Главная/ Законодательство/ Законопроекты/ (страница 3)/

Проект Федерального Закона "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами"

Проект №95050728-1
во втором чтении




Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона является реализация государственной политики привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, эффективное использование государственного и муниципального имущества на условиях концессионных соглашений и увеличение доходов бюджетов всех уровней, установление государственных гарантий прав сторон концессионного соглашения.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений.

Статья 2. Законодательство о концессионных соглашениях

Законодательство о концессионных соглашениях основывается на Гражданском законодательстве и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов. В соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Отдельными федеральными законами могут быть установлены особенности концессионных соглашений в отношении участков недр, лесного фонда, водных объектов и других природных ресурсов. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Концессионное соглашение

1. По концессионному соглашению одна сторона (далее – концедент) предоставляет другой стороне (далее – концессионер) на срочной и на возмездной основе и на риск концессионера при условии осуществления концессионером предусмотренных концессионным соглашений инвестиций одно или несколько перечисленных ниже прав:
1) право пользования имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, которое не подлежит приватизации, приватизация которого запрещена или решение о приватизации которого не принято;
2) право на создание (строительство) имущества с предоставлением концессионеру права пользования таким имуществом после его создания (завершения строительства) в течение периода и на условиях, предусмотренных концессионным соглашением, с последующей передачей этого имущества концеденту;
3) право осуществления отдельных видов деятельности (на оказание услуг, ведение работ), которые отнесены к полномочиям государства или муниципального образования.
2. В соответствии с концессионным соглашением концессионер уплачивает концессионную плату в форме:
1) платежей, установленных в твердой сумме, которые уплачиваются периодически, регулярно или единовременно;
2) установленной доли произведенной концессионером продукции или полученных им доходов;
3) расходов, которые принимает на себя концессионер по улучшению переданного ему имущества;
4) предоставления концеденту услуг, выполнения работ в определенных объемах;
5) передачи концеденту в собственность имущества, созданного концессионером.
3. Стороны могут предусматривать в концессионном соглашении сочетание форм платежей, указанных в части 2 настоящей статьи, или иные формы концессионной платы.
4. Затраты концессионера, понесенные им в связи с исполнением концессионного соглашения, возмещаются в соответствии с условиями этого соглашения за счет продукции, плодов и доходов, полученных концессионером в результате исполнения концессионного соглашения, если указанным соглашением не предусмотрено иное.
5. Концедент вправе принимать на себя часть расходов концессионера в случаях, установленных концессионным соглашением. Условие о принятии концедентом на себя части расходов концессионера должно содержаться в условиях конкурса на право заключения концессионного соглашения.
6. В случаях, когда имущество является совокупностью вещей и имущественных прав, находящихся как в государственной или муниципальной собственности, так и в собственности юридических или физических лиц, образующих единое целое, предполагающее использование их по общему назначению для обеспечения единого производственного процесса, концедент может заключать с указанными лицами соответствующие договоры, которые предусматривают условия и порядок передачи такого имущества в пользование концессионеру на условиях концессионного соглашения.


Статья 4. Объекты концессионного соглашения

1. Концессионные соглашения могут заключаться в отношении:
1) прав пользования природными ресурсами;
2) находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов производственной и социальной инфраструктуры, объектов в сфере общественных услуг, муниципального коммунального хозяйства: объектов железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, морских, речных и воздушных портов, трубопроводного транспорта, других транспортных объектов и сооружений, гидротехнических сооружений, объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии, линий связи и коммуникаций, информационных систем, объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, городских инженерных сетей, общественного транспорта, благоустройства территорий, других объектов, необходимых для оказания коммунальных услуг населению;
3) других объектов, соответствующих положениям пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
2. Концессионные соглашения не могут заключаться в отношении объектов, которые в соответствии с федеральными законами изъяты из оборота.


Статья 5. Стороны концессионного соглашения

1. Сторонами концессионного соглашения являются:
концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;
концессионер – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, российские и иностранные юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статус юридического лица объединения юридических лиц.
В качестве концессионера не может выступать иностранное государство.
2. В случае, если в качестве концессионера выступает группа российских и (или) иностранных юридических лиц, действующих на основе договора о совместной деятельности (договора простого товарищества), концессионное соглашение заключается концедентом с юридическим лицом, действующим от имени всех участников указанной группы. При этом участники такой группы несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из концессионного соглашения.


Статья 6. Способы и порядок заключения концессионного соглашения

Заключение концессионного соглашения осуществляется в порядке и способами, установленными настоящим Федеральным законом.


Статья 7. Срок действия концессионного соглашения

Срок действия концессионного соглашения не может превышать 50 лет, если иное не установлено федеральными законами.
Срок действия концессионного соглашения может быть продлен по соглашению сторон.

Статья 8. Права сторон концессионного соглашения в отношении имущества и информации

1. Имущество, переданное концедентом концессионеру в соответствии с концессионным соглашением, должно использоваться концессионером в течение срока действия концессионного соглашения в целях и на условиях, предусмотренных указанным соглашением.
Концессионер несет бремя содержания указанного имущества, а также риск случайной гибели или случайного повреждения этого имущества.
Указанное имущество подлежит возврату концеденту в день прекращения действия концессионного соглашения или в любой день в течение срока действия этого соглашения по согласию сторон.
В концессионном соглашении может быть предусмотрена обязанность концессионера досрочно возвратить концеденту часть предоставленного ему имущества.
2. Право собственности на имущество, создание которого предусмотрено концессионным соглашением в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, принадлежит концеденту. Концессионеру предоставляется право пользования таким имуществом с момента его создания в течение периода и на условиях, предусмотренных концессионным соглашением.
Указанное имущество подлежит безвозмездной передаче концеденту в день прекращения действия концессионного соглашения или в любой день в течение срока действия соглашения с согласия сторон.
В случае, если указанное имущество передается концессионером концеденту до истечения срока действия концессионного соглашения, концессионеру предоставляется право пользования таким имуществом на безвозмездной основе в целях выполнения концессионного соглашения. В этом случае на концессионера возлагается бремя содержания такого имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения.
3. Имущество, созданное или приобретенное концессионером при исполнении концессионного соглашения, за исключением имущества, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, является собственностью концессионера, если иное не установлено указанным соглашением.
4. В собственность концедента безвозмездно передаются предусмотренные концессионным соглашением информация и данные, текущие и итоговые материалы полевых и лабораторных исследований, исследовательские пробы и образцы, а также сведения производственно-технического, технологического, коммерческого и иного характера об имуществе или виде деятельности, являющихся предметом концессионного соглашения, полученные концессионером за свой счет в процессе подготовки к использованию и использования указанного имущества.
При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных концессионным соглашением, концессионер имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанной информацией, данными, пробами, образцами и сведениями в целях выполнения своих обязанностей по концессионному соглашению. Порядок пользования такой информацией, данными, пробами, образцами и сведениями определяются концессионным соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Концессионер обязан возвратить концеденту полученное от него имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, предусмотренном концессионным соглашением.
6. Продукция, доходы и плоды, полученные концессионером в результате выполнения концессионного соглашения, являются собственностью концессионера, если иное не установлено концессионном соглашением.

