Главная/ ЖКХ/ (страница 98)/

К проблеме реформирования жилищно-коммунального комплекса

Заметки с расширенного заседания Совета руководителей ЦФО по вопросам социального партнерства или как все же провести реформу ЖКХ?

            Заметки с расширенного заседания  Совета руководителей ЦФО по вопросам социального партнерства или как все же провести реформу ЖКХ?

 

 

            На прошлой неделе состоялось расширенное заседание руководителей Центрального Федерального Округа по вопросам социального партнерства в подмосковном городе Лобня, где вырабатывалась совместная позиция губернаторов, государственных чиновников, профсоюзов и представителей бизнеса к проходящей в стране реформе коммунального хозяйства.

            В целом, мнения подавляющего большинства ораторов были единодушны. Реформа ЖКХ происходит нелегко, налицо рост социальной напряженности в стране. Тем не менее, в необходимости реформирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством и приведения всех тарифов к справедливому уровню никто  не сомневается.

            Причины  роста социальной напряженности тоже понятны: в среднем по стране только за первые два месяца наступившего года тарифы уже выросли в среднем на 25%, причем это далеко не предел их потенциальному росту.

 

            Кто виноват?

            Как известно, Правительством Российской Федерации установлен дифференцируемый по регионам максимально допустимый уровень повышения коммунальных услуг в зависимости от климата, сложностей обеспечения топливом и т.п. Однако уже сейчас этот уровень во многих регионах превышен. Заметим, что в таком случае, местная администрация обязана либо сама субсидировать это превышение над предельным уровнем тарифов, либо искать пути снижения их себестоимости.

            Существуют две причины необоснованного завышения тарифов:

- бесхозяйственность и откровенное лукавство (как выразился министр регионального развития Яковлев) местных руководителей ЖКХ.

- рост отпускных цен топливных монополий.

            Действительно, приводились примеры, когда в себестоимость тарифов необоснованно включаются расходы на устранение протечек труб и так далее. Почему конечный потребитель должен расплачиваться из собственного кармана за нерасторопность коммунальных служб?

            Бывает и по-другому: так в Корякском автономном округе при наличии собственных запасов бурого угля его доставляют с Большой земли за сумасшедшие деньги. Кому это надо?

            Естественно, что ответ насколько обоснованы существующие методы ведения хозяйства, должен дать технический и финансовый аудит региональных служб ЖКХ. Этим, в частности, займется недавно созданное Министерство регионального развития. Остается надеяться, что благая инициатива не уйдет куда-нибудь под сукно, и местных руководителей призовут к порядку!

            Проблема же с ценами топливных монополий куда более сложная и разноплановая. Кое-что здесь может находиться в ведомости Федеральной антимонопольной службы, ну а кое-где опять вопрос к нашим родным олигархам: почему, например, существует ценовая дискриминация при поставке горюче-смазочных материалов на внешний и на внутренний рынок?

 

            …И что делать?

            С другой стороны, социальная напряженность в обществе имеет под собой совсем иную и очень простую для понимания причину: у наших граждан просто НЕЧЕМ компенсировать затраты на печально известную "зурабизацию" и повышение коммунальных услуг. А впереди еще реформа здравоохранения, образования… далее со всеми остановками.

            Даже если предположить, что монетизация льгот пенсионерам и услуг ЖКХ будет справедливой (свежо предание, но верится с трудом!), то это не решает основной задачи, стоящей перед обществом – доходы индивидуальных домохозяйств просто  падают.

            Действительно, при официально объявленном по итогам прошлого года Министерством экономического развития росте инфляции на 11,7% рост реальной заработной платы составил всего лишь… 10,8%. 

            В этот "рост", кстати, вошли и заметные увеличения должностных окладов многих наших чиновников! А естественную убыль населения России, в том числе и трудоспособного, кто-нибудь учитывал?

            Давайте называть вещи своими именами: никакого роста доходов населения нет! Так что же тогда удивляться, что народу не очень-то пришлись по душе монетизация льгот или реформа ЖКХ? Вспомним, что у 40% населения вообще нет никаких сбережений. (Источник информации: Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН).

