Главная/ Архитектура и дизайн/ (страница 14)/

Москва уже умерла. Таково мнение архитекторов России

Исторический облик столицы в наши дни уничтожается безвозвратно, убеждены ведущие архитекторы страны

 


Музей архитектуры, расположенный прямо напротив Кремля, ярче всего отражает положение дел в столичной архитектуре. Музею не хватает денег на постоянную экспозицию, историческое здание обветшало и находится в ремонте. Однако его директор Давид САРКИСЯН уверен, что ветхость куда как лучше новорусского глянца. Саркисян - яростный противник разрушения московских памятников. Недавно Музей архитектуры обратился к президенту с открытым письмом, в котором призвал остановить разрушение исторической Москвы. Под этим письмом подписались видные архитекторы и художники.

- На недавней выставке "Арх-Москва" ваш музей представил самую лаконичную и яркую инсталляцию: три надгробия с надписями "Военторг", "Манеж", "гостиница "Москва". Все действительно так плохо?

- Некоторое время назад все действительно было плохо. Москва была таким паноптикумом, где собрали самые нелепые архитектурные строения. Появлются компании, готовые платить мировым архитектурным знаменитостям. Я имею в виду проект "Русский авангард" Эрика ван Эгераата, который сначала планировалось возвести на Якиманке.

- А может, это и хорошо, что Москва так нелепа? Может, в этом и есть ее стиль?

- Нынешняя Москва похожа на город с раковыми опухолями. Уже то, что мы пережили это странное сооружение - чудовищную яму на Манежной площади (торговый центр) с кичевыми интерьерами под русскую старину, - диагноз. А вообще, конечно, все началось с храма Христа Спасителя, который мы якобы реставрировали, а на самом деле соорудили некое пластмассовое чудачество.

- Вы считаете, что Зураб Церетели и его творения виновны в нынешнем положении вещей в московской архитектуре?

- Нет, Церетели тут ни при чем. Если не он - был бы другой человек, такой же энергичный и плодовитый. Церетели просто заполняет пустоты в нашем сознании. Если ты не понимаешь, что плохо вместо архитектурного подлинника "Военторга" ставить блочный муляж - значит, ты принадлежишь к миру таких же странных существ. Один наш очень крупный московский чиновник приехал в Венецию и воскликнул: "Боже, как тут все запущено!" У него сознание настроено на новорусский глянец. Боюсь, что когда у Питера появятся деньги, он превратится в город, похожий на Москву. Сейчас в Питере, как и в Венеции, идет красивое, благородное умирание. Москва уже умерла.

- По-вашему у города может быть только два состояния: красивое умирание или безобразная смерть? А как же архитектуре ладить со строительством и с современностью?

- Должно быть промежуточное состояние - как у Лондона. Там самые дорогие дома - дома с соломенными крышами. Если он у тебя сгорает, ты должен - соломинка к соломинке - по старым технологиям построить точно такой же. То, что сгорели уникальные фермы Бетанкура в Манеже - трагедия мирового масштаба. Деревянные конструкции опирались на стволы в 45 метров длиной. И благодаря этому в зале могли одновременно находиться 12 тысяч человек. Это был шедевр. Сейчас такие деревья просто не растут. Поэтому, когда говорят, что построят точно такое же здание, знайте - это ложь. Военторг был самым красивым домом Москвы в стиле арт-нуво. А гостиницу "Москва" до сих пор не могут сломать, хотя и говорили, что она непрочная. Считайте, мы потеряли их навсегда.

- На прошлой неделе наша газета писала про перестройку ВДНХ. А потом на форуме появились отклики: "Зачем нам это сталинское старье?! Это даже и не архитектура!"...

- Когда-то я сам не любил сталинскую архитектуру. Казалось, высотки - это искажение старинных пропорций. Сейчас понимаю: эти вещи смотрятся как большие стильные фантазии на еще более ранние эпохи. С ними не идут ни в какое сравнение нынешние постмодернистские здания. Ни у кого из московских архитекторов нет этого чувства стиля и стильности. Возможно, только один архитектор - Михаил Белов - чувствует стиль. Он тоже искажает пропорции, строит специально вычурные сооружения (дом на Патриарших прудах), но по крайней мере у него есть юмор.

- За пять лет директорства вы превратили Музей архитектуры едва ли не в самую активную музейную площадку города. Как вам это удалось?

- Мы - живое место, где делаются важные выставки на важные темы. И потом, наш музей - обладатель самых бесценных сокровищ по истории архитектуры в мире. И самый большой фотомузей - 2 миллиона фотографий, плюс фантастический набор чертежей, начиная с Василия Баженова. И это при том, что у нас в здании гниют трубы. Если бы вы знали, какое у нас финансирование, вы бы сильно удивились, как вообще мы до сих пор не закрыты.

- Какое, на ваш взгляд, самое красивое здание Москвы?

- Естественно, Пашков дом.

- А самое некрасивое?

- То здание на Новослободской улице с безумными башнями и фонарями, мимо которого я недавно проезжал.

"Новые известия"
по материалам "Новые Известия"
23 июля 2004



Хотите узнать больше? Найти все про Москва уже умерла. Таково мнение архитекторов России


Также в этой рубрике:
 
В Питере утверждена кандидатура главного архитектора
Главный питерский архитектор приступил к обязанностям
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 18:17,
страница Москва уже умерла. Таково мнение архитекторов России - Архитектура и дизайн строительного портала prodekorsten.ru