Главная/ Правительство РФ/ Общественный совет при Министре регионального развития РФ/ Рабочие группы/ Анализ правоприменения Жилищного кодекса РФ/

Предложения по внесению изменений в федеральный закон от 29 декабря 2004 г. «о введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации»

 

 

п/п

Текст закона

Автор поправки

Поправка

Текст закона с учетом поправки

Примечания

1

2

3

4

5

6

1.  

Статья 2 часть 2

 

Г.П.Хованская

часть 2 статьи 2 исключить.

 

часть 2 статьи 2 исключена.

Частью 2 статьи 2 Закона с 1 января 2007 г. признаются утратившими силу статьи 1, 2, 4, 6 – 8, 91, 11 и раздел II Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», что означает окончание процесса приватизации гражданами занимаемых жилых помещений.

Завершение приватизации жилых помещений может распространяться только на тех граждан, которые после введения в действие ЖК РФ будут признаны с 1 марта 2005 года нуждающимися в жилых помещениях.

Граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма и не принявшие решение об их приватизации, а также граждане, ранее признанные нуждающимися в жилых помещениях, должны сохранить право на бесплатную передачу в собственность жилых помещений.

Необходимо учесть, что граждане, вставшие на учет до 1 марта 2005 года и проживающие в аварийных домах, общежитиях, служебных жилых помещениях и т.д., не могут реализовать право на приватизацию занимаемых жилых помещений в силу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Право таких граждан на приватизацию может быть реализовано только после получения ими жилого помещения по договору социального найма в порядке очереди.

Срок нахождения в очереди граждан, состоящих на учете на общих основаниях, составляет в настоящее время более 20 лет. Таким образом, отмена соответствующих норм Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с 1 марта 2005 года привело к нарушению прав граждан и противоречит статьям 19, 35 и 55 Конституции РФ.

 

2.  

Статья 6, часть 2

2. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

 

Г.П.Хованская

в части 2 статьи 6:

в первом предложении слова «по договорам социального найма» заменить словами «из государственного или муниципального жилищного фонда в порядке и на условиях, действовавших до 1 марта 2005 года»;

дополнить первое предложение части 2 статьи 6 словами «, в том числе право получения жилых помещений в первоочередном и внеочередном порядке»;

во втором предложении слова «по договорам социального найма» заменить словами «из государственного или муниципального жилищного фонда»;

третье предложение части 2 статьи 6 изложить в следующей редакции:

«Гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением граждан, имевших право на предоставление жилого помещения вне очереди или в первую очередь. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются соответственно во внеочередном или первоочередном порядке.».

2. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений из государственного или муниципального жилищного фонда в порядке и на условиях, действовавших до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, в том числе право получения жилых помещений в первоочередном и внеочередном порядке. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений из государственного или муниципального жилищного фонда. Гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением граждан, имевших право на предоставление жилого помещения вне очереди или в первую очередь. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются соответственно во внеочередном или первоочередном порядке.

Жилищным кодексом РФ упразднен институт первоочередного обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма (в ЖК РСФСР право на первоочередное обеспечение жилыми помещениями предусматривалось статьей 36).

В отношении этих категорий граждан, имевших право на предоставление жилого помещения в первоочередном порядке, создается неопределенность относительно сроков предоставления им жилых помещений. Если граждане, имевшие ранее право на предоставление жилого помещения в первую очередь включаются в общую очередь, то происходит существенное ущемление их прав. Для престарелых и тяжелобольных граждан реализация при жизни права на жилище при постановке в общую очередь вряд ли возможна.

Такая «отмена» вступает в противоречие с положениями статьи 55 Конституции РФ, согласно которой не должны издаваться в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Поправкой устанавливается, что граждане, имевшие в соответствии с ЖК РСФСР право на внеочередное и первоочередное предоставление жилых помещений, не только сохраняют свое право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, но и сохраняют право на внеочередное и первоочередное предоставление жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда.

 

3.  

Статья 7

К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

 

 

Г.П.Хованская

статью 7 изложить в следующей редакции:

«Жилые помещения в жилых домах, иных строениях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям до их приватизации и отнесенные в установленном порядке к общежитиям, подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации оформлению в муниципальную собственность (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт – Петербурге – в государственную собственность соответствующего субъекта Российской Федерации). Граждане и члены их семей, для которых фактически занимаемые изолированные жилые помещения являются местом жительства и не имеющие иных жилых помещений на праве самостоятельного пользования, вправе заключить с органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт – Петербурге исполнительным органом государственной власти) либо управомоченным им лицом договор социального найма на фактически занимаемое изолированное жилое помещение в пределах нормы предоставления жилого помещения и приватизировать его в установленном порядке.».

