Главная/ Тема дня/ (страница 3)/

Интернет-конференция председателя комиссии по развитию рынка доступного жилья при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Александра Бравермана

ВЕДУЩИЙ: Коллеги, сегодня проводится интернет-конференция президента-председателя правления некоммерческой организации "Российская ассоциация маркетинга", председателя комиссии по развитию рынка доступного жилья при Совете по национальным проектам Александра Арнольдовича Бравермана, посвященная реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Мы объявили об этой конференции на сайте неделю назад и в течение этого времени собирали вопросы интернет-аудитории. И на основе собранных вопросов, а их пришло довольно много, мы выбрали те, которые являются самыми представительными, самыми актуальными, самыми характерными. И эти вопросы мы предложим Александру Арнольдовичу.

Когда закончим с вопросами интернет-конференции, мы предложим присутствующим здесь журналистам задать свои вопросы. А проведу конференцию я, заместитель главного редактора сайта rost.ru Олег Осипов. Александр Арнольдович, первый вопрос задам не от конкретного человека, а общий: для чего, кем и когда была создана комиссия по развитию рынка доступного жилья при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике?

А.БРАВЕРМАН: Спасибо, коллеги, что собрались, и спасибо интернет-аудитории за то, что интересуется таким непростым проектом, коим является проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Отвечая на Ваш вопрос, хочу сослаться на протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов, это десятый протокол от 13 сентября прошлого года. В нем сказано: «В целях выработки предложений по развитию рынка доступного жилья, обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, научных, общественных и иных организаций, для подготовки решений Совета и президиума Совета по вопросам реализации приоритетного нацпроекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», а также для организации контроля за их исполнением образовать при Совете комиссию по развитию рынка доступного жилья». Координация работы комиссии и указанных направлений возложена на заместителя председателя Совета, помощника Президента РФ Шувалова Игоря Ивановича, председателем комиссии назначен Ваш покорный слуга. Вот для чего создана комиссия, цели ее работы.

ВЕДУЩИЙ: Понятно, спасибо. Теперь давайте перейдем непосредственно к вопросам, поступившим от читателей сайта. Из города Жуковского Василий Трофимов спрашивает: «Словосочетание «пилотные проекты» можно часто услышать по радио и телевидению. Что это такое? В чем суть программы пилотных проектов?»

А.БРАВЕРМАН: Пилотные проекты - это проекты, которые разрабатываются для того, чтобы механизм, который будет получен в результате работы по ним, можно было тиражировать на Российскую Федерацию в целом. Пилотные проекты мы подразделяем на два крупных блока: это блок комплексной жилищной застройки и второй блок - промышленности строительных материалов.

Сейчас присоединяется третье направление, которое вначале не планировалось, это направление, касающееся ЖКХ. Базовым элементом в этом направлении является концессионное соглашение, по которому инвесторам может передаваться коммунальная инфраструктура. Повторюсь еще раз, третье направление вначале не планировалось, но, поскольку на основе пилотных проектов мы хотим создать механизм, который будет тиражирован на Российскую Федерацию в целом, в него должны быть включены все элементы. И, самое главное, этот механизм должен решать, на наш взгляд, проблему не выделения земли, не присоединения участков к инфраструктуре, не выпуска достаточного количества строительных материалов, для того чтобы участки эти не простаивали, а проблему обитания в комфортной среде. Поэтому все, что касается и выделения участков, и их присоединения, и промышленности строительных материалов, и работающих инфраструктурных элементов (имеются в виду трубы теплосетей, электричество), то есть ЖКХ, и должно в целом решать проблему комфортного проживания. Ибо каждый из этих элементов в отдельности является необходимым, но недостаточным.

ВЕДУЩИЙ: Александр Арнольдович, а что касается географии пилотных проектов. Кстати, вот вопрос задает Игорь из Москвы: «По какому принципу отбирались регионы для участия в пилотных проектах? Какие были критерии отбора? Как отнеслись сами регионы к программе пилотных проектов?».

А.БРАВЕРМАН: Спасибо, Игорь. Это вопрос важный, поскольку, повторюсь еще раз, пилотные проекты являются базой для тиражирования. И поэтому они должны были быть отобраны таким образом, чтобы представлять Российскую Федерацию в целом. По каким признакам? Два базовых, даже три базовых признака. Первое. Они должны репрезентировать, или представлять Российскую Федерацию географически. Давайте крайние точки посмотрим, это Калининград, Сахалин, Вологда, юг у нас представлен Ростовом-на-Дону, центр России представлен Ивановым, Ярославлем. Пермь представляет Поволжье, Сибирь представляют Тюмень и Кемерово. Поэтому географически Вологда, Череповец, Иваново, Казань, Кемерово, Новокузнецк, Омск, Пермь, Тюмень, Южно-Сахалинск и Ярославль представляют Российскую Федерацию в целом географически. Это первый признак. Второй признак - это социально-экономическая репрезентативность. То есть имеется в виду, чтобы были представлены регионы с разным социально-экономическим уровнем развития. А именно. У нас есть регионы-доноры, к ним относится, например, Казань, к ним относится Пермь. У нас есть и регионы-реципиенты.

Конечно, к ним прежде всего относятся Иваново, Южно-Сахалинск, к ним относится частично Вологда и так далее.

Третий признак - это заинтересованность губернаторов, руководителей субъектов РФ в реализации этих проектов. На базе Администрации Президента были проведены встречи с руководителями регионов, курировал эти встречи, прошу извинить за тавтологию, куратор комиссии от Совета Шувалов Игорь Иванович. В результате этих встреч мы увидели значительный интерес к реализации этого механизма и, руководствуясь первыми двумя признаками, наложили их на интерес губернаторов, отсюда и 11 указанных регионов. Забегая вперед, хочу сказать, что по мере реализации этой части проекта к нам поступили дополнительные заявки еще из девяти регионов РФ, из них семь новых, я их потом еще назову, если будет к этому интерес, и два региона попросили нас расширить проект на их территории.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. На следующий вопрос Вы практически ответили, в нем просили перечислить все регионы - участники пилотных проектов.

А.БРАВЕРМАН: Да, давайте еще раз, это Вологда, Череповец, Иваново, Казань, Кемерово, Новокузнецк, Омск, Пермь, Тюмень, Южно-Сахалинск, Ярославль, Калининград и Ростов-на-Дону.

