Главная/ Законодательство/ Другие законодательные акты/ Закон О техническом регулировании/

Всероссийский форум "Реформа технического регулирования: идеология и практика реализации".

 

20 мая 2005 г. в администрации президента РФ прошел Всероссийский форум «Реформа технического регулирования: идеология и практика реализации».

 

На Форуме выступили:

Н.В. БЫСТРОВ – директор ФГУ «Центр мониторинга дорожных работ, технологий и материалов» Федерального дорожного агентства;

Н.Л. ГАВРИЛОВ-КРЕМИЧЕВ – Генеральный директор Информационно-издательского центра «Современные строительные конструкции»;

М.К.ГЛАЗАТОВА - директор Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго России;

А.В.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН - руководитель Экономической рабочей группы при администрации президента РФ;

А.В. ДВОРКОВИЧ – Начальник Экспертного управления президента РФ;

А.Б. КИМ – руководитель подразделения ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг»;

П.Ф. КОНОНКОВ – заведующий лабораторией интродукции и семеноведения ВНИИ селекции и семеноводства овощных культур;

О.О. КУЛИШ – Президент Международного клуба «Экономист»;

Г.Г.ОНИЩЕНКО - Руководитель Роспотребнадзора, главный санитарный врач России;

В.Д. ОСТАПЕЦ – председатель подкомитета ТПП РФ по техническому регулированию в агробизнесе;

Б.Р. ПАВЛОВСКИЙ – сопредседатель Экспертного совета по техническому регулированию в нефтегазовом комплексе при Экспертном управлении президента РФ и Экономической рабочей группе при администрации президента РФ;

Д.Ю. ПЕТРОВ – генеральный директор Национального института технического регулирования;

В.А.ПЕХТИН - заместитель председателя Государственной Думы;

И.В. ПРОКОПОВ – президент НП «Алюминий»;

К.А. РАЙНОТ – Ответственный секретарь Совета предпринимателей по устранению административных барьеров и избыточного регулирования;

А.В.РУБЦОВ - председатель правления Национального института технического регулирования;

А.А. СЫСОЕВА – советник аппарата комитета Государственной Думы по экономической поли­тике, предпринимательству и туризму Государственной Думы;

Г.А.ТОМЧИН - член Совета Федерации, председатель Ассоциации частных и приватизируемых предприятий;

Н.Е. ФОНАРЕВА – председатель Комитета по государственному регулированию предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ;

П.Б. ШЕЛИЩ – депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

И.И.ШУВАЛОВ - помощник президента РФ;

Г.А.ЭЛЬКИН - руководитель Ростехрегулирования.

 

На Форуме были обсуждены вопросы:

  • Оценка хода реформы технического регулирования, причины ее торможения и резервы ускорения в связи с административной реформой;
  • Сохранение базовых принципов реформы технического регулирования, противодействие попыткам ревизии;
  • Разработка технического законодательства: организация процесса, роль государства и бизнеса, координация бюджетных и внебюджетных разработок;
  • взаимодействие с палатами Федерального Собрания РФ;
  • Технические регламенты: их система и типовые шаблоны;
  • методика, алгоритмы и организационные формы их разработки;
  • Гармонизация российского и международного технического законодательства, «Новый подход» в России и в Европе;
  • Реформа технического регулирования в общем контексте устранения административных барьеров и избыточного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность;
  • Развитие дополнительных и альтернативных механизмов технического регулирования: страхование и саморегулирование.

 

Форум открыл его председатель, руководитель экономической группы при Администрации президента Российской Федерации А.В. Дани­лов-Данильян.

Он напомнил присутствующим что реформа технического регулирования вызвана требованиями построения в России либерального общества. Весьма уместным было и оглашение конституционной нормы, согласно которой в России запрещены ограничения свобод и прав граждан, в том числе и их права на предпринимательскую дея­тельность, иначе, чем в законодательном порядке. Поэтому именно на зако­нодательном уровне будут приниматься технические регламенты, содержа­щие нормативы безопасности.

В поступившем в адрес Форума приветствии заместителя председателя Правительства РФ А.Д.Жукова было подчеркнуто, что реформа технического регулирования – это один из главных резервов повышения темпов и качества экономического роста, привлечения инвестиций, повышения конкурентоспособности отечественной экономики, ускорения научно-технического прогресса.

Форум подтвердил, что реформа технического регулирования, представляя собой редкий случай популярной реформы, одновременно является одним из главных направлений создания в России цивилизованной рыночной экономики, устранения административных барьеров и избыточного регулирования, снижения уровня коррупции и узаконенных поборов.

Вместе с тем в ряде выступлений было подчеркнуто, что в последнее время нарастает сопротивление реформе со стороны ряда органов исполнительной власти, не заинтересованных в ее проведении. Реформа явно буксует, вследствие чего экономика страны несет ощутимые потери.