Статья 7

Жилые помещения в жилых домах, иных строениях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям до их приватизации и отнесенные в установленном порядке к общежитиям, подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации оформлению в муниципальную собственность (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт – Петербурге – в государственную собственность соответствующего субъекта Российской Федерации). Граждане и члены их семей, для которых фактически занимаемые изолированные жилые помещения являются местом жительства и не имеющие иных жилых помещений на праве самостоятельного пользования, вправе заключить с органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт – Петербурге исполнительным органом государственной власти) либо управомоченным им лицом договор социального найма на фактически занимаемое изолированное жилое помещение в пределах нормы предоставления жилого помещения и приватизировать его в установленном порядке.

В целях защиты прав граждан, постоянно проживающих в общежитиях, не оформленных на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ в собственность органов местного самоуправления.

(В статье 7 закона о введении в действие ЖК РФ речь идет только об общежитиях, которые переданы в ведение органов местного самоуправления до введения в действие ЖК РФ).

Принятие поправки предполагает внесение дополнения в статью 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части установления срока завершения передачи общежитий в государственную или муниципальную собственность.

4.  

Статья 10

 

В пункте 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2004, N 41, ст. 3993) слово "кондоминиума" заменить словами "общего имущества многоквартирного дома", слова "Федеральным законом "О товариществах собственников жилья" заменить словами "жилищным законодательством".

Г.П.Хованская

в статье 10 слова «слово «кондоминиума» заменить словами «общего имущества многоквартирного дома»,» исключить;».

В пункте 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2004, N 41, ст. 3993) слова "Федеральным законом "О товариществах собственников жилья" заменить словами "жилищным законодательством".

В статье 10 понятие «кондоминиум» заменяется на более узкое понятие «многоквартирный дом», что создает в Земельном кодексе РФ и самом Законе пробел в правовом регулировании при формировании имущественного комплекса на базе жилых домов, не являющихся многоквартирными домами.

Принятие поправки предполагает внесение соответствующих изменений и в пункт 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

5.  

Статья 11, пункт 1

 

Статья 11

Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410) следующие изменения:

1) в пункте 3 статьи 672 цифры "681," исключить;

 

Г.П.Хованская

пункт 1 статьи 11 исключить.

пункт 1 статьи 11 исключен.

С целью недопущения возложения на нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, обязанности вносить плату за капитальный ремонт общего имущества собственников дома Проектом исключается пункт 1 статьи 11 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Статьей 11 Закона вносятся изменения в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации

Статья 681 ГК РФ, ссылка на которую в пункте 3 статьи 672 ГК РФ исключена, определяет порядок текущего и капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, а также переоборудования жилого дома.

В соответствии с пунктом 2 статьи 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

Таким образом, положения статьи 681 ГК РФ (в том числе и возлагающие на наймодателя обязанность проведения капитального ремонта) не будут применяться к договору социального найма жилого помещения.

Указанное изменение, внесенное в ГК РФ, может привести к тому, что на нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, будет возложена обязанность вносить плату за капитальный ремонт общего имущества собственников дома.

В то же время в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Принятие поправки предполагает внесение изменений и в пункт 3 статьи 672 ГК РФ.

 

6.  

Статья 12

 

Часть первую статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2214; 2002, N 21, ст. 1918) после слов "Не подлежат приватизации жилые помещения," дополнить словами "предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения,".

 

Г.П.Хованская

в статье 12 слова «по договорам социального найма после 1 марта 2005 года» заменить словами «, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации».

Статья 12

 

Часть первую статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2214; 2002, N 21, ст. 1918) после слов «Не подлежат приватизации жилые помещения,» дополнить словами «предоставленные гражданам, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также жилые помещения,».

Поправкой предлагается распространить запрет на приватизацию жилых помещений только на тех граждан, которые после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (после 01.03.2005 г.) будут признаны нуждающимися в жилых помещениях.

 

7.  