ВЕДУЩИЙ: Вопрос задает Черников Андрей Витальевич, студент из Волоколамска: «До ноября 2007 года на аукционах в одиннадцати регионах должны были быть выставлены 38 земельных участков с подключаемой инфраструктурой, на которых предполагается построить более 20 млн кв. м жилья. Каково реальное положение дел?»

А.БРАВЕРМАН: Андрей Витальевич, ситуация с выставлением участков в окончательном виде будет ясна на следующей неделе, но сразу хочу Вам сказать, что программа реализована практически полностью, все участки выставлены на аукцион, ряд аукционов не состоялся, почему и хочу Вам сказать, что окончательные итоги доложим чуть позже. Сейчас мы анализируем причины того, что аукционы не состоялись. К счастью, это причины не административного характера, по которым очень часто они срывались ранее, а причины экономического характера. То есть инвесторы не были заинтересованы теми условиями, на которых выставлялись площадки. Вот сейчас мы сделаем этот анализ и дадим полную картину. Но в практическом плане установка Совета выполнена полностью, все практически площадки были выставлены.

ВЕДУЩИЙ: Новгород, Елена Соловьева: «Сфера жилищного строительства - одна из самых коррумпированных, это признают все. Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для борьбы с правонарушениями в финансовой области, в том числе с коррупцией?»

А.БРАВЕРМАН: Елена права. Свидетельства коррупции в этой сфере являются общим местом. Для борьбы с правонарушениями в финансовой области, вообще по строительной отрасли в целом, нет ничего другого, как создание понятного и прозрачного механизма, одним из элементов которого, мы надеемся, будут документы, разрабатываемые комиссией. А именно: должны быть понятны совершенно правила выделения участков, аукционные правила. Там есть что корректировать. Самое важное - должны быть понятны правила, по которым эти участки обеспечиваются инфраструктурой, потому что инфраструктурные ограничения являются ключевыми - земли очень много, а подвести туда электричество, газ, остальные элементы инфраструктуры, в том числе и дорожной сети, на понятных правилах, это есть большая проблема.

В области промышленности строительных материалов, это второй блок, должны быть установлены совершенно четкие правила, по которым можно проводить аукцион, чтобы у владельцев (забегая чуть вперед, скажу: у владельцев поверхностного слоя земли) не было возможности эти аукционы срывать. Таким образом, на каждом из переделов должен быть создан механизм, который прозрачен и легко контролируем. Это единственное средство борьбы с коррупцией. Конечно, правоохранительные органы, которые и так много делают в этой сфере, могут делать, на наш взгляд, еще больше. Но самое важное - это создание механизма и мониторинга выполнения условий этого механизма. Вот так я бы сказал. Может быть, не очень удачно выразился, но вот это единственное, что есть.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Что касается механизмов. Валентина Михайловна Седых, пенсионерка, Красноярский край: «В нашей стране множество семей, нуждающихся в помощи государства при решении жилищных проблем и не имеющих возможности самостоятельно или с помощью кредитов приобрести жилье. Как в такой ситуации можно говорить о «рынке доступного жилья»?

А.БРАВЕРМАН: Валентина Михайловна, понимаю и резкость вашего вопроса, тональность, разделяю ее, но сферой работы комиссии является тот, если хотите, сектор, или та часть населения, которая сегодня в состоянии при определенной помощи государства приобрести жилье. Я сейчас приведу цифры, которые мы получили в ходе работы по маркетингу, а мы ориентировались именно на запросы населения, но того сегмента, который может сегодня себе позволить улучшить свои жилищные условия или решить жилищную проблему при помощи государства, но опираясь, прежде всего, на собственные ресурсы.По перечисленным выше 11 регионам мы провели детальный маркетинг, в ходе которого получили информацию о том, какая часть населения может участвовать в проекте на текущих условиях, какие сегодня есть предпочтения у этой части по месторасположению жилья, по этажности жилья, по конструктиву, по количеству комнат, по планировке, по порядку оплаты и еще по целому ряду соображений. Именно под эти условия мы и адаптируем пилотные проекты. Комиссия ориентирована на население, на создание таких типовых проектов повторного применения, такое расположение площадок, такой конструктив, которые востребованы той частью населения, которая сегодня в состоянии оплатить свое жилье полностью или частично с помощью собственных или заемных средств.

Теперь о цифрах. При текущих ценах на жилье, по 11 регионам (они репрезентируют Российскую Федерацию) в среднем 41% семей от имеющих потребность в улучшении своих жилищных условий в течение пяти лет считает возможным реализовать свою потребность путем приобретения жилья на первичном или вторичном рынке с учетом продажи имеющегося жилья, получения ипотечного кредита, привлечения иных источников оплаты и рассматриваются нами как потенциальный сегмент для реализации программы доступного жилья. Что касается, Валентина Михайловна, тех, кто не имеет возможности самостоятельно или с помощью кредитов, в том числе ипотечных, приобрести жилье - существует социальное жилье. И администрация субъектов РФ, муниципальных образований это жилье строит. Другое дело, какими темпами строит. И какой комфортности это жилье. Но комиссия социальным жильем не занимается, а занимается исключительно сегментом, который сегодня может участвовать в тех программах, о которых я говорил. Вот так бы я ответил на Ваш вопрос.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, теперь будет один общий вопрос, а потом более частные. Какие меры необходимо принять для увеличения инвестиций в строительную отрасль? Задает его Мадина Сейфуллина из Пензы.

А.БРАВЕРМАН: Уважаемая Мадина, набор мер не нов, другое дело, насколько эффективны были эти меры и что нужно сделать для того, чтобы они стали более эффективными. Меры - это выделение площадок, инфраструктуризация этих площадок, это меры, направленные на то, чтобы строительная отрасль - прежде всего цементная, самая важная из этих отраслей - имела, и инвесторы имели, ясный и прозрачный доступ к месторождениям, и в пределах транспортной безубыточности можно было построить новый завод либо реконструировать старые заводы, которые, кстати говоря, имеют место быть в Российской Федерации. Я потом о цифрах более детально, наверное, скажу. Поэтому это меры, прежде всего, административного и финансового характера. Меры, о которых говорили выше.

ВЕДУЩИЙ: Александр Арнольдович, я хотел бы просто от себя узнать такую цифру. Любопытно, а сколько всего семей в общей сложности смогут получить квартиры благодаря работе комиссии?

