Главная/ ЖКХ/ (страница 97)/

В Москве прошел очередной всероссийский форум по проблемам ЖКХ

В Москве прошел очередной всероссийский форум по проблемам ЖКХС 16 по 17 марта в Москве, в отеле "Космос" проходил VI Всероссийский форум по проблемам жилищно-коммунального хозяйства "Стратегия развития жилищной и коммунальной сфер Российской Федерации".

С 16 по 17 марта в Москве, в отеле «Космос» проходил VI Всероссийский форум по проблемам жилищно-коммунального хозяйства «Стратегия развития жилищной и коммунальной сфер Российской Федерации».

 

Его организатором традиционно стал «Международный центр финансово-экономического развития» при поддержке Госстроя РФ. Встреча была приурочена к празднику работников жилищно-коммунального комплекса РФ и состоялась накануне его проведения.  Актуальность форума 2005 г., была обусловлена введением в действие нового жилищного и градостроительного законодательства. Тема его звучала так: «Доступное жилье, доступные услуги».

          На форуме по стратегическим вопросам жилищно-коммунального хозяйства выступили представители Государственной Думы, Минрегиона России, Федерального агентства по строительству и  жилищно-коммунальному хозяйству, а также других министерств и ведомств, ведущих российских и международных экспертных организаций.

          Программа форума включала в себя обсуждение государственной стратегии формирования рынка доступного жилья, итоги работы строительного и жилищно-коммунального комплексов РФ в 2004 г. А также плана действий на 2005 г. Мер по завершению реформирования ЖКХ, новой концепции федеральной целевой программы «Жилище», вопросов информационного сопровождения федеральных законов по формированию рынка доступного жилья и реформированию ЖКХ.

          В рамках форума также состоялась церемония награждения победителей «Всероссийского конкурса на лучшую организацию, предприятие сферы жилищно-коммунального хозяйства за 2004 г.».

          Открыл форум Директор Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Минрегиона России С. И. Круглик. Он зачитал приветствие министра регионального развития Российской Федерации В. А. Яковлева: «Жилищно – коммунальный комплекс это значительная часть экономики страны, в которой занято более 2,6 млн. чел., производящих ежегодных услуг на сумму в 1 трлн. руб. В отрасли насчитывается более 4,5 млн. объектов. Их остаточная балансовая стоимость, только по основным направлениям деятельности ЖКК, составляет более 4,2 трлн. руб.».

До сих пор не удалось решить проблему воспроизводства основных фондов ЖКХ. Остаются великими затраты и на потери прямых ресурсов. С введением же 100 – процентной оплаты за жилищно-коммунальные услуги завершится первый этап реформы ЖКХ.

По существу сдерживание цен на услуги ЖКХ создало условия для формирования многих задолженностей (по данным на январь 2005 г. – 300 млрд. руб.). Дебиторская задолженность составляет 213 млрд. руб. Вот почему сегодня необходимо создать условия для оздоровления этой формы хозяйствования. Ведь уже сейчас основным источником покрытия расходов предприятий ЖКХ являются средства, получаемые от населения.

В целом же 13% россиян стали участниками программы адресной социальной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг, а сумма субсидий составила 32,5 млрд. руб. Тем не менее, состояние жилищного фонда в стране остается неудовлетворительным. Недостаточными темпами проводится капитальный ремонт. При  нормативной потребности в 4 – 5%, в среднем ежегодно ремонтируется лишь один процент жилья. Около 300 млн. кв. м. жилья или 11% нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании  коммунальных квартир для посемейного проживания. Еще 250 млн. кв. м. или 9% требуют реконструкции. В неблагоустроенных квартирах проживает около 40 млн. чел., а 5  млн. чел. – в ветхом и аварийном жилищном фонде.

Президентом России поставлена задача обеспечить к 2010 г. такие условия, чтобы каждая третья семья могла приобрести квартиру за собственный счет или на средства жилищного кредитования. С этой целью предстоит активизировать работу по развитию ипотечного жилищного кредитования и привлечению институциональных инвесторов в ипотечное строительство жилья. Добиться удвоения объемов жилищного строительства до 80 млн. кв. м. в год. Для этого строительная и жилищно-коммунальная отрасли должны стать инвестиционно привлекательными.

