Главная/ Правительство РФ/ Общественный совет при Министре регионального развития РФ/ Рабочие группы/ (страница 2)/

Запрос в Конституционный суд Российской Федерации от 13 апреля 2005г

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 апреля 2005 г. N 82

 

О ЗАПРОСЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", Московская городская Дума постановляет:

1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть 1), ст. 16) и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005).

2. Утвердить текст запроса (приложение).

3. Поручить Председателю Московской городской Думы В.М. Платонову представлять Московскую городскую Думу при рассмотрении указанного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации.

4. Поручить Аппарату Московской городской Думы оплатить государственную пошлину в размере, определенном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.

 

Председатель

Московской городской Думы

В.М. Платонов

  

 

Приложение

к постановлению

Московской городской Думы

от 13 апреля 2005 г. N 82

 

ЗАПРОС

О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 3 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА N 190-ФЗ И ПОДПУНКТА 42

ПУНКТА 2 СТАТЬИ 26.3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ

1999 ГОДА N 184-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

В соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьями 84-87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Московская городская Дума обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ установлено, что "законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации".

В подпункте 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что вопросы градостроительного законодательства относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основанием для запроса в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституции Российской Федерации.

Законодательство в области архитектуры и градостроительства не содержится в перечнях вопросов, отнесенных статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. По смыслу статьи 73 Конституции Российской Федерации законодательство в области архитектуры и градостроительства относится к предметам ведения субъектов Российской Федерации, и субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти по вопросам архитектуры и градостроительства. Субъекты Российской Федерации осуществляют по данным вопросам собственное правовое регулирование в соответствии с частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, и в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в области архитектуры и градостроительства в соответствии с частью 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Ранее в Градостроительном кодексе Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ федеральный законодатель полностью учел требования Конституции Российской Федерации.

Так, в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ градостроительная деятельность определена как "деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений".

При этом в пункте 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ был установлен закрытый перечень вопросов, относящихся к области градостроительной деятельности, по которым нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации должны приводиться в соответствие с федеральными законами (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Это вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также вопросы в области природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры, обеспечения экологической безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Также в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ к правовым институтам градостроительства были отнесены градостроительное планирование развития территорий и поселений, определение видов использования земельных участков, проектирование, строительство и реконструкция объектов недвижимости. При регулировании данных вопросов субъекты Российской Федерации были наделены всей полнотой государственной власти, и в случае противоречия соответствующих норм законов субъектов Российской Федерации нормам законов Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации должны были применяться нормы законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ большинство субъектов Российской Федерации создало собственные институты законодательного регулирования в области градостроительной деятельности, способствующие реализации заложенных в Конституции Российской Федерации принципов. Известно, что климатические особенности городов и регионов России (Норильск и Сочи, Астрахань и Петропавловск-Камчатский), их национально-культурные традиции (Татарстан, Тыва, Дагестан, Калининград, Москва, Санкт-Петербург) делают нецелесообразным установление централизованного градостроительного регулирования по целому ряду вопросов.

При этом в нарушение требований статьи 73 Конституции Российской Федерации в части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 190-ФЗ установлено законодательное регулирование всех без исключения вопросов в области градостроительной деятельности в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации. Это указывает на противоречащую Конституции Российской Федерации попытку изъятия в одностороннем порядке конституционных полномочий у субъектов Российской Федерации. Таким образом, часть 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации необходимо изложить в следующей редакции:

"Нормы законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры, обеспечения экологической безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий не могут противоречить соответствующим нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Отнесение в подпункте 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросов градостроительного законодательства к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации противоречит статьям 72 и 73 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, неопределенность в вопросе соответствия части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституции Российской Федерации заключается в том, что вопросы в области градостроительной деятельности не относятся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а являются исключительно предметом ведения субъектов Российской Федерации (статья 73 Конституции Российской Федерации). Федеральный законодатель не вправе устанавливать положения о том, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, за исключением тех частей, которые представляют собой комплексные правовые институты с другими отраслями законодательства, относящегося к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Ранее в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан" указывалось на невозможность нарушения конституционных принципов федеративного устройства Российской Федерации текущим федеральным регулированием посредством законов, недопустимость неправомерного вмешательства федерального законодательства в сферу исключительной компетенции субъектов Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, на основании части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Московская городская Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить содержание норм части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на соответствие статьям 71, 72, 73, 76 Конституции Российской Федерации.

по материалам prodekorsten.ru
22 декабря 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Запрос в Конституционный суд Российской Федерации от 13 апреля 2005г


Также в этой рубрике:
 
Внесение дополнений в статью 48 Градостроительного кодекса
Предложения главного архитектора Архангельской области Ярского Д.С.
Протокол заседания Рабочей группы по анализу Градостроительного Кодекса РФ от 22 декабря 2005 года
Механизм работы над поправками, метод и способ их сведения в таблицу поправок
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 18:26,
страница Запрос в Конституционный суд Российской Федерации от 13 апреля 2005г - Рабочие группы строительного портала prodekorsten.ru