Главная/ Правительство РФ/ Общественный совет при Министре регионального развития РФ/ (страница 7)/

Протокол заседания Общественного Совета по жилищной политике при министре регионального развития РФ 22 июня 2005 г.

 22 июня, 15.00

 

В повестке: Анализ правоприменительной практики 1-го раздела Жилищного кодекса и предложений по внесению изменений в 1-ую и 2-ую главы Жилищного кодекса Российской Федерации.

 

I. Открытие заседания

О.Б. Алексеев [Председатель Общественного Совета]: Открытие второго заседания Общественного Совета. Краткий обзор программы заседания.

II. Вступительное слово Министра

В.А. Яковлев:

Проблемы в жилищно-коммунальной сфере:

1.                  Необоснованность тарифов на ЖКУ.

2.                  Изношенность инфраструктуры. Приводится пример каскадного отключения электричества в Москве. Подобное может произойти в жилищно-коммунальном хозяйстве. Изношенность водопроводных систем – 40-70%, на Сахалине и Камчатке она достигает 90%. То же самое – с инженерным оборудованием.

3.                  Не происходит восполнения жилищного фонда. В прошлом году ввели 40 млн. кв. м. Это значит 0,27% кв. м на человека. Необходимо вводить 1 кв. м и дойти до 145 млн. кв. м. При этом, имеется 2 млрд. 880 млн. кв. м. жилья. Требуется ввести – 1,5 млрд. кв. м.

4.                  Состояние жилья. 653 млн. кв. м жилья требуют ремонта. Это пятиэтажки, хрущевки. 92 млн. кв. м ветхого жилья. В прошлом году расселили 300 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья. Если по миллиону в год расселять, то потребуется 92 года. Если по 300 тысяч, то почти 300 лет.

5.                  Система управления жилищно-коммунальным хозяйством в целом. На местном уровне (предприятия) нет подвижек к реформе. Во многом, ЖКУ - единственная возможность заработать деньги. Местные власти по той же причине не заинтересованы в реформе.

6.                  Для переориентации, реконструкции оборудования от государства требуется большая сумма – около 2-х трлн. руб. на инженерную инфраструктуру и примерно в 2 раза больше на реконструкцию жилья. Фактически это – бюджет России. На расселение аварийного фонда в проекте бюджета прошлого года выделялось 75 млн. рублей. Депутаты в результате обсуждения добавили 2 млрд. руб. В этом году 105 млн. руб., возможно добавят 2 или 2,5 млрд. рублей. Необходимо искать другие пути финансирования.

Реформы в сфере жилищно-коммунальных услуг нет.

Необходимые меры:

1.                  Необходимо подготовить нормативные документы в рамках Жилищного и Градостроительного кодексов для оздоровления отрасли. В сфере ЖКХ 360 млрд. руб. убытка. Но если закон о финансовом оздоровлении принять, как можно вовлекать бизнес? Обрекать предприятия финансовым бременем невозможно. 

2.                  На сегодняшний день собственниками являются почти 70% жителей. Но жители не чувствуют себя собственниками. Всего заключено 0,3% договоров на обслуживание. «Тарифы лукавые», не понятно, почему житель должен платить за капитальный ремонт? По закону мы должны создать ТСЖ. В новом жилье проблем нет, и ТСЖ создаются. В домах, нуждающихся в ремонте, без участия государства не обойтись. Возможно, здесь заключается весомая роль Общественного Совета.

Формы решения задач: законы, постановления, ведомственные акты на территориях, акты Министерства регионального развития Российской Федерации (распоряжения, приказы и рекомендации).

Критерии оценки предложений: на прошлом заседании предложения не носили конструктивного характера, потому что не было подосновы – согласования. Было решено создать рабочие группы и подгруппы. Нужно выйти на конкретный результат. Прямой задачи Общественному Совету не ставится. Предлагается озвученный вначале перечень проблем для дальнейшей проработки.

