Главная/ Инвестиции/ (страница 32)/ |
ШАГ ВПЕРЕД,
ДВА ШАГА НАЗАД
К сожалению, проблема ветхого жилья со всей серьезностью нависла не только над астраханцами, но и над подавляющим большинством российских городов. Общая площадь ветхого и аварийного жилья в стране превышает 65 млн кв. метров. Это — почти 2,5 процента жилищного фонда Российской Федерации, причем более 8 миллионов метров приходится на долю аварийного фонда. Последнее обстоятельство особенно тревожно: аварийное жилье нередко представляет прямую угрозу для тех, кто в нем проживает. Например, только в нынешнем году произошло несколько обрушений жилых домов, в том числе общежитий в Казани и СанктПетербурге, повлекших человеческие жертвы. Всего же только за прошлый год по ветхости и аварийности выбыло из эксплуатации около 2,2 млн кв. м жилья (тогда как введено было за год 31,1 млн кв. метров). К сожалению, этот показатель растет из года в год. При этом общий объем ветхого и аварийного фонда в два раза превышает объемы годового ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования!
Это значит, что каждый второй вновь построенный дом оказывается как бы предназначенным для того, чтобы переселить в него людей, которые обитают в непригодном жилье! А как же тогда с удовлетворением потребностей в жилище других людей, тех, кто находится в нормальных с точки зрения конструктивной прочности домах, но много лет стоит в очереди на улучшение (например изза непомерной тесноты проживания), кто просто хочет купить себе квартиру (скажем, взяв ипотечный кредит) и переселиться в просторное жилье?
При подобном положении вещей ситуация складывается примерно так, как обозначил в свое время известный классик марксизмаленинизма в своей работе: шаг вперед, два шага назад! Потому что с точки зрения все возрастающей потребности в жилье (учитывая все ее аспекты — от очередников, переселенцев из других регионов, обитателей аварийного и ветхого жилья до тех, кто хочет и может его себе приобрести) мы движемся именно назад — рост потребности выше роста ввода жилья.
Если же посмотреть на ситуацию с точки зрения количества россиян, которым приходится ютиться в ветхом и аварийном жилищном фонде, то цифра окажется совершенно убийственной — более двух миллионов человек! Вдумайтесь: если всех этих людей с их жильем собрать вместе, то получатся два огромных города«миллионника», полностью состоящих из трущоб! И это не сюжет из фильма ужасов, это — реальный факт нашей жизни.
К тому же нужно учесть, что число жителей, стоящих в очереди на переселение из аварийного и ветхого фонда составляет более 6 процентов от общей численности семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Если сопоставить все приведенные выше цифры, то станет очевидно, что потенциальным переселенцам при нынешних темпах строительства жилья в очереди придется ждать не один десяток лет! Не случайно на заседании Правительства России, которое состоялось в начале сентября, была поставлена задача уже в ближайшие годы резко — в 2—2,5 раза — увеличить объемы жилищного строительства и выйти хотя бы на показатели РСФСР в 1987 г., т.е. вводить 70—80 млн квадратных метров в год. Удастся ли нам это сделать, и если да, то как — тема отдельного разговора.
ЧТО ИМЕЕМ — НЕ ХРАНИМ...
Что ж, аварийное жилье так или иначе нужно заменять новым, это неоспоримый факт. Но ведь беда в том, что количество непригодного жилищного фонда с каждым годом становится больше! Это значит, что дома, еще вчера бывшие вполне пригодными для проживания, сегодня превратились в аварийные. Почему?
Первая причина — та, которая на языке коммунальщиков называется «недоремонтом». То есть тот самый плановый — профилактический или капитальный — ремонт, который должен поддерживать дом в рабочем состоянии, делается не вовремя (или не делается вообще), и небольшие повреждения превращаются в средние, средние — в серьезные.
