Главная/ Законодательство/ Градостроительный кодекс/ (страница 2)/ |
Ю.А. СДОБНОВ,
вице-президент Союза архитекторов России
К сожалению, большинство из вас не видело пакет документов, вошедших в программу «Доступное жильё». В этом пакете примерно 23 документа, среди которых и Градостроительный кодекс.
Сегодня здесь собрались авторы Проекта, крупнейшие специалисты в области градостроительства и смежных наук. Если мы в сегодняшнем разговоре найдем общий язык и начнем разговаривать на понятном нам языке, то, я думаю, мы договоримся и обо всем остальном.
Ю.П. ГНЕДОВСКИЙ,
президент Союза архитекторов России
Думаю, нам пора бы уже сидеть за рабочим столом, прорабатывая страницу за страницей, главу за главой. Если какое-то положение не получит согласия с двух сторон, то будет составлено «разногласие». И вот эти разногласия станут предметом обсуждения. Сегодня нужны не глобальные предложения, а конкретные поправки по основным принципиальным позициям. Это первое, что я хотел бы предложить.
Второе, мы сегодня должны четко и недвусмысленно записать, что «проблема доступного жилища» не имеет никакого отношения к Градостроительному кодексу. Она к нему искусственно привязана.
На самом деле проблема доступного жилища на протяжении многих и многих лет нам, уже седым людям, известно, как решалась. Для этого сегодня формальных препятствий нет. Я это утверждаю.
Поэтому давайте отделим мух от котлет и скажем публично, что Градостроительный кодекс — одно, а условия для доступного жилища должны решаться быстрее и другим способом. Это не проблемы Градостроительного кодекса.
И еще одно положение, о котором хотел сказать. Градостроительный кодекс есть отражение регулирования градостроительной деятельности. В этой градостроительной деятельности кроме территории есть еще вертикальная составляющая, которая и является композицией города. Если не определена композиция города, его частей, площадей и улиц, нельзя начинать делить землю и выделять под застройку. Она должна быть подчинена композиции города.
Существует американский способ, по которому они идут обратным путем: купил землю — строй что хочешь и сколько можешь. Европейский и наш исторический, а также нынешний опыт иной. Мы хотим сохранить композицию городов и продолжать, по возможности, проектировать города как некое гармоническое целое. Мы знаем, что даже в нынешних условиях достаточно жестких ограничений, когда Генплан Москвы утвержден, когда делаются детальные разработки по городу, все равно приходит заказчик и начинает продавливать «вверх и вширь» свой объект, вплоть до судов, которые выносят свой вердикт: либо
останавливать стройку, либо продолжать. Поэтому Градостроительный кодекс ни в коем случае не должен отвергнуть такую составляющую, как город через проект, и никаким другим образом выделения земли не должно быть. Мне кажется, что эту позицию большинство сидящих здесь архитекторов должно понимать. Я надеюсь, что автор тоже это понимает, то есть процедурно сначала идет проект, а затем выделение земли. Или вначале градостроительные ограничения, которые обоснованы проектом, утверждены, и тогда уже выделяется земля.
Все остальное, как мне кажется, дело техники. Терминология, конечно, важна, но если мы сейчас начнем спорить по этому поводу, то нам будет трудно. Просто-напросто надо повторить терминологию, которая действовала, не вносить, по возможности, новую, если не поменялся смысл.
Э.К. ТРУТНЕВ,
директор Фонда «Институт экономики города»
Я не согласен с позицией, что Градостроительный кодекс притянут за уши к проблеме доступного жилья. Я зафиксирую факт своего сомнения на этот счет.
