Главная/ Президент РФ/ Экономическая рабочая группа при Администрации Президента РФ/

Нормативный вакуум в регулировании строительства

 Нормативный вакуум в регулировании строительстваС принятием Государственной Думой закона "О техническом регулировании", который радикально реформирует ранее действовавшую систему по регулированию отношений в области установления и контроля требований к продукции, работам, услугам и связанным с ними процессам, на рынке стандартизации произошла революция. Взамен ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, которые переходят в ранг рекомендательных документов, были предложены технические регламенты. Подобное новаторство далеко не всем пришлось по вкусу. Технические регламенты представляют собой документы, включающие в себя минимально необходимые характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации

С принятием Государственной Думой закона "О техническом регулировании", который радикально реформирует ранее действовавшую систему по регулированию отношений в области установления и контроля требований к продукции, работам, услугам и связанным с ними процессам, на рынке стандартизации произошла революция. Взамен ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, которые переходят в ранг рекомендательных документов, были предложены технические регламенты. Подобное новаторство далеко не всем пришлось по вкусу. Технические регламенты представляют собой документы, включающие в себя минимально необходимые характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Являясь добровольным документом, технический регламент, за редким исключением, не должен содержать требования к конструкции и исполнению. Для некоторых видов продукции обязательная оценка соответствия может не устанавливаться. Международные стандарты и (или) национальные стандарты в качестве основы для разработки проектов технических регламентов могут использоваться полностью или частично. Закон вступил в силу больше года назад, а страсти все не утихают.

Вашему вниманию предлагаются две точки зрения на федеральный закон "О техническом регулировании": мнение руководителей Федерального государственного унитарного предприятия "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" и директора Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго России.

Переход в 90-е годы прошлого века России к новым формам и методам хозяйствования потребовал кардинального изменения ранее действовавшей законодательной базы, регулирующей отношения во всех отраслях экономики и иных сферах деятельности.

Вместе с тем отсутствие опыта законотворчества в новых экономических условиях, а также вынужденное параллельное использование планового и рыночного законодательства приводило к появлению недостаточно проработанных законодательных актов, практика применения которых требовала постоянного изменения и дополнения их положений.

Анализ показывает, что за последнее десятилетие законодательная и нормативная правовая база обновилась минимум два раза. В настоящее время идет ее новое кардинальное изменение, которое обусловлено в основном двумя факторами:

- происходящей административной реформой в свете положений Указов Президента Российской Федерации, которые существенно трансформируют систему органов государственного управления и устанавливают новые подходы к управлению федеральной собственностью и ее приватизации;

- вступлением в силу с 1 июля 2003 года Федерального закона "О техническом регулировании", положения которого принципиально изменили основы технического регулирования в Российской Федерации.

Введен новый вид законодательных актов - технические регламенты, и установлен предмет их правового регулирования. Основным принципом стандартизации становится добровольное применение стандартов.

Принятие закона "О техническом регулировании" связано в первую очередь с необходимостью гармонизации российского законодательства с законодательством стран с развитой рыночной экономикой, а также с проводимой политикой по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Структурные сдвиги, происходящие в экономике страны, в полной мере отражаются и на проектном комплексе. Если раньше субъекты инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений имели возможность стабильно работать в течение 10-15 лет до выхода очередного законодательного акта по совершенствованию проектно-сметного дела в стране, то теперь ситуация коренным образом изменилась.

Анализ показывает, что в настоящее время база законодательных и нормативных правовых актов, положения которых прямо или косвенно регулируют вопросы проектирования капитального строительства, насчитывает 438 документов, в том числе 121 федеральный закон, 141 постановление Правительства Российской Федерации, 176 нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти.

За полтора последних года эта база обновилась более чем на 25% и увеличилась примерно на 13%. Приведенные сведения отражают ситуацию по состоянию на 1 мая 2004 года. С мая по сентябрь текущего* года процесс реорганизации и обновления законодательной базы существенно ускорился.

Так, например, в связи с изменениями общих принципов организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организации местного самоуправления в России только Федеральным законом от 22 августа 2004 года внесены изменения в 152 законодательных акта, в том числе в 37 законодательных актов, регулирующих вопросы проектирования капитального строительства.

Характерной чертой капитального строительства является то обстоятельство, что при создании и воспроизводстве основных фондов принимают участие значительное количество субъектов инвестиционной деятельности: инвесторы, заказчики, подрядчики в лице изыскательских, проектных, научно-исследовательских, строительных и иных организаций, поставщиков строительных изделий, материалов, оборудования, а также работников финансово-ревизионных органов, служащих федеральных, региональных и местных органов управления, включая их подведомственные учреждения и организации, органов государственного контроля и надзора, включая экспертные органы.

Скоординированность действий этих корпоративных сообществ, направленных на конечную цель, отражающую общественные интересы, приобретает особую актуальность.

Ранее упорядочение подходов к определению состава и содержания технической документации, а также процедур разработки, согласования и утверждения предпроектной и проектной документации осуществлялось на основе СП 11-101-95 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" и СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий зданий и сооружений".

На основании писем Минюста России по формальным признакам указанные документы были отменены постановлениями Госстроя России. Нормативным документам, разработанным взамен указанных, Минюст России также отказал в регистрации.

В результате страна де-юре осталась без нормативных документов по организации и технологии проектирования, устанавливающих состав и содержание предпроектной и проектной документации, по которым экспертными органами с учетом документов технического нормирования давалась оценка обоснованности, надежности, устойчивости, пожаро-, взрывобезопасности, экологической, санитарной и иной безопасности технологических, объемно-планировочных, конструктивных, инженерных и иных технических решений будущих объектов строительства.