Статья 9. Условия концессионного соглашения

1. Концессионное соглашение должно включать следующие условия:
- предмет соглашения;
- состав передаваемого концедентом имущества;
- цели, порядок, срок и условия пользования имуществом;
- размер концессионной платы, порядок, формы, условия и сроки внесения концессионной платы;
- права собственности концессионера на продукцию, доходы и плоды, полученные в результате выполнения концессионного соглашения;
- обязательства концессионера по созданию имущества (объектов), по реконструкции передаваемого концедентом имущества, по достижению технико-экономических показателей и характеристик отдельных объектов, определенных концессионным соглашением.
2. В концессионное соглашение также могут быть включены следующие условия:
- объемы производства продукции (выполнения работ, услуг);
- порядок и условия установления и изменения концессионером цен (тарифов) на производимую продукцию (выполняемые работы и оказываемые услуги), если их производство предусмотрено концессионным соглашением;
- объемы инвестиций концессионера, необходимых для создания, реконструкции, достижения технико-экономических показателей и характеристик имущества (объектов), определенных концессионным соглашением;
- величины технико-экономических показателей и характеристик передаваемых концессионеру объектов и объектов, создаваемых в соответствии с концессионным соглашением, которые должны быть обеспечены в определенные указанным соглашением сроки;
- обязательства концессионера по реализации на внутреннем рынке Российской Федерации части продукции (работ, услуг), произведенной (выполненной, оказываемой) в соответствии с концессионным соглашением, порядок такой реализации;
- обязательства концессионера по осуществлению мер, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий экологически вредного воздействия на окружающую природную среду деятельности концессионера, осуществляемой в соответствии с концессионным соглашением;
- способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению;
- иные условия, не противоречащие законодательству Российской Федерации и условиям конкурса на право заключения концессионного соглашения.
3. Концедент вправе в одностороннем порядке изменить условия или прекратить действие концессионного соглашения, если этого требуют интересы общества и государства, в частности, в случаях нарушения концессионером условий концессионного соглашения, предусматривающих обязанности концессионера по обеспечению населения электроэнергией, газом, водой, теплом, услугами общественного транспорта, по осуществлению иной деятельности, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и здоровье населения. При этом концессионное соглашение должно предусматривать исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых у концедента возникает такое право.
В случае реализации концедентом указанного права концедент обязан компенсировать концессионеру дополнительные затраты, связанные с изменением условий концессионного соглашения, а также возместить убытки, причиненные концессионеру в результате прекращения указанного соглашения, включая упущенную выгоду, за исключением случаев, когда прекращение соглашения вызвано неисполнением или ненадлежащим исполнением концессионером условий концессионного соглашения или требований законодательства Российской Федерации. При этом порядок определения размеров указанной компенсации и порядок возмещения убытков устанавливаются концессионным соглашением.
4. Споры между сторонами, возникшие в результате реализации концедентом права, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, разрешаются в порядке, предусмотренном статьей 40 настоящего Федерального закона.

Статья 10. Решение о заключении концессионного соглашения

1. Решение о заключении концессионного соглашения в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, за исключением имущества, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, от имени Российской Федерации принимает Правительство Российской Федерации.
2. Решение о заключении концессионного соглашения в отношении имущества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, принимает Президент Российской Федерации.
3. Решение о заключении концессионного соглашения в отношении имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, принимает орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение о заключении концессионного соглашения в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности, принимает орган местного самоуправления.
4. Решение о заключении концессионного соглашения должно устанавливать:
- условия, подлежащие включению в концессионное соглашение;
- состав комиссии по организации и проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения (далее – конкурсная комиссия);
- содержание конкурсной документации, включающей в себя положения по проведению конкурса, порядок представления конкурсных заявок, вид конкурса (открытый или закрытый по составу участников), официальное издание, в котором публикуется информационное сообщение о проведении конкурса (в случае проведения открытого конкурса), перечень лиц, приглашаемых для участия в конкурсе (в случае проведения закрытого конкурса), квалификационные требования к участникам конкурса, а также требования о наличии у них определенного имущества, имущественных и неимущественных прав, необходимых для исполнения условий концессионного соглашения, условия конкурса, критерии оценки конкурсных предложений участников, включая их начальные значения и коэффициенты, порядок рассмотрения и оценки конкурсных предложений, исчерпывающий перечень представляемых заявителями документов и требования к их оформлению, в том числе документов, подтверждающих соответствие квалификационным и иным требованиям, требования к концессионеру, включая требования по обеспечению исполнения обязательств по концессионному соглашению, сроки проведения конкурса, включая даты и время начала и окончания представления заявок, дату подведения итогов конкурса, срок подписания комиссией сводного протокола о результатах конкурса, размер, сроки и порядок предоставления обеспечения конкурсной заявки, порядок предоставления заявителям конкурсной документации, место, дата и время вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, срок заключения концессионного соглашения.
5. Условия конкурса, по которым не предусматривается представление участником конкурсных предложений, являются обязательными для всех участников.
Такими условиями могут быть срок действия концессионного соглашения, состав имущества, передаваемого по концессионному соглашению, цели, порядок и условия использования этого имущества и иные условия.
6. Установленные решением о заключении концессионного соглашения условия, по которым предусматривается представление участником конкурсных предложений, являются критериями конкурса. В качестве критериев могут устанавливаться:
- сроки создания новых объектов, сроки реконструкции объектов, передаваемых в пользование концессионеру;
- объемы инвестиций;
- величины технико-экономических показателей и характеристик отдельных объектов, сроки их достижения;
- объемы производства (выполнения работ, оказания услуг) отдельных видов продукции (работ, услуг);
- сроки достижения установленных объемов производства (выполнения работ, оказания услуг);
- размер концессионной платы;
- другие критерии.
Каждому из установленных критериев определяется начальное значение и присваивается коэффициент, учитывающий значимость этого критерия.

Статья 11. Прекращение действия концессионного соглашения

Действие концессионного соглашения прекращается:
по истечении срока его действия;
досрочно по соглашению сторон;
досрочно по решению концедента в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
по другим основаниям и в порядке, предусмотренными концессионным соглашением в соответствии с положениями настоящего Федерального закона и других законодательных актов Российской Федерации, действующих на дату подписания концессионного соглашения.



Глава 2. Государственные гарантии прав концессионеров

Статья 12. Гарантии правовой защиты деятельности концессионера

1. Концессионеру предоставляется полная и безусловная защита его прав и интересов, которая обеспечивается Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами Российской Федерации.
2. Концессионер имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Гарантии равноправия и недискриминации концессионера

Концессионерам предоставляются равные права при осуществлении деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иностранным концессионерам обеспечивается режим деятельности по концессионному соглашению не менее благоприятный, чем режим деятельности, предоставленный российским концессионерам, исключающий применение мер дискриминационного характера и иных мер, препятствующих праву иностранного концессионера свободно распоряжаться инвестициями, полученными от их использования продукцией, плодами и доходами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Гарантии концессионера при национализации и реквизиции имущества

1. Принадлежащее концессионеру имущество не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации и реквизиции, за исключением случаев, когда такое изъятие осуществляется по основаниям и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации.
2. При реквизиции концессионеру выплачивается рыночная стоимость имущества на день реквизиции. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми была осуществлена реквизиция, концессионер вправе требовать в судебном порядке возврата ему сохранившегося имущества.
3. При национализации концессионеру возмещается стоимость изъятого имущества и другие убытки, включая упущенную выгоду. До даты выплаты на сумму возмещения начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на дату национализации.

Статья 15. Гарантии от неблагоприятного изменения для концессионера законодательства Российской Федерации

В случае, если в течение срока действия концессионного соглашения законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления будут установлены нормы, применение которых приводит к ухудшению результатов коммерческой деятельности концессионера при исполнении концессионного соглашения, стороны вносят изменения в указанное соглашение, обеспечивающие концессионеру такие результаты коммерческой деятельности при исполнении этого соглашения, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения этого соглашения норм законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления. Условия и порядок внесения таких изменений определяются концессионным соглашением.
Указанное положение об изменении условий концессионного соглашения не применяется в случае, если законодательством Российской Федерации вносятся изменения в технические регламенты и иные нормы и правила по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения, в том числе в целях приведения их в соответствие с аналогичными стандартами (нормами, правилами), принятыми и общепризнанными в международной практике.



Глава 3. Заключение концессионного соглашения

Статья 16. Способы заключения концессионного соглашения

1. Под способами заключения концессионного соглашения понимаются предусмотренные настоящим Федеральным законом процедуры, на основании которых определяется концессионер и заключается концессионное соглашение.
2. Настоящим Федеральным законом устанавливаются конкурсные и внеконкурсные процедуры заключения концессионных соглашений. К конкурсным процедурам заключения концессионных соглашений относятся:

открытый конкурс;
закрытый конкурс.