В 2004 г. на реализацию программы «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда» из федерального бюджета было выделено 1 млрд. 347 млн. руб. В 2005 г. предусмотрено выделить 2 млрд. 718 млн. руб.

В рамках реализации нового «Жилищного кодекса РФ», вступившего в силу с марта текущего года, российским регионам предстоит в кратчайшие сроки разработать региональные и муниципальные акты по его внедрению. Причем сделать это они должны с максимальным учетом местной специфики.

         Заместитель председателя Государственной Думы Г. В. Боос в докладе о законодательном обеспечении доступного жилья отметил, что по экспертным оценкам 6,5 семей из 10 хотели бы улучшить свои жилищные условия. Реально же такую возможность имеет лишь одна семья. Общий жилищный фонд в России составляет всего 3 млрд. кв. м. Для того, чтобы удовлетворить потребность в недостающем жилье, требуется построить 1,6 млрд. кв. м. А с учетом того, что доходы у населения будут расти, к 20012 г. спрос оценивается в 3 млрд. кв. м. По имеющимся оценкам в 2004 г., с учетом коттеджного строительства, было возведено более 40 млн. кв. м. жилья. Поэтому удвоить производство жилья без каких-либо серьезных прорывов государство не в состоянии. Для этого и был принят большой пакет законов, которые должны были стимулировать спрос на жилье, и предусмотрены  условия его доступности для основных категорий граждан. И предусмотрены условия по стимулированию его строительства. Но одного только принятия такого пакета явно недостаточно. Для этого еще необходимо на разных уровнях власти принять целый комплекс мер. Государственной Думе – принять пакет законов, которые привели бы в действие существующее законодательство. Принять федеральный закон, предусматривающий оказание государственной помощи по улучшению жилищных условий определенных категорий граждан. А также закон о формировании, инвентаризации и кадастровом учете недвижимого имущества. Правительству РФ – принять нормативные акты, регулирующие проведение государственных экспертиз документов территориального планирования строительной документации, порядок установки тарифов на оплату услуг территориальных организаций ЖКХ и порядок осуществления государственного контроля в области их регулирования. Необходимо создать условия для привлечения средств инвестиционных фондов и страховых компаний на рынок ипотечного кредитования. Организовать деятельность жилищно-строительных кооперативов и структур, привлекающих средства граждан в строительство жилья. Также необходимо создать условия для формирования баз данных, содержащих информацию о кредитной истории заемщика. И разработать варианты условий по выплате компенсаций приобретателям недвижимости.

Необходимо изменить федеральную целевую программу «Жилище» и входящие в нее подпрограммы. Для чего предусмотреть в них средства, стимулирующие спрос на рынке, а также меры, защищающие в социальном отношении ряд категорий населения. Кроме того, такое законодательство должно содержать в себе механизмы, стимулирующие строительство жилья и в первую очередь – инженерной инфраструктуры.

Пакетом жилищного законодательства предусмотрен большой комплекс мер по привлечению частных инвестиций. В том числе на основе предоставления концессий в коммунальной сфере, где предоставляется возможность устанавливать инвестиционные надбавки на муниципальном уровне. Они позволят в течение определенного времени покрывать все затраты, которые произведет инвестор на развитие инфраструктуры.

Муниципалитетам, которые будут вкладывать деньги в развитие инфраструктуры, предусмотрены преференции по налогам и по ценным бумагам. При условии, если они будут вкладывать средства, полученные от их размещения в ее развитие. Причем эти преференции будут предоставлены в такой мере, что эти бумаги будут даже рентабельнее государственных ценных бумаг. Но даже эти меры не приведут к тому, что в ближайшей перспективе произойдет прорыв в развитии сетей, если из региональных бюджетов целенаправленно на эти мероприятия не будут выделяться необходимые средства.

Поэтому сейчас в Государственной Думе и правительстве ведется совместная проработка возможностей по реформированию программы «Жилище» и ее подпрограммы по развитию сетей коммуникаций. В ней будет предусмотрена возможность предоставления беспроцентных бюджетных ссуд при условии, если половина их будет состоять из средств, выделяемых бюджетами субъектов федерации и местными муниципалитетами. Причем пойти они должны на развитие инфраструктуры.  Если этой проблемы сегодня не решить, то в ближайшие год – два может даже не оказаться свободных мест для стройплощадок. Причем это явление приобретает массовый характер уже не только в крупных городах, не имеющих свободных земель из-за высокой плотности застройки и населения. То же самое происходит и в областных городах, и даже ряде районных центров.