Объемы реально проводимого капитального ремонта жилищного фонда совершенно недостаточны: при нормативной годовой потребности в 4—5% от общего количества жилищного фонда за прошедший год общероссийский показатель составил лишь 0,3 %! А в республиках Дагестан, Северная ОсетияАлания и Башкортостан отремонтировано лишь 0,1% муниципального и государственного жилищного фонда. Немногим лучше в Новгородской области — 0,3%, в Астраханской и Пермской областях — 0,5%, в Томской — 0,7%. А в Камчатской области капремонт жилищного фонда вообще не проводился.
При таких темпах реконструкции и ремонта жилищного фонда общий износ его в ближайшие годы составит более 60%, после чего он станет полностью неремонтопригодным. То есть мы его полностью потеряем!
Другая причина плачевного состояния жилищного фонда в том, что плохо выстроена система управления, содержания и эксплуатации. Например, по России на договорной основе подрядными организациями обслуживается только половина жилищного фонда, а в упомянутых выше регионах эта цифра составляет: в Томской области — 55 %, в Пермской — 43 %, в Республиках Башкортостан и Северная ОсетияАлания, Новгородской, Камчатской областях — 35 %, в Астраханской области — лишь 7 %.
Если заглянуть в отчетность, то складывается впечатление, что старая система ЖЭКов заменена на современные службы заказчика и управляющие организации, которые способны эффективно управлять содержанием жилья. Однако на самом деле все обстоит далеко не так радужно: из 3500 служб заказчика эффективно функционируют лишь 28—30 %. Такая неэффективность связана с тем, что многие из них отходят от идеологии управления только жильем и принимают на себя функции управления коммунальной инфраструктурой, подменяя органы местного самоуправления. Картину усугубляет отсутствие нормальных договорных отношений и действенного тарифного регулирования, а без этого невозможно выстроить эффективную работу служб заказчика.
Аналогичная ситуация и с товариществами собственников жилья (сейчас функционирует более 5000 ТСЖ и 16 000 ЖСК, которые являются неким прообразом ТСЖ). Новые формы управления жильем, в том числе с привлечением частных управляющих компаний и граждан, — самое нужное направление работы на ближайшую перспективу, ведь ТСЖ и ЖСК уже сегодня охватывают более 6 % жилищного фонда и вынуждены работать в крайне сложных условиях (несовершенство законодательной базы и отсутствие действенной помощи со стороны органов местного самоуправления и т.д.).
ЧЕМ ПОМОЖЕТ
ГОСУДАРСТВО?
Наибольшая доля ветхого и аварийного фонда приходится на малоэтажное (до 3 этажей) жилье, которое является муниципальной или государственной собственностью. В этих домах, кстати, велика доля приватизированных квартир. Меньше ветхого и аварийного жилья в многоэтажках.
Значительно разнится количество непригодного жилья и по регионам. Например, из упомянутых выше регионов в Томской области такого 3,6% от общего объема жилищного фонда, в Республике Дагестан — 3,3%, в Камчатской области — 3,2%, в Пермской области — 3,1%. Если одной из лучших областей можно считать Волгоградскую, где ветхое и аварийное жилье составляет лишь 0,2 процента всего жилищного фонда, то в Корякском автономном округе его доля превышает 13 процентов. В абсолютных показателях рекордсменами по ветхому и аварийному жилью окажутся Кемеровская область (3378,1 тыс. кв. метров), Республика Татарстан (1697,7), Москва (1613,3), Ростовская (1526,9), Московская (1512,2), Пермская (1427,3), Тульская (1417,1 тыс. кв. метров) области и ряд других...
Особенно велика доля неблагополучного фонда в шахтерских городах и поселках. Так, в ряде населенных пунктов Кемеровской области она доходит до 80 процентов от объема всего жилищного фонда. При этом органы местного самоуправления не в состоянии решить проблемы, связанные с передачей в муниципальную собственность жилищного фонда, ранее числившегося на балансе организаций угольной промышленности. Изза этого переселение граждан из аварийного и ветхого жилья в шахтерских населенных пунктах практически прекращено.