К внеконкурсным способам заключения концессионного соглашения относится заключение концессионного соглашения с единственным источником.
3. Основной процедурой заключения концессионного соглашения является открытый конкурс. Все иные процедуры заключения концессионного соглашения применяются только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
4. При заключении концессионного соглашения концеденты вправе использовать только процедуры, предусмотренные частью 2 настоящей статьи.
5. Два и более концедента при заключении концессионного соглашения вправе проводить объединенный конкурс. Для этого они заключают соглашение, регламентирующее порядок проведения объединенного конкурса в соответствии с настоящим Федеральным законом, определяющее их права и ответственность при проведении объединенного конкурса.
Концессионное соглашение с победителем объединенного конкурса заключает каждый из концедентов, проводивших объединенный конкурс.

Статья 17. Участники конкурса на право заключения концессионного соглашения

Участниками конкурса на право заключения концессионного соглашения могут быть российские и иностранные физические и юридические лица.

Статья 18. Конкурсная комиссия

1. Для организации и проведения конкурса концедент образует конкурсную комиссию. Решение об образовании, составе конкурсной комиссии и ее председателе принимается концедентом при принятии решения о заключении концессионного соглашения.
При этом утверждение конкурсной документации и подписание концессионного соглашения производятся непосредственно концедентом, а принятие решения о результатах конкурса и его победителе осуществляется конкурсной комиссией.
Численность конкурсной комиссии должна составлять не менее трех человек. Комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствует не менее половины от общего количества ее членов. Каждый член комиссии имеет один голос. Решения конкурсной комиссией принимаются большинством голосов ее членов, принявших участие в заседании. При равенстве голосов принимается решение, за которое голосовал председатель комиссии. Решения комиссии оформляются протоколами в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Председатель конкурсной комиссии ведет заседание конкурсной комиссии, объявляет победителя конкурса.
2. Членами конкурсной комиссии не могут быть лица, заинтересованные в результатах конкурса, в том числе лица, подавшие конкурсные заявки, или лица, состоящие в штате организаций, подавших конкурсные заявки, или лица, являющиеся акционерами (участниками) этих организаций, или аффилированные лица участников конкурса.
При выявлении нарушений указанных требований в процессе проведения конкурса концедент незамедлительно принимает меры к замене соответствующих членов конкурсной комиссии на иных лиц, не заинтересованных в результатах конкурса.
3. Комиссия:
- публикует информационное сообщение о проведении конкурса (в случае проведения открытого конкурса);
- направляет приглашения лицам, определенным решением о заключении концессионного соглашения, участвовать в конкурсе (в случае проведения закрытого конкурса);
- принимает конкурсные заявки;
- предоставляет участникам конкурсную документацию, дает разъяснения положений конкурсной документации;
- рассматривает конкурсные заявки, определяет их соответствие законодательству, квалификационным и иным требованиям к участникам и условиям конкурса, принимает решение об отклонении конкурсных заявок;
- рассматривает и оценивает конкурсные предложения участников конкурса;
- определяет победителя конкурса;
- подписывает сводный протокол о результатах конкурса;
- сообщает участникам о результатах конкурса;
- уведомляет победителя о результатах конкурса;
- публикует информационное сообщение о результатах конкурса.

Статья 19. Антимонопольное регулирование

1. Отношения, связанные с заключением концессионного соглашения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках, регулируются антимонопольным законодательством.
2. Нарушение правил, установленных антимонопольным законодательством, является основанием для признания конкурса и заключенного по его результатам концессионного соглашения недействительными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Открытый конкурс

Открытый конкурс – способ заключения концессионного соглашения, при котором концедент информирует о конкурсе путем открытой публикации информационного сообщения о проведении конкурса. Концессионное соглашение заключается с победителем конкурса, предложения которого по установленным критериям были признаны наилучшими.

Статья 21. Информационное сообщение о проведении конкурса


1. Информационное сообщение о проведении конкурса публикуется концедентом в официальном издании, определяемом концедентом.
2. Концедент вправе также публиковать информационное сообщение о проведении конкурса в любых иных средствах массовой информации. Такая публикация не может заменить официальную публикацию, предусмотренную пунктом 1 настоящей статьи.
3. Информационное сообщение о проведении конкурса должно быть опубликовано в сроки, обеспечивающие возможность всем заинтересованным лицам ознакомиться с конкурсной документацией и представить конкурсные заявки в срок, установленный конкурсной документацией, но не менее чем за 30 дней до даты проведения конкурса.
4. Информационное сообщение о проведении конкурса публикуется на русском языке, а также может публиковаться на иностранных языках.
5. Информационное сообщение о проведении конкурса должно содержать следующие сведения:
а) наименование и почтовый адрес концедента;
б) предмет концессионного соглашения;
в) срок концессионного соглашения;
г) квалификационные и иные требования к участникам;
д) сроки и порядок предоставления конкурсной документации;
е) размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой концедентом за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена. Размер указанной платы не должен превышать расходов заказчика на изготовление копий этой документации и доставку ее участнику почтовой связью;
ж) порядок, место, даты и время начала и окончания представления конкурсных заявок, а также срок подведения итогов конкурса;
з) место, дата и время вскрытия конвертов с конкурсными предложениями;
и) состав конкурсной комиссии;
к) срок подписания сводного протокола о результатах проведения конкурса;
л) срок заключения концессионного соглашения.

Статья 22. Порядок предоставления конкурсной документации

Концедент обязан по заявлению любого участника предоставить ему конкурсную документацию с момента официальной публикации информационного сообщения о проведении конкурса в порядке, предусмотренном в информационном сообщении о проведении конкурса, при условии предварительного внесения участником платы за предоставление такой документации, если эта плата установлена. Предоставление конкурсной документации до официальной публикации информационного сообщения о проведении конкурса запрещается.
В случае нарушения указанных положений, результаты конкурса и заключенное по его итогам концессионное соглашение могут быть признаны судом недействительными в установленном законодательством порядке.

Статья 23. Содержание конкурсной документации

1. Конкурсная документация должна содержать информацию о квалификационных требованиях, предъявляемых к участнику, которые включают в себя четкое изложение требований концедента в отношении характеристик, подтверждающих квалификацию участника, а также требований в отношении его профессиональных, деловых, производственных и иных характеристик, связанных с определением соответствия участника требованиям концедента.
2. Конкурсная документация не должна содержать ссылок на конкретных владельцев торговых марок, фирменных наименований, патентов, эскизов или моделей.
3. Конкурсная документация должна содержать:
а) порядок представления конкурсных заявок;
б) квалификационные и иные требования к участникам, включая требования о наличии определенного имущества, имущественных и неимущественных прав, необходимых для исполнения условий концессионного соглашения;
в) исчерпывающий перечень документов и информации, представляемых участниками, в том числе подтверждающих соответствие участников квалификационным и иным требованиям, включая формы представления соответствующих документов и информации;
г) бланки и формы, заполняемые участниками при представлении конкурсных заявок;
д) состав передаваемого концедентом имущества;
е) цели, порядок, срок и условия пользования имуществом;
ж) условия конкурса;
з) процедуры оценки конкурсных предложений, критерии оценки, начальные значения критериев и присвоенный каждому из установленных критериев коэффициент, учитывающий значимость этого критерия;
и) валюта, используемая для формирования стоимостных показателей конкурсного предложения, при необходимости;
к) порядок применения обменного курса, используемого при исполнении концессионного соглашения, при необходимости;
л) формы концессионной платы;
м) требования к концессионеру: по созданию имущества (объектов), по реконструкции передаваемого концедентом имущества, по достижению технико-экономических показателей и характеристик отдельных объектов; по объемам производства продукции (выполнения работ, услуг); по обеспечению технико-экономических показателей и характеристик передаваемых концессионеру объектов и объектов, создаваемых в соответствии с концессионным соглашением; по объемам инвестиций на создание, реконструкцию, достижение технико-экономических показателей и характеристик объектов; по обьемам реализации на внутреннем рынке Российской Федерации продукции (работ, услуг), произведенной (выполненной, оказываемой) в соответствии с концессионным соглашением; по осуществлению мер, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий экологически вредного воздействия на окружающую природную среду деятельности концессионера, осуществляемой в соответствии с концессионным соглашением;
н) размер, сроки и порядок предоставления обеспечения конкурсной заявки;
о) способы обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению;
п) порядок, место, даты и время начала и окончания представления конкурсных заявок;
р) порядок и сроки отзыва конкурсных заявок;
с) способы и порядок предоставления участникам разъяснений положений конкурсной документации;
т) порядок, место, дата и время вскрытия конвертов с конкурсными предложениями;
у) порядок рассмотрения и оценки конкурсных предложений;
ф) дата подведения итогов конкурса;
х) срок, предоставляемый победителю конкурса для заключения концессионного соглашения.
4. Конкурсная документация может содержать также иные требования и информацию, установленные концедентом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 24. Разъяснение и изменение конкурсной документации