А.БРАВЕРМАН: Я бы ни в коем случае не отождествлял работу комиссии с работой органов субъектов Федерации, муниципальных образований, строителей, банков, которые кредитуют стройку. Возможно сказать, что сегодня на этих 20 миллионах квадратных метров, которые являются пилотными площадками, если исходить из нормы 58 метров на семью, по нашим расчетам, около 400 тысяч семей смогут тем или иным образом улучшить свои условия.

Но это, конечно же, не результат работы комиссии. Это результат работы вот тех структур, которые я вам назвал, и участия комиссии, ее координационной роли, и отработки этих пилотов. Комиссия ведь ничего не строит, она создает механизмы. Но тем не менее расчеты показывают, что мы можем определенным образом поучаствовать - надеюсь, положительно поучаствовать - в улучшении условий порядка 400 тысяч семей россиян. На наш взгляд, цифра весомая.

ВЕДУЩИЙ: Это что касается количества. А вот Колесавин Александр из Саратова спрашивает: «Сколько, по-Вашему, должен стоить квадратный метр жилой площади квартиры эконом-класса, учитывая наш прожиточный уровень?»

А.БРАВЕРМАН: Уважаемый Александр, я Вам приведу цифры совокупного платежеспособного спроса на жилье со стоимостью квадратного метра, которые есть сегодня в регионах. И по тому, за сколько граждане, проживающие вот в этих 11 пилотных регионах, готовы сегодня приобретать квадратный метр жилья, повторюсь, у них разные представления об этом жилье - это и кирпич, и монолит у кого-то, у кого-то это панель, у кого-то деревянное домостроение, но средние цифры я Вам приведу. Средняя цифра по 11 регионам - это 31,6 тысячи рублей за квадратный метр. Из разных источников набраны эти 31,6 за квадратный метр, это сегодня потенциальная готовность населения платить за квадратный метр жилья в среднем в этих регионах. Мы ведь можем регулировать вопрос стоимости жилья одним единственным способом - увеличивая предложение. Предложение это складывается из площадок, оно складывается из обеспечения инфраструктурой, оно складывается из демонополизации рынка строительных материалов, и тоже единственным способом - строительством большего количества заводов. Поэтому говорить сейчас о стоимости жилья, регулируемой административно, на мой взгляд, смысла никакого нет, а определяется это все исключительно одним показателем - это платежеспособный спрос на жилье. Вот цифра сегодня такая - 31,6. Много это или мало, это зависит от взгляда на проблему. Для того, кто в состоянии сегодня получать только социальное жилье, конечно, эта цифра покажется весьма высокой. Для другого сегмента, который строит элитное жилье, эта цифра покажется низкой. Но для того 41%, который, по нашим расчетам, сегодня готов, если мы предпримем все меры, принимать участие в программе «Доступное и комфортное жилье», эта цифра приемлема.

ВЕДУЩИЙ: Кстати, о доступном и комфортном жилье - довольно-таки частый вопрос: можно ли говорить о «доступном» жилье и нет ли противоречий между одновременно «доступным» и «комфортным» жильем? Как Вы считаете? Может ли комфортное жилье быть доступным, и наоборот?

А.БРАВЕРМАН: Не вижу противоречия в этих терминах, попробую разъяснить почему. Что мы понимаем под комфортным жильем? Правильное его месторасположение, правильный (с точки зрения потребителя) конструктив, то есть те материалы, из которых предпочитают, чтобы оно было сделано, правильную планировку этого жилья, в общем, правильные параметры. Когда мы проводили маркетинг, потенциальным нашим участникам программы во всех перечисленных регионах были показаны наиболее современные типовые проекты, различной этажности, различного конструктива, и мы выявили различия в подходах или предпочтениях тех, кто готов сегодня покупать это жилье, и этих типовых проектах. Сейчас попробую вам сказать о том, как они звучат. Это отличие - в тенденциях типового жилья и жилья, которое планируют сами потенциальные покупатели, в многоэтажных домах - хочу подчеркнуть. По регионам в среднем - 46% потенциальных покупателей однокомнатных квартир предпочитают квартиры, сопоставимые с предложенными типовыми вариантами, то есть около 30 квадратных метров площади. Вместе с тем более трети потенциальных покупателей предпочитают квартиру на десять квадратных метров больше, а еще 17 - на 20 метров. Все это должно отражаться в типовых проектах.

По двухкомнатным квартирам предложения типовых вариантов совпадают с предпочтениями потенциальных покупателей по общей площади жилья, это около 60 метров. Однако по сравнению с типовыми вариантами, а это, хочу подчеркнуть, были такие передовые типовые варианты, которые спроектированы лучшими московскими и санкт-петербургскими институтами. Покупатели предпочли бы увеличить площадь жилых комнат, санузла и балкона за счет уменьшения площади коридора и кладовки.

На трехкомнатные квартиры предложение типовых вариантов совпадает с предпочтениями потенциальных покупателей по площади жилья - примерно 83 квадратных метра. Однако их предпочтения не совпадают по размеру санузла и балкона, их предпочитают увеличить за счет уменьшения площади коридора и кладовки, а также комнаты примерно одинаковой площади.

По четырехкомнатным квартирам. Тут вместо предложенной квартиры в 86 метров более половины потенциальных покупателей предпочитают вариант более 100 метров - 105-110 квадратных метров.

Но подчеркну еще раз, что это в целом по 11 регионам. В разных регионах эти предпочтения различны. Подчеркиваю это совершенно сознательно, потому что эти предпочтения должны найти обязательное отражение в типовых проектах повторного применения. В регионах эти данные есть. И регионы сейчас уже переделывают типовые проекты под требования потенциальных покупателей.

Поэтому комфортность жилья, повторюсь еще раз, которая выражается в месторасположении, в планировке, никак не противоречит его доступности.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Довольно большая группа вопросов, которые мы сейчас попробуем объединить в один, касается производства стройматериалов. Вот Александр Дмитриевич из Московской области спрашивает: «На стройматериалы не напасешься, сам строю свой дом. В дальнейшем вопросы обеспечения стройматериалами как-то будут решаться?»