Статья 13

 

Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

 

 

Г.П.Хованская

в статье 13:

слова «жилых помещениях в общежитиях» заменить словами «в общежитиях»;

после слов «или имеют право состоять на данном учете,» дополнить словами «или не имеют иных жилых помещений на праве самостоятельного пользования,».

Статья 13

Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, или не имеют иных жилых помещений на праве самостоятельного пользования, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

 

 

Статья 13 устанавливает, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

Данная норма Закона приведет к тому, что из служебных жилых» помещений и общежитии будут выселяться граждане, которые по действовавшему ранее ЖК РСФСР не подлежали выселению без предоставления жилого помещения, не состоят (не имеют права состоять) на учете нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, или не имеют иных жилых помещений на праве самостоятельного пользования. Статья 13 противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ.

 

8.  

Статья 14

 

Жилищный или жилищно-строительный кооператив, в котором все его члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим кооперативом жилые помещения, подлежит до 1 января 2007 года преобразованию в товарищество собственников жилья или ликвидации. По истечении этого срока такие непреобразованные кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. В указанном в настоящей статье случае такие кооперативы освобождаются от уплаты государственной пошлины при регистрации изменений их правового статуса.

 

Г.П.Хованская

статью 14 исключить.

статья 14 исключена.

Поправкой исключается статья 14 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», которой предусмотрено, что жилищный или жилищно-строительный кооператив, в котором все его члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим кооперативом жилые помещения, подлежат до 1 января 2007 года преобразованию в товарищество собственников жилья либо ликвидации. По истечении этого срока кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

В то же время статьей 122 ЖК РФ предусмотрено, что жилищный кооператив по решению общего собрания членов кооператива (конференции) может быть преобразован в товарищество собственников жилья, а ликвидация жилищного кооператива осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (статья 123 ЖК РФ). Статья 14 Закона противоречит статьям 30, 35, 55 Конституции РФ, статьям 2, 61, 116 ГК РФ, Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.04.1998 г. № 11-ПП.

 

9.  

Статья 17

 

Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594) следующие изменения:

1) в абзаце третьем статьи 1 слово "кондоминиумы," исключить;

2) в статье 23:

а) в пункте 1 слова "Федеральным законом "О товариществах собственников жилья" заменить словами "Жилищным кодексом Российской Федерации";

б) в пункте 2 слово "кондоминиумах" заменить словами "многоквартирных домах".

Г.П.Хованская

пункт 1 и подпункт б) пункта 2 статьи 17 исключить.

Статья 17

 

Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594) следующие изменения:

1) исключен;

2) в статье 23:

а) в пункте 1 слова "Федеральным законом "О товариществах собственников жилья" заменить словами "Жилищным кодексом Российской Федерации";

б) исключен.

В статье 17 понятие «кондоминиум» заменяется на более узкое понятие «многоквартирный дом», что создает в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и самом Законе пробел в правовом регулировании при формировании имущественного комплекса на базе жилых домов, не являющихся многоквартирными домами.

Принятие поправки предполагает внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

10.  

Статья 20

 

Малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 января 2007 года вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Г.П.Хованская

в статье 20 слова «до 1 января 2007 года» исключить.

Статья 20

 

Малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С целью защиты малоимущих граждан предлагается исключить установление срока на реализацию малоимущими гражданами своего права на деприватизацию жилых помещений.

Статьей 20 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» устанавливается, что малоимущие граждане теряют право на деприватизацию жилого помещения с 1 января 2007 года.

Указанная статья лишает малоимущих граждан права стать социальными нанимателями жилого помещения в случае, если бремя содержания собственности станет им не под силу после указанной даты.

С введением в действие ЖК РФ собственники жилых помещений должны вносить плату за капитальный ремонт общего имущества дома, предусматривается рост налоговых платежей и отмена льготных категорий, освобожденных от уплаты налога на имущество. Все это приведет к увеличению числа граждан, которые захотят воспользоваться правом стать социальными нанимателями.

 

Депутат ГД ФС РФ                                                                                                                                                             Г.П.Хованская

по материалам prodekorsten.ru
25 июля 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Предложения по внесению изменений в федеральный закон от 29 декабря 2004 г. «о введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации»


Также в этой рубрике:
 
Предложения по внесению изменений в некоторые законы РФ в связи с изменениями, предлагаемыми в ЖК РФ и федеральный закон «о введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации»
Предложения по внесению изменений в ЖК РФ от Депутата Государственной Думы Российской Федерации Г.П. Хованской
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00