Главная/ Правительство РФ/ Общественный совет при Министре регионального развития РФ/ Рабочие группы/ Анализ правоприменения Градостроительного кодекса РФ/

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к предложениям по внесению в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменений

Предложения, подготовленые рабочей группой Общественного совета при МРР РФ, включающей представителей Российской академии архитектуры и строительных наук, Союза архитекторов России, Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципаль-ных образований, Московского союза архитекторов, научно-исследовательских и проект-ных градостроительных институтов

К заседанию Общественного Совета  

при Министре регионального

развития Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к предложениям по внесению в Градостроительный

кодекс Российской Федерации изменений, необходимых для решения стратегических задач развития Российского

общества и государства, определенных в Послании Президента Российской Федерации от 10 мая 2006 года и в приоритетных национальных проектах

Источник: WWW.I-Stroy.RU

Настоящие Предложения подготовлены рабочей группой Общественного совета при Министре регионального развития Российской Федерации, включающей представителей Российской академии архитектуры и строительных наук, Союза архитекторов России, Совета главных архитекторов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Московского союза архитекторов, научно-исследовательских и проектных градостроительных институтов.

1. Почему необходимы изменения в Градостроительном кодексе

Российской Федерации

            Градостроительный   кодекс   Российской   Федерации (от 29.12.2004 г.

№ 190-ФЗ) существенно исказил содержание градостроительной деятельности, ослабил институты и механизмы ее правового регулирования:

            1) лишил градостроительную деятельность ее главного содержания - обеспечения целенаправленного, комплексного развития систем расселения и поселений, подменив это содержание отраслевым землеустройством, статичным разграничиваем земель;

2) существенно ослабил роль государственных институтов в планировании и регулировании градостроительной деятельности - фактически лишил государство инструментов проведения общенациональной и региональной градостроительной политики и ее реализации;

            3) ликвидировал профессиональные институты в области градостроительной деятельности;

            4) ввел в правовое поле механически заимствованный из «англосаксонского права» институт комиссионного регулирования землепользования и застройки, который открывает безграничные возможности для лоббизма и коррупции.

            Созданный Градостроительным кодексом РФ правовой механизм настроен на противодействие решению стратегических задач развития страны, регионов и городов и комплексной реализации приоритетных национальных проектов.

            2. Каковым в действительности является содержание

градостроительной деятельности

            Социальная роль (миссия) градостроительной деятельности состоит в формировании пространственной среды благоприятной для жизнедеятельности человека и устойчивого развития общества. Благоприятной является пространственная среда, отвечающая следующим критериям:

            1) безопасность - соответствие требованиям безопасности территорий, безопасности производственных объектов и объектов капитального строительства, требованиям предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, требованиям экологической безопасности, гражданской обороны и противодействия терроризму;

            2) гарантированная доступность всего комплекса социально значимых благ - жилища, услуг, мест приложения труда, образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, досуга - соответствие требованиям национальных, региональных и местных нормативов минимальной обеспеченности  социально значимыми благами, их качества (комфортности) и пространственной доступности;

            3) пространственная целостность, единство территории Российской Федерации, территорий регионов и муниципальных образований - необходимая и достаточная сформированность системы общенациональных, региональных и местных административных, экономических и культурных центров и общенациональных, региональных и местных систем транспортной и инженерной инфраструктур;

            4) многообразие пространственной среды - видов и форм застройки, планировки территории, типов поселений и систем расселения - необходимое условие для диверсификации экономики, развития инновационной деятельности, сохранения культурных традиций;

            5) историческая преемственность и природное своеобразие - способность пространственной среды к сохранению и накоплению образцов градостроительной культуры различных исторических периодов, сохранению и воссозданию природных экосистем, природных и природно-антропогенных ландшафтов;

            6) целенаправленность изменений - способность пространственной среды к своевременным преобразованиям, отвечающим стратегическим целям развития общества и государства.