А.БРАВЕРМАН: Александр Дмитриевич, это второй блок, которым занимается комиссия. Мы тоже под руководством Администрации Президента - или вместе с Администрацией Президента, если хотите - поработали с регионами Российской Федерации и выявили возможности дополнительного ввода в течение трех лет мощностей по цементу на 31 миллион тонн, 25 объектов по производству сборного железобетона на 1 миллион 800 тысяч кубических метров, изделий и конструкций крупного панельного домостроения - 1,7 миллиона квадратных метров ежегодно, изделий деревянного домостроения - на полтора миллиона квадратных метров. Поэтому единственный путь к ликвидации дороговизны, а иногда и дефицита строительных материалов - увеличивать количество вводимых мощностей. Эти мощности могут быть введены в 27 субъектах Российской Федерации, но при соблюдении ряда условий.

Существуют проблемы, которые можно свести в два блока: проблемы макрорегулирования и проблемы координации. Если говорить о макрорегулировании, то проблемы сводятся к законодательным проблемам приобретения прав на земельные участки над месторождениями, это возможности использования средств Инвестиционного фонда РФ и Банка Развития, это элементы таможенного регулирования импорта оборудования, которое сегодня в РФ не производится. Проблемы координации - это уже проблемы, если хотите, микроуровня. Это прежде всего присоединение к электрическим сетям, присоединение к газораспределительным сетям и примыкание - я сознательно фиксируюсь на этом термине, это железнодорожный термин - примыкание к железнодорожным путям. Если проблемы этих двух блоков будут решены, то те потенциальные мощности, о которых мы говорили ранее, будут введены в течение трех лет. И тогда, конечно же, цены на стройматериалы, как минимум, будут зафиксированы, а при благоприятной рыночной ситуации могут быть и снижены.

Для того чтобы эту ситуацию из потенциальной сделать реальной, мы отрабатываем механизм по строительству и реконструкции предприятий промышленности строительных материалов на шести базовых пилотных проектах - это Верхнебаканский цементный завод и многопрофильная база стройиндустрии в Усть-Лабинске в Краснодаре, это Топкинский цемент в Кемеровской области, это Красноярский цементный завод в городе Красноярске, это комбинат крупнопанельного домостроения в Ростове-на-Дону и завод по производству автоклавного газобетона в Московской области. Вот на этих шести пилотах мы отрабатываем механизм, который потом должен быть тиражирован очень быстро, для того чтобы этот потенциал превратить в реалии.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Еще довольно много вопросов о собственно деятельности комиссии. Например, Страхов Вадим из Клина пишет: «Комиссию создали. А где, в каких средствах массовой информации публикуется информация о результатах работы комиссии?»

А.БРАВЕРМАН: Свидетельство сегодняшней интернет-конференции как наиболее современного и продвинутого вида информирования - это свидетельство того, что комиссия открыта для того, чтобы публиковать свои результаты. Мы регулярно отчитываемся перед Правительством РФ, перед Администрацией Президента, с которыми взаимодействуем, и недавно давали соответствующие материалы в газеты «Экономика и жизнь», «Московский комсомолец», «Известия» и так далее. И взаимодействуем с электронными СМИ тоже. Но вот rost.ru - наверное, лучший и полный источник.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо Вам за такую оценку. Вопрос опять же про деятельность комиссии. Спрашивает Денис, студент из Красноярска: «Собирается ли Ваша комиссия ставить какие-то новые задачи перед федеральными и региональными органами власти и органами местного самоуправления?»

А.БРАВЕРМАН: Скажу вам откровенно, комиссия не ставит задач. Она выявляет проблемы, дает свое видение путей решения этих проблем. Причем это видение не абстрактное, оно заключается в разработке совершенно конкретных документов и механизмов. Такие документы и механизмы, и в части присоединения к сетям как процедуры, и законодательные акты, такие, например, как проекты законов, изменяющих Федеральный закон «О недрах». Сейчас разрабатываем закон о вовлечении в оборот земель обороны, тех, которые не являются базовыми для обороноспособности страны и могут быть вовлечены в оборот. И еще разрабатываем целый ряд документов по вышеперечисленным направлениям.

ВЕДУЩИЙ: Александр Арнольдович, однажды Дмитрий Медведев, который возглавляет президиум Совета по нацпроектам, сказал такую фразу: «Россиянам нужно вернуть исконную традицию жить в отдельном доме». Что нам предпочтительнее, с Вашей точки зрения, многоэтажное жилье или малоэтажное? Какой тип жилья лучше всего подходит нашей стране?

А.БРАВЕРМАН: Знаете, я предпочел бы сослаться на результаты маркетинга, а не на свои собственные предпочтения по типу жилья. И базируюсь исключительно на том, что мы получили по огромной выборке, выборка эта составила порядка 11 тысяч человек. Это очень большая цифра. И выборка эта такая, она прямо снайперская, точность ее - 99%. Так вот, сегодня предпочтения россиян по 11 регионам распределяются следующим образом: 60% предпочитают многоэтажные многоквартирные дома и 40% - малоэтажное строительство. В том числе малоэтажный многоквартирный дом, то есть до четырех этажей, таун-хаусы, собственный дом в городе или пригороде и собственный дом в области. Такое соотношение 60 к 40, на наш взгляд, является лишь отражением сегодняшней ситуации.

Ситуацию эту в принципе нужно двигать в сторону малоэтажного домостроения. Земли много, и если инфраструктура, в том числе и транспортная - а к этому есть все предпосылки - будет развита, то, конечно, малоэтажное строительство на больших и зачастую свободных землях, в том числе и в городах-спутниках, которые находятся в хорошей транспортной доступности от городов, будет являться, на наш взгляд, конечно, наилучшим вариантом развития рынка.