Особым атакам подвергается главный принцип реформы: ­прекращение ведомственного нормотворчества и перевод всех обязательных требований на уровень федеральных законов ­технических регламентов.

В связи с этим заместитель председателя Государственной Думы В.А.Пехтин в своем выступлении сказал:

- В последнее время появились желающие свести регламенты к общим фразам, а все конкретные требования передать в стандарты и другие ведомственные акты. Должен сразу предупредить: Дума не будет принимать законы, положения которых ничего прямо не решают, а лишь открывают чиновникам разных уровней возможность издавать ведомственные акты в прежнем режиме.

Сюда же хочу добавить, что подобные изменения не пройдут и в законе «О техническом регулировании». Передача обязательных требований на законодательный уровень - главный принцип реформы. И сдавать этот принцип никто не собирается (см. полный текст выступления).

Взявший затем слово начальник экспертного управления Адми­нистрации Президента РФ А.В. Дворкович обозначил взаимосвязь реформы технического регулирования с протекающими в стране административной и экономической реформами. Он сказал, что эти преобразования направлены на разделение функций правоустанавливающих и правоприменительных ор­ганов. Только после такого разделения и перехода к новой практике управле­ния легитимность технических регламентов будет как юридической, так и фактической. Он привел некоторые примеры проблем, которые не возникали бы в стране, если бы реформа технического регулирования состоялась ранее. Таковы, по его словам, например, проблемы применения автомобилей с «пра­вым» рулем или перепланирования квартир их владельцами. А.В. Дворкович призвал к расширению публичного обсуждения регламентов, способствующего диало­гу власти и бизнеса.

            Руководитель Роспотребнадзора, главный санитарный врач России Г.Г. Онищенко сообщил о работе своего ведомства в области актуализации сани­тарного законодательства и об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности в технических регламентах. По словам г-на Онищенко, организации, свя­занные с возглавляемым им ведомством, участвуют в разработке 49 регла­ментов из 74, записанных в программе правительства, причем, в 6 из них этиорганизации являются головными. Г. Г. Онищенко отметил целесообраз­ность внесения в Федерльный закон «О техническом регулировании» некоторых изменений, носящих, как он пояснил, «не субстанциональный, а чисто технический харак­тер».

Директор Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго России М.К. Глазатова рассказала об организационных фор­мах и содержании работы по реформе системы.  Действует правительственная комиссия по техническому регулированию, созданы и работают соответст­вующие комитеты, а также крупный общественный Совет – в него уже вошли 80 человек и он продолжает расширяться. Он отметила также, что имеются по крайней мере два проекта технических регламентов, практически готовых для передачи в правительство. Один из них - это регламент об экологической безопасности автомобилей. Второй - регламент о низковольтном оборудо­вании. М. К. Глазатова кратко охарактеризовала современную концепцию содер­жания технических регламентов, которые должны описывать не отдельные виды продукции, а их группы. Директор департамента рассказала также о ходе реализации первой двухлет­ней правительственной программе разработки технических регламентов на 2005-2006 гг. и о подготовке к принятию второй программы, рассчитанной на следующие два года. Остановилась М. К. Глазатова и на вопросах стандартизации. Стандарты, согласно ее мнению, должны быть посвящены возможным (оптималь­ным) техническим решениям для выполнения регламентов.

 

Краткое содержание выступлений других участников:

 

Г.А. Элькин

Реформа технического регулирования направлена на защиту потребителя и повышение ответственности бизнеса. Для создания соответст­вующего правового поля необходимо привести в соответствие с требованиями ФЗ «О техническом регулировании» целый ряд федеральных законов. Необходимо установить соот­ветствие обязательных и добровольных норм и реформировать систему оценки соответствия с сохранением как дорыночной, так и рыночной форм государственного контроля и надзора. Целесообразно заимствование европейского «нового подхода» в техническом регули­ровании с использованием в регламентах ссылок на стандарты. Предлагается рассмотреть вопрос об организации системы предварительной апробации некоторого числа технических регла­ментов как принципиально новых управленческих документов.

 

Г.А. Томчин

Замечания по поводу неудовлетворитель­ного хода реформы вследствие несогласованностей действий управленческих структур. Нецелесообразно устанавливать нормы различных видов безопасности (например, для санитарной и противопо­жарной) для одного и того же объекта технического регулирования в разных регламентах. Нормы (требования) должны содержаться в едином регламенте, причем необходимо заранее ориентироваться на форми­рование комплексной национальной системы технического регулирования, включающий и технические регламенты, и национальные стандарты, и стан­дарты организаций.

 

И.И. Шувалов

Резко критическая оценка хода реформы. Впредь администрация президента намерена уделять реформе технического регулирования более пристальное внимание. Новая система установления и исполнения норм должна быть результатом компромисса потребителей и бизнеса – при этом, функции государства ограничиваются лишь задачами обеспечения исполнения этих норм. Предостережение от принятия заведомо невыполнимых норм. Важность установления норм (правил) информирования потребителей, а также норм деятельности органов государственного надзора, их права и границы полно­мочий, которые должны быть четко очерчены и общеизвестны.

