Главная/ ЖКХ/ (страница 103)/

А.Аверченко:"Готово ли ЖКХ к зиме?"

Выдержки из доклада
руководителя Федерального агентства по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству В.А.Аверченко
на выездном расширенном совещании в городе Омске
2-3 ноября 2004 года

 

Во время совещания мы должны подвести окончательные итоги подготовки жилищно-коммунального комплекса России к работе в зимних условиях, разобраться в проблемах формирования рынка доступного жилья и наметить пути их решения.

Отопительный сезон начался практически на всей территории Российской Федерации. Поэтому сегодня мы должны ответить себе и населению готово ли жилищно-коммунальное хозяйство страны обеспечить бесперебойную поставку качественных коммунальных услуг в период отопительного сезона.

            Общие кризисные явления в экономике, систематическое выделение средств и ресурсов на восстановление основных фондов жилищно-коммунального хозяйства по остаточному признаку продолжают негативно влиять на стабильность функционирования систем жизнеобеспечения.

Нарастание износа основных фондов привело к чрезмерно высокой вероятности техногенных и экологических катастроф в городах и населенных пунктах, где живут миллионы людей, работают сотни предприятий. Это подтверждается недавними авариями в ряде регионов. При этом география территорий, которые находятся на грани риска возникновения непредвиденных ситуаций, чреватых серьезными последствиями, неуклонно расширяется.

Между тем до настоящего времени не проведена полная техническая инвентаризация основных фондов жилищно-коммунального хозяйства. Муниципальные органы не знают фактического уровня износа объектов коммунальной теплоэнергетики и других сооружений жилищно-коммунального комплекса. Сведения об их износе, представляемые в Росстрой, носят скорее ориентировочный характер. Абсолютно неизвестно, каким образом в муниципальных органах ухитряются планировать замену ветхих сетей, не зная уровня их износа. Зачастую это означает, что, утверждая задания по подготовке объектов к работе в зимних условиях, объемы работ устанавливаются не от фактического износа и потребности в ремонте, а от наличия средств в местном бюджете на эти цели.

В этой связи завершение инвентаризации основных фондов ЖКХ и получение достоверной информации об их техническом состоянии является в настоящее время первоочередной задачей.

Ориентировочный характер данных о состоянии объектов ЖКХ, предоставляемых в Росстрой, имеет и другое пугающее свойство: цифры сильно разнятся в зависимости от того, на какие цели их запрашивают. Если для выделения средств из федерального бюджета, то уровень износа указывается запредельный – 60-70 процентов. Для участия во Всероссийском конкурсе на звание «Самый благоустроенный город России»  они минимальны - от 2 до 10 процентов.

Другими словами, либо руководители на местах заведомо искажают реальное состояние жилищно-коммунального хозяйства, либо совершенно не владеют объективными данными. К примеру, на просьбу членов оперативного штаба Росстроя, инспектировавших Ульяновскую область, объявить основные показатели, заместитель мэра города Ульяновска господин Гигирев отвечал полным невежеством. С таким безобразием пора заканчивать!

Росстрой готовит предложения в государственный орган статистики по наведению порядка в сборе данных по регионам и намеревается принимать меры, вплоть до уголовной ответственности, за искажение отчетности и нежелание предоставить объективную информацию по региону или муниципальному образованию.

Тем не менее, опираясь на данные мониторинга, проводимого Федеральным агентством по строительству и ЖКХ, можно сказать, что в среднем по Российской Федерации физический износ котельных, водопроводов, водопроводных насосных станций, канализации, канализационных насосных станций, тепловых и электрических сетей, очистных сооружений водопровода и канализации составляет около 60 процентов! Около 30 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства полностью отслужили нормативные сроки. Степень износа объектов коммунальной инфраструктуры в настоящее время по отдельным муниципальным образованьям достигает 70-80 процентов!

Потери тепла при производстве тепловой энергии в отопительных коммунальных котельных достигает величины более 30 процентов. В первую очередь это связано со старением основных фондов, несовершенством котловых агрегатов и их неграмотной эксплуатацией. Сегодня в трубопроводах и тепловых сетях теряется почти половина тепла.

По предварительным расчетам только на полное восстановление коммунальных котельных требуется около 120 миллиардов рублей, на замену ветхих сетей теплоснабжения - 180 миллиардов рублей.