О.Б. Алексеев: Общественный Совет создан для того, чтобы сформулировать общественную точку зрения. Представление рабочих групп. О заседаниях рабочей группы по анализу правоприменения Жилищного кодекса.

Е.М. Марков [президент Союза малых городов РФ]: Представление Союза малых городов Российской Федерации. Выражение готовности активно работать в Общественном Совете.

 

III. Выступления докладчиков

(Г.П. Хованская, С.Б. Сиваев, В.Л. Глазычев, В.С. Самошин)

 

Г.П. Хованская [Депутат Государственной Думы РФ]: Доклад в соответствии с предлагаемыми поправками [текст поправок прилагается].

С.Б. Сиваев [Директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города]:

За десять лет не смогли создать конкурентные отношения в жилищном секторе. Контроль местных властей над бизнесом только усилился.

            Предложение местным органам власти отказаться от собственных полномочий, заменить административные полномочия экономическими инструментами, не было принято. Жилищный кодекс эту ситуацию меняет.

            В Жилищном кодексе говорится, что за состояние жилищного фонда отвечает не власть, а собственник.

В.А.Яковлев: С 1 января 2007г. жилые помещения будут переданы управляющим компаниям. Что делать с изношенным фондом? Загонять силком жителей в ТСЖ мы не можем.

С.Б. Сиваев: 70% жилья приватизировано. Это проблема финансовой политики государства.

Г.П. Хованская: Политическая в первую очередь.

С.Б. Сиваев: Проблема финансирования ветхого жилого дома собственником квартиры.

Общее собрание собственников имеет право принять 3 варианта решения (ст. 161 Жилищного кодекса):

1.                  Управление ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

2.                  Приглашение профессиональной организации (управляющей компании).

3.                  Самостоятельное управление силами собственников.

Третий вариант решения размыт, потому что не существует такого

института управления жильем. Приводится пример того, как жители не могут принять единого решения по рабочим вопросам. Формулируется вопрос: ЖЭК – это организация по выражению интересов собственников, или это деятельность по управлению жилищным фондом. Здесь заключен содержательный конфликт.

            Задачи:

1.                  Демонополизация заказа и предложения в сфере жилищных услуг.

2.                  Проблема формирования институтов собственников за год не решится. Ставится вопрос об эффективности проведения конкурсов по отбору управляющей организации.

3.                  Нельзя совмещать проблему монетизации с проблемой реформы ЖКХ.

Г.П. Хованская:

Рекомендация: оформить предложения в форме поправок.

В.Л. Глазычев [научный руководитель ЦСИ ПФО]: Предложение поправки к статье 21 – ввести норму об обязательном страховании жилья. Еще в 1790 году в России, в положениях о губернских уездах земских учреждений говорится об объектах, подлежащих обязательному страхованию.

            Понятие «ветхое и аварийное жилье» не допустимо. Тот факт, что человек там обитает, не делает эти помещения жилыми. Это противоречит нормативам. Вопрос о их страховании, таким образом, отпадает. Жилищный фонд, подлежащий капитальному ремонту, должен быть исключен из системы страхования до проведения капитального ремонта.

            Страховая система должна иметь государственно-общественное правление.

Примерный расчет (по различным социальным слоям населения с учетом взноса 30 рублей на кв. м) позволяет утверждать, что страховые взносы позволят (около 30 млрд. рублей) заместить весь аварийный фонд страны с учетом его прироста за 4 года. У государства и муниципалитетов такой возможности нет. Необходимо дополнительно проработать вопрос и провести предварительную разъяснительную работу с населением.

В.С. Самошин [председатель ТСЖ «ЯХРОМА-СБ»]: 

Среди прав человека и гражданина особое место занимает право на жилище, которое является неотъемлемым социальным благом, атрибутом цивилизации и цивилизованности (ст. 2 Конституции РФ).

               В новом кодексе есть статья, разрешающая выселять людей за неуплату коммунальных платежей.