1. Участник вправе направить концеденту запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Концедент обязан письменно отвечать на запросы участников о разъяснении положений конкурсной документации, если запрос поступил к концеденту не позднее, чем за десять дней до даты окончания представления конкурсных заявок.
2. Все разъяснения по содержанию конкурсной документации должны быть доведены концедентом в письменной форме до сведения всех участников, которым предоставлена конкурсная документация, в разумные сроки, но не позднее, чем за пять дней до окончательного срока представления конкурсных заявок, с приведением содержания запроса без указания участника, от которого поступил данный запрос. Разъяснения конкурсной документации не должны изменять ее сути.
3. Концедент вправе изменить конкурсную документацию путем внесения дополнений, в этом случае концедент переносит окончательный срок представления конкурсных заявок с целью обеспечения не менее, чем двадцати дней с даты внесения дополнений до даты окончания представления конкурсных заявок. Дополнения в трехдневный срок доводятся до сведения всех участников, которым предоставлена конкурсная документация, и имеет для них обязательную силу.

Статья 25. Представление конкурсных заявок

1. Конкурсная заявка должна отвечать всем требованиям, предусмотренным конкурсной документацией.
2. Срок представления конкурсных заявок должен составлять не менее 30 дней: в случае проведения открытого конкурса - с даты опубликования информационного сообщения о проведении конкурса в официальном издании, определенном концедентом, в случае проведения закрытого конкурса - с даты направления приглашения на участие в конкурсе лицам, определенным решением концедента.
3. Конкурсная заявка оформляется в письменной форме на русском языке и подается в порядке, предусмотренном конкурсной документацией. Конкурсная заявка составляется в двух экземплярах (оригинал и копия), каждый из которых удостоверяется подписью участника и представляется в отдельном запечатанном конверте, который вкладывается в общий конверт конкурсной заявки.
4. Каждая поступившая конкурсная заявка регистрируется в журнале заявок с присвоением номера и с указанием даты и времени ее представления (число, месяц, год, время). На экземпляре заявки и на экземпляре описи документов, остающемся у заявителя, делается отметка о принятии заявки с указанием ее номера, даты и времени принятия.
К заявке прилагается подписанная заявителем опись представленных документов в 2 экземплярах, один из которых остается в комиссии, другой – у заявителя.
5. Конверт с оригиналом и копией конкурсной заявки предоставляется в порядке и в сроки, которые указаны в конкурсной документации. Конверт с конкурсной заявкой, полученный концедентом по истечении даты и времени окончания представления конкурсных заявок, не вскрывается и возвращается представившему ее участнику вместе с описью, на которой делается отметка об отказе в принятии конкурсной заявки.
6. Если на момент окончания срока представления конкурсных заявок представлена только одна заявка, то конкурс объявляется не состоявшимся. Указанная заявка рассматривается в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и в случае, если она соответствует всем требованиям, предусмотренным конкурсной документацией, то заключение концессионного соглашения осуществляется с участником, представившим эту заявку.

Статья 26. Изменение и отзыв конкурсных заявок

1. Участник вправе изменить или отозвать свою конкурсную заявку в любое время до истечения срока представления конкурсных заявок. Такое изменение или уведомление об отзыве действительно, если оно поступило к концеденту до истечения срока представления конкурсных заявок.
2. По истечении срока представления конкурсных заявок участник не вправе отозвать свою заявку.

Статья 27. Обеспечение конкурсной заявки

При проведении конкурса концедент устанавливает требование о предоставлении обеспечения конкурсной заявки с целью выполнения участником конкурса обязательства по подписанию концессионного соглашения. Для обеспечения конкурсной заявки могут использоваться способы обеспечения, предусмотренные статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 28. Вскрытие конвертов с конкурсными заявками

1. Место, дата и время вскрытия конвертов с конкурсными заявками устанавливается конкурсной документацией. Конверты с конкурсными заявками вскрываются публично в порядке, предусмотренном конкурсной документацией.
Вскрытию подлежат все конверты с конкурсными заявками, поступившие к концеденту до истечения срока (даты и времени) окончания представления конкурсных заявок, определенного конкурсной документацией.
2. Участники, представившие конкурсные заявки, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с конкурсными заявками.
3. Наименование и адрес каждого участника, конверт с заявкой которого вскрывается, и их конкурсные предложения объявляются при вскрытии конвертов с конкурсными заявками всем присутствующим лицам и заносятся в протокол вскрытия конкурсных заявок.
4. Те заявки, которые не были вскрыты и объявлены публично в соответствии с частями 1-3 настоящей статьи, не допускаются к дальнейшему участию в конкурсе.

Статья 29. Рассмотрение и оценка конкурсных заявок

1. В соответствии с порядком, предусмотренным конкурсной документацией, конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение и оценку конкурсных заявок в два этапа.
2. На первом этапе конкурсная комиссия:
а) рассматривает соответствие участника, подавшего заявку, квалификационным и иным требованиям. При этом конкурсная комиссия вправе потребовать от участника разъяснения положений документов и информации, представленных участником в подтверждение соответствия указанным требованиям. Не допускаются запросы, направленные на изменение существа квалификационных требований по сравнению с тем, как они были определены в конкурсной документации.
б) рассматривает соответствие конкурсной заявки требованиям, предусмотренным конкурсной документацией. При этом конкурсная комиссия вправе потребовать от участников разъяснения положений конкурсных заявок.
Не допускаются запросы, направленные на изменение существа и состава конкурсной заявки, включая изменение концессионной платы.
3. По результатам первого этапа рассмотрения конкурсных заявок конкурсная комиссия отклоняет конкурсную заявку в случаях, если:
а) участник, представивший заявку, не соответствует квалификационным и иным требованиям, установленным конкурсной документацией;
б) заявка не отвечает требованиям, предусмотренным конкурсной документацией.
4. Конкурсная комиссия отклоняет заявку участника на первом этапе рассмотрения заявок в следующих случаях:
а) в отношении участника проводятся процедуры ликвидации или банкротства;
б) имущество участника находится под арестом;
в) участник имеет задолженность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней или внебюджетные фонды.
5. На втором этапе конкурсные заявки участников, отвечающие требованиям конкурсной документации и не отклоненные в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, оцениваются конкурсной комиссией по процедурам и в соответствии с критериями оценки, установленными конкурсной документацией. Использование при оценке критериев либо процедур оценки, не предусмотренных конкурсной документацией, не допускается. Конкурсная комиссия оценивает конкурсные предложения участников путем сравнения общей суммы баллов, полученных участником по установленным критериям. Количество баллов по каждому из критериев определяется путем умножения разницы между предложением участника по соответствующему критерию и начальной величиной данного критерия на коэффициент этого критерия.