Прозвучало, что в Градостроительном кодексе упущен профессиональный технологический момент, связанный с композицией и единством города. Есть технология градостроительного проектирования, никто на нее не покушается в принципиальных базовых основаниях. Но есть правовая оболочка этой деятельности, есть язык, который мы предъявляем населению, публике, третьим лицам. Градостроительное право — это всегда возможность ущемления прав третьих лиц. По этой причине я разделяю технологическую сторону вопроса и правовую. Это выход на некоторые результаты, которые подлежат утверждению и соблюдению каждым лицом. Это принципиально важный момент. На предшествующих стадиях дискуссии произошло смешение этих понятий. Потому что в этой редакции предложено, что на выходе, а не что внутри. Внутри — это наше профессиональное дело, то есть грамотно делать целостную пространственную среду, композиционно выверенную и т.д. Но когда речь идет о праве, композиция не есть вопрос, который будет непосредственно касаться частных лиц. Композиция — это результат предъявления некоторых решений.
Другой момент. Уважаемые коллеги говорят, что эта- редакция Градостроительного кодекса подминается землеустройством. Все происходит ровно наоборот. Черным по белому написано, что никакое действо по землеустройству не может предшествовать градостроительному проектированию. Более того, в составе такой градостроительной документации появляется документ — план земельного участка, но не в трактовке кадастровой системы, а в трактовке градостроительной. Это не только границы земельного участка, но и градо-
строительные регламенты: это пятно застройки, это сервитуты и т.д.
Ежели мы получаем такого рода документ и предъявляем его частным лицам, это и есть инструмент регулирования, это становится объектом апеллирования в суде.
В чем заключается, на мой взгляд, беда действующей редакции Градостроительного кодекса? У него нет процедур. Там же выстраивалась своя концепция регулирования, а именно полномочия установления процедур сбрасывались на ведомства, то есть статус как бы понижался, и мы считали, что сами отрегулируем. А в результате процедур как не было, так и нет. Это то, о чем мы все время печемся.
Следующий момент. Было также сказано, что эта редакция Кодекса носит подчиненный характер по отношению к Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления». Позволю себе усомниться в этом тезисе. Новая редакция Кодекса не может игнорировать те нормы, которые установлены применительно к организации органов публичной власти. Это два закона, определяющие полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Вопрос о публичности. Мы говорим, что участие общественности осуществляется на стадии подготовки градостроительной документации при планировки территории. Когда речь идет о проектной документации, участия общественности уже не происходит.
Предъявляется концептуальная позиция, что все проблемы должны быть решены на берегу, что называется. Когда они решены, возникают права на землю у инвестора и застройщика, они становятся гарантированными. И то, что мы имеем в данный момент, когда происходят демонстрации и жители ложатся под бульдозеры, это уже не правовое действие. Прошу обратить на это внимание,
это концептуальная позиция.
Ю.П.ГНЕДОВСКИЙ
Скажите, какая взаимозависимость доступного жилища и Градостроительного кодекса? Кто в стране больше всего заинтересован в архитектурной градостроительной целостности города? Кто
больше всего переживает за конечный результат?
Э.К. ТРУТНЕВ
О связи доступного жилья с Градостроительным кодексом. Закон в том виде, как он прописан, процедурный. Это означает не просто техническое наличие в некоторых территориях подготовленных генеральных планов, как вы говорите, но связано и с правовым оформлением этого процесса, когда застройщики могут приходить на эту территорию по конкурсным процедурам, получать эту землю, платить за нее, получать кредиты, чтобы эта деятельность имела возможность развиваться и расширяться.
Ю.П. ГНЕДОВСКИЙ
Ни один подряд без тендера не происходит.
Э.К. ТРУТНЕВ
Да, когда речь идет о государственном и муниципальном заказе, по закону это не может происходить. Конкурсные процедуры применительно к частным застройщикам практически не происходят.
И учтите еще такой момент. При всем при том имеет место дуализм законодательства, которое зафиксировано в Земельном кодексе. Там ведь наличествует, на мой взгляд, ситуация, связанная с троянским конем, так называемыми актами предварительного согласования по заявке инвестора. Здесь две процедуры: вот эта, индивидуально-выборочная, и другая норма, когда при наличии градостроительной документации эти индивидуальные действия не происходят.