            Даже в "процветающей" Москве, где очень часто принято расплачиваться с  работниками всевозможными черно-серо-малиновыми схемами, в последнее время наметилось снижение среднего уровня заработной платы,  и участились случаи банального "кидалова" работодателями своих работников. Бизнес как-то стал более прижимистым (догадайтесь с трех раз почему?).

            Что же тогда говорить о регионах, где работы как не было, так и нет? Причем именно регионы в первую очередь почувствовали на себе прелести проводящейся реформы ЖКХ, в отличие от более или менее благополучной Москвы, в которой по заявлению мэра Лужкова пока не планируется переходить на 100-процентную оплату услуг жилищно-коммунального комплекса.

            Отсюда и вывод: параллельно с наведением порядка в области управления жилищно-коммунальным комплексом надо искать возможности увеличения доходов индивидуальных хозяйств!

 

            Разберемся с определениями

            На бумаге все вроде бы складывается неплохо. Приведем отрывок из отчета Минэкономразвития России "ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В 2004 ГОДУ":

            В 2004 году удалось заметно сократить уровень бедности граждан. Если в 2003 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 29.3 млн. человек (20.3% от общей численности населения), то в 2004 году, по предварительной оценке, она сократилась до 25.5 млн. человек (17.8%).

            Только как-то принято забывать о том, что ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА - это та самая пресловутая потребительская корзина, которая была придумана еще во времена правления Егора Гайдара. Она должна была действовать ВРЕМЕННО (только на период перехода страны к рыночной экономике), и включала в себя САМЫЙ МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР ПРОДУКТОВ с упором на бобовые культуры, картошку и т.п. Сюда практически не включались расходы на одежду, другие жизненно необходимые вещи: Лишь бы продержаться!

            Вот теперь и получается, что к рыночной экономике давным-давно перешли (или я ошибаюсь?), а ту самую корзину отменить забыли, только индексируем ее год от года!

            А теперь посмотрим с этой точки зрения на рапорт Минэкономразвития: получается, что 25 миллионов наших граждан не могут позволить себе купить… подножный корм! Вот так заметно сократили бедность!

            В своем выступлении на упомянутом заседании Юрий Лужков пошел еще дальше: он прямо предложил переименовать ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ в МИНИМУМ СУЩЕСТВОВАНИЯ! Разве кто может с этим не согласиться?!

            Но и это еще не все. Макроэкономические показатели развития экономики у нас вроде бы тоже в норме. Как на дрожжах растет Стабилизационный фонд, куда поступают сверхдоходы от реализации на внешнем рынке нашей нефти и газа по бешеным ценам.

            Именно этот самый Стабилизационный фонд сейчас и является основным вопросом, который больше всего волнует многих наших чиновников и губернаторов: а что с этими деньгами можно было бы сделать, если такая возможность будет?

            Основная линия Министерства финансов ясна и понятна: деньги должны пойти на погашение внешней задолженности страны (обслуживать государственный долг, дескать, стало очень накладно!). Может господину Кудрину и виднее, но мы как-то все же жили это время с таким внешним долгом (который, кстати, образовался главным образом во времена Горбачева). А самым большим внешним долгом в мире обладают США – и что-то не стонут по этому поводу.

            Очень многие государственные мужи, начиная с Германа Грефа, предлагают те или иные способы пустить хотя бы часть этого фонда на нужды нашей внутренней экономики.

            - Нельзя, - отвечают, - возрастет инфляция, да и не предназначен этот самый фонд для "нецелевого" использования!

- Ну, нельзя, так нельзя, извините!

            Подождут наша наука, высокие технологии, жилищное строительство, ипотека и т.д. И граждане наши тоже подождут, им же не привыкать…

 

            Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

            Не понятно, куда мы сейчас все движемся в борьбе за высокие макроэкономические показатели (читай: за нефть и газ!). Видимо это только самому высокому нашему руководству известно, там же видно все!

            Но кое-что, оказывается, можно сделать, чтобы реально, а не в министерском отчете, повысить уровень жизни населения, и об этом говорилось на заседании в Лобне.

            Существует механизм социального партнерства – трехсторонние соглашения между региональной администрацией, представителями бизнеса и профсоюзами.

