Главная/ Каналы/ Статические/ Новости строительного рынка/ (страница 9)/

Приоритетная технологическая модернизация коммунальной инфраструктуры – залог успеха реформы ЖКХ

В торгово-промышленной палате РФ прошла конференция, посвященная проблемам преобразования коммунального хозяйства страны

Научно-практическая конференция на тему: «Главное в реформировании ЖКХ - приоритетная технологическая модернизация коммунальной инфраструктуры, обеспечивающая резкое снижение затрат», организованная Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ, состоялась 12 апреля.

В форуме приняли участие депутаты Федерального Собрания РФ, руководители субъектов РФ и муниципальных образований, ответственных за ЖКХ, строительных предприятий и организаций, а также исследовательских и проектных институтов. Основной темой конференции стала проблема реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований.

Президент ТПП РФ Е. М. Примаков в своем выступлении, отметил, что реформирование ЖКХ является для нашего государства насущной необходимостью, поскольку сегодня оно находится в крайне неустойчивом состоянии и функционирует из рук вон плохо.

В этой ситуации следует учитывать и то, что в стране наметилась тенденция по резкому сокращению затрат федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство. Кроме того, при формировании межбюджетных отношений не просчитаны и, главное, не обеспечены затраты муниципалитетов на ЖКХ. В итоге федеральные и региональные бюджеты не доплачивают коммунальным предприятиям. Так, в 2004 году из 80,5 млрд. руб. коммунальщикам перечислено лишь 60 млрд. руб. В результате с начала 2005 г. плата за жилищно-коммунальные услуги возросла на 23,5%. Такие темпы роста цен обусловлены тем, что органы федеральной власти требуют, чтобы расценки за услуги ЖКХ были доведены до 90% их стоимости. А с 2006 года они должны достигнуть 100%.

Вот почему становится очевидным, что без изменения организации ЖКХ на новой основе просто не обойтись. Нельзя сохранять до бесконечности положение, при котором ЖКХ страны, по сути, находится в руках естественных монополий, тарифами которых государство не управляет. К тому же в сфере ЖКХ отсутствует малый и средний бизнес, не действует рыночный механизм исполнения заказов, а население фактически не имеет возможности защищать свои права потребителей.

В сложившихся условиях возникает необходимость технологической модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры, внедрения новых технологий и оборудования, в том числе с целью ресурсо - и энергосбережения. Именно такая модернизация позволит снизить затраты на жилищно-коммунальные услуги в стране.

По мнению Е. М. Примакова, проводя реформу ЖКХ, следует исходить из того, что этот процесс затрагивает интересы всего населения России. И от ее результатов зависит не только благополучие людей, но и сохранение социальной стабильности в стране.

Нельзя забывать, что по льготному, 50-процентному, тарифу за коммунальные услуги сейчас платит 15% населения России. Поэтому без тщательной подготовки реформы жилищно-коммунального хозяйства, включая технико-технологическую область, продолжать проводить ее в 2006 г. нельзя.

Председатель Комитета ТПП РФ Е. В. Басин выступил с докладом на тему «Главное в реформировании ЖКХ - технологическая модернизация коммунальной инфраструктуры, обеспечивающая резкое снижение затрат». Докладчик отметил, что основная цель реформы ЖКХ заключается не только в 100-процентной плате населения за свое жилье. В первую очередь она должна привести к снижению затрат, а также повышению надежности и качества жилищно-коммунальных услуг.

Совершенствование управления жилищным фондом, использование эффективного оборудования, материалов, приборов учета и контроля позволяет получить значительную экономию ресурсов, за счет чего можно, и должно, обеспечить технологическую модернизацию жилищно-коммунального комплекса.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость реализации того комплекса задач, который следует выполнить при проведении реформы. Среди них - реструктуризация накопившихся за долгие годы долгов, приватизация объектов ЖКХ, создание правовой базы для урегулирования взаимодействия между органами власти, предприятиями коммунального хозяйства и службами заказчика. Также следует завершить инвентаризацию имущества ЖКХ, модернизацию и обновление основных фондов. Одной из главных проблем остается финансирование реформы. По подсчетам экспертов Национального инвестиционного совета, для ее реализации в течение ближайших пяти лет потребуется инвестировать в жилищно-коммунальное хозяйство порядка 500 млрд. руб.

По мнению Е. В. Басина, ограниченные бюджетные возможности субъектов Федерации и муниципальных образований не позволяют остановить обветшание инженерных сетей и оборудования. Поэтому из государственного бюджета следует увеличить долю капиталовложений в модернизацию объектов ЖКХ, организовав жесткий контроль над их целевым использованием. Решению этой задачи может способствовать разумное сочетание федеральных, местных и частных финансовых ресурсов.