Кроме того, правительству следует определить порядок и методику оценку объектов недвижимости. Разработать соответствующие модельные законы для принятия их субъектами федерации и местными органами власти. При этом необходимо внести изменения в действующее законодательство и принять отдельные законодательные акты для приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Разработать и принять нормативные акты по исполнению жилищного и градостроительного кодексов. Без них местные органы власти не смогут принимать свои нормативные акты. Также следует ускорить принятие технических регламентов в области строительства, жилья и ЖКХ.

           В. А. Аверченко, руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству подвел итоги работы строительного и жилищно-коммунального комплексов РФ в 2004 г. Основной задачей в этой области является полное восстановление жилищно-коммунального комплекса, поскольку в ряде регионов степень его износа достигает 60 – 80%. С 2002 г. реализуется программа модернизации и реформирования ЖКХ РФ, предусматривающая структурное преобразование и реформирование целого ряда основных фондов за счет реализации проектов по замене и модернизации сетей и оборудования. Необходимый объем средств для восстановления основных фондов составляет 2 трлн. 102 млрд. руб. За два года реализации этой программы были профинансированы строительство, модернизация и реконструкция более 235 объектов коммунального значения. В настоящее время реализуется и подпрограмма по переселению жителей России из ветхого и аварийного жилого фонда. В ее рамках было переселено 45 тыс. 500 чел. С 2005 г. финансирование этой программы увеличивается вдвое. Но такие меры не приостановили темпов роста количества ветхого и аварийного жилья, объемы которого составляют сегодня 19 млн. кв. м. Или 3,2% от общей величины жилья в РФ.

Очевидно, что решить задачу по модернизации жилищного комплекса только за счет бюджетных средств, невозможно. Нужна общенациональная программа по приведению отрасли в рыночные условия и сокращению износа основных фондов. На содействие этим реформам Международный банк реконструкции и развития планирует выделить кредит в размере 200 млн. долл. На эти средства будет финансироваться проект реформы ЖКХ в РФ. И осуществляться проект по развитию системы теплоснабжения и водопроводно-канализационного хозяйства. Он позволит уменьшить нагрузку на бюджеты всех уровней и обеспечит экономию их средств.

С 1 января 2005 г. рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги составил 29%. В 2004 г. коммунальные хозяйства вообще не получили 7% платежей. Всего же по стране было недополучено 60 млрд. руб. Сейчас в регионах перед повышением тарифов проводится обоснованная экспертиза, и задействуются механизмы энергоресурсосбережения. Тем не менее значительное увеличение стоимости на коммунальные услуги имело место в Ленинградской и Оренбургской областях. В Кабардино-Балкарской республике, Татарстане, Краснодарском и Алтайском краях только за два месяца они подорожали на 40%. В 13 регионах тарифы приведены в соответствие с уровнем бюджета и платежеспособностью населения.

Основными причинами повышения тарифов являются рост цен. На регулируемом государством рынке - на энергоносители, электроэнергию и природный газ. На нерегулируемом рынке – на дизельное топливо, бензин, технологические и строительные материалы, реагенты. Этому явлению способствовали и другие негативные факторы: неконкретность работы руководителей служб жилищно-коммунального хозяйства, муниципальных организаций,  их неумение владеть текущей ситуацией. Кроме того, несоблюдение ими федеральных стандартов, отсутствие реальной работы с населением приводили к таким негативным последствиям, когда десятки населенных пунктов оставались без тепла. Это полностью дискредитирует политику, проводимую правительством РФ. Тем не менее, опыт реконструкции и модернизации ЖКХ в рыночных условиях уже появился и теперь основная задача – внедрить его в каждом населенном пункте страны, чтобы граждане почувствовали и поддержали преобразования в отрасли.

