Главная/ Москва/ Планы развития города/ (страница 5)/

Безвкусица в архитектурном ряду

Президент Союза Архитекторов России Юрий Гнедовский считает, что единственной целью принятия нового Градостроительного кодекса было желание авторов как можно быстрее продать землю в городах

АРХИТЕКТОР с мировым именем, президент Союза архитекторов России, вице-президент Международного союза архитекторов, автор Дома музыки на Краснохолмской набережной и Театрального центра им. Мейерхольда на Новослободской Юрий ГНЕДОВСКИЙ из всех своих творений любит театральный комплекс на Таганке, которым занимался в 1980-1985 гг.

- Последнее значительное событие в архитектуре - конкурс на новое здание гостиницы "Россия". Вы были в составе комиссии, как все прошло?

- Это не был архитектурный конкурс в чистом виде. Конкурс обязательно предполагает большое количество участников. В таких условиях соревновались за право строительства здания мэрии в Сити. Участников было, если я правильно помню, больше 60. С гостиницей "Россия" получилось не так: из 20 заявленных претендентов до финиша дошли практически 3. Это было скорее соревнование бизнесменов: кто предложит более выгодные условия и экономически обоснованные организационные предложения. Мне кажется, нужно проводить как можно больше открытых конкурсов на важнейшие объекты. Ведь именно так рождаются уникальные произведения мировой архитектуры. Центр Помпиду в Париже, Театр в Сиднее - результаты открытых международных конкурсов.

- Почему же тогда их не проводят?

- Их проводят регулярно в Петербурге, других городах. В Москве же инвесторы спешат "разобрать" участки и объекты. А дальше привлекают своих архитекторов и инженеров. Тут уже сроки, не до конкурсов. Я говорю об этом почти на всех градостроительных советах. Один раз так надоел Юрию Лужкову, что он меня спросил: "Как я могу заставить частного инвестора провести конкурс?" На это я ответил: "Юрий Михайлович, важнейшие участки нужно отдавать только с условием проведения архитектурного конкурса". Он со мной согласился, но… пока ничего не изменилось. Хотя недавно по собственной инициативе обратился в Союз архитекторов один бизнесмен, который строит коттеджи за городом. Он сам захотел провести открытый конкурс. Союз провел: участвовали 286 архитекторов со всей страны и из-за рубежа.

- К кварталу на месте "России" инвестор-победитель обещал привлечь знаменитого английского архитектора сэра Нормана Фостера. Не построит ли он нам гостиницу в форме яйца или огурца? - так выглядят его последние здания в Лондоне.

- Фостер - человек бескомпромиссный и не будет особенно сентиментален с окружающей застройкой. Если ему предоставить полную свободу, то напротив Кремля действительно появится что-то типа… здания Ле Корбюзье на Кировской, ныне Мясницкой. (Когда его построили, рядом были одни малоэтажные домики XVIII - XIX веков. - Авт.) Но согласится ли руководство города - это вопрос. Здесь нужны жесткие градостроительные ограничения.

- Иностранным архитекторам в Москве легко?

- В законе "Об архитектурной деятельности в РФ" говорится, что архитектор, работающий в другой стране, должен уважать ее культуру и сотрудничать с местными коллегами. В этом есть смысл: местные специалисты лучше ориентируются в ситуации, знают все градостроительные требования и традиции города. Конечно, каждый архитектор (особенно знаменитый) трепетно относится к изменению своего творческого замысла. Но у иностранца должен быть кто-то, кто будет вести авторский надзор и реализовывать придуманную им концепцию.

- Но у того, кто с российской стороны ведет проект иностранца, какой интерес? Ведь возможности повлиять и самовыразиться все равно нет.

- Для любого нашего архитектора (ну почти любого) возможность поработать с иностранным мастером - если не честь, то школа, дополнительный диплом. Ничего унизительного в этом нет. Ведь что скрывать, в верхних строчках международного рейтинга наших архитекторов пока что не видно.

- Существует ли обратное движение российских архитекторов за пределы страны?

- Существует. Но, к сожалению, примеры редки. Как квалифицированных специалистов наших нанимают в крупные архитектурные компании, где они не очень заметны. Для того чтобы наши архитекторы стали известны, они должны участвовать в международных конкурсах и их выигрывать. Знаете, что мешает им это делать? Психология. Когда я был молодым, мы приветствовали отказ от послевоенной сталинской архитектуры. Но романтика возвращения конструктивизма превратилась в производство архитектурных "шедевров" из сборного железобетона без излишеств. Под флагом экономии и быстрого решения жилищной проблемы архитекторам не давали даже минимальной творческой свободы. Академию архитектуры тогда превратили в Академию строительства и архитектуры. И строитель на многие годы был поставлен во главе архитектурно-строительного процесса. Архитектора воспринимали как человека, обслуживающего строительный комплекс. И глубинно это влияет до сих пор. Несвобода - одна из причин того, что наши архитекторы не могут выйти в мировую архитектуру. Они привыкли приспосабливаться к множеству ограничений и влияний.

- Градостроительный кодекс повлияет на положение архитекторов?

- Да, в худшую сторону. Создается впечатление, что единственная цель авторов кодекса - как можно быстрее продать землю в городах. Его разработчики исключили из строительного процесса органы архитектуры, предоставив инвесторам возможность "творить" то, что выгоднее, не подчиняясь градостроительным параметрам, установленным генеральными планами городов. Инвесторы получают право выбирать и внешний вид дома, и планировку квартир, а высота застройки при этом не будет регулироваться. Регулирование же градостроительной деятельности должны будут осуществлять некие "уполномоченные органы". Смысл понятен, но профессиональные архитекторы-градостроители могут при этом не попасть в эти "органы".

- Как, на ваш взгляд, развивается Москва по сравнению с другими столицами мира?

- Не хуже. Москва развивается в целом по идеям Генплана, сохраняет историческую структуру центра, обновляет среду за пределами Садового кольца. Конечно, не все радует, но нигде в мире меня не накрывало чувство, что я попал в архитектурный рай… И отыскивать архитектурные шедевры чрезвычайно трудно не только на улицах в Москве. Но… мы бьем рекорды по массовой коммерческой архитектуре с дурным вкусом. Я думаю, это связано с отсутствием у нас профессиональной архитектурной критики. Кинокритиков у нас полно, театральные тоже имеются, есть хорошие музыковеды. А вот архитектурных практически нет. Нет (за редким исключением) высокопрофессиональных людей, способных объяснить в широкой прессе, на ТВ, почему что-то безвкусно и некрасиво, а что-то, напротив, прекрасно и достойно внимания. Вот и получается, что те, кто рассуждает об архитектуре, немногим лучше тех, кто заказывает те или иные архитектурные объекты.


 
Екатерина Бычкова, фото ИТАР-ТАСС, Геннадия Макарычева
12 января 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Безвкусица в архитектурном ряду


Также в этой рубрике:
 
Взгляд в будущее
О том, как будет меняться облик столицы в ближайшие 15 лет, рассказывает председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы, главный архитектор города Александр КУЗЬМИН.
Московский Арбат стройками богат
Первоочередные мероприятия градостроительного плана
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:21,
страница Безвкусица в архитектурном ряду - Планы развития города строительного портала prodekorsten.ru