Статья 30. Определение победителя конкурса

Победителем конкурса становится участник, предложения которого по критериям, установленным конкурсной документацией, были признаны наилучшими - участник, набравший по результатам рассмотрения конкурсных предложений наибольшую сумму баллов.

Статья 31. Запрет переговоров с участниками

За исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, проведение каких-либо переговоров между концедентом или конкурсной комиссией и участником (участниками) относительно конкурсных заявок не допускается. В случае нарушения указанного положения, результаты конкурса и заключенное по его итогам концессионное соглашение могут быть признаны судом недействительными в установленном законодательством порядке.

Статья 32. Сводный протокол о результатах проведения конкурса

1. Не позднее пяти дней с даты подведения итогов конкурса конкурсная комиссия обязана оформить сводный протокол о результатах проведения конкурса, в который включаются:
а) решение концедента о заключении концессионного соглашения, содержащее указание на вид конкурса с обоснованием принятия решения о выборе вида конкурса;
б) текст информационного сообщения о проведении конкурса и ссылка на издание, в котором оно опубликовано;
в) конкурсная документация, утвержденная концедентом, и принятые к ней дополнения;
г) запросы участников о разъяснении конкурсной документации, ответы концедента на указанные запросы;
д) протокол вскрытия конвертов с оригиналами конкурсных заявок;
е) протокол вскрытия конвертов с копиями конкурсных заявок;
ж) оригиналы конкурсных заявок всех участников;
з) протокол оценки конкурсных заявок, в котором указываются:
- процедура и критерии оценки конкурсных заявок;
- перечень участников, заявки которых были отклонены, с обоснованием принятия такого решения;
- список конкурсных заявок с указанием баллов, набранных каждым участником по результатам оценки представленных конкурсных предложений;
и) наименование и адрес победителя конкурса с обоснованием решения о признании его победителем;
2. Сводный протокол о результатах проведения конкурса подписывается всеми членами конкурсной комиссии, принявшими участие в заседании, и хранится у концедента весь срок действия концессионного соглашения и не менее трех лет. К сводному протоколу прилагается копия заключенного концессионного соглашения.

Статья 33. Опубликование информации о результатах конкурса

1. Концедент в десятидневный срок с даты подписания сводного протокола о результатах проведения конкурса обязан направить в официальное издание, в котором было опубликовано информационное сообщение о проведении конкурса, информацию о результатах конкурса с указанием наименования победителя конкурса и предмета концессионного соглашения.
2. Любой участник, подавший конкурсную заявку, вправе после опубликования информации о результатах конкурса обратиться к концеденту за разъяснениями, связанными с итогами конкурса. Концедент обязан в письменной форме представить такому участнику соответствующие разъяснения.

Статья 34. Закрытый конкурс

1. Закрытый конкурс – способ заключения концессионного соглашения, при котором концедент информирует о конкурсе путем направления приглашения определенным лицам, установленным решением о заключении концессионного соглашения. Опубликование информации о закрытом конкурсе в средствах массовой информации не производится. Концессионное соглашение заключается с победителем конкурса, предложения которого по установленным критериям были признаны наилучшими.
2. Закрытый конкурс на право заключения концессионного соглашения проводится в случае, если предметом концессионного соглашения являются объекты обороны и безопасности государства, сведения о которых составляют государственную тайну.
3. При проведении закрытого конкурса концедентом устанавливаются следующие требования к участникам:
а) принятие в установленном законодательством порядке обязательства не разглашать сведения, составляющие государственную тайну;
б) иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. Закрытый конкурс проводится в соответствии с положениями статей 17 - 33 настоящего Федерального закона.
5. Не урегулированные настоящей статьей вопросы заключения концессионного соглашения с использованием закрытого конкурса регулируются Правительством Российской Федерации.


Статья 35. Заключение концессионного соглашения с единственным источником

1. Заключение концессионного соглашения с единственным источником – это внеконкурсный способ заключения концессионного соглашения, при котором концедент предлагает заключить концессионное соглашение только одному лицу.
2. Заключение концессионного соглашения с единственным источником может проводиться концедентом исключительно в случаях:
- предусмотренных частью 6 статьи 25 настоящего Федерального закона;
- если такой порядок заключения концессионного соглашения установлен в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства решением о заключении указанного соглашения, принятым в отношении имущества, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;
- если иные основания для такого порядка заключения концессионного соглашения установлены законодательством Российской Федерации.


Статья 36. Заключение концессионного соглашения

1. Концедент в пятидневный срок с даты подписания сводного протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса экземпляр указанного протокола и проект концессионного соглашения, основанный на установленных концедентом условиях концессионного соглашения и конкурсных предложениях победителя конкурса.
2. Концессионное соглашение заключается с победителем конкурса в срок не позднее девяноста дней с даты подписания сводного протокола о результатах проведения конкурса.
3. В случае неподписания победителем конкурса в установленный срок концессионного соглашения комиссия признает победителем конкурса участника, набравшего по результатам рассмотрения конкурсных предложений следующую за победителем конкурса сумму баллов.
4. Концессионное соглашение заключается в письменной форме и вступает в силу со дня его подписания сторонами.




Глава 4. Исполнение концессионного соглашения

Статья 37. Исполнение концессионного соглашения

1. Концессионер, заключивший концессионное соглашение в соответствии с настоящим Федеральным законом, свободен в выборе способов осуществления деятельности, предусмотренной таким соглашением. Соглашение может исполняться концессионером как самостоятельно, так и с привлечением иных российских и иностранных юридических и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае концессионер, являющийся стороной в концессионном соглашении, несет полную ответственность за выполнение принятых на себя обязательств по соглашению.
2. Если иное не установлено концессионным соглашением, концессионер приступает к исполнению этого соглашения после вступления его в силу.
3. В порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и при наличии согласия концедента концессионер может уступать полностью или частично третьему лицу свои обязанности (перевести свой долг) по концессионному соглашению при условии, если это не нарушает прав и законных интересов концедента по концессионному соглашению и если это обеспечивает сохранение целей и достижение результатов, предусмотренных таким соглашением. Передача прав и обязанностей по концессионному соглашению совершается в письменной форме.
4. При исполнении концессионного соглашения налогообложение концессионера осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 38. Контроль концедента за исполнением концессионного соглашения

1. Контроль за исполнением концессионного соглашения осуществляют Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
2. Представители органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с концессионным соглашением имеют право беспрепятственного доступа на производственные объекты концессионера или иное место осуществления деятельности концессионера, а также к документации, относящейся к деятельности концессионера по концессионному соглашению, исключительно в целях осуществления функций контроля за исполнением указанного соглашения и в пределах своей компетенции.
3. Органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не вправе:
вмешиваться в хозяйственную деятельность концессионера;
разглашать сведения, имеющие в соответствии с концессионным соглашением конфиденциальный характер или составляющие коммерческую тайну.

Статья 39. Ответственность сторон концессионного соглашения

Стороны концессионного соглашения несут имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению в соответствии с условиями этого соглашения с соблюдением гражданского законодательства Российской Федерации.

Статья 40. Порядок разрешения споров

1. Споры между концедентом и российским концессионером, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью концессионного соглашения, разрешаются в соответствии с условиями концессионного соглашения и законодательством Российской Федерации в судах, третейских судах или арбитражных судах Российской Федерации.
2. Споры между концедентом и иностранным концессионером, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью концессионного соглашения, разрешаются в соответствии с условиями концессионного соглашения, международными соглашениями Российской Федерации и законодательством Российской Федерации по выбору сторон концессионного соглашения – в судах, арбитражных судах, третейских судах Российской Федерации либо в международных арбитражных или третейских судах.

Статья 41. Иммунитет государства

В концессионном соглашении, заключаемым с иностранным концессионером, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.