Если подходить к проблеме с формальной позиции, то вполне можно сделать вывод, что состояние жилищного фонда того или иного города — проблема местного порядка. Мол, как содержите свое жилище, такое оно и есть. Однако на самом деле подобным образом подходить к делу нельзя, по крайней мере в нашей стране: многие десятилетия советской власти жилье принадлежало государству, и его нынешнее плачевное состояние — заслуга именно тогдашних государственных структур. Для тех, кто уже забыл, напомним: в течение семи десятков лет социализма главным партийноправительственным приоритетом было построить побольше нового жилья, а вопросы эксплуатации существующего отходили не то чтобы на второй, на третий, а то и на четвертый план. Потому сегодняшняя проблема — проблема общегосударственная. О масштабности говорит и тот факт, что в целом по стране на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда необходимо около 160 млрд рублей.
Отрадно, что государство ныне не открещивается от этой глобальной проблемы: в начале нынешнего года была принята подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», которая вошла в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы. Что же она предлагает?
Подпрограмма предусматривает поэтапное решение проблемы ветхого и аварийного жилья с учетом возможностей бюджетного финансирования различных уровней и привлечения внебюджетных ресурсов. Для переселения граждан только из аварийного жилищного фонда на период до 2010 года предусматривается сумма в размере 32 млрд рублей. Как видим, это лишь пятая часть тех средств, которые нужны для решения всей проблемы в целом. А если учесть, что все расчеты, выполненные при разработке этого документа, велись на то количество неблагополучного жилфонда, которое насчитывалось в стране по состоянию на 1 января 2000 года, то станет понятно: в течение этого десятилетия немалая часть ныне ветхого жилья превратится в аварийное. Так что отсюда следует вполне очевидный вывод: чтобы эту проблему понастоящему решить, нужно искать мощные источники финансирования. В противном случае мы лишь отсрочим разрушение жилищного фонда страны.
В программе предусматривается, что 60 процентов из общего объема денег в 32 млрд рублей составят средства федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации (включая местные), а 40 процентов — внебюджетные поступления. В результате до 2010 года из аварийного жилищного фонда будет переселено около 421 тысячи граждан.
Немного, если вспомнить об общем количестве — двух миллионах россиян, проживающих в ветхом и аварийном фонде. Впрочем, арифметически все логично: затратив пятую часть необходимых средств, обеспечим жильем пятую же часть нуждающихся. И то, судя по всему, повезет в этом смысле в основном «аварийщикам». До подавляющего большинства жителей просто ветхих (но не аварийных) домов очередь явно не дойдет.
Не трудно сосчитать, что при таких темпах решение проблемы с переселением из неблагонадежного, некондиционного жилья затянется, как минимум, до середины XXI века! Как минимум — потому что к нынешним успеют прибавиться новые потенциальные переселенцы — жильето попрежнему продолжает ветшать!
Поэтому наиболее реальной целью, обозначенной в подпрограмме, можно считать лишь ликвидацию до 2010 года аварийного жилищного фонда, причем, как оговорено в документе, признанного таковым по состоянию на 2000 год.
АКЦЕНТ — НА РЕГИОНЫ
Как уже было сказано, в разных регионах проблема ветхого и аварийного жилья остра поразному. Например, в КарачаевоЧеркесии, где количество такого жилья составляет около 36 тысяч кв. метров, вопрос решить куда проще, чем в той же Кемеровской области. Так что настоящая борьба с ветхостью и аварийностью жилища должна развернуться на местах. Поэтому федеральная подпрограмма предусматривает разработку и утверждение аналогичных региональных программ в субъектах Федерации, которые в свою очередь должны включить в себя подобные программы муниципальных образований. В чем особенности программ каждого уровня?