               В Москве рабочие метростроя и члены их семей (около 8 тысяч человек) обратились с открытым письмом к Президенту В.В. Путину и руководителю Думы Б.В.Грызлову об отмене нового Жилищного кодекса, как противоречащему конституционному праву гражданина России на жилье. В Екатеринбурге бывших военных по закону выселяют из военных городков.

               В новом Жилищном кодексе содержится концепция многоквартирного жилого дома смешанной формы собственности, как основа всей жилищной системы России. Это не только не верный выбор развития, но жизненно нереальный вариант, заводящий население страны в тупик.

IV. Обсуждение

(О.В. Шеин, Р.Э. Мукумов, В.И. Лимаренко,

Л.Н. Чернышов, О.Б. Алексеев)

О.В. Шеин [Депутат Государственной Думы РФ]:

1.                  Обращает внимание на то, что, если до 1 марта 2006 г. жители не проведут домовые собрания, то дома будут отправляться на конкурс. Помимо Жилищного кодекса был принят  № 210-ФЗ   от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Согласно этому закону, граждане, проживающие в домах под контролем управляющей компании или ТСЖ, уже не могут напрямую заключать договора. В результате – вводится система круговой поруки по оплате услуг. Роста платежей из-за этого не произойдет.

Предложения: Нужно разделить плату за коммунальные и жилищные услуги. За коммунальные услуги каждый должен платить сам за себя (напрямую).  

2.                  Вопрос о выборе формы организации. Никто в стране не знает отличия разных форм управления жилищным хозяйством друг от друга. Никаких рекомендательных документов не готовится.

Предложения: Министерству регионального развития РФ разработать методические рекомендации (по выбору управляющих организаций и форм управления, типовых договоров с компаниями), отменить жесткую дату окончания выбора формы управления. Необходимо предусмотреть возможность смены разных форм управления. Продлить время на приватизацию жилья (сейчас срок – до 1 января 2007г.).  

Р.Э. Мукумов [Директор Департамента экономики Администрации г. Тюмень]: Тюменская область проводит реформу с 1998 г.

В 2000г. провели факторный анализ для того, чтобы выяснить, что мешает конкуренции в сфере жилищно-коммунальных услуг. Пока работает ЖЭО (право собственности, субсидии и др.), конкуренция невозможна.   

            Начали проводить конкурсы. Важно определить правила, по которым подаются заявки на конкурс.

            Позиция Администрации Тюменской области и г. Тюмени заключается в том, чтобы организовать собрания в домах (есть план-график). Собрания должны проходить не в микрорайонах, а самое большое – в домах. Оказалось, что управляющих компаний за исключением муниципальных ЖЭКов нет. Сейчас активно формируется практика управдомов, проводится обучение за бюджетные средства. Осложнило ситуацию также отсутствие пакета документов (по трем типам управления).   

            По жилищным услугам сейчас разрабатывается базовый норматив, гарантирующий минимальный набор услуг.

            Жилищный кодекс дал возможность реализовать начинания, которые в Администрации уже были.

В.И. Лимаренко [Главный федеральный инспектор по Нижегородской области, экс-министр ЖКХ и строительства Нижегородской области]:

Рыночные отношения настанут тогда, когда за предоставленную услугу будет полноценная оплата.

            Приняли систему, связанную с персонифицированными счетами. Добились в городах, в которых проводились пилотных проекты, 100% оплаты ЖКУ. К концу года планируют перевести все районы и города Нижегородской области на персонифицированные счета.

            Важный инструмент управления – коммунальный бюджет. Он существует не только в Нижегородской области, но и в Белгороде. Однако, там «очень централизованное хозяйство, а в Нижегородской области – демократическое». Коммунальный бюджет позволяет не только проводить планирование в соответствии с прогнозируемыми тарифами, но и сбалансировать все показатели (льготы, субсидии и др.).

            Предложения: Ввести норму, при которой во время защиты бюджета субъекта Федерации должен быть продемонстрирован коммунальный бюджет. После этого будет образован фонд (по аналогу медицинского фонда обязательного страхования).