            Что это дает? Например, установление минимального размера оплаты труда (МРОТ) выше федерального в регионах. (Этот самый МРОТ сейчас сохраняется на уровне 720 рублей и сознательно сдерживается федеральным правительством на низком уровне, пугающего нас возможностью инфляции).

            Вот некоторые цифры, о которых в своем докладе рассказал Губернатор Подмосковья Борис Громов.

            По договору социального партнерства, заключенному в области, размер МРОТ был установлен на уровне 3000 рублей. К договору присоединилось порядка 60 000 организаций, в которых работают в общей сложности 1,5 миллиона человек. Результаты: на декабрь 2004 года средний уровень заработной платы по области (во всех секторах) составил 9 000 рублей. При этом было замечено, что рост на 1% среднего уровня заработной платы способствует привлечению в консолидированный бюджет области за год дополнительных 200 миллионов рублей (а на эти деньги можно несколько жилых домов построить – примечание мое, А.Ю.). В планах Губернатора довести размер средней заработной платы по области в этом году до 15 000 рублей.

 

            * * *

 

Была отмечена также ответственность государственных руководителей за состояние научно-технической отрасли. Очень метко охарактеризовал этот факт Мэр Москвы Лужков, затронув крайне интересную сторону вопроса: взаимодействие бизнеса и науки:

            - Современный бизнес использует экстенсивные факторы, которые ему предоставляет в распоряжение наша наука, созданная в советские годы. Пока бизнес не сможет использовать науку по полной схеме, мы (государственные руководители) не вправе ее бросить!

 

Действительно, нынешний российский бизнес практически не использует новых научно-технических разработок, так как существующие производственные мощности не обновляются с советских времен. Все необходимое приходит из-за рубежа или используются старые источники научно-технической информации. Как следствие, нет заметного интереса представителей бизнеса не только к фундаментальной, но даже и к прикладной науке. Поддержка государства научным учреждениям все последние годы тоже оставляла желать лучшего…

            Бизнес же заинтересуется последними научными разработками только тогда, когда почувствует сильную конкуренцию со стороны более технологически продвинутых партнеров. Так может быть вступление в ВТО нам поможет возродить российскую науку? Оставим этот вопрос пока без ответа.

 

            * * *

            В заключении хочется остановиться на одном вопросе, который, к большому сожалению автора, так и не был озвучен на прошедшем заседании Совета руководителей ЦФО.

            Поднять (причем существенно) уровень доходов населения поможет развитие независимого класса предпринимателей. Действительно, пока еще не приходится говорить о том, что такой класс в России существует.

            Нынешнее сообщество бизнесменов и предпринимателей, пришедшее на волне массовой приватизации за счет комсомольско-партийных связей, пока (увы!) не проявило себя социально-ответственным и производительным классом в общественном понимании. В общественном понимании они выглядят скорее негативно, чем позитивно (и это понятно!).

            К тому же, в последнее время наметилась очень тревожная тенденция к укрупнению бизнеса и сращиванию его с государственными структурами. Если раньше девушки старались выйти замуж за бизнесмена, то сейчас им больше по душе чиновники. (Шутка!)

            Тем не менее, залогом социальной стабильности любого цивилизованного общества как раз и является класс независимых предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса, из которого часто и рекрутируются государственные служащие высоких рангов.

            Увяжем это с коммунальной темой.  По замыслу разработчиков реформа ЖКХ была во многом нацелена на то, чтобы в эту важнейшую для страны отрасль пришел малый и средний бизнес, сумевший бы навести там порядок на условиях свободной конкуренции (без увеличения тарифов).

            Что ж, поживем – увидим!

 

Андрей ЮШКОВ

 

 

 

по материалам prodekorsten.ru
16 февраля 2005



Хотите узнать больше? Найти все про К проблеме реформирования жилищно-коммунального комплекса


Также в этой рубрике:
 
Проблемы московских дворов и их решения
Интервью с руководителем Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы Павловым Н.В.
100%-ная оплата услуг ЖКХ вводится уже в этом году
Как заявил на пресс-конференции руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Владимир Аверченко, к концу года москвичи начнут оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства на 100 процентов.
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00