 

Н.Е. Фонарева

Осуждение продолжающегося до сих пор ведомственного нормотворчества. Права на такую деятельность до сих пор сохраняются. Они ши­роко распылены в подлежащих корректировке федеральных законах, и от­дельные ведомства пользуются ими даже и после принятия ФЗ «О техниче­ском регулировании». Успех реформыбудет в значи­тельной степени зависеть от эффективного ограничения прав министерств и ведомств очерченными для них функциями.

 

Б. Р. Павловский

Об осо­бенностях реформы технического регулирования в нефтегазовом комплексе - «бюджетопределяющей» отрасли России. Специфика отрасли в том, что при ограниченном несколькими наименованиями числе видов продукции, она имеет дело со сложными и опасными производствен­ными процессами. Этим объясняются некоторые особенности технического регулирования: подготавливаемые проекты макроэкономических и специ­альных регламентов направлены не только на обеспечение безопасности продукции, но прежде всего на безопасность процессов добычи, переработки и транспортировки нефти.

 

О.О. Кулиш

Об организации публичных слушаний проектов технических регламентов. Эти работы проводятся в рамках программ диалога бизнеса и власти, причем этот диалог после начала реформы заметно меняется. Если до начала реформы вопрос стоял о том, как бизнесу и власти договориться, то теперь - как размежеваться. Расширение такого диалога необходимо с вовлечением в него широких слоев населения. Следует готовить общество к предстоящим переменам, которые возникнут с принятием в стране технических регламен­тов.

 

А.В. Рубцов

Вопросы идеологии и практики ре­формы технического регулирования. Реформа возникла как необходимый механизм либерализации экономики и высвобождения бизнеса из-под ведомственной опеки. Именно по инициативе бизнеса несколько лет назад были заложены положения ФЗ «О техническом регулировании»: бизнес нуждался в высвобождении, надо было менять устаревшую сис­тема стандартизации и сертификации, в которой многие ГОСТы разрабаты­вались для получения преференций. О новых направлениях рабо­ты Национального института технического регулирования. О разра­ботке методик формирования систем технических регламентов для крупных отраслей промышленности: Нельзя разделять требо­вания технических регламентов на существенные и несущественные. Суще­ственны все. В то же время регламенты как документы прямого действия не могут содержать ссылки на стандарты, хотя обратное (ссылки на регламенты в стандартах) возможно. В обществе и во властных структурах до сих пор сохраняются элементы «контрреформы» - отчасти по этой причине упущены некото­рые возможности реформирования технического регулирования непосредст­венно после принятия закона.

 

К.А. Райнот

О проблемах устранения административных барьеров между бизнесом и властью, о приемах, используемых для решения этих проблем.

 

А.А. Сысоева

Скрытые резервы реформы технического регулирова­ния и упущенные возможностям. Рост парфюмер­но-косметической отрасли в условиях реформированной системы техниче­ского регулирования составил бы 20%, что 5-6 раз больше фактического рос­та. Производители натуральных соков в России расходуют до 7,5% прибыли на получение сертификатов соответствия, которые не гаранти­руют ни безопасность, ни качество объектов этой подотрасли пищевой про­мышленности. О необходимости переноса государственного контроля с дорыночной стадии на рыночную, о необхо­димости нового подхода к стандартам как к документам, описывающим воз­можные механизмы обеспечения требований технических регламентов. Пример с молоком: обязательное требова­ние сводится к недопущению в молоке сальмонелл. Это требование будет заложено в технический регламент. В то же время известно, что если молоко кипятить в течение нескольких минут, сальмонеллы в нем погибают. Именно это требование может содержать национальный стандарт. При этом в случае, если доказано, что процедура кипячения выполнена, то молоко можно не анализировать на сальмонеллез.

 

Д.Ю. Петров

О неэффективности и избыточности в России обязательной сертификации. В странах ЕС та­кой сертификации подлежит 4% продукции, а декларированию - 16%. Для России соответствующие цифры составляют 60% и 30% - это крайне много. Поддержка развития в стране добровольной сертифика­ции, способствующей имиджу предприятий. Сертификация организаций на соответствие требованиям стандартов ИСО се­рии 9000 является одним из необходимых условий конкурентоспособности товаров этих производителей на мировых рынках.

 

            См. Проект резолюции Всероссийского форума «Реформа технического регулирования: идеология и практика реализации».

 

 

 

 

по материалам prodekorsten.ru
01 июня 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Всероссийский форум "Реформа технического регулирования: идеология и практика реализации".


Также в этой рубрике:
 
Разработку технических регламентов на стройматериалы будет координировать специальный совет
Совещание Экономической рабочей группы при Администрации Президента РФ
Нормативный вакуум в регулировании строительства
Мнение руководителей ФГУП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" и директора Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго России
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00