Однако сегодня соотношение, к сожалению, такое. Существуют программы по этому поводу, это формирование и стимулирование спроса в том числе. Приведу такой пример: федеральные субсидии по дорогам, которые ведут к малоэтажному строительству, сегодня больше, чем субсидии по дорогам, которые ведут к многоэтажкам. Поэтому государство и Правительство делают все, чтобы стимулировать в том числе и совершенно логичное стремление россиян иметь свой дом. Думаю, что соотношение 60 к 40, о котором говорил выше, будет меняться в сторону малоэтажного строительства в результате всех перечисленных мер.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Давайте вернемся к пилотным проектам, из Оренбурга Сидорчук Михаил Денисович, профессию не указал, спрашивает, принимаются ли новые заявки на участие в пилотных проектах?А.БРАВЕРМАН: В соответствии с протоколом, который был утвержден Советом 26 июня, комиссия рассматривает все заявки от субъектов РФ, которые поступают, и в дополнение к 11 вышеобозначенным у нас имеются на сегодня еще заявки от девяти регионов. Среди них семь регионов - это новые, и два региона хотят расширить пилоты у себя на территории. Мы рассматриваем эти заявки и считаем, что руководители субъектов РФ должны проявить свою добрую волю и заинтересованность в том, чтобы эти проекты шли у них на территории хорошо. Прежде всего, они должны быть готовы выставлять участки на аукционы в соответствии с тем прозрачным механизмом, который отрабатывает комиссия, это раз. Второе - вовлекать землю как источник, как объект залога для обеспечения кредитов, которые берутся на инфраструктуру. И еще целый ряд условий вовлечения дополнительных регионов в проект. Почему мы выставляем условия? Комиссия - это не метры. Комиссия - это разработка механизма. Мы считаем, что 11 названных регионов представляют РФ настолько полно, что по ним можно создать механизм. Но поскольку первые результаты работы комиссии, видимо, каким-то образом обнадежили регионы (я не даю оценку работе комиссии, у меня нет для этого никаких оснований, но дополнительные заявки говорят о том, что интерес к реализации пилотных проектов есть), мы в меру своих возможностей, в том числе и экспертных, будем стараться максимальному количеству регионов оказать в этом смысле поддержку.

ВЕДУЩИЙ: Продолжая говорить о пилотных площадках, такой вопрос из Курска: «По каким ценам будет осуществляться подключение пилотных площадок к электрическим и газовым сетям РАО ЕЭС и «Газпрома» - по рыночным или дешевле?»

А.БРАВЕРМАН: Вот это очень важный вопрос. Все пилотные проекты осуществляются абсолютно на рыночных условиях. Хочу, чтобы вы, уважаемые наши слушатели, зрители или коллеги, которые сейчас читают сайт, понимали: это абсолютно рыночные условия. В чем мы помогаем? Мы помогаем в том, что эксперты сопровождают проекты, если хотите, поэтапно. Вот мы смотрим, как правильно подготовить тот или иной документ, как проходит согласование, правильно ли проводится аукцион? Что касается рыночных цен или цен эксклюзивных, то в том случае, если существует план развития территории, где осуществляется строительство, где присоединение к сетям РАО ЕЭС и «Газпрома» производится в плановом порядке, там цена присоединения существенно ниже, нежели при подключении в срочном режиме. Поэтому мы стараемся сейчас всячески стимулировать регионы к тому, чтобы они реализовывали, прежде всего, планы развития территорий. Создавали их и реализовывали в дальнейшем. Тогда подключения, конечно, будут стоить дешевле, а, значит, и стоимость одного квадратного метра будет более доступной. Но комиссия работает не по эксклюзивным проектам. Пилотные проекты и эксклюзивные - совершенно разные вещи.

ВЕДУЩИЙ: Вот в этой связи вопрос в продолжение предыдущего задает Климова Елизавета из Омской области. Вы ответили на вопрос о подключении, а будет ли цена на квартиры непосредственно в домах, построенных по «пилотам», регулироваться?

А.БРАВЕРМАН: Ни в коем случае. Как мы можем регулировать цену и как мы можем потом этот механизм тиражировать? Это означает, что цены на жилье будут тогда регулироваться не рыночной ситуацией, а административными методами. Это невозможно. Мы считаем, что механизм, который мы создаем, позволит выдать на рынок большее количество площадок, обеспеченных инфраструктурой. Мы считаем, что второй блок, которым мы занимаемся, в случае успешной его реализации позволит увеличить производство строительных материалов. А если будет больше предложение, то и цена будет ниже. Только такими методами, ни в коем случае не административными.

ВЕДУЩИЙ: Ирина Верещага, студентка из Пермского края задает обширный вопрос: «Сегодня власти большое внимание уделяют вопросам демографии. Молодежь начала задумываться над созданием семьи и рождением детей, но многих останавливает отсутствие жилья и перспектив его приобретения. Может, стоит организовать пилотные проекты специально для строительства жилья для молодых семей?»

А.БРАВЕРМАН: Ирина, наверное, это наш недостаток, но повторяю, наши возможности, к сожалению, имеют заданные границы, и мы не выделяли специально молодые семьи. Возможно, стоит в дальнейшем задуматься об этом. По крайней мере я беру это на заметку и буду продолжать в дальнейшем информировать о том, как мы продвигаемся.

Но что касается обеспечения жильем молодых семей, то существует специальная подпрограмма в федеральной целевой программе «Жилище», которая так и называется - обеспечение жильем молодых семей. Участниками такой подпрограммы являются молодые семьи, возраст супругов в которых не превышает 30 лет, либо неполные семьи, состоящие из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Сейчас идет обсуждение поднятия возрастной планки до 35 лет, поскольку не секрет, что с ростом благосостояния возраст вступления в брак увеличивается, и мы серьезно задумываемся и проводим сейчас расчеты, чтобы поднять эту планку до 35 лет. Государственная поддержка таких семей заключается в предоставлении субсидий, при этом общий размер субсидий составляет не менее 35% средней стоимости жилья для молодых семей, которые не имеют детей, 40% - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка. В случае усыновления есть дополнительная специальная льгота в размере не менее 5% от средней стоимости жилья.

Поэтому я принимаю Ваш вопрос, мы будем периодически информировать о том, что успели сделать.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Все-таки придется опять вернуться к проблеме производства строительных материалов, потому что очень много таких вопросов. Александр Новиков, кстати, сам же строитель, из Московской области…

А.БРАВЕРМАН: Ну да, для него совсем живой вопрос.

ВЕДУЩИЙ: Он спрашивает: «На последнем заседании президиума Совета по нацпроектам Дмитрий Медведев сообщил, что ваша комиссия сопровождает реализацию шести проектов по развитию и производству стройматериалов». Он интересуется, что это за проекты, каков их масштаб, какие стройматериалы будут производиться и предполагается ли создание новых мощностей по производству стройматериалов в Московской области?