            В качестве переходной фазы реформирования (к ТСЖ) ввести товарищество потребителей жилищно-коммунальных услуг (принцип кооперации). Такая форма позволит обучать управлению собственностью.

Л.Н. Чернышов [Директор Департамента строительства и ЖКХ Минрегиона России]: На обсуждении (особенно это касается коллег из субъектов Федерации) моделируется ситуация, связанная с координацией процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Это происходит в условиях, когда с 1 января 2006 года у субъектов полномочий заниматься этой темой уже не будет. Моделировать ситуацию должны 25 тысяч муниципальных образований.

 

V. Завершение заседания и заключительное слово Министра

(В.А. Яковлев, О.Б.Алексеев, Е.Ю. Соколова)

О.Б. Алексеев: Об информационном обеспечении деятельности Общественного Совета.

Обращение к средствам массовой информации активнее участвовать в освещении работы Общественного Совета, вести разъяснительную работу по реализации положений Жилищного кодекса.

Представление «информационного спонсора» - информационно-аналитического строительного интернет-портала I-Stroy.RU .   

 

Е.Ю. Соколова [Директор интернет-портала I-Stroy.RU, член Экспертного совета Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы Российской Федерации]:

1.                  Портал I-Stroy.RU, являющийся представителем Экспертного совета по строительству, архитектуре и строительной индустрии при Комитете по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы РФ, активно освещает деятельность Общественного Совета по жилищной политике при Министре регионального развития РФ.

2.                  Информация о портале. Возможность рассылать необходимые документы из портала. Есть опция голосования. Материалы размещаются в поисковых системах.

В.А. Яковлев:

1.                  Общественный Совет становится хорошей площадкой, на которой можно обсуждать спорные вопросы, дискутировать, проверять концепции и гипотезы.

2.                  Каждое мнение должно быть выражено в цифрах, должно быть обоснованным. Простое «не принимаю» - это, скорее, не мнение, а отношение. И, скорее всего, носит популистский, политический характер. Необходимо принимать общие решения так, чтобы они действительно прошли.

3.                  Жилищный кодекс, как и любой другой, устраивает не всех. Безусловно, законы нужно совершенствовать. Вместе с тем, появился предмет для обсуждения и совместной работы.

4.                  Возражение Л.Н. Чернышову в том, что когда ФЗ-№131 вступит в силу, местное самоуправление «как хочет, так пусть и разбирается», и никакие другие уровни власти в этом не будут принимать участие. «Будут. Иначе, получат оранжевые палатки, когда ситуация выйдет из-под контроля».

5.                  По Жилищному и Градостроительному кодексам Минрегионом России принят План законотворческой деятельности на 2 года. Предстоит подготовить более 200 документов.

6.                  По вопросу об обязательном страховании. Если страховые обязательства будут не выполнимы для отдельного гражданина, то мало кого удастся убедить в необходимости такого закона. Еще один вопрос – от чего страховаться (протечки, пожары). Если речь идет о стихийных бедствиях, то никакая страховая компания не выдержит обязательств.

7.                  Задача защитить гражданина и создать условия для того, чтобы появился собственник. При этом государство не может стоять в стороне. Потому что государство в первую очередь ответственно за плохое состояние жилищно-коммунального хозяйства.

Решение: По результатам заседания подготовить протокол и материалы со всеми замечаниями, анализом и соображениями. Далее будет дано поручение Департаментам Минрегиона России для начала активной проработки. Спорные вопросы обсуждать в группах и подгруппах.

 

 

Председатель

Общественного Совета                                                                 О.Б. Алексеев

по материалам prodekorsten.ru
12 июля 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Протокол заседания Общественного Совета по жилищной политике при министре регионального развития РФ 22 июня 2005 г.


Также в этой рубрике:
 
Обращение к членам рабочей группы по анализу правоприменения ЖК РФ Общественного совета по жилищной политике при министре регионального развития РФ
Предложения по внесению изменений в ЖК РФ
Предложения по внесению изменений в ЖК РФ от депутата Государственной Думы Г.П.Хованской
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00