Глава 5. Заключительные положения

Статья 42. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент
Российской Федерации

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона Российской Федерации

"О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными

инвесторами"

Повышение эффективности использования инструментов экономической политики Российской Федерации в сфере регулирования инвестиций и стимулирования их притока в экономику России тесно связано с совершенствованием правовой базы.

Мировая практика показывает, что страны с развивающейся рыночной экономикой и наиболее успешно привлекающие инвестиции, используют договорные отношения между государством как владельцем собственности и частным инвестором. В этих целях широко используются концессионные договоры, в особенности для реализации крупных проектов в области недро- и природопользования. Однако в Российской Федерации практика заключения концессионных договоров не применяется. Это связано с отсутствием необходимой правовой основы.

Принятие части I Гражданского кодекса Российской Федерации создало правовое поле для организации хозяйственной деятельности на основе гражданско-правовых принципов. Это позволяет решить проблему привлечения инвестиций, в том числе иностранных, на базе развития гражданско-правовых отношений между государством как владельцем собственности и частным инвестором.
Именно эту задачу решает представляемый проект федерального закона "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами".

Представляемый законопроект носит рамочный характер, обеспечивающий необходимые правовые основы для заключения концессионных договоров, видами которых являются: собственно концессионные договоры, соглашения о разделе продукции и соглашения (контракты) на предоставление услуг.
Конкретизация базовых положений представляемого законопроекта должна предусматриваться в ряде специальных законов (в области недропользования, природопользования и др.). Одним из таких специальных законов является принятый Государственной Думой законопроект "О соглашениях о разделе продукции". Законопроектом предусматривается, что предметом концессионных договоров является установление прав и обязанностей в отношения:
отдельных видов хозяйственной деятельности, предоставление права на осуществление которых находится в компетенции государственных органов, в том числе разработка природных ресурсов на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
объектов государственной или муниципальной собственности.

Конкретные виды хозяйственной деятельности и объекты государственной и муниципальной собственности, в отношении которых может быть заключен концессионный договор, определяются специальными перечнями, разрабатываемыми и утверждаемыми в зависимости от вида собственности Правительством Российской Федерации или правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается возможность заключения, исполнения и прекращения концессионных договоров в любых сферах экономики России. Вместе с тем проектом закона предусмотрено, что в целях обеспечения обороны, национальной безопасности и охраны окружающей среды законодательством Российской Федерации могут устанавливаться на отдельных территориях Российской Федерации ограничения и запреты на заключение концессионных договоров с российскими и иностранными инвесторами. Порядок осуществления деятельности и право собственности на произведенную продукцию в области добычи драгоценных металлов и природных драгоценных камней, радиоактивного сырья, металлов и других продуктов, распоряжение которыми входит в исключительную компетенцию Правительства Российской . Федерации, регулируются соответствующими законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Принципиальной особенностью представляемого законопроекта является возможность регулирования отношений между государством и инвестором при заключении концессионных договоров на основе гражданско-правовых принципов, позволяющих государству и инвестору выступать в качестве равноправных сторон договорных отношений. В соответствии с законопроектом сторонами концессионных договоров являются:

Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации и/или правительства (администрации) субъекта Российской Федерации или уполномоченных ими органов государственной исполнительной власти, субъекты Российской Федерации в лице правительств (администраций) субъектов Российской Федерации пли уполномоченных ими органов государственной исполнительной власти;
юридические и физические лица, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими или иностранными инвесторами.

Иностранные государства не могут являться сторонами концессионного договора.
Законопроект предоставляет возможность заключения соглашения между государством и инвестором в форме:
собственно концессии, характеризующейся следующими основными признаками:
государственной собственностью на объекты пользования;
осуществлением деятельности инвестора на возмездной и срочной основе;
правом собственности инвестора на произведенную продукцию и полученные доходы;
привлечением дополнительных инвестиций и длительными сроками деятельности;
соглашения о разделе продукции, характеризующегося следующими основными признаками:
распределением полученной продукции между государством и инвестором:
заменой взимания налогов, сборов, пошлин и других предусмотренных действующим законодательством платежей, за исключением налога на прибыль и платежей за право пользования недрами, произведенной продукцией;
значительными объемами инвестиций и длительными сроками деятельности;
соглашения (контракта) о предоставлении услуг (с риском и без риска). характеризующегося следующими основными признаками:
собственностью государства на произведенную продукцию;
получением инвестором вознаграждения за выполненный объем работ (при предоставлении услуг с риском вознаграждение инвестору производится при условии достижения им результата, предусмотренного в контракте. При предоставлении услуг без риска вознаграждение производится за осуществленную деятельность.

Всеми видами концессионных договоров инвестору гарантируется обеспечение стабильных условий деятельности на протяжении всего срока их действия. При этом практически все затраты по реализации всех видов концессионных договоров и соглашении осуществляются инвесторами за своп счет без использования средств федерального или местных бюджетов.

Основные положения законопроекта предусматривают:
конкретизацию н разграничение функции федеральных и региональных органов исполнительной власти при подготовке, заключении и исполнении концессионных договоров;
составление федеральных и региональных перечней конкретных проектов, на которые распространяется действие настоящего Закона. Предусматривается, порядок составления федеральных перечней определяется Правительством Российской Федерации, а региональных - правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации:
обеспечение стабильных экономических условий договоров с инвесторами в течение всего срока их действия (в соответствии с действующим на момент подписания этих договоров законодательством). С. этой целью предусматривается, что если в течение срока действия договора, законами или иными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, изменяются прежние или устанавливаются новые условия, ухудшающие экономическое положение инвестора, стороны вносят в договор изменения, обеспечивающие инвестору результаты, которые были бы достигнуты им в случае сохранения законодательства, действовавшего на момент вступления договора в силу. Сфера действия этой привилегии не затрагивает изменения законодательства, касающегося обеспечения обороны. национальной безопасности и общественного, порядка, охраны окружающей среды и техники безопасности, нравственности и здоровья населения;
заключение концессионных договоров с инвесторами по итогам конкурсов и аукционов. На конкурс представляются основные условия ^договоров, прошедшие экономическую и экологическую экспертизу и согласованные с федеральными или региональными органами государственной исполнительной власти. Конкурсы проводятся по объектам, включенным в утвержденные Правительством Российской Федерации или правительствами (администрациями) субъектов федерации перечни;
замену налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (кроме налога на прибыль и платежей за пользование недрами), предусмотренных законодательством Российской Федерации, распределением произведенной продукции между инвестором и Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации;
участие в заключении и осуществлении концессионных договоров как российских, так и иностранных юридических и физических лиц;
порядок разрешения споров. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из концессионных договоров или в связи с ними, должны решаться путем переговоров сторон, а в случае их неразрешимости путем переговоров - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (арбитраж, условия международных договоров Российской Федерации).

В связи с необходимостью принятия специального налогового режима при выполнении соглашении о разделе продукции одновременно представляется проект федерального закона "О внесении изменении и дополнении к Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Этим законопроектом предусматривается введение специального налогового режима при пользовании природными ресурсами на основе соглашения о разделе продукции, допускающего замену взимания налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (за исключением налога на прибыль и платы за пользование недрами) соответствующим распределением продукции между участниками соглашения.
Представляемый проект федерального закона "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами" является актуальным, создает правовые основы для заключения концессионных договоров, широко применяемых в мировой практике, и будет способствовать притоку отечественных и зарубежных капиталовложении в российскую экономику.

Реализация концессионных договоров не повлечет за собой расходования бюджетных средств.
По экспертной оценке, в период до 2000 года реализация концессионных договоров позволит привлечь в экономику России дополнительные инвестиционные ресурсы в размере 8-10 млрд. долларов, в том числе 7 млрд. долларов на основе готовящихся соглашении о разделе продукции с ведущими иностранными фирмами и российскими компаниями.

 

Заключение
по проекту федерального закона № 95050725-1
«О концессионных соглашениях»
(второе чтение)

 

Изучив по поручению Комитета указанный проект федерального закона, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.

