Главная/ ЖКХ/ (страница 99)/

В. Аверченко: "Порядок будет наведен!"

Интервью с руководителем Федерального агентства по строительству и ЖКХ В. Аверченко

Обшарпанные, потрескавшиеся стены, выбитые стекла дверей, «кошачий» запах  грязных подъездов…Такое состояние коммуналки  знакомо каждому из нас, а решение проблем жилищного хозяйствования, с их вечной нехваткой сантехников и электриков, сегодня, мягко говоря, далеко от совершенства.

   Однако это всего лишь малая часть вопросов жилищно-коммунального хозяйства, которые давно назрели и ждут решения.  Возможно  кто-то заметит, что, мол, не дело в канун новогдних праздников поднимать такие злободневные, важные проблемы. Но почему бы нет? В Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ (Росстрой) так не считают.

   Так в каком же , все-таки, состоянии находится сегодня жилищно-коммунальное хозяйство и система его управления в целом? Каковы основные направления реформы этой отрасли? Как здесь следует строить тарифную политику? Ведь не секрет, что оплата коммунальных услуг населением, организация сбора платежей и условия субсидирования волнуют больше, чем мыльные телесериалы.

   На эти и другие вопросы нашего обозревателя А.Александрова  отвечает гость нашего интернет-портала – руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой), заслуженный строитель России Владимир Аверченко.

   Почему назрела необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства? Как Вы, Владимир Александрович, оцениваете состояние объектов и системы управления ЖКХ?

Сначала приведу несколько цифр. ЖКХ – многоотраслевой комплекс, включающий в себя 52 тысячи автономных предприятия, на которых трудятся свыше 4,2 миллионов человек. Средний объем производства превышает 900 миллиардов рублей, или 30 миллиардов долларов, что составляет порядка 5,9 процента от ВВП. Задача преобразования, модернизации и реформирования, на мой взгляд, важнейшая задача государства. Без приведения в порядок  коммунального хозяйства невозможно продвижение вперед, улучшение условий нашей жизни. От этого зависит, собственно, и настроение, и здоровье, и работоспособность человека, восстановление его сил после работы.

   Однако от конечной цели реформы мы сегодня находимся, все-таки, достаточно далеко. Количество услуг, предоставляемых предприятиями ЖКХ  в настоящее время, скажу прямо, не соответствуют требованиям населениям и значительно отстают от роста тарифов. Что тормозит реформы? В первую очередь, макроэкономические диспропорции в экономике, недооценка фактора труда. Несоответствие между темпами роста цен на ресурсы и услуги ЖКХ и уровнем доходов населения.

   Другими причинами пробуксовки преобразований считаю поспешный и далеко не всегда оправданный уход государства из сфер регулирования ЖКХ и перекладывание этих проблем на органы местного самоуправления, несовершенство законодательства, затрагивающее сферы функционирования экономики в жилищно-коммунальном хозяйстве. А необходимость активного участия государства в процессе реформирования определяется, прежде всего, тем, что сегодня ЖКХ уже не просто отрасль экономики, а сфера жизнеобеспечения граждан. Иными словами, фактор, обуславливающий состояние национальной безопасности.

   Что же касается состояния отрасли в целом, то она переживает трудные времена: износ основных фондов составляет 50-70 процентов, в том числе износ жилищного фонда – 45 процентов.

   В таком случае, каковы сроки проведения реформы и реализации запланированных программ? Когда ожидать видимых изменений?

   Дело в том, что стратегия отражена в концепции «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства РФ» и ФЦП «Жилище», укоторые рассчитаны на 2002 – 2010 годы. От местных властей, от их воли, опыта, заинтересованности во многом зависит проведение алгоритма преобразования. Есть у нас регионы прогрессивные, которые, помимо внедрения рекомендаций федерального уровня, ищут свои оптимальные подходы. Есть и пассивные регионы, которые ждут приказа сверху и не проявляют инициативы. Мне трудно описать временные рамки наведения порядка. Потому что я больше склоняюсь к следующей формулировке: не реформирование, а наведение порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве. Я думаю, что в период выполнения программы до 2010 года все необходимые мероприятия будут проведены.

   А в какой мере модернизация ЖКХ финансируется из государственного бюджета?

   Если говорить о программе на уходящий год, то эта сумма составляла всего 903 миллиона рублей. По нашим данным, в бюджете на 2005 год вклад государства будет несколько выше.

   Поговорим о нас, потребителях. Не кажется ли Вам, что многие беды в наших домах происходят еще и оттого, что в руководство РЭУ часто приходят работать люди случайные? Будет ли в рамках реформы ужесточена кадровая политика?