Надо сказать, что планы по модернизации, техническому перевооружению основных фондов и замене ветхих сетей, главным образом, сориентированы на финансирование за счет средств муниципальных бюджетов. Однако, в связи с отсутствием или незначительным выделением средств на указанные цели, основные фонды фактически не модернизируются. Темпы нарастания износа по-прежнему составляют около 3 процентов в год.

Дальнейшее увеличение износа инженерных сетей и сооружений приведет к возрастанию аварий, как в этом, так и в последующие годы. При этом ущерб от них в значительной степени превысит затраты на плановую модернизацию.

Вследствие ограниченности бюджетных возможностей, большинство субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не в состоянии повернуть вспять или хотя бы остановить процесс ветшания инженерной инфраструктуры.

Снижение инвестиций в жилищно-коммунальную сферу, постоянный дефицит выделяемых средств из бюджетов всех уровней на содержание и ремонт жилищного фонда, закономерно ведет к его старению и ветшанию, и также уменьшает надежность систем инженерного обеспечения зданий. 11 процентов всего жилищного фонда нуждается в неотложном капитальном ремонте, а 9 процентов – в реконструкции. Между тем, при установившихся темпах реконструкции и ремонта жилищного фонда общий износ его в ближайшие годы составит более 60 процентов. Это сделает его полностью неремонтопригодным. Уже сейчас подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный фонд с износом более 70 процентов насчитывает более 90 миллионов квадратных метров – примерно 3 процента от общей площади жилищного фонда России.

Причина такого положения – отсутствие единой технической политики в области капитального ремонта жилищного фонда на уровне субъектов Российской Федерации: нет региональных программ, источники финансирования «размыты» в общей дотации муниципальным образованьям. К этому можно прибавить отсутствие контроля над объемом выполненных и планируемых работ, а также нецелевое использование средств, выделяемых на капитальный ремонт.

На наш взгляд, очевидно, что в ближайшее время в большинстве субъектов Российской Федерации жилищно-коммунальный комплекс не сможет развиваться без помощи федерального центра, несмотря на то, что основной объем полномочий по управлению этим сектором экономики передан на муниципальный уровень.

Надо отметить, что в настоящее время растет интерес к рынку жилищно-коммунальных услуг со стороны частного бизнеса. Увеличивается инвестирование частного капитала в восстановление систем тепло- водоснабжения и водоотведения, в строительство жилья, в эксплуатацию жилищного фонда и в малую энергетику. Доля частных предприятий в сфере жилищно-коммунального обслуживания в среднем по России составляет 17,3% от общего числа предприятий, оказывающих услуги в этой сфере.

Однако объемы капитальных вложений на восстановление основных фондов, направляемых компаниями-собственниками объектов жилищно-коммунального значения и компаниями-операторами по управлению объектами жилищно-коммунального хозяйства, находящимися в муниципальной и государственной собственности, все еще незначительны, бессистемны и не способны в ближайшее десятилетие решить проблему.

В этой связи федеральные органы власти не имеют права полностью отстраняться от проблем жилищно-коммунального хозяйства на местах. Мы не должны допустить уменьшения надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

Далеко не благополучное состояние жилищно-коммунального комплекса России осложняет тяжелое финансовое положение отрасли. По-прежнему высокой остается задолженность за потребленные жилищно-коммунальные услуги. По данным Федеральной службы государственной статистики дебиторская задолженность за отчетный период составляет около 274 миллиардов рублей, а кредиторская – почти 315 миллиардов! К этому добавляется недофинансирование из федерального бюджета за переданные в муниципальную собственность жилищный фонд и объекты инфраструктуры ЖКХ, недофинансирование возмещения затрат предприятий ЖКХ на предоставление субсидий и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, а также задолженность по заработной плате перед работниками ЖКХ.

Кризис усугубляет несоблюдение федерального стандарта органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В ряде регионов за жилищно-коммунальные услуги граждане оплачивают только 40-60 процентов от экономически обоснованных тарифов. Законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, занимаясь популизмом, особенно в период предвыборных кампаний, принимают региональные стандарты, которые по существу ведут к преднамеренному банкротству предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

К примеру сказать, задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства поставщикам энергоресурсов в Камчатской и Сахалинской областях, в Корякском автономном округе почти в три раза превышает задолженность потребителей за полученные ими услуги.