По причине наличия вот этой нормы преимущественно происходит индивидуальное формирование предоставления земельных участков. По большому счету, у большинства городов даже нет необходимости делать градостроительную документацию. Вот в чем парадокс. Мы хотим эту ситуацию перевернуть и заставить органы местного самоуправления заказывать градостроительную документацию.
Л.Б. ИЛЬИН,
Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития России
По процедурам мы можем сколько угодно говорить, но если мы не поставим четко цель, то мы можем бесконечно дискутировать. Скажите, зачем меняется Градостроительный кодекс?
Э.К.ТРУТНЕВ
На мой взгляд, Градостроительный кодекс должен работать, то есть из декларативного документа он должен стать процедурным. Он должен заставить органы власти заниматься градостроительной деятельностью с использованием профессионалов.
В.В. ЕМЕЛЬЯНОВ, начальник ГлавАПУ
Какие нормативно-правовые документы субъектов Федерации вы использовали? Скажите, какие конкретно документы субъектов Федерации вы использовали? Какие использовали правовые базы, европейские или американские?
Э.К. ТРУТНЕВ
Мы знакомы с градостроительным законодательством, которое есть в Томской области, в Чувашии, в Ленинградской области. Больше того, сейчас я приглашен главным архитектором Самарской области делать Градостроительный кодекс Самарской области.
У нас до сих пор транслируется позиция о том, что Градостроительный закон — это закон исключительного ведения субъектов Российской Федерации. По этой причине мы, изучая законодательство субъектов Российской Федерации, натыкаемся достаточно часто на противоречия с федеральным законом. И в этой части мы, конечно, не можем использовать соответствующие юридические нормы, которые там присутствуют. Причем такого рода противоречие имеется и применительно к Земельному кодексу, и применительно к действующему Градостроительному кодексу.
В.И. ЛЕПСКИЙ, директор института «Инрекон»
Скажите, пожалуйста, кто заказал и профинансировал эту работу и почему она была организована в стороне от Союза архитекторов, от Госстроя, от практикующих институтов, от Академии архитектуры, как-то тайком? Почему она сразу вышла в Думу и по ней Шандыбин, Жириновский принимают решение?
Второй вопрос. Мы беспокоились по поводу того, что в предыдущем Градостроительном кодексе недостаточно учтена заинтересованность в градостроительстве исторической городской среды, которую мы не хотим потерять. Исторических городов у нас почти 500. Скажите, как в новом Градостроительном кодексе прописано положение о том, что историческая городская среда есть общественная ценность, которую никоим образом нельзя потерять, но вы хотите продавать все направо и налево кому угодно.
Э.К. ТРУТНЕВ
По поводу последнего утверждения, что предлагается все продавать налево и направо. Абсолютно неверная позиция. Вводится система планировочной организации территории, градостроительного регулирования, которое устанавливает пределы для каждого и любого частного лица, которое преступить их не может. Преступая, он нарушает закон. Вот в чем дело. Теперь о том, кто заказал и кто заплатил. Заказала и заплатила Администрация Президента. В октябре была создана комиссия под руководством Ю.И. Шувалова, были приглашены эксперты по обсуждению этих вопросов. В числе таких экспертов были и мы. Порядка 250 экспертов участвовали на разных стадиях обсуждения этих вопросов.
Как прописана историческая среда. Заводится специальная статья о регулировании установления ограничений в зонах охраны памятников истории и культуры (ст.22.). Формально зоны охраны памятников истории и культуры не входят в перечень градостроительной документации. В историческом городе вы не можете делать генеральный план, не сделав проект зоны охраны. Мы предлагаем сделать проект зоны охраны компонентом генерального плана, где должны быть прописаны соответствующие процедуры.