   Действительно, вопрос актуальный. Почему-то долго к нашей сфере относились как ко второстепенной. И финансировалась она по остаточному принципу. Почему-то принято было считать, что все услуги ЖКХ практически бесплатные. На самом деле сегодня это уже давно не так: и содержание жилого фонда стоит немалых денег. Также несерьезно относились и к формированию кадров.

   Однако сейчас у нас в 45 регионах из 89 вводится специальная система сертификации специалистов в ЖКХ. В 14 субъектах России система «Росжилкомсертификация» уже успешно действует. Для этого прошли обучение сотни специалистов, выдано более 300 сертификатов соответствия. Также созданы учебно-методические центры, курсы повышения квалификации. Конечно, это достаточно длинный период, подбор и расстановка кадров требуют преемственности, передачи опыта. Всем памятны заводские трудовые династии. И я надеюсь, что подобные семейные традиции появятся и в жилищно-коммунальном хозяйстве.

   Владимир Александрович, смогут ли, на Ваш взгляд, исправить положение частные инвесторы? Насколько вообще вероятно, что кто-то из них заинтересуется коммуналкой?

   Не так давно я был в Екатеринбурге. Должен сказать, что частный бизнес в этом регионе уже давно пришел в коммунальную сферу, только мы этого просто не замечаем. Я – не сторонник передачи инженерной инфраструктуры в руки частному капиталу в виде собственности. Другое дело – в долгосрочную аренду, концессию с тем, чтобы у потребителей были гарантии того, что неэффективная деятельность частника не повлияет, в конечном счете, на ухудшение качества услуг. Частный бизнес должен, на мой взгляд, завоевывать место на коммунальном рынке не за счет силовых действий или захвата собственности, а за счет снижения издержек, крепкой экономики, менеджмента и предоставления качественных услуг.

   Федеральное агентство по строительству и ЖКХ за последние три месяца заключило с десяток договоров с крупными компаниями частного бизнеса. Мы говорим нашим партнерам, что они обязаны заплатить за право вхождения в коммунальный рынок, в модернизацию, развитие и наведение здесь порядка инвестициями в этот сектор. Приведу пример: элементарная замена типовых наших окон в любом здании на герметические современные окна экономит 20 процентов тепла. Мы расходуем сегодня на 1 квадратный метр в среднем по стране отапливаемой площади 80 литров условного топлива. В Германии тратят на отопление 1 квадратного метра 3 литра, в Швеции – от 14 до 18 литров. Иными словами, мы можем свободно, в случае наведения порядка с источниками тепла, транспортировкой, со зданиями и сооружениями, с автоматикой и комплексом других проблем, уменьшить расход газа в 10 раз, а тарифы – в 2 раза. Вот тот путь для частного бизнеса – минимизация издержек, модернизация систем и получение за счет этого прибыли.

   Недавно в нашу жизнь вошло понятие «товарищество собственников жилья». Скажите, если дом принадлежит ТСЖ, которое имеет договор с ДЭЗом, то кто должен оплачивать ремонт – ТСЖ или ДЭЗ? Выделяет ли город ДЭЗам бюджет на это? И какие существуют эффективные меры воздействия на ДЭЗы?

   ТСЖ – это добровольное объединение граждан – собственников жилья, созданное для того, чтобы управлять своим имуществом, жилым фондом. Именно потому, что муниципальные государственные предприятия не справляются со своими функциями, не могут эффективно управлять деньгами, которые оплачивают за коммунальные услуги жильцы, и возникает необходимость создания ТСЖ. Иными словами, эта одна из форм защиты собственных интересов, управления своей собственностью. ТСЖ вправе самостоятельно определять, с кем из эксплуатирующих организаций лучше заключить договор или самостоятельно эксплуатировать свой жилой фонд, то есть нанять управляющую компанию или ДЭЗ. Причем деньги, которые платят жильцы в ТСЖ, прозрачны. Жильцы сами определяют приоритеты направления этих средств: то ли сначала отремонтировать подъезд, то ли – кровлю, или, к примеру, лучше заняться инженерными коммуникациями. Как показывает практика, в течение 5 – 6 лет за счет собственных платежей ТСЖ в состоянии полностью навести порядок в своем собственном доме, минимизировать издержки и эффективно управлять собственностью.

   Считаете ли Вы эффективной систему управления жилым фондом посредством служб заказчика? Если да, то  - почему? Планируется ли изменение существующей системы управления жилым фондом?

   Разделение функций заказчика и подрядчика при эксплуатации и ремонте государственных и муниципальных жилищных фондов было проведено в 1996 году. На мой взгляд, создание муниципальных служб заказчика было оправдано на начальном этапе реформирования ЖКХ. Однако анализ их деятельности показал, что зачастую эти службы совмещали функции заказа и подряда, что, безусловно, противоречило самой идеи их создания.