А.БРАВЕРМАН: Уважаемый Александр, частично я на этот вопрос ответил ранее. Я повторюсь еще раз. Это действительно шесть пилотов. Это Верхнебаканский цементный завод. Это база стройиндустрии в Усть-Лабинске. Это «Топкинский цемент» в Кемеровской области. Это Красноярский цементный завод в городе Красноярске. Это комбинат крупнопанельного домостроения в Ростове-на-Дону. Это завод по производству автоклавного газобетона в городе Видное. Это вторая часть Вашего вопроса. Там такая комплексная площадка, это инвестиционный проект компании «Базовый элемент», ее строительного направления, и там предполагается ввод довольно серьезных мощностей.

Что касается масштабов этих проектов, это 23 миллиарда рублей. Это очень капиталоемкие проекты, и в них доля инфраструктуры от общей стоимости проекта составляет 12%.

По-моему, я ответил целиком на этот вопрос. По масштабу «пилотов», по их названию. И в Московской области.

ВЕДУЩИЙ: Это Московская область. А что касается Сибирского федерального округа, тоже есть такой вопрос от Владимира Сухарева из Томской области: «Какие конкретные шаги предпринимаются для решения проблемы роста производства строительных материалов?» Вы ответили на этот вопрос. Будут ли строиться новые цементные заводы в Сибирском федеральном округе?

А.БРАВЕРМАН: Мы знаем, уважаемый Владимир, как минимум о трех таких заводах. И на них отрабатывается «пилот». Это, еще раз, «Топкинский цемент» в городе Топки. Это «Красноярский цемент» в Красноярске. Это Яшкинский карьер на базе Яшкинского месторождения. Мощности этих заводов - от 1 миллиона 300 тысяч тонн до 3 миллионов 400 тысяч тонн цемента. Большие проекты.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Давайте немножко сменим тему, но останемся в Московской области. Вопрос такой. Об эстетике.

Из города Долгопрудного Фирсова Татьяна Владимировна, экономист, спрашивает: «У меня вопрос про работу служб ЖКХ. Несут ли они ответственность за, скажем так, «эстетическую сторону» своей работы? Нам в пятиэтажке поменяли трубы водоснабжения (на самом деле трубы проложили новые, хотя и волынили все лето). Но после себя оставили горы хлама, дыры в фундаменте, куда человек может пролезть, обрезки труб и железяк. В ДЭЗе же говорят, что у них и так рабочих нет все это латать-подчищать. А в дыры уже дует холодный осенний ветер, и зима не за горами. Вопрос про эстетическую сторону работы служб ЖКХ. Если они все сделали, они должны после себя навести порядок?»

А.БРАВЕРМАН: Татьяна Владимировна, уважаемая, давайте отметим совершенно очевидный прогресс в работе служб ЖКХ, все-таки трубы они новые проложили, это уже шаг. Ну а то, что они за собой должны убрать горы хлама, дыры в фундаменте и обрезки труб - конечно, они должны нести за это ответственность. Повторюсь еще раз, мы сейчас хотим попробовать реализовать пилотный проект, причем мы его взяли как инициативу. В комиссию с таким предложением вышла очень крупная компания «Ренессанс-Капитал», которая во взаимодействии с еще более крупным австралийским банком Macquarie, специализирующимся именно на концессиях в ЖКХ, банком, который успешно реализует проект по Темзе, по «Большому Лондону». Они предложили выйти в ряд малых городов, я хочу подчеркнуть - РФ, и попробовать реализовать там пилоты, которые будут касаться передачи ЖКХ в концессию.

Что это такое? Это означает, что инвестор за свой счет ремонтирует инфраструктуру, берет ее на определенный срок в концессию, то есть эксплуатирует, получает всю прибыль с нее, уплачивает налоги, оставляя ее в собственности государства, я хочу подчеркнуть. И через определенный период, в определенном состоянии - бесспорно, в лучшем, чем он взял - отдает ее обратно государству. Конечно, сроки концессии длинные, и инвестиции эти окупаются долго, и такие сроки, как правило, не меньше 20-25 лет, но это крайне эффективно. Поскольку у государства, и у субъектов РФ, и у муниципалитетов не хватает сегодня инвестиций на ЖКХ, привлечение таких инвесторов, на наш взгляд, является ключевым. И поэтому, несмотря на напряженный график работы комиссии, очень большую загрузку экспертов (пользуясь случаем, я благодарю экспертную группу, которая работает на комиссию), руководители комиссии - в частности, Ваш покорный слуга - все-таки являются сторонниками попытки сделать такой проект. На прошлом президиуме Совета мы об этом говорили и надеемся получить поддержку.

ВЕДУЩИЙ: У нас конференция проходит 6 ноября, и вот такой вопрос, прямо как подгадали, накануне 7 ноября. Костромская область, Павлов В.С.: «Проблему с жильем можно решить только одним способом: ограничить покупку жилья средним классом. Надо принять закон, - считает он, - о запрете иметь семьям больше двух квартир. Если имеешь больше, ты обязан его или продать, или государство его национализирует». Что Вы на это скажете?

А.БРАВЕРМАН: Действительно, прямо к 7 ноября. Вопрос хороший. Что бы я сказал? Конечно, проблема покупки жилья как инструмент финансовый, инвестиционный нуждается в регулировании. Видимо, в регулировании особом. Что должно сделать, на наш взгляд, государство? Оно должно, во-первых, расширять спектр финансовых инструментов, для того чтобы отвлекать с этого рынка средства. Это первое. И второе. Конечно же, нужно ввести дополнительные меры регулирования. Например, повышенный налог на продажу трех, пяти квартир, двух квартир за определенный промежуток времени. Условно, менее трех лет у вас эта квартира была в собственности (повторюсь, я сейчас не говорю о цифрах, которые могли бы быть интерпретированы как готовое предложение), и вы ее продали. Ясно, что вы приобретали ее с инвестиционными целями. Нормально это, инвестиционные цели? Абсолютно нормально. Нормально, что это будет облагаться каким-то специальным налогом? Нормально. Но ни в коем случае не закон о запрете количества квартир. Это уж, действительно, к празднику 7 ноября.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо, в продолжение этой темы - Санкт-Петербург, Тимур, научный работник. Вы уже начали отвечать на этот вопрос. «Какие меры в области сдерживания цен на жилье принимаются? И принимаются ли вообще должностными лицами, ответственными за реализацию важнейшего для современной России национального проекта?»