На федеральном уровне программа определяет масштаб проблемы, правовые и финансовые механизмы ее решения, меры и пути предоставления федеральной поддержки субъектам Российской Федерации для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Региональные программы должны обозначить конкретные сроки решения проблемы в регионе, они формируют законодательную базу в рамках жилищного и земельного законодательства, координируют реализацию программ, определяют методы государственной поддержки.
Муниципальные программы должны предусматривать план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективное управление бюджетными и внебюджетными средствами, которые направлены на финансирование мероприятий. Они же определяют перечень жилых помещений, предназначенных для переселения граждан и т.д.
Нетрудно понять, что наибольшая нагрузка по финансированию, особенно по привлечению внебюджетных средств, выпадет на долю муниципальных образований и в какойто степени на региональные администрации. Конечно, в относительно благополучных регионах больших проблем возникнуть не должно. Гораздо сложнее придется тем регионам и городам, где велико количество непригодного жилищного фонда.
Что касается федерального финансирования подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», то оно началось еще до ее официального утверждения — в 2001 году. Однако ведется оно мизерными суммами: в прошлом году на всю Российскую Федерацию выделено 45 миллионов рублей, в нынешнем — 65 миллионов.
Конечно, эти средства, как следует из подпрограммы, рассчитаны на условие софинансирования из бюджетов всех уровней. В прошлом году эти условия составляли пропорцию 50 на 50 процентов, в нынешнем их ужесточили до соотношения 30 процентов из федерального, 70 — из местных бюджетов. Фактически из федерального бюджета каждому региону перепадает от 1 до 3—4 миллионов рублей. Внебюджетные же средства, которых в соответствии с требованиями подпрограммы должно набираться порядка 40 процентов от всего объема необходимых денег, пытаются добывать сами регионы. У кого что получится — покажет время. Общий же уровень выделяемых средств из федерального бюджета сегодня меньше одного процента от потребного. Это — самая затратная из всех подпрограмм, входящих в состав программы «Жилище», а потому идет она туго и очень медленно.
Однако она — и самая важная: ведь над страной реально нависла угроза утратить немалую долю жилищного фонда!
Михаил ЗИБОРОВ.
О том, как проблема переселения из ветхого и аварийного жилого фонда решается в Томске, читайте в материале на стр. 9.
Врез 1:
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
– общая площадь ветхого и аварийного жилья в стране превышает 65 млн кв. метров, что составляет около 2,5 процента жилищного фонда Российской Федерации;
– более 8 млн кв. метров составляет аварийный фонд;
– в ветхом и аварийном жилье проживает более двух миллионов россиян;
– за прошлый год по ветхости и аварийности из эксплуатации выбыло около 2,2 млн кв. м жилья;
– на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в целом по стране необходимо около 160 млрд рублей;
– подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» предусматривает на период до 2010 года выделение средств в размере 32 млрд рублей;
– в соответствии с подпрограммой до 2010 года из аварийного жилищного фонда будет переселено около 421 тысячи граждан.
Врез 2:
Пока верстался
номер
На селекторном совещании в Госстрое России, где подводились итоги работы строительного и жилищнокоммунального комплексов России, первый заместитель председателя Госстроя России Сергей Круглик сообщил, что проектом бюджета на 2003 год предусмотрено увеличение средств, выделяемых на реализацию подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», более чем в 20 раз по сравнению с 2002 годом. Напомним, что в текущем году на реализацию подпрограммы из федерального бюджета было выделено лишь 65 млн рублей.
Хотите узнать больше? Найти все про Из каждых двух построенных домов один отнимет ветхое жилье - такова неумолимая статистика ветшания жилищного фонда в России.
| ||||||
|
Президент РФ | |
Государственная Дума РФ | |
Правительство РФ | |
Москва | |
Область | |
Регионы | |
Законодательство | |
Словарь |
| ||
| ||
|
| ||
| ||||||||||||||||
(000) 000-00-00 |
Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:34, страница Из каждых двух построенных домов один отнимет ветхое жилье - такова неумолимая статистика ветшания жилищного фонда в России. - Инвестиции строительного портала prodekorsten.ru |