Главная/ Ипотека и финансы/ (страница 67)/

Деньги на «Жилище»

По данным Госстроя России, общая потребность в финансировании отечественного ЖКХ оценивается в 390 млрд. рублей ежегодно

По данным Госстроя России, общая потребность в финансировании отечественного ЖКХ оценивается в 390 млрд. рублей ежегодно. Между тем, финансовые возможности российской казны позволяют выделить на эти цели лишь половину требуемой суммы - около 200 млрд. руб.

В Госстрое с сожалением констатируют, что жилищно-коммунальная отрасль по-прежнему остается непривлекательной для инвесторов. Вместе с тем, амбициозные планы РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром» в отношении ЖКХ, о которых стало известно в минувшем году, со временем могут привести к появлению в этой сфере нового крупного монополиста. Что, по мнению ряда специалистов, чревато серьезными социальными последствиями, например, обвальным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги...

Базовый на сегодня документ для кардинального преобразования сферы ЖКХ - федеральная программа «Жилище» на 2002-2010 годах - появился в 2001 году. Программа «Жилище» включает в свой состав программу «Государственные жилищные сертификаты» и еще 9 подпрограмм. Остановимся подробнее на промежуточных финансовых итогах реализации наиболее важных проектов программы «Жилище».

Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» является ключевой для санации существующего жилищного фонда России, оказавшегося в последние десятилетия практически бесхозным. Основная цель данной подпрограммы на первом этапе состояла в создании нормативно-правовых и экономических условий, обеспечивающих переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального комплекса, демонополизацию управления в данной сфере, а также прозрачность тарифов и реструктуризацию долгов.

В целом на эту подпрограмму в 2002 году было направлено 66,5 млн. руб., в 2003 году - 546 млн. руб. Тем не менее, выделяемых на эти цели средств явно не достаточно. О разрыве между фактическим финансированием и реальной потребностью свидетельствует цифра заявленных регионами объемов капитальных вложений на 2004 год в размере 11,5 млрд. руб. Однако в федеральном бюджете 2004 года на эти цели по-прежнему предусмотрена далекая от потребностей сумма - всего 510 млн. руб. (в проекте Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) на 2004 год в соответствующем разделе фигурирует сумма в 1,091 млрд. рублей).

Подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» посвящена одной из самых популярных тем прошлого года, особенно — у петербуржцев. Кстати, об этом же спрашивали Президента Владимира Путина во время декабрьской «Прямой линии» с гражданами России.

Согласно подпрограмме, до 2010 года намечается ликвидировать 8,2 млн. кв. м аварийного жилищного фонда. И это при том, что на сегодня, по данным Госстроя, объем ветхого и аварийного жилищного фонда в РФ составляет уже более 40 млн. кв. м, в нем проживает более 3,5 млн. человек. А ведь за годы выполнения подпрограммы количество ветхого и аварийного жилья еще и прибавится.

Даже официальная статистика (которая, вследствие заявительного принципа признания жилья аварийным, может на порядок отличаться от фактической) свидетельствует о лавинообразном нарастании аварийного жилого фонда. Если в 1996 году рост площади ветхого и аварийного жилья составлял 7%, то сегодня этот показатель приближается к 40%!

Итак, в 2002 году на расселение ветхого и аварийного жилищного фонда было выделено из федерального бюджета 65 млн. руб., в 2003 году - 1334 млн. руб. При этом использование средств федерального бюджета в 2003 году предусматривало принцип софинансирования (30% - средства федерального бюджета, 70% - средства субъекта РФ), а также наличие региональных программ ликвидации ветхого и аварийного фонда. В 2004 году на эту подпрограмму планируется направить 70 млн. руб. (в проекте ФАИП - 1340 млн. рублей).

В связи с тем, что острота проблемы аварийного жилья нарастает, планируется подключить к схеме финансирования этого проекта фонд амортизационных отчислений и систему страхования жилья (читай — «введение обязательного страхования жилья», то есть фактически дополнительный «жилищный налог»).

Безрадостная судьба постигла подпрограмму «Свой дом». Целью данного проекта является создание финансовых механизмов ипотечного жилищного кредитования населения. Однако американская модель ипотеки, лоббируемая Минэкономразвития и фондом «Институт экономики города», никак не приживается в суровых российских условиях.

Госстрой вынужден признать, что на сегодня услугами ипотечного кредитования воспользовалась незначительная часть населения России. Согласно результатам опросов, главными причинами этого являются низкий уровень доходов населения, отсутствие твердой уверенности в будущих доходах, высокий начальный взнос. И это далеко не полный перечень...

Итак, в рамках подпрограммы на предоставление государственных гарантий предполагалось направить 9 млрд. рублей. Между тем, фактическое финансирование данного проекта разительно отличается от запланированного: в 2001-2002 годах на реализацию подпрограммы «Свой дом» было выделено всего лишь 341 млн. руб., в 2003 году ее финансирование вообще не предусматривалось. Правда, в бюджете 2004 года на эти цели планируется направить 3 млрд. руб.

Помимо вышеперечисленных, в федеральную программу «Жилище» входят подпрограммы: «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев» (всего на ее реализацию предусматривается выделить около 8 млрд. руб.), «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» (более 1,2 млрд. руб.), «Реализация Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (более 14 млрд. руб.) и другие. Например, позитивное влияние на демографическую ситуацию в России призвана обеспечить подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» (на реализацию которой в федеральном бюджете предусмотрено свыше 500 млн. рублей).

В ходе выполнения федеральной целевой программы «Жилище» уже принято более 300 законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения в сфере недвижимости и жилищного строительства. Также, по мнению Госстроя, отработана эффективная система предоставления бюджетных субсидий с использованием механизма жилищных сертификатов.

Вместе с тем, по-прежнему остается нерешенным целый ряд серьезных проблем. Так, например, рост средней стоимости жилья в России превышает рост доходов населения, что не дает возможности достичь намеченных программой целей, оставаясь в рамках запланированного финансирования. К тому же до сих пор сохраняются мощные административные и межведомственные барьеры, препятствующие успешной реализации федеральной программы «Жилище».

по материалам rosbalt.ru
21 января 2004



Хотите узнать больше? Найти все про Деньги на «Жилище»


Также в этой рубрике:
 
Санкт-Петербург. НРБ выдал первый ипотечный кредит
Первый ипотечный кредит на сумму $55 тыс. выдан на 10 лет для приобретения квартиры на вторичном рынке жилья в Петербурге Национальным резервным банком
Москва. Для успешной ипотеке необходимо снизить кредитные ставки
Большое внимание развитию ипотечного жилищного кредитования предполагают уделить московские власти в 2004 году
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:09,
страница Деньги на «Жилище» - Ипотека и финансы строительного портала prodekorsten.ru