А.БРАВЕРМАН: Одна-единственная общая мера - это разработка и быстрое тиражирование механизма увеличения предложения, которое будет соответствовать растущему спросу. Ведь доходы населения растут? Растут. Вот не далее как сегодня ознакомился с материалом, который касается оценки роста потребительского рынка в Российской Федерации. Аналитики рассматривают потребительский рынок в Российской Федерации как самый перспективный в Европе в ближайшее время за горизонтом 2010 года. Это означает, что платежеспособный спрос будет расти. Располагаемые доходы населения уже растут и будут расти дальше. И если не будет адекватного ответа этому спросу в виде предложения, то и цены будут расти. Единственный путь - это увеличение предложения. Поэтому никакие меры - административные, ограничительные, в том числе и антимонопольные меры (хотя такие меры, в том числе и по цементу, обязательно должны быть) - не являются решением проблемы. Решение проблемы состоит в том, чтобы больше земельных участков, обеспеченных инфраструктурой, было вовлечено в оборот, больше площадок было под заводы промышленно-строительных материалов, прежде всего под цементную индустрию и новые формы прогрессивных материалов, это единственный путь ограничения цен.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Вопрос жилищного строительства и ЖКХ, безусловно, очень разноплановый и касается очень многих категорий россиян. Поэтому у нас есть вопрос, например, от военнослужащего из Москвы Королева Дениса Валерьевича: «Прошу разъяснить, как, будучи военнослужащим МО РФ, участвовать в национальном проекте «Доступное и комфортное жилье» и можно ли вообще? Чтобы не потерять возможность получения жилого помещения от Министерства обороны».

А.БРАВЕРМАН: Уважаемый Денис Валерьевич, обеспечение жильем военнослужащих является задачей подпрограммы выполнения гособязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Эта подпрограмма является частью федеральной целевой программы «Жилище». Формы господдержки военнослужащих - это субсидии, которые дают право на приобретение жилья. Субсидии эти выражены сертификатами. Субсидии осуществляются федеральными органами исполнительной власти, в Вашем случае это Министерство обороны РФ - конечно, если Вы подпадаете под критерии, которые предъявляет программа к военнослужащим, перед которыми имеет обязательства. Других механизмов обеспечения военнослужащих жильем на сегодня законодательство РФ не предусматривает. Все через эту программу, она достаточно обширная и, на наш взгляд, финансируется сейчас очень хорошо.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Мы уже около часа задаем вопросы, регламент нас заставляет ускоряться. Я выбрал такой вопрос, из Краснодарского края, он опять же касается работы комиссии. Карен Арапенян, госслужащий, говорит о том, что российские регионы сильно разнятся по уровню бюджетной обеспеченности. Ранее в выступлениях Вы говорили, что «пилоты» придумывались для того, чтобы разработать схемы, применимые на всей территории России. Удалось ли достичь поставленной цели и какие ноу-хау были изобретены в процессе работы?

А.БРАВЕРМАН: Уважаемый Карен, во-первых, спасибо, что следите за работой комиссии и выступлениями членов комиссии и ее председателя. Мы не стараемся изобретать никаких ноу-хау. Знаете, я где-то прочитал выражение великого театрального деятеля Мейерхольда, что «когда вагоновожатый начинает искать свой путь, то трамвай сходит с рельсов». Поэтому мы не ищем каких-то специальных новых путей, мы отрабатываем механизм для тиражирования, повторюсь еще раз. Мне не очень нравится слово «схема», мы его стараемся не употреблять, поскольку у многих из нас «схема» ассоциируется с такими, как бы не очень хорошими, возможно, последствиями. А мы разрабатываем механизм, который поэтапно должен давать результат. Вот мы отчитаемся перед вами в скорости, как мы вместе с субъектами Российской Федерации отслеживали проведение аукционов: везде ли они были объявлены, прошли ли они по правилам. Если аукционы где-то сорвались или не были проведены, то мы проанализируем причины этих срывов - были они экономические либо это были административные барьеры? Это будет прямо в течение ближайших недель. Мы найдем возможность через СМИ отчитаться в этом.

Второе. Мы в течение короткого периода, последний президиум Совета отвел нам на это всего три недели, подготовим изменение в законодательство, которое будет должным образом стимулировать выделение дополнительных площадок и месторождений под цемент. Это очень важный момент. Это снятие фактора сдерживания.

Таким образом, мы можем дать вам возможность поэтапно следить за нашими результатами, а итоговый пакет документов, который мы хотим сформировать, будет готов в марте месяце. Но это не означает, что мы до марта ничего не будем выдавать. Мы поэтапно занимаемся и законодательством, и процедурными механизмами, и, самое главное, мониторим то, что происходит по нашим пилотным проектам.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Вот как раз вопрос по цементу. Вы про него сказали. Из Воронежской области Шиндин Сергей Александрович, работник АПК. «За май - август 2007 года цены на цемент в нашем регионе поднялись на 100%, с 200 до 405 рублей за мешок. Эта ситуация дискредитирует все нацпроекты и все десятизначные суммы, выделяемые правительством». Вот такой вопрос.

А.БРАВЕРМАН: Очень тяжелый вопрос. На самом деле цена цемента растет. Эксперты во многом связывают это с монопольным положением отдельных компаний на рынке. Звучат предложения административного ограничения цен на цемент. Сразу обозначу свою позицию: являюсь противником административного ограничения цен, в то же время считаю, что соблюдение антимонопольного законодательства в этой сфере должно быть объектом пристального внимания антимонопольных служб, вместе с тем считаю единственным и главным путем решения этой проблемы наращивание мощностей по выпуску цемента.

Повторюсь еще раз: у нас есть консенсусная оценка с Росстроем и регионами РФ, говорящая об их готовности в ближайшие три года запустить дополнительно производство 30 млн тонн цемента, доведя общий объем практически до 90 млн тонн, и это единственный путь решения проблемы, фиксации, а в лучшем варианте развития событий - и снижения цен на цемент.

ВЕДУЩИЙ: Тогда такой заключительный вопрос от интернет-аудитории. Адреса нет, только электронный, задает его Михаил: «В Европе все живут достойно, а у нас - нет». То есть такой не вопрос, а утверждение. Вопрос в том, «будем ли мы жить так же достойно, как живут в Европе, и что нужно сделать для того, чтобы ликвидировать препятствия, сдерживающие строительство доступного, недорогого жилья?» Может быть, мы о чем-то не успели сказать, с Вашей точки зрения, прежде чем мы перейдем к вопросам присутствующих журналистов?