3. Какие изменения предлагается внести в Градостроительный

кодекс Российской Федерации

                                                     

            Изменения в Градостроительном кодексе Российской Федерации должны: а) устранить системные ошибки, допущенные авторами действующей редакции кодекса; б) создать правовой механизм, обеспечивающий решение средствами градостроительной деятельности стратегических задач развития общества и государства и реализации приоритетных национальных проектов. Необходимые изменения предусматривают:

            1) последовательное встраивание приоритетных национальных проектов, других стратегических документов  в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого экономического и социального развития страны в систему целеполагания и планирования пространственного развития и в механизмы реализации градостроительных планов, проектов, программ. Соответствующие изменения предусмотрены в главах 3 «Территориальное планирование» и 4 «Планировка территории»;

            2) обеспечение комплексности всех уровней территориального планирования. В главе 3 «Территориальное планирование» предлагается установить, что основой территориального планирования должны быть комплексные документы территориального планирования - Генеральная схема Российской Федерации, генеральные схемы субъектов Российской Федерации (генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), генеральные схемы муниципальных районов и генеральные планы поселений, городских округов;

            3) вертикальную интегрированность (единство, целостность) процедур территориального планирования и планировки территории - в целях обеспечения единства территорий и в целях последовательной реализации на всех уровнях территориального планирования и планировки территории приоритетных национальных проектов предлагается существенно расширить перечень случаев, в которых документы территориального планирования, а также документация по планировке территории подлежат совместной разработке федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления;

            4) непрерывность процесса территориального планирования на всех уровнях, переориентацию процедур территориального планирования со статики на развитие. Предлагается установить, что комплексные документы территориального планирования (генеральные схемы, генеральные планы) подлежат регулярной актуализации с учетом хода их реализации и новых задач развития территорий;

            5) создание реального, а не «виртуального» механизма реализации документов территориального планирования, документации по планировке территории, означающего ответственность публичной власти за реализацию мероприятий территориального планирования в области безопасности, социальных гарантий, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур;

            6) существенное укрепление государственных институтов и механизмов в области градостроительной деятельности, обеспечивающих государственные гарантии и ответственность государства за формирование благоприятной пространственной среды;

            а) расширение сферы полномочий и ответственности федеральных и региональных органов государственной власти в области градостроительства;

            б) формирование «вертикали» исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, уполномоченных в области градостроительной и архитектурной деятельности и обеспечивающих на соответствующем уровне выполнение полного цикла градостроительных работ, относящихся к обязанностям публичной власти - от подготовки проектов документов территориального планирования  - до выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов;

            в) расширение сферы обязательного проведения государственной экспертизы документов градостроительного проектирования;

            г) придание юридически обязательного статуса федеральным, региональным и местным нормативам градостроительного и архитектурно-строительного проектирования как инструменту социальных гарантий качества и комфорта пространственной среды;

            д) установление системы государственных профессионально-квали-фикационных требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в области градостроительства (в органах, уполномоченных в области градостроительной деятельности, в области градостроительного проектирования, архитектурного проектирования, строительства, государственной экспертизы, государственного строительного надзора);

            7) устранение «коррупционно опасного» механизма подготовки и принятия правил землепользования и застройки в режиме договоренностей и псевдодемократических публичных слушаний. Предлагается установить, что регламенты использования и застройки должны устанавливаться только в составе документов территориального планирования и документации по планировке территории с прохождением установленных процедур согласования и государственной экспертизы;

              8) устранение противоречащего принципам федерализма и региональному многообразию условий и традиций российского градостроительства запредельного сужения полномочий субъектов Российской Федерации в области правового регулирования градостроительной деятельности.

по материалам WWW.prodekorsten.ru
11 мая 2006



Хотите узнать больше? Найти все про ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к предложениям по внесению в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменений


Также в этой рубрике:
 
ОСНОВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ по внесению изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ
Cвод поправок к Градостроительному кодексу РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ по внесению в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменений, необходимых для решения стратегических задач развития Российского общества и государства
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00