Главная/ Официальная хроника/ (страница 59)/ |
20 мая 2005 г. в администрации президента РФ прошел Всероссийский форум «Реформа технического регулирования: идеология и практика реализации».
На Форуме выступили:
Н.В. БЫСТРОВ – директор ФГУ «Центр мониторинга дорожных работ, технологий и материалов» Федерального дорожного агентства;
Н.Л. ГАВРИЛОВ-КРЕМИЧЕВ – Генеральный директор Информационно-издательского центра «Современные строительные конструкции»;
М.К.ГЛАЗАТОВА - директор Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго России;
А.В.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН - руководитель Экономической рабочей группы при администрации президента РФ;
А.В. ДВОРКОВИЧ – Начальник Экспертного управления президента РФ;
А.Б. КИМ – руководитель подразделения ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг»;
П.Ф. КОНОНКОВ – заведующий лабораторией интродукции и семеноведения ВНИИ селекции и семеноводства овощных культур;
О.О. КУЛИШ – Президент Международного клуба «Экономист»;
Г.Г.ОНИЩЕНКО - Руководитель Роспотребнадзора, главный санитарный врач России;
В.Д. ОСТАПЕЦ – председатель подкомитета ТПП РФ по техническому регулированию в агробизнесе;
Б.Р. ПАВЛОВСКИЙ – сопредседатель Экспертного совета по техническому регулированию в нефтегазовом комплексе при Экспертном управлении президента РФ и Экономической рабочей группе при администрации президента РФ;
Д.Ю. ПЕТРОВ – генеральный директор Национального института технического регулирования;
В.А.ПЕХТИН - заместитель председателя Государственной Думы;
И.В. ПРОКОПОВ – президент НП «Алюминий»;
К.А. РАЙНОТ – Ответственный секретарь Совета предпринимателей по устранению административных барьеров и избыточного регулирования;
А.В.РУБЦОВ - председатель правления Национального института технического регулирования;
А.А. СЫСОЕВА – советник аппарата комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы;
Г.А.ТОМЧИН - член Совета Федерации, председатель Ассоциации частных и приватизируемых предприятий;
Н.Е. ФОНАРЕВА – председатель Комитета по государственному регулированию предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ;
П.Б. ШЕЛИЩ – депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
И.И.ШУВАЛОВ - помощник президента РФ;
Г.А.ЭЛЬКИН - руководитель Ростехрегулирования.
На Форуме были обсуждены вопросы:
Форум открыл его председатель, руководитель экономической группы при Администрации президента Российской Федерации А.В. Данилов-Данильян.
Он напомнил присутствующим что реформа технического регулирования вызвана требованиями построения в России либерального общества. Весьма уместным было и оглашение конституционной нормы, согласно которой в России запрещены ограничения свобод и прав граждан, в том числе и их права на предпринимательскую деятельность, иначе, чем в законодательном порядке. Поэтому именно на законодательном уровне будут приниматься технические регламенты, содержащие нормативы безопасности.
В поступившем в адрес Форума приветствии заместителя председателя Правительства РФ А.Д.Жукова было подчеркнуто, что реформа технического регулирования – это один из главных резервов повышения темпов и качества экономического роста, привлечения инвестиций, повышения конкурентоспособности отечественной экономики, ускорения научно-технического прогресса.
Форум подтвердил, что реформа технического регулирования, представляя собой редкий случай популярной реформы, одновременно является одним из главных направлений создания в России цивилизованной рыночной экономики, устранения административных барьеров и избыточного регулирования, снижения уровня коррупции и узаконенных поборов.
Вместе с тем в ряде выступлений было подчеркнуто, что в последнее время нарастает сопротивление реформе со стороны ряда органов исполнительной власти, не заинтересованных в ее проведении. Реформа явно буксует, вследствие чего экономика страны несет ощутимые потери.
Особым атакам подвергается главный принцип реформы: прекращение ведомственного нормотворчества и перевод всех обязательных требований на уровень федеральных законов технических регламентов.
В связи с этим заместитель председателя Государственной Думы В.А.Пехтин в своем выступлении сказал:
- В последнее время появились желающие свести регламенты к общим фразам, а все конкретные требования передать в стандарты и другие ведомственные акты. Должен сразу предупредить: Дума не будет принимать законы, положения которых ничего прямо не решают, а лишь открывают чиновникам разных уровней возможность издавать ведомственные акты в прежнем режиме.