В строительном комплексе инвестиции в основной капитал в 2004 г. были использованы в объеме 2 трлн. 729 млрд. 800 млн. руб. Что на 10,9% больше 2003 г. По договорам строительного подряда работы выполнены на сумму 1 трлн. 468 млрд. руб. или 110,1% к уровню 2003 г.

В соответствии с федеральной инвестиционной программой в 2004 г. предусматривалось выделить государственные инвестиции на строительство 2 тыс. 747 строек. Организациями всех форм собственности построено более 476 тыс. новых квартир. Введено около 41 млн. кв. м. общей площади или 112,5% от показателей 2003 г. При этом около 40% жилья построено за счет средств индивидуальных застройщиков.

В 58 субъектах РФ объемы построенного жилья превысили уровень 2003 г. Наиболее высокие темпы строительства отмечены в Московской области (137,9%). Там было введено 5 млн. 673 тыс. кв. м. Этот регион первым из всех субъектов РФ вышел на общемировой уровень строительства жилья на душу населения. В то же время в Дальне-Восточном и ряде других субъектов РФ темпы строительства снизились. В Магаданской области было введено 33% от 2003 г. Мурманской – 46,8%, Эвенкийском АО – лишь 32%. Вот почему в целом ежегодные объемы строительства жилья по России не удовлетворяют потребностей населения. Фактически в 2004 г. был достигнут уровень 1995 г. К 2010 г. планируется построить  80 млн. кв. м. жилья, что превзойдет максимум объемов строительства в России, который имел место в 1976 г. По итогам 2004 г. отмечено снижение объемов строительства объектов социальной сферы, а ввод в действие коммунальных сетей уменьшился вдвое. Средний уровень загрузки строительных организаций составил 63%. Наиболее же высокий уровень загрузки наблюдался в организациях, численностью свыше 2 тыс. чел. В промышленности по производству стройматериалов продолжалась тенденция наращивания объемов производства продукции. Однако удельный вес конкурентоспособной продукции по разным ее видам все еще существенно различается.  Да и технический уровень большинства промышленных предприятий по производству стройматериалов еще значительно отстает от современных требований.

           Директор Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Минрегиона России С. И. Круглик,  рассказал о государственной стратегии  формирования рынка доступного жилья и реформирования жилищно-коммунального комплекса. Основная задача нового разработанного законодательства – снять административные проблемы  для стимулирования спроса на жилье. Среди них целый пакет проблем: отмена индивидуального удостоверения договора ипотеки, отмена процедур согласования с органами  опеки и попечительства сделок, связанных с жильем при наличии в семье несовершеннолетних. Наложение взысканий на единственное жилье, меры по защите добросовестного приобретателя и т. д. Уже в ближайшее время они позволили бы снизить процентные ставки по ипотечным кредитам. 

В области нового законодательства, регламентирующего порядок социального найма, новшеством является то, что квартиру, предоставляемую за счет муниципалитета, нельзя приватизировать. Обменять же ее можно только с разрешения собственника внутрисоциального найма. Регистрация новых жильцов в них разрешена только при наличии норм по площади, необходимой для постановки на учет. Система найма исключает привязку к одному месту и дает возможность выбирать места, где имеются благоприятные условия для жизни и работы. Фактически произошел возврат к старой системе доходных домов. В соответствии с законом субъекта федерации и решением муниципалитета введена новая очередь на жилье для малоимущих. При этом старая сохраняется в полном объеме и обеспечивается прежде всего.

ЖСК уравняли в правах с ТСЖ, и теперь при принятии ими решений приоритет отдается большинству голосов собрания. Наконец, размер полной оплаты коммунальных услуг устанавливается исходя из их рыночной стоимости, и не может быть необоснованно завышен по решению местных муниципалитетов.  Четко определена в новом законодательстве структура жилищных и коммунальных платежей, а также многие другие аспекты, прежде не имевшее четкого определения.

К ноябрю 2005 г. будет завершен перевод субсидий от предприятий на адресные лицевые счета. В декабре завершится переоценка средств для выплаты адресных субсидий. И к 15 декабря они должны быть переведены на лицевые счета граждан.