В результате на сегодняшний день практика отключения должников от энергоресурсов продолжается. В Ульяновской области ситуация с расчетами за ранее потребленные топливно-энергетические ресурсы привела к срыву начала отопительного сезона. И сейчас в области не полностью отапливаются жилой фонд и объекты социальной сферы. И это происходит несмотря на то, что области была оказана серьезная финансовая помощь!

Обладая даже минимальными сведениями из истории последних десятилетий, можно с уверенностью предположить, что постоянные жалобы руководителей местных органов власти на дефицит денежных средств не что иное, как скромные ситцевые занавески, за которыми прячут бездеятельность, некомпетентность и всякое отсутствие личной инициативы.

            К примеру заметить, в Белгородской, Оренбургской областях, в республиках Татарстан и Башкоторстан, в Ханты-Мансийском автономном округе процесс преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве и подготовка к отопительному периоду подобных проблем не вызывает.

Правительство Российской Федерации, Минпромэнерго России и Росстрой буквально завалены просьбами оказать финансовую помощь из федерального бюджета на подготовку ЖКХ к зимнему периоду. При этом во многих регионах не догадались разработать хоть какую-нибудь целевую программу, направленную на реструктуризацию и сокращение кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Принятые рядом администраций муниципальных образований постановления решают только текущие проблемы и не создают механизмов вывода отрасли из кризиса.

            Тем не менее, Правительство Российской Федерации по возможности удовлетворяет просьбы регионов. Из федерального бюджета распоряжением за № 1260-р от 2 октября были предоставлены субвенции на проведение мероприятий по подготовке объектов ЖКХ к зиме в размере трех с половиной миллиардов рублей. Однако должен подчеркнуть: не надо сидеть, сложа руки и ждать денег из федерального центра. Вы дождетесь не денег, а прокурорской проверки! От проржавевшего принципа «кто заморозил систему – тому деньги» мы отказываемся. Кто заморозит – тот ответит перед законом.

            Для преодоления кризисных явлений в жилищно-коммунальном комплексе Федеральное агентство по строительству и ЖКХ намерено оказывать всяческое содействие субъектам Российской Федерации

в погашении задолженностей главных распорядителей средств федерального бюджета за потребленные коммунальные услуги;

 в разработке и реализации мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий и организаций ЖКХ;

 в вопросах проведения тарифной политики, ликвидации системы перекрестного субсидирования, а также координации работ по экспертизе фактических затрат, цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Агентство будет активно способствовать внедрению стандартов качества жилищно-коммунальных услуг, а также созданию механизмов привлечения инвестиций и организации взаимодействия с потенциальными инвесторами.

Особое внимание Агентство будет уделять соблюдению федерального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг, который в будущем году будет установлен в размере 100 процентов.

Со своей стороны органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления надлежит обеспечить завершение работы по паспортизации объектов коммунальной энергетики и жилищного фонда;

ликвидировать задолженности по выплатам заработной платы работникам предприятий ЖКХ;

создать в соответствии с плановыми заданиями на 2004 год и поддерживать на необходимом уровне резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций в осенне-зимнем периоде 2004/05 года;

принять меры по погашению задолженности предприятиям ЖКХ по возмещению затрат за предоставленные льготы и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также совершенствованию договорных отношений в целях исключения практики прекращения подачи тепловой и электрической энергии населению за долги бюджета перед ресурсоснабжающими предприятиями;

проанализировать результаты эксперимента по внедрению системы персонифицированных социальных счетов граждан и осуществлять мероприятия по переходу к перечислению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета граждан;

разработать муниципальные программы по привлечению внебюджетных источников финансирования на решение проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, модернизацию и реконструкцию жилищного фонда и лифтового хозяйства;

разработать механизмы и определить пути увеличения объемов капитального ремонта жилищного фонда;

повысить эффективность взаимодействия эксплуатационных, строительно-монтажных, транспортных и других организаций при ликвидации аварийных ситуаций;

создать коммунальные диспетчерские службы, и своевременно информировать Росстрой о всех нарушениях в работе систем жизнеобеспечения населения;

обеспечить взаимодействие с поставщиками энергоресурсов для недопущения отключения электроэнергии от жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры;

существенно повысить качество статистической отчетности;

осуществить комплекс мер по ускорению развития системы добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере.