Сюда же хочу добавить, что подобные изменения не пройдут и в законе «О техническом регулировании». Передача обязательных требований на законодательный уровень - главный принцип реформы. И сдавать этот принцип никто не собирается (см. полный текст выступления).
Взявший затем слово начальник экспертного управления Администрации Президента РФ А.В. Дворкович обозначил взаимосвязь реформы технического регулирования с протекающими в стране административной и экономической реформами. Он сказал, что эти преобразования направлены на разделение функций правоустанавливающих и правоприменительных органов. Только после такого разделения и перехода к новой практике управления легитимность технических регламентов будет как юридической, так и фактической. Он привел некоторые примеры проблем, которые не возникали бы в стране, если бы реформа технического регулирования состоялась ранее. Таковы, по его словам, например, проблемы применения автомобилей с «правым» рулем или перепланирования квартир их владельцами. А.В. Дворкович призвал к расширению публичного обсуждения регламентов, способствующего диалогу власти и бизнеса.
Руководитель Роспотребнадзора, главный санитарный врач России Г.Г. Онищенко сообщил о работе своего ведомства в области актуализации санитарного законодательства и об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности в технических регламентах. По словам г-на Онищенко, организации, связанные с возглавляемым им ведомством, участвуют в разработке 49 регламентов из 74, записанных в программе правительства, причем, в 6 из них этиорганизации являются головными. Г. Г. Онищенко отметил целесообразность внесения в Федерльный закон «О техническом регулировании» некоторых изменений, носящих, как он пояснил, «не субстанциональный, а чисто технический характер».
Директор Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго России М.К. Глазатова рассказала об организационных формах и содержании работы по реформе системы. Действует правительственная комиссия по техническому регулированию, созданы и работают соответствующие комитеты, а также крупный общественный Совет – в него уже вошли 80 человек и он продолжает расширяться. Он отметила также, что имеются по крайней мере два проекта технических регламентов, практически готовых для передачи в правительство. Один из них - это регламент об экологической безопасности автомобилей. Второй - регламент о низковольтном оборудовании. М. К. Глазатова кратко охарактеризовала современную концепцию содержания технических регламентов, которые должны описывать не отдельные виды продукции, а их группы. Директор департамента рассказала также о ходе реализации первой двухлетней правительственной программе разработки технических регламентов на 2005-2006 гг. и о подготовке к принятию второй программы, рассчитанной на следующие два года. Остановилась М. К. Глазатова и на вопросах стандартизации. Стандарты, согласно ее мнению, должны быть посвящены возможным (оптимальным) техническим решениям для выполнения регламентов.
Краткое содержание выступлений других участников:
Г.А. Элькин
Реформа технического регулирования направлена на защиту потребителя и повышение ответственности бизнеса. Для создания соответствующего правового поля необходимо привести в соответствие с требованиями ФЗ «О техническом регулировании» целый ряд федеральных законов. Необходимо установить соответствие обязательных и добровольных норм и реформировать систему оценки соответствия с сохранением как дорыночной, так и рыночной форм государственного контроля и надзора. Целесообразно заимствование европейского «нового подхода» в техническом регулировании с использованием в регламентах ссылок на стандарты. Предлагается рассмотреть вопрос об организации системы предварительной апробации некоторого числа технических регламентов как принципиально новых управленческих документов.
Г.А. Томчин
Замечания по поводу неудовлетворительного хода реформы вследствие несогласованностей действий управленческих структур. Нецелесообразно устанавливать нормы различных видов безопасности (например, для санитарной и противопожарной) для одного и того же объекта технического регулирования в разных регламентах. Нормы (требования) должны содержаться в едином регламенте, причем необходимо заранее ориентироваться на формирование комплексной национальной системы технического регулирования, включающий и технические регламенты, и национальные стандарты, и стандарты организаций.
И.И. Шувалов
Резко критическая оценка хода реформы. Впредь администрация президента намерена уделять реформе технического регулирования более пристальное внимание. Новая система установления и исполнения норм должна быть результатом компромисса потребителей и бизнеса – при этом, функции государства ограничиваются лишь задачами обеспечения исполнения этих норм. Предостережение от принятия заведомо невыполнимых норм. Важность установления норм (правил) информирования потребителей, а также норм деятельности органов государственного надзора, их права и границы полномочий, которые должны быть четко очерчены и общеизвестны.