Центры жилищных субсидий выводятся из жилищных предприятий в центры социальной защиты населения. В каждом муниципальном образовании будет создан орган тарифного регулирования по услугам водоснабжения и водоотведения, а также складированию и хранению ТБО. Будут внесены изменения по порядку формирования тарифов на тепло и горячую воду. Каждый муниципалитет подготовит проект развития инженерной структуры для того, чтобы спланировать размер надбавки к тарифам, которая пойдет на строительство этой инфраструктуры, рассчитает плату за подключение к ней. Такая плата станет основным источником финансирования инфраструктуры и модернизации всех входящих в нее коммунальных объектов.

Будет также ликвидировано хозяйственное ведение для ГУП и МУП. В ближайшие два – три года закончится и перекрестное субсидирование жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с новым законодательством предстоит преобразовать и сконцентрировать государственную поддержку на таких направлениях, как предложение на рынке жилья (формирование земельных участков с инфраструктурой для жилищного строительства), а также формирование программ модернизации коммунальных объектов и поддержка частной инициативы по управлению жилищным фондом.

            А. В. Горностаев, заместитель председателя правительства Московской области рассказал об особенностях развития строительного и жилищно-коммунального комплекса своего региона за 2004 г. Уровень строительства жилья в регионе составил 2,5 млн. кв. м. Областной бюджет – порядка 19 млрд. руб. Важно отметить, что в начале 2004 г. по долгам область находилась буквально в предбанкротном состоянии. За год рост валового регионального продукта составил 12%, составив 585 млрд. руб. Это значительно выше темпов роста валового внутреннего продукта в целом по стране. Объем освоенных инвестиций в основной капитал вырос на 23% и составил 144 млрд. руб. Иностранных инвестиций привлечено на сумму 1 млрд. 825 млрд. долл., что на 45% больше 2003 г.

Объем выполненных строительно-монтажных работ составил почти 75 млрд. руб. Показатель бюджетного финансирования области в строительство составил 13,5 млрд. руб.

Строительная промышленность произвела продукцию на сумму почти 30 млрд. руб. Сейчас она способна производить материалы для строительства 10 млн. кв. м. объектов различного назначения. Для того чтобы не зависеть от поставок импортных материалов, в регионе развернуто массовое строительство новых производственных предприятий и ведется реконструкция устаревших. Они являются крупными современными промышленными объектами даже по меркам развитых западных стран. В их строительстве принимают участие крупные международные корпорации. Эти предприятия не только способны покрыть потребности области в строительных материалах, но и становятся крупнейшими поставщиками в соседние регионы.

За последние пять лет в Московской области введено 18 млн. кв. м. общей жилой площади и по итогам 2004 г. темпы ее прироста достигли 30%. Только в Одинцовском районе за этот год было построено 1 млн. кв. м. жилья. Сейчас в зависимости от районов области на многоэтажное жилье приходится от 30% до 65% объемов строительства. В 2005 г. губернатор Московской области выделит бюджетный кредит на сумму порядка 1 млрд. руб., который пойдет на обеспечение ипотечным жильем порядка 400 тыс. очередников.

          Отвечая на вопросы работников ЖКХ, сидящих  в зале, Г. В. Боос, заместитель председателя Государственной Думы подчеркнул, что государство,  оказывая персональную помощь населению через лицевые счета, лишь усугубляет ситуацию по возмещению льгот предприятиям ЖКХ. Поскольку они не получат средств от населения, которые им выплачиваются годами. Никакого муниципального бюджета не хватит для того, чтобы оплатить все тарифы по ЖКК. Из его средств следует дотировать только те категории населения, которые имеют низкий уровень доходов и просто не могут делать это самостоятельно. Также следует инициировать процедуру выселения должников по жилищно-коммунальным платежам. Для этого на сегодняшний день существует все необходимое законодательство.

Полтора года тормозится принятие закона о взаимных долгах между предприятиями ЖКХ и государственным бюджетом. В результате пени в отношении ЖКХ составили половину суммы долга и насчитывают 30 млрд. руб. Чтобы решить эту проблему, Государственная Дума могла бы принять поправку к закону о приостановке начисления пени и в спокойной обстановке разобраться с такими долгами. Тогда можно было бы провести реструктуризацию тех долгов, которые подлежат ей на правовом основании.