Следующий момент. В действующем законе об охране памятников по существу сделана ошибка. Под определением памятника прописана территория. Там происходят сбои такого свойства, что любой памятник истории и культуры должен быть учтен и попасть в реестр. Но чтобы попасть в реестр, он должен стать сначала объектом недвижимости. А чтобы стать таковым, он должен иметь земельный участок. Мы делаем следующую разводку. Есть предмет закона об охране памятников, который относится к регулированию и использованию только памятников, но в контексте с Градостроительным законодательством. В этой части предметом градостроительного законодательства становится именно регулирование, установление регламентов на территориях, на которых не расположены памятники. Мы предлагаем развести эту запутанную ситуацию.
Г.С. ЮСИН, заместитель директора по науке Института Генплана Москвы
Действующий Градостроительный кодекс очень четко определяет перечень вопросов, по которым градостроительное законодательство субъектов Федерации не может противоречить федеральным законам в области градостроительства. Этот перечень ограничен теми вопросами, которые Конституция отнесла к совместному ведению. Тем самым в полном соответствии с конституционными нормами, вне предметов совместного ведения, действующий Градостроительный кодекс не настаивает на том, чтобы законодательство субъектов Федерации строго соответствовало федеральным законам. В вашем проекте другая норма, ко-
торая говорит о том, что законы субъектов Федерации не могут противоречить федеральному Кодексу ни по каким позициям. Учитывая то, что этот закон процедурный, как вы акцентируете, у субъектов Федерации не остается и в процедурах свободы для реализации своих конституционных прав.
Скажите, Вы пишете законы для унитарного или для федеративного государства?
Э.К. ТРУТНЕВ
Я полагаю, что вы не будете возражать относительно того, что земельное законодательство — это предмет совместного ведения по причине прямого указания в Конституции. Далее. В Земельном кодексе есть некие нормы о регулировании, о градостроительных регламентах. Законодательство Москвы прямо противоречит нормам Земельного кодекса. Например, Закон «О землепользовании и застройке в Москве». Индивидуальные акты разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости применимы ко всем случаям, в том числе к случаям производственной сделки.
Переходим к вопросу — унитарное или федеративное государство. Дело в том, что, конечно же, федеративное государство. Но в федеративном государстве не могут законы субъектов Федерации, в данном случае Москвы,противоречить законодательству Российской Федерации. По поводу унитарного и федерального государства есть еще один больной вопрос — это разведение полномочий на уровне Российской Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления.
Г.С. ЮСИН
Пояснительная записка к Проекту нового Градостроительного кодекса акцентирует сущность этого Проекта на то, чтобы он способствовал решению вот этой пакетной задачи — рынок доступного жилья. Это одна из политических задач, поставленных в России.
Если взять последнее Обращение Президента, то там содержится еще несколько стратегических политических задач: доступность образования, доступность здравоохранения, доступность региональных и международных рынков, взаимодействие основных экономических центров страны. Через год будет еще одно Обращение Президента, появятся еще какие-то стратегические задачи. Скажите, вы под каждую стратегическую задачу будете писать новый Градостроительный кодекс или как?
Э.К. ТРУТНЕВ
Или как. То есть не по каждой, а именно комплексно. Вопрос о том, как будет организована технология комплексного планирования в данном случае, она включает в себя как бы две разводящие линии. Первая линия предложена в действующей редакции, не пересекающиеся полномочия, а взаимодействие. Российская Федерация обеспечивает федеральный каркас, это как бы предпосылка целостности. Дальше субъекты Федерации обеспечивают региональный каркас. Далее органы местного самоуправления.
Л.Б. КОГАН, директор 000 «Урбан-2»
Скажите, каким образом прописан учет условий закономерностей процесса урбанизации, который города объединяет, без которого никакой инвестор, никакое самоуправление невозможно? Есть закономерности, которым подчиняется и местное, и федеральное самоуправление. Как здесь обстоят дела? В законе этого совсем нет.
