасибо за беседу! Надеемся, у нас будет возможность дальнейшего обсуждения этой проблемы.
Анастасия СЕРОВА.
Хотите узнать больше? Найти все про В реформе ЖКХ сегодня нужны другие подходы, другие нормативы регулирования.
| ||||||
|
Президент РФ | |
Государственная Дума РФ | |
Правительство РФ | |
Москва | |
Область | |
Регионы | |
Законодательство | |
Словарь |
| ||
| ||
|
| ||
|
| ||||||||||||||||
(000) 000-00-00 |
Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 18:12, страница В реформе ЖКХ сегодня нужны другие подходы, другие нормативы регулирования. - Проблемы и решения строительного портала prodekorsten.ru |