Существует мнение, что субъекты инвестиционной деятельности в своей практической работе должны ориентироваться не на подзаконные акты, а на использование общего законодательства. Например, в Рекомендациях по разработке технических регламентов (Р 50.1.044-2003), утвержденных Госстандартом России, предлагается, "чтобы быть уверенным, что вмешательство органов власти в виде технического регламента принесет максимально возможный положительный результат, необходимо удостовериться, что все возможные иные варианты проанализированы и оценены". В качестве одного из альтернативных решений предлагается "использовать общее законодательство".

Как указывалось ранее, правовая база насчитывает более четырехсот законодательных и нормативных правовых актов. Однако даже такое количество документов не обеспечивает правовое регулирование на всех этапах проектного процесса. Усугубляется это положение еще и тем, что имеют место разночтения и противоречия норм отдельных положений законодательных и нормативных правовых актов, что делает весьма сложным, а в ряде случаев невозможным применение общего законодательства без наличия в штате высококвалифицированных юристов с большим опытом работы в строительной сфере. Представляется, что это неприемлемо для подавляющего числа не только малых предприятий, но и для средних и крупных проектных фирм, не обладающих в основном соответствующим опытом такой работы.

Незнание правового поля создает благоприятные условия для коррупции управленцев всех уровней, например, при выдаче исходно-разрешительной документации (около 120 документов), при согласовании технической документации (более 35 инстанций), при экспертизе документации (15 видов экспертиз) и т.д.

В этих условиях требуется законодательный акт - технический регламент, который бы обеспечивал "прозрачность" всех процедур порядка предпроектной и проектной подготовки строительства, начиная от инвестиционного замысла и ходатайства (декларации) о намерениях, на основании которых соответствующие местные органы принимают решения о возможности осуществления заявленной хозяйственной деятельности на подведомственной им территории, и заканчивая ликвидацией строительного объекта по причине его морального или физического износа.

Хочется надеяться, что авторы проекта Градостроительного кодекса Российской Федерации, прошедшего первое чтение в Государственной Думе России*, имели в виду в том числе и этот регламент, когда устанавливали в статьях этого Кодекса "технические регламенты по размещению, проектированию и строительству объектов недвижимости".

Учитывая, что новый Градостроительный кодекс еще не принят (Градостроительный кодекс РФ вступил в силу 30.12.2004 ), разработка и принятие технических регламентов, установленных этим Кодексом, может завершиться не ранее, чем через 4-5 лет. В условиях отсутствия единого правового акта, регулирующего вопросы проектирования объектов недвижимости, до момента ввода в действие соответствующих технических регламентов альтернативным вариантом мог бы стать комплект документов рекомендательного характера (пособия, рекомендации, указания, руководства и т.д.), предлагающий пользователям разработанные на основе извлечений из законодательных и нормативных правовых актов федерального уровня регламенты, процедуры, алгоритмы и соответствующие формы документов, устанавливающие нормативные требования для данного этапа проектирования.

Наиболее сложным и в то же время наиболее актуальным документом из этого пакета является Практическое пособие о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Российской Федерации.

Сложность и трудоемкость разработки такого документа заключается в том, что в силу специфики создания объектов недвижимости необходима увязка его положений с нормами административного, гражданского, трудового, земельного права, а также с законодательными положениями, регулирующими экономическую, инвестиционную, архитектурную, экологическую, социальную, культурную и иные виды деятельности.

Документ должен ориентировать пользователей на создание проектной продукции, не выходя за рамки правового поля, и указывать, на каких этапах субъекты инвестиционной деятельности должны обеспечить выполнение конкретных законодательных норм, например, получение правоустанавливающих документов на земельный участок и находящихся на нем объектов недвижимости, сбор исходных данных, технических условий и иных исходно-разрешительных документов, включая архитектурно-планировочное задание, разрешение на строительство, на каких этапах и в какие органы техническая документация предоставляется на согласование, на экспертизу и т.д.

Практическое пособие должно стать своеобразной "лоцией" для пользователей, ориентируя их на законодательные нормативные правовые акты, которыми необходимо руководствоваться на определенном этапе технологического процесса предпроектной и проектной подготовки строительства. ФГУП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" планирует издать это Практическое пособие не позднее I квартала 2005 года.

В процессе подготовки Практического пособия стало очевидным, что один документ не в состоянии с должной степенью детализации осветить все процедуры, присущие некоторым этапам предпроектной и проектной подготовки строительства.

Подробное изложение порядка проведения работ на этих этапах, процедур оформления и выдачи документов и т.д. приводятся в уже разработанных ФГУП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" или готовящихся к изданию практических пособиях и рекомендациях. Таких, например, как Практическое пособие о порядке предоставления земельных участков для строительства, Практическое пособие по организации авторского надзора за строительством, Методические указания о составе материалов, предоставленных для рассмотрения предложений о переутверждении проектной документации на строительство и других. Находятся в работе Пособие по подготовке и получению исходно-разрешительной документации для строительства, Рекомендации по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну в проектной организации, и ряд других.




Хотите узнать больше? Найти все про Нормативный вакуум в регулировании строительства


Также в этой рубрике:
 
Всероссийский форум "Реформа технического регулирования: идеология и практика реализации".
20 мая 2005 г. в администрации президента РФ прошел Всероссийский форум «Реформа технического регулирования: идеология и практика реализации».
Общественный совет по техническому регулированию при Минпромэнерго России проведет общественные слушания
В 22 мая текущего года Общественный совет по техническому регулированию при Минпромэнерго России проведет общественные слушания по проектам технических регламентов
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00