Н.Е. Фонарева
Осуждение продолжающегося до сих пор ведомственного нормотворчества. Права на такую деятельность до сих пор сохраняются. Они широко распылены в подлежащих корректировке федеральных законах, и отдельные ведомства пользуются ими даже и после принятия ФЗ «О техническом регулировании». Успех реформыбудет в значительной степени зависеть от эффективного ограничения прав министерств и ведомств очерченными для них функциями.
Б. Р. Павловский
Об особенностях реформы технического регулирования в нефтегазовом комплексе - «бюджетопределяющей» отрасли России. Специфика отрасли в том, что при ограниченном несколькими наименованиями числе видов продукции, она имеет дело со сложными и опасными производственными процессами. Этим объясняются некоторые особенности технического регулирования: подготавливаемые проекты макроэкономических и специальных регламентов направлены не только на обеспечение безопасности продукции, но прежде всего на безопасность процессов добычи, переработки и транспортировки нефти.
О.О. Кулиш
Об организации публичных слушаний проектов технических регламентов. Эти работы проводятся в рамках программ диалога бизнеса и власти, причем этот диалог после начала реформы заметно меняется. Если до начала реформы вопрос стоял о том, как бизнесу и власти договориться, то теперь - как размежеваться. Расширение такого диалога необходимо с вовлечением в него широких слоев населения. Следует готовить общество к предстоящим переменам, которые возникнут с принятием в стране технических регламентов.
А.В. Рубцов
Вопросы идеологии и практики реформы технического регулирования. Реформа возникла как необходимый механизм либерализации экономики и высвобождения бизнеса из-под ведомственной опеки. Именно по инициативе бизнеса несколько лет назад были заложены положения ФЗ «О техническом регулировании»: бизнес нуждался в высвобождении, надо было менять устаревшую система стандартизации и сертификации, в которой многие ГОСТы разрабатывались для получения преференций. О новых направлениях работы Национального института технического регулирования. О разработке методик формирования систем технических регламентов для крупных отраслей промышленности: Нельзя разделять требования технических регламентов на существенные и несущественные. Существенны все. В то же время регламенты как документы прямого действия не могут содержать ссылки на стандарты, хотя обратное (ссылки на регламенты в стандартах) возможно. В обществе и во властных структурах до сих пор сохраняются элементы «контрреформы» - отчасти по этой причине упущены некоторые возможности реформирования технического регулирования непосредственно после принятия закона.
К.А. Райнот
О проблемах устранения административных барьеров между бизнесом и властью, о приемах, используемых для решения этих проблем.
А.А. Сысоева
Скрытые резервы реформы технического регулирования и упущенные возможностям. Рост парфюмерно-косметической отрасли в условиях реформированной системы технического регулирования составил бы 20%, что 5-6 раз больше фактического роста. Производители натуральных соков в России расходуют до 7,5% прибыли на получение сертификатов соответствия, которые не гарантируют ни безопасность, ни качество объектов этой подотрасли пищевой промышленности. О необходимости переноса государственного контроля с дорыночной стадии на рыночную, о необходимости нового подхода к стандартам как к документам, описывающим возможные механизмы обеспечения требований технических регламентов. Пример с молоком: обязательное требование сводится к недопущению в молоке сальмонелл. Это требование будет заложено в технический регламент. В то же время известно, что если молоко кипятить в течение нескольких минут, сальмонеллы в нем погибают. Именно это требование может содержать национальный стандарт. При этом в случае, если доказано, что процедура кипячения выполнена, то молоко можно не анализировать на сальмонеллез.
Д.Ю. Петров
О неэффективности и избыточности в России обязательной сертификации. В странах ЕС такой сертификации подлежит 4% продукции, а декларированию - 16%. Для России соответствующие цифры составляют 60% и 30% - это крайне много. Поддержка развития в стране добровольной сертификации, способствующей имиджу предприятий. Сертификация организаций на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 является одним из необходимых условий конкурентоспособности товаров этих производителей на мировых рынках.
Хотите узнать больше? Найти все про Всероссийский форум "Реформа технического регулирования: идеология и практика реализации".
| ||||||
|
Президент РФ | |
Государственная Дума РФ | |
Правительство РФ | |
Москва | |
Область | |
Регионы | |
Законодательство | |
Словарь |
| ||
| ||
|
| ||||||||||||||||
(000) 000-00-00 |
Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 18:18, страница Всероссийский форум "Реформа технического регулирования: идеология и практика реализации". - Официальная хроника строительного портала prodekorsten.ru |