Э.К. ТРУТНЕВ
Спасибо за очень хороший вопрос. Но прежде всего я сошлюсь на то, с чего я начал. Когда вы говорите о связанности населенных пунктов, городов, то могу сказать, что да, это вопрос профессиональной деятельности в части определения этих взаимосвязей, закономерностей.
Но мы говорим о юридических нормах, которые не могут и не должны прописывать профессиональную технологию, как мы работаем с территориями. Закон прописывает только то, что на выходе. Он предъявляет то, что будет утверждать публичная власть и будет адресовать частным лицам.
Прошу обратить внимание на следующее. Ведь мы попадаем в некоторую коллизию применительно к установлению административных границ. Что делает эта редакция Градостроительного кодекса? Она во главу угла ставит территориальное градостроительное планирование, на основании которого можно изменять административные границы, в том числе опираясь на агломерационные связи и т.д.
Л.Б. КОГАН
Но тогда получается противоречие. Здесь уже говорилось о том, что на уровне города утвержден генеральный план, но тогда почему вы возражаете против федерального руководства?
Э.К.ТРУТНЕВ
Противоречия тут нет. Для каждого уровня решения, предъявленные другим уровнем власти, являются обязательными. Как ограничение это прописано, и с этой точки зрения орган самоуправления никогда не может пойти поперек решения субъекта, субъект не может пойти поперек решений Федерации. Так что я здесь противоречий не вижу.
Л.В. ИЛЬИН
У нас в стране примерно одна треть консолидированного бюджета расходуется на социальную сферу. Это огромные деньги. На уровне субъектов, местных самоуправлений это половина денег, которые расходуются на эту сферу. Существует фонд финансовой поддержки субъектов Федерации, такие же фонды организуются для муниципальных образований субъектов, существует фонд регионального развития, где конкретно осуществляется выделение средств на развитие сети учреждений здравоохранения, образования, культуры. Все это должно регламентироваться, в том числе и в градостроительстве. Мне кажется, что это новая сфера по сравнению с тем, на что раньше мы не так уж и обращали внимание. Хотя для развития сети социальной сферы это были градостроительные нормы и нормативы.
Я бы хотел обратить внимание авторов и уважаемых коллег на вопрос, связанный с разделением и разграничением властей. Дело в том, что мы с вами живем в федеративном государстве, очень большом государстве. Очень трудно для такого территориально большого государства написать единые нормы и правила, которые будут одинаково эффективны для всей территории страны. Везде разные условия. Поэтому надо, видимо, думать о том, чтобы предоставить субъектам Федерации, регионам больше свободы, а не прописывать так досконально эту процедуру. Я присутствовал на заседании муниципального
совета маленького городка на острове Кюнс в благополучной Дании, где рассматривалось обращение датской королевы. И местное собрание решало, разрешить ли королеве произвести сделку по продаже части леса, который попадает на территорию муниципального образования, и подо что можно разрешить продать датской королеве лес, который находится в её собственности. То есть они сами определяют свою судьбу, сами определяют и устанавливают свои правила. Так живет цивилизованная Европа.
Здесь некое противоречие: с одной стороны, попытка построить достаточно жесткую вертикаль власти и управлять всеми и вся, до расписания, кто в три дня и что должен делать, с другой — местное самоуправление. Все-таки я думаю, что второй путь, связанный с местным самоуправлением, с решением местных органов и региональных органов, более продуктивный. Не надо второй раз изобретать велосипед.
Хотите узнать больше? Найти все про Совещание по обсуждению Градостроительного кодекса в Центральном Доме архитектора
| ||||||
|
Президент РФ | |
Государственная Дума РФ | |
Правительство РФ | |
Москва | |
Область | |
Регионы | |
Законодательство | |
Словарь |
| ||
| ||
|
| ||||||||||||||||
(000) 000-00-00 |
Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 18:28, страница Совещание по обсуждению Градостроительного кодекса в Центральном Доме архитектора - Градостроительный кодекс строительного портала prodekorsten.ru |