О возможности развития городской инфраструктуры на основе концессии следует отметить, что в ЖКХ должны прийти частные инвесторы. Это позволит коммунальному хозяйству развиваться с последующей окупаемостью. К тому же муниципалитетам следует дать инструмент по регулированию тарифов на тепло, газ и  электроэнергию. Поскольку теперь они могут делать это после утверждения инвестиционной программы по развитию инфраструктуры. Специально установленная инвестиционная надбавка будет покрывать расходы по ее развитию. К тому же согласно принятому порядку, до июня 2008 г. эти надбавки в совокупности с тарифом не должны превышать предельные размеры, установленные правительством.

           Для представителей средств массовой информации в рамках форума состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие Директор Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Минрегиона России С. И. Круглик и В. А. Аверченко, руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Отвечая на вопросы журналистов, С. И. Круглик отметил: «Основные направления новой стратегии развития ЖКХ России уже были высказаны в программе его реформирования, принятой в 1997 г. Просто реализация многих утвержденных тогда норм сегодня поэтапно завершается на практике. Следует только принять оставшиеся меры для того, чтобы этот сектор работал на основе рыночных принципов и перестал быть заповедником антирыночных отношений».

В. А. Аверченко, характеризуя состояние жилищно-коммунального хозяйства в Корякском АО отметил, что ситуация там хоть и остается критической, но уже успела стабилизироваться. Так, во всех населенных пунктах есть электроэнергия. И это важно, поскольку у этого региона нет централизованного доступа к энергетической системе. Там имеются только локальные дизельные электростанции. Следует также учитывать, что там расстояние от одного населенного пункта до другого составляет сотни километров, причем добираться до них приходится нередко только по зимникам. Все топливо завозится морским транспортом, которые, учитывая большую разницу в уровне воды при приливах и отливах, могут разгрузиться лишь в определенные моменты. Такое положение вещей служит одной из основных причин, по которым ситуация с обеспечением топливом в этом регионе остается критической. Тем не менее, во всех населенных пунктах достаточно угля для отопления.

В свое время представители Росстроя прогнозировали ухудшение ситуации в Корякском АО и неоднократно предупреждали об этом местное руководство и Генеральную прокуратуру. Суть проблемы состоит в низком уровне подготовки кадров и отсутствии четкой системы управления в местной системе коммунального хозяйства. К тому же имеет место полное отсутствие коммунальных платежей со стороны населения, причем власти даже не пытаются их собирать.

Немалую роль в обострении ситуации сыграли безответственность и равнодушие высоких должностных лиц. В этом регионе имеют место случаи, когда кочегары местных ЖКХ по три года не выплачивали заработной платы, зато руководитель коммунального хозяйства округа только за месяц получал 93 тыс. руб.  Оставляет желать лучшего и сама система теплоснабжения в крае, представляющая собой сейчас буквально вчерашний день.

Касаясь частных операторов в системе ЖКХ России, участники пресс-конференции отметили, что они составляют сейчас порядка 20% комплекса, причем им практически не приходится сталкиваться друг с другом. И конкуренция как таковая между ними практически отсутствует. Поэтому поле деятельности в этой сфере для частных компаний поистине непаханое. Необходима лишь продуманная законодательная и тарифная политика, которая стимулировала бы предпринимателей обновлять основные фонды, зарабатывая прибыль за счет минимизации издержек. В целом же можно ожидать, что нынешний год станет переломным, поскольку количество частных предприятий в коммунальном секторе за этот период возрастет до 30%.

 

 

Артем ЛЯЩЕНКО

по материалам prodekorsten.ru
23 марта 2005



Хотите узнать больше? Найти все про В Москве прошел очередной всероссийский форум по проблемам ЖКХ


Также в этой рубрике:
 
Головоломки реформирования жилищно-коммунального хозяйства приближаются к решению
Большие цифры завораживают. Жилой фонд страны превышает 3 миллиарда квадратных метров. На самом деле это очень мало. Первоочередная потребность оценивается в 1,8 миллиарда, а к 2012 году с учетом роста спроса жилой фонд необходимо, как минимум, удвоить. Задача потребует увеличения темпов строительства чуть ли не в геометрической прогрессии.
Росстрой проверит обоснованность повышения тарифов ЖКХ
Росстрой проверит обоснованность повышения тарифов ЖКХ
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00