 Кроме того, мы рекомендуем органам исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства, городского электрического транспорта, газификации и эксплуатации газового хозяйства присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению, заключенному между Общероссийским профсоюзом рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий и Общероссийским отраслевым объединение работодателей "Союзом коммунальных предприятий".

            Особо хочу подчеркнуть, что Федеральное агентство по строительству и ЖКХ совместно с другими федеральными органами будет всемерно способствовать созданию необходимых условий для привлечения на рынок жилищно-коммунальных услуг частного капитала. Само государство не справится с задачей модернизации жилищно-коммунального комплекса нашей огромной страны. Частные инвестиции помогут в достаточно короткое время решить основные проблемы отрасли и коренным образом изменить условия жизни наших сограждан.    

            Работа, направленная на перевод предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства на функционирование в рыночных условиях уже ведется.

Формируется нормативно- правовая база, необходимая для проведения реформ в этом секторе экономики.

 В жилищно-коммунальном комплексе практически завершен переход на договорные отношения с ресурсоснабжающими и обслуживающими ремонтно-эксплуатационными организациями.

            Проведена инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

            Сформированы механизмы социальной защиты населения при оплате жилья и коммунальных услуг.

Успешно опробована новая экономическая модель реформы жилищно-коммунального комплекса, суть которой составляет внедрение системы персонифицированных социальных счетов граждан.

Однако отсутствие ряда нормативных актов в сфере реструктуризации задолженности, инвестирования, концессий и тарифного регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве тормозит переход предприятий и организаций отрасли на работу в рыночных условиях в полном объеме.

Правительство Российской Федерации поручило Минпромэнерго России совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и Минздравсоцразвития России в двухмесячный срок представить график разработки нормативных и правовых актов, необходимых для завершения перевода предприятий и организаций ЖКХ на работу в рыночных условиях. Это означает, что тема реформирования жилищно-коммунального хозяйства является естественным продолжением политики Правительства по жилищному пакету. Эта тема тем более актуальна, поскольку вопросы программ строительства доступного жилья и дальнейшего реформирования ЖКХ планируется обсудить в начале будущего года на заседании Президиума Госсовета.

            Подводя предварительные итоги, необходимо отметить, что после преобразования Госстроя России в Росстрой совместная работа регионов и федерального центра по подготовке коммунального комплекса к зиме не прерывалась ни на один день. В Агентстве был создан постоянно действующий оперативный штаб по контролю подготовки предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к работе в зимних условиях. Члены штаба посетили около 30 наиболее проблемных субъектов Российской Федерации.

Руководители Росстроя приняли участие в совещаниях, проводимых полномочными представителями Президента Российской Федерации в Приволжском, Уральском, Сибирском и Центральном федеральных округах. Кроме того, рабочие группы Росстроя осуществили комплексную проверку жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области и Ставропольского края.

Результаты этой работы были подробным образом разобраны на четырех всероссийских селекторных совещаниях, где был дан анализ недоработок и проблем, выявленных в ходе поездок, намечены пути их устранения.

В этом году, благодаря температурным условиям, отопительный период почти на всей территории Российской Федерации был начат позже, чем в прошлом году. Это позволило провести дополнительные работы по подготовке теплоэнергетического оборудования и начать устранение выявленных  неисправностей при относительно теплой погоде, не дожидаясь наступления морозов.

Сегодня можно сказать, что в основном в Российской Федерации предзимние работы, несмотря на существующие проблемы, завершены. Готовность жилищно-коммунального комплекса к отопительному периоду 2004-2005 годов в среднем по России составляет 95 процентов. Этот уровень, по сравнению с тем же периодом в прошлом году, выше. Однако праздничной картины не получается. Что будет с остальными пятью процентами? Это десятки домов, школ, больниц… сотни наших сограждан, оставшихся без тепла перед наступлением зимних холодов. Что будет с ними? Сегодня мы должны ответить на эти вопросы.

 

 




Хотите узнать больше? Найти все про А.Аверченко:"Готово ли ЖКХ к зиме?"


Также в этой рубрике:
 
В Омске начнется Всероссийское совещание по ЖКХ
В Петрозаводске починят около 300 кровель
С начала года в Петрозаводске (Карелия) отремонтированы 76 кровель
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:17,
страница А.Аверченко:"Готово ли ЖКХ к зиме?" - ЖКХ[Жилищно-Коммунальное Хозяйство] строительного портала prodekorsten.ru