А.БРАВЕРМАН: Я могу только повториться: нам надо наращивать возможности, которые связаны в первую очередь с блоком предложения. Бесспорно, ипотечные кредиты стали более доступными для граждан, и они готовы сегодня за счет трех базовых источников - за счет продажи имеющегося жилья, за счет собственных накоплений, за счет займов у родственников или знакомых и использования ипотечного кредита - приобретать новое жилье. Таких людей сегодня - 40% от нуждающихся в жилье. Они готовы в этой программе участвовать, это очень серьезная цифра. Но если мы не увеличим предложение земельных участков, обеспеченных инфраструктурой, не увеличим производство строительных материалов, так как это сдерживающий фактор роста объемов жилья, то все это будет сделать сложно. А для этого нужен внятный механизм, который железной рукой исполнительной власти должен приводиться в действие на уровне муниципалитетов, субъектов РФ и Российской Федерации в целом, это единственный путь.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо Вам большое, Александр Арнольдович, регламент нам уже не позволяет продолжить задавать вопросы из Интернета, поэтому я предлагаю присутствующим здесь журналистам задать свои вопросы.

ИТАР-ТАСС: Вы очень умную вещь сказали по поводу молодой семьи. Вот мне интересно, когда все-таки эта программа планируется, возрастной ценз повысится до 35 лет?

А.БРАВЕРМАН: Мы обсуждаем сейчас это. Я не могу назвать сроков, потому что это зависит не от комиссии. На наш взгляд, анализ, который сделали эксперты-демографы, и те материалы, которыми располагает комиссия, позволяют говорить о том, что этот уровень может быть повышен.

ИТАР-ТАСС: И второй вопрос. По Вашим прогнозам, опять-таки, Вы мониторите все, и в этой сфере разбираетесь. Все-таки сколько будет стоить квадратный метр до конца этого года или в следующем? Ваш прогноз просто, по жилью, по пилотным проектам.

А.БРАВЕРМАН: По пилотным регионам, я думаю, рост, по сравнению с той цифрой, которую я вам назвал, не должен быть более 10-15%. Это мое предположение. Скорее ближе, конечно, к 15%. Такой ежегодный рост, на мой взгляд, в сегодняшней ситуации является в принципе нормальным, допустимым, я бы так сказал. Но, конечно, меры, которые надо принять по увеличению предложения, позволят, по оценкам экспертов, стабилизировать этот рост. Эксперты сходятся на том, что 8-10% - это разумный рост. И этого можно будет достигнуть, если будет большее увеличение предложения, для этого есть все возможности.

ИТАР-ТАСС: И последний вопрос касается опять стройматериалов. Все-таки помимо увеличения объемов производства стройматериалов, я думаю, что все равно существует какая-то монополия, которая способствует, потому что цены очень по России разнятся. Если в Москве, допустим, условно говоря, стоит цемент 200 рублей, то вот в той же Сибири или на Камчатке он подорожал за этот год не в два раза, а в три-четыре, понимаете? Вот как бороться с этим? То есть с искусственным увеличением цены?

А.БРАВЕРМАН: Это вопрос антимонопольных органов. На него обращаете внимание не только Вы, не только СМИ, но в том числе, и прежде всего, строители, которые, конечно же, потом перекладывают стоимость, любое увеличение стоимости строительных материалов на потребителя. Ясно, что маржу стараются держать все. Это вопрос контроля антимонопольных органов на тот период, пока строятся заводы. Второй, очень важный момент, я о нем забыл сказать, очень сожалею: мы считаем, что возможно на определенный сезон, на очень короткий период, снижать таможенные пошлины на ввозимый цемент. И это еще один путь увеличения предложения. Но, повторюсь еще раз, я хочу, чтобы здесь меня поняли совершенно однозначно, чтобы не было никаких двойных трактовок, вещь очень тонкая. Почему тонкая? Если устанавливать такие таможенные, если хотите, каникулы, или льготный таможенный режим, на какой-то длинный срок, инвестор не пойдет в эту отрасль. А мы заинтересованы в длинных инвестициях. Но в то же время мы же живем сегодня, цемента не хватает или его производство монополизировано. Значит, надо на короткий период снижать эти пошлины, тогда у нас будет возможность ввозить больше цемента. Сегодня ввозится очень мало, всего 700 тысяч тонн. Значит, надо ввозить больше и разрушать в том числе региональный монополизм. Ну и антимонопольные органы должны работать. Но главное, радикальное решение проблемы - это увеличение производства. Нет другого решения. Вот мы будем все время находиться в поисках виноватого, в поисках административных ограничений, которые все научились обходить, к сожалению. Это будет увеличивать и коррупционную составляющую. Единственное - это больше производить.

ВЕДУЩИЙ: Коллеги, есть у кого-нибудь еще вопросы? Александр Арнольдович, спасибо Вам большое. Может быть, остались какие-то темы, вопросы, которые мы не охватили сегодня?

А.БРАВЕРМАН: Я думаю, обо всем основном мы поговорили, мы ожидаем вопросов, готовы работать с вами в регулярном режиме, и комиссия будет рада дать дополнительные пояснения, если таковые будут необходимы.

ВЕДУЩИЙ: Напоминаю, что на интернет-конференции на сайте rost.ru был президент Российской ассоциации маркетинга, председатель комиссии по развитию рынка доступного жилья при Совете по реализации нацпроектов и демографической политике Александр Браверман.

А.БРАВЕРМАН: Спасибо вам большое.

по материалам prodekorsten.ru
12 декабря 2007



Хотите узнать больше? Найти все про Интернет-конференция председателя комиссии по развитию рынка доступного жилья при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Александра Бравермана


Также в этой рубрике:
 
Законопроект "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства РФ" отклонён Госдумой в первом чтении
Для достижения принятия такого решения ГД РФ, понадобились консолидированные усилия группы "игроков" различных секторов рынка, которые отстояли как свои, так и простых потребителей интересы, которые могли ощутимо уязвиться потенциальным принятием законопроекта.
Пробелы в законодательстве порождают новые способы захвата земли и недвижимости
В последнее время появились еще более изощренные способы захвата земли и объектов недвижимости, либо давления на собственников, основанные на пробелах в федеральном законодательстве
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00