   Наряду с муниципальными службами заказчика должны функционировать управляющие компании различной организационно-правовой формы, которым по договору с собственником будет передаваться жилой фонд. Новый Жилищный кодекс, на мой взгляд, позволит создать условия для развития конкуренции в сфере управления и эксплуатации жилым фондом, заинтересует управляющих компаний в результатах труда.

   Кто осуществляет регулирование тарифов на коммунальные услуги (тепло и электричество) – федеральные или муниципальные органы? Как устанавливают тарифы, согласно которым жильцы платят за услуги?

   Регулирование тарифов на тепловую и электрическую энергию осуществляют исполнительные органы государственной власти в субъектах РФ в соответствии с действующим законодательством. А согласно постановлению правительства от 26.08.2004 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год», стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на квадратный метр жилья составит 31,9 рубля. Причем, такая оплата производится по единым тарифам вне зависимости от формы собственности жилого фонда. То есть, те цены, которые приняты местными властями, являются обязательными.

   А будут ли сохранены дотации при оплате услуг?

   Предполагается установить уровень платежей за жилье и предоставление услуг по всем видам в размере 100 процентов, в то же время человек не должен платить более 22 процентов от совокупности дохода своей семьи. Те граждане, у которых стоимость коммунальных услуг превышает 22 процента, должны получать (и получают) адресные жилищные субсидии вне зависимости от того, каков объем этих платежей.

   В предверии Нового года что Вы можете посоветовать малым частным предприятиям, которые захотят в 2005 году предоставить услуги коммунальной сфере? С какими трудностями они могут встретиться на этом пути?

   Первая проблема – это конкуренция. Муниципальные предприятия не хотят отдавать этот сектор рынка. Везде и всюду пытаются создать мнение, что это убыточный бизнес. На самом деле – это бизнес перспективный. И уже в ближайшие годы он станет высокодоходным. Причем, настолько, что это позволит обществу отладить механизмы экономического регулирования с точки зрения обоснованности тех или иных тарифов на услуги.

   Малые компании, несомненно, столкнутся (и сталкиваются уже) с чиновничьим недоверием, если сказать корректно. На самом деле – с чиновничьим противодействием нововведениям. Малые предприятия приходят для того, чтобы зарабатывать. А зарабатывать в этой сфере, когда устанавливаются тарифы, можно только за счет минимизации расходов: управленческих, материальных, снижения материалоемкости, экономии тепла и других, типичных для любой сферы деятельности. Сюда же можно отнести и коммунальные услуги. И здесь тоже будет трудность, потому что люди вправе требовать от услуг еще и качество.

   Я понимаю, что для малого бизнеса это очень тяжелая и тернистая дорога. Но зато это – «вечный» бизнес. Судите сами. Запасы нефти, предположим, когда-нибудь закончатся, а коммуналка востребована всегда, постоянна. Кризиса перепроизводства не будет. Пока налицо – только недопроизводство. Представьте себе: чтобы достичь уровня комфортности жилья, скажем, Германии и Канады, нам надо увеличить только объем жилого фонда в 2 раза, а США – в 3 раза. Иными словами, нам надо построить три Москвы, три Питера, три Мурманска, три Омска…И, соответственно, для этого объема жилья необходимо создавать инженерную инфраструктуру и оказывать услуги. Поэтому потребность в ближайшем обозримом будущем в коммунальных услугах не имеет границ.

   На одной из последних пресс-конференций Вы говорили, что подготовка к зимнему отопительному сезону прошла успешно. С чем это можно сравнить?

   Действительно, в уходящем году уровень подготовки к зиме был выше, чем в прошлом. ЖКХ полностью готово к работе в зимнем отопительном сезоне, однако стопроцентная готовность не означает, что не возникнет местных локальных происшествий – они, к сожалению, пока еще есть…

   Но я уверен, что в ближайшее время мы все вместе наведем порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве. Всех пользователей портала prodekorsten.ru искренне поздравляю с Новым годом и желаю успехов!

 

 

 

                                                                                Беседу вел Алексей Александров

по материалам prodekorsten.ru
29 декабря 2004



Хотите узнать больше? Найти все про В. Аверченко: "Порядок будет наведен!"


Также в этой рубрике:
 
Жилья стало меньше
В 2004 году объем жилищного строительства в Карелии сокращен на 7,2 процента
Владивосток. ЖСК будут работать по ульяновской схеме
Первый жилищно-строительный кооператив, который в скором времени появится во Владивостоке, будет работать по ульяновской схеме
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:18,
страница В. Аверченко: "Порядок будет наведен!" - ЖКХ[Жилищно-Коммунальное Хозяйство] строительного портала prodekorsten.ru