Полагаем, что требует уточнения предмет регулирования рассматриваемого проекта, поскольку неясно, что следует понимать под отношениями, возникающими «в связи с заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений». Имеются ли ввиду отношения, связанные со сдачей в концессию тех или иных объектов, или речь идет только о порядке заключения, исполнения и прекращения концессионного соглашения. В последнем случае представляется, что положения главы 2 проекта, предусматривающие государственные гарантии прав концессионеров, выходят за предмет регулирования закона.

Правовой анализ положений представленного законопроекта позволяет сделать вывод о том, что правовая природа концессионного соглашения носит гражданско-правовой характер. Из положений, определяющих понятие концессионного соглашения (статья 2 проекта) видно, что оно содержит элементы, свойственные договорам аренды (см. статью 606 ГК РФ), подряда (см. статью 702 ГК РФ), коммерческой концессии (см. статью 1027 ГК РФ). В соответствии с пунктом 3 статьи 421 ГК РФ договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, является смешанным. К отношениям сторон по смешанному договору должны применяться в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. С учетом этого отношения по концессионному соглашению должны быть ориентированы на нормы ГК РФ, регулирующие соответствующие виды договоров. Учитывая также, что законопроект, по нашему мнению, регулирует один из видов гражданско-правового договора, вряд ли его можно называть «соглашением».

Нет ясности в отношении того, что должно быть предметом регулирования законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принимаемых «в соответствии с настоящим Федеральным законом» (абзац 2 пункта 1 статьи 1 проекта). Если исходить из того, что концессионное соглашение является одним из видов гражданско-правового договора, то согласно пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. А согласно части первой статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 1 проекта предусмотрено регулирование «особенностей концессионных соглашений» в отношении природных ресурсов отдельными федеральными законами. Однако не ясно, что следует понимать под «особенностями» таких соглашений.

Нуждается в уточнении предмет концессионного соглашения (статья 2 проекта). При этом не ясно, должны ли предоставляться концессионеру названные в статье 2 проекта права в совокупности (наборе) либо концессионеру по концессионному соглашению может предоставляться и одно из указанных прав. Кроме того, в указанной статье проекта (абзац 2 пункта 1) говорится об имуществе, которое не подлежит приватизации, приватизация которого запрещена или решение о приватизации которого не принято. В этой связи обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 6 статьи 43 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» с даты вступления этого Закона в силу имущество, которое определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. А такое имущество согласно пункту 3 статьи 3 указанного Федерального закона не подлежит приватизации. Таким образом, слова «приватизация которого запрещена» являются излишними.

Кроме того, в абзаце 3 пункта 1 статьи 2 проекта речь идет о предоставлении права только на создание (строительство) имущества. Вместе с тем, исходя из содержания пункта 1 статьи 7 проекта (условия концессионного соглашения) по концессионному соглашению должно предоставляться право на реконструкцию передаваемого концедентом имущества.

Нуждаются в доработке положения пункта 5 статьи 2 проекта, имея при этом в виду, что в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 проекта по концессионному соглашению не предоставляется право пользования имуществом, находящимся в собственности граждан или юридических лиц.
Законопроект (статья 3) определяет в качестве объектов концессионного соглашения участки недр, лесного фонда, водных объектов и других природных ресурсов. Однако следует иметь в виду, что, например, Земельный кодекс Российской Федерации в отличие от Лесного кодекса Российской Федерации не предусматривает сдачу земельных участков в концессию. В главе IV Земельного кодекса Российской Федерации дан исчерпывающий перечень видов пользования земельными участками и лиц, кому земельные участки могут предоставляться. В связи с этим законопроект потребует одновременного внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Кроме того, обращаем внимание, что, например, Лесной кодекс Российской Федерации (статьи 37 - 41) говорит о «договоре концессии участка лесного фонда».

При доработке положений статьи 3 проекта следует также иметь в виду, что согласно пункту 1 статьи 2 проекта право пользования природными ресурсами является предметом концессионного соглашения. По всей видимости, в статье речь должна идти о видах имущества, в отношении которого может заключаться концессионное соглашение. Необходимо также точнее обозначить объекты концессионного соглашения (см. абзац 7 статьи 3 проекта о возможности заключения концессионного соглашения в отношении «других объектов»).

Нет полной ясности в отношении того, кто может быть концессионером (статья 4 проекта). Если исходить из содержания абзаца 3 пункта 1 статьи 4 проекта, то иностранное юридическое лицо не является концессионером. Вместе с тем, в пункте 2 этой же статьи допускается возможность заключения концессионного соглашения с иностранным юридическим лицом.

Вызывает сомнение правомерность положения пункта 3 статьи 7 проекта о возмещении концессионеру убытков в случае прекращения в одностороннем порядке действия концессионного соглашения в случаях нарушения концессионером условий концессионного соглашения.
В абзаце втором пункта 3 статьи 13 слова «орган муниципального самоуправления» необходимо заменить словами «орган местного самоуправления» (см. пункт 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно абзацу двенадцатому пункта 3 статьи 14 проекта комиссия публикует информационное сообщение о результатах торгов, но проектом не определен орган опубликования данного сообщения в отличие от опубликования информационного сообщения о проведении открытых торгов в «Российской газете».

Положения статей 14-16 проекта, регламентирующие вопросы организации и проведения торгов, требуют согласования с положениями статей 447-448 ГК РФ. Так, согласно пункту 3 статьи 14 проекта на комиссию возлагается подписание протокола о результатах торгов. Однако согласно пункту 5 статьи 448 ГК РФ протокол о результатах торгов подписывает организатор торгов.

В пункте 3 статьи 15 проекта речь идет об определении победителя торгов. При этом указанное положение проекта не учитывает положений пункта 4 статьи 447 ГК РФ, согласно которым выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия.

Статья 16 проекта о признании торгов на право заключения концессионного соглашения недействительными является излишней, поскольку воспроизводит соответствующие положения статьи 449 ГК РФ.

Устанавливая в пункте 3 статьи 17 проекта случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов, следует иметь в виду, что, например, статья 41 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает заключение договора концессии участка лесного фонда только по результатам проведения конкурса или аукциона. Аналогично решен вопрос и в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (см. абзац 11 подпункта 2 пункта 2 статьи 11), где предусмотрено предоставление концессии российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Статью 24 проекта предлагается исключить, как излишнюю, поскольку нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (часть 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации), Правительства Российской Федерации (часть 3 статьи 115 Конституции Российской Федерации) не должны противоречить федеральным законам, что обуславливает необходимость приведения указанных актов в соответствие с принятыми федеральными законами.

В проекте имеются внутренние противоречия. Так, в соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 6 проекта концедент становится собственником имущества с момента его создания, однако согласно положению абзаца 2 этого же пункта созданное имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность концедента в день прекращения действия концессионного соглашения или в любой день в течение срока действия соглашения.

Положение абзаца 3 пункта 2 статьи 6 проекта, предоставляющее концессионеру право пользования имуществом на безвозмездной основе, вступает в противоречие с положением абзаца 1 пункта 1 статьи 2 проекта, устанавливающим возмездную основу концессионного соглашения.

По проекту имеются иные замечания, свидетельствующие о необходимости его доработки. В целом проект нуждается в существенной редакционной доработке.

Замечания лингвостилистического характера преданы в Комитет в рабочем порядке.

По проекту имеются замечания юридико-технического характера.
1. Глава нумеруется арабскими цифрами.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одной строке с обозначением номера главы, отделяющимся точкой.
Пример:

Глава 2. Государственные гарантии прав концессионеров
2. По статье 1
Некорректная структура части 1. Часть статьи должна состоять из одного абзаца, начинающегося с прописной буквы. Поэтому абзац второй части 1 необходимо либо "подтянуть" к абзацу первому, либо пронумеровать арабской цифрой с точкой и считать новой частью 2, перенумеровав соответственно оставшиеся части.
Часть 3 скорее должна располагаться в конце законопроекта, чем в статье 1, и после слов "урегулированы Федеральным законом" должна быть дополнена словами "от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ".
Часть 4 считаем нужным исключить как излишнюю.
3. По статье 2
В части 1:
абзацы, идущие после двоеточия, необходимо пронумеровать арабской цифрой со скобкой и считать пунктами; дефисы снять.
В части 2:
абзацы, идущие после двоеточия, необходимо пронумеровать арабской цифрой со скобкой и считать пунктами;
последний абзац части 2, начинающийся с прописной буквы, нарушает корректную структуру части, поэтому его необходимо пронумеровать арабской цифрой с точкой и сделать новой частью 3, пересчитав соответственно оставшиеся части.
4. По статье 3
Абзацы, идущие после двоеточия, необходимо пронумеровать арабской цифрой со скобкой и считать пунктами; дефисы снять.
5. По статье 4
В части 1:
абзацы, идущие после двоеточия, необходимо пронумеровать арабской цифрой со скобкой и считать пунктами;
последний абзац, начинающийся с прописной буквы, нарушает корректную структуру части, поэтому его необходимо либо "подтянуть" к предыдущему абзацу, либо пронумеровать арабской цифрой с точкой и сделать новой частью 2, пересчитав соответственно оставшиеся части.
6. По статье 5
Части обязательно нумеруются арабской цифрой с точкой. В данной статье должны быть две части.
7. По статье 6
Некорректная структура части 1. Поэтому абзацы части 1 необходимо либо "подтянуть" к абзацу первому, либо пронумеровать арабской цифрой с точкой и считать новой частью 2 (или частями), перенумеровав соответственно оставшиеся части.
В части 2:
в абзаце первом слова "с пунктом 1 статьи 2" заменить словами "с частью 1 статьи 2";
некорректная структура части 2. Поэтому абзацы части 2 необходимо либо "подтянуть" к абзацу первому, либо пронумеровать арабской цифрой с точкой и считать новой частью 3 (или частями), перенумеровав соответственно оставшиеся части.
Некорректная структура части 3. Поэтому абзац второй части 3 необходимо либо "подтянуть" к абзацу первому, либо пронумеровать арабской цифрой с точкой и считать новой частью, перенумеровав соответственно оставшиеся части.
8. По статье 7
В части 1 абзацы, идущие после двоеточия, необходимо пронумеровать арабской цифрой со скобкой и считать пунктами; дефисы снять.
В части 2 абзацы, идущие после двоеточия, необходимо пронумеровать арабской цифрой со скобкой и считать пунктами; дефисы снять.
Некорректная структура части 3. Поэтому абзац второй части 3 необходимо либо "подтянуть" к абзацу первому, либо пронумеровать арабской цифрой с точкой и считать новой частью, перенумеровав соответственно оставшиеся части.
В части 4 слова "пунктом 3 настоящей" заменить словами "частью 3 настоящей". Если будет проведена корректировка части 3 данной статьи, то эту ссылку необходимо уточнить.
9. По статье 8
Абзацы, идущие после двоеточия, необходимо пронумеровать арабской цифрой со скобкой и считать пунктами.
10. По статье 10
Части обязательно нумеруются арабской цифрой с точкой. В данной статье должны быть две части.
11. По статье 12
Части обязательно нумеруются арабской цифрой с точкой. В данной статье должны быть две части.
12. По статье 13
В части 1 слова "пунктом 2 настоящей" заменить словами "частью 2 настоящей".
Некорректная структура части 3. Поэтому абзац второй части 3 необходимо либо "подтянуть" к абзацу первому, либо пронумеровать арабской цифрой с точкой и считать новой частью, перенумеровав соответственно оставшиеся части.
В части 4 абзацы, идущие после двоеточия, необходимо пронумеровать арабской цифрой со скобкой и считать пунктами.
В части 5 абзац второй необходимо “подтянуть” к абзацу первому, а абзацы третий, четвертый и пятый пронумеровать арабской цифрой со скобкой и считать пунктами. Дефисы снять.
13. По статье 14
В части 1 слова "в пункте 4 статьи 13" заменить словами "в части 4 статьи 13". Возможна коррекция данной ссылки, если замечания (пункт 12) будут приняты.
В части 3 абзацы, идущие после двоеточия, пронумеровать арабскими цифрами со скобкой и считать пунктами. Дефисы снять.
В части 4 абзацы, идущие после двоеточия, пронумеровать арабскими цифрами со скобкой и считать пунктами. Дефисы снять.
В части 5:
абзацы, идущие после двоеточия, пронумеровать арабскими цифрами со скобкой и считать пунктами, дефисы снять;
слова "в пункте 4 статьи 13" заменить словами "в части 4 статьи 13". Возможна коррекция данной ссылки, если замечания (пункт 12) будут приняты.
В части 6;
абзацы, идущие после двоеточия, пронумеровать арабскими цифрами со скобкой и считать пунктами;
слова "пунктом 4 статьи 13" заменить словами "частью 4 статьи 13". Возможна коррекция данной ссылки, если замечания (пункт 12) будут приняты;
абзацы, начинающиеся с прописной буквы, нарушают корректную структуру части. Необходимо пронумеровать их арабскими цифрами с точкой и считать новыми частями, перенумеровав соответственно оставшиеся части.
В части 7:
абзацы, идущие после двоеточия, пронумеровать арабскими цифрами со скобкой и считать пунктами;
последний абзац, начинающийся с прописной буквы, необходимо либо "подтянуть" к предыдущему, либо пронумеровать арабской цифрой с точкой и считать новой частью, перенумеровав соответственно оставшиеся части.
В части 9 нарушена корректная структура части. Абзац второй необходимо либо "подтянуть" к абзацу первому, либо пронумеровать арабской цифрой с точкой и считать новой частью, перенумеровав соответственно оставшиеся части.
В части 11 нарушена корректная структура части. Абзац второй необходимо либо "подтянуть" к абзацу первому, либо пронумеровать арабской цифрой с точкой и считать новой частью.
14. По статье 15
В части 1 абзацы, идущие после двоеточия, пронумеровать арабскими цифрами со скобкой и считать пунктами. Дефисы снять;
последний абзац, начинающийся с прописной буквы, необходимо пронумеровать арабской цифрой с точкой и считать новой частью, перенумеровав соответственно оставшиеся части.
В части 3:
некорректная структура части. Абзац второй необходимо либо "подтянуть" к абзацу первому, либо пронумеровать арабской цифрой с точкой и считать новой частью, перенумеровав соответственно оставшиеся части;
слова "с пунктом 4 настоящей" заменить словами "с частью 4 настоящей".
Некорректная структура части 4. Абзацы, начинающиеся с прописной буквы, необходимо либо "подтянуть" к абзацу первому, либо пронумеровать арабскими цифрами с точкой и считать новыми частями, перенумеровав соответственно оставшуюся часть.
15. По статье 16
Части обязательно нумеруются арабской цифрой с точкой. В данной статье должны быть две части.
16. По статье 17
В части 3:
абзацы, идущие после двоеточия, пронумеровать арабскими цифрами со скобкой и считать пунктами. Дефисы снять;
слова "пунктом 2 статьи 13" заменить словами "частью 2 статьи 13".
17. По статье 19
В части 2 слова "в пункте 1 настоящей" заменить словами "в части 1 настоящей".
В части 3:
абзацы, идущие после двоеточия, пронумеровать арабскими цифрами со скобкой и считать пунктами;
слова "в пункте 1 настоящей" заменить словами "в части 1 настоящей".


Начальник управления Г.П. Ивлиев

по материалам prodekorsten.ru
27 марта 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Проект Федерального Закона "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами"


Также в этой рубрике:
 
Проект Федерального Закона "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов"
Проект Федерального Закона "О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации"
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00