Следует обратить внимание и на то, что в ряде регионов уже разработаны, утверждены и реализуются программы по энергосбережению в ЖКХ. В качестве положительных примеров Е. В. Басин привел Омскую, Волгоградскую, Оренбургскую, Астраханскую области, Мытищинский район Московской области, Республики Мордовия, Коми, Ханты-Мансийский АО и др.

Председатель Комитета ТПП РФ подчеркнул, что важным источником для внедрения энергосберегающих технологий является привлечение средств частных инвесторов, особенно малого бизнеса. Коммунальные предприятия для инвесторов привлекательны тем, что они являются локальными монополистами, у которых имеется гарантированный рынок сбыта. Наиболее эффективным механизмом привлечения капиталовложений в объекты тепло - и водообеспечения может стать концессия с обязательным условием инвестирования в реконструкцию и модернизацию переданного имущества. Для компаний, готовых инвестировать в ЖКХ, следует рассмотреть возможность индивидуального налогового режима, включая налоговые каникулы, а также получение кредитов под низкие проценты на долгосрочной основе.
Помощник Президента РФ И. И. Шувалов в своем выступлении отметил, что сегодня, в связи с реализацией федерального закона «О монетизации льгот», вопрос о реформе ЖКХ актуален как никогда. По его словам, Президент России уделяет пристальное внимание развитию инфраструктуры и модернизации ЖКХ. В своем Послании Федеральному собранию в 2004 году он определил приоритеты национального развития страны, которые носят характер государственных проектов, причем одним из главных назван проект по созданию рынка доступного жилья. Для его реализации правительством РФ и Госдумой был разработан целый пакет законопроектов, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ в конце 2004 года. И. И. Шувалов также сообщил, что при разработке этих законов обсуждались не только механизмы по созданию рынка доступного жилья, но также его инфраструктура и обслуживание.
Подходы к реформированию ЖКХ должны быть выработаны с обязательным привлечением бизнес структур. Не менее важную роль в реформе отрасли может сыграть компетенция органов власти - субъектов РФ и муниципальных образований. С января 2006 года вступит в действие законодательный акт "Об общих принципах местного самоуправления РФ", по которому управление в сфере ЖКХ будет находиться в компетенции муниципальных образований низшего уровня. В связи с ним их количество существенно возрастет, причем границы таких образований сейчас уже сформированы. В этой ситуации крайне важно, чтобы органы власти муниципальных образований действительно могли в полной мере заниматься системой ЖКХ.

Завершая свое выступление, И. И. Шувалов заявил, что к программе реформирования коммунального хозяйства следует перейти незамедлительно и на региональном уровне, причем при непосредственной поддержке федерального правительства.

Он также подчеркнул, что рекомендации и предложения, высказанные на сегодняшнем заседании, будут учтены, обобщены и доложены Президенту для обсуждения на заседание Президиума Госсовета по вопросам жилья, которое состоится 19 апреля в Челябинске.

Заместитель председателя Госдумы РФ Г. В. Боос в своем выступлении заявил, что тарифный беспредел, существующий сегодня в области расценок на услуги ЖКХ, не имеет никакого отношения к коммунальной реформе. В его истоках лежит неоптимальная структура отрасли. Поскольку уже исторически сложилось так, что в ней действуют региональные и местные монополии, которые паразитируют на потребителях за счет создания системы непрозрачного ценообразования. В результате идет постоянный рост стоимости этих тарифов. Причем сверхдоходы от таких повышений региональные власти нередко используют на нецелевые нужды.
Вот почему, по мнению Г. В. Бооса, в отрасли необходимо создать рыночные условия. К сожалению, законодательная работа в этом направлении идет с явным опозданием. Приятным исключением станет только закон «О концессиях», который парламентарии должны одобрить во втором чтении до 22 апреля. Этот законопроект создаст правовую основу для привлечения инвестиций на модернизацию инфраструктуры отрасли.

Среди трудностей, стоящих на пути осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства, особое внимание следует обратить на скудость местных бюджетов, которые в последнее время еще больше истощились, а также практически полное отсутствие серьезных инвестиций в инфраструктуру ЖКХ. В этой ситуации заместитель председателя Госдумы призвал к более активным действиям со стороны Федерального правительства, регионов и муниципалитетов по реализации пакета законов о жилье.





 

по материалам Пресс-служба ТПП РФ
15 апреля 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Приоритетная технологическая модернизация коммунальной инфраструктуры – залог успеха реформы ЖКХ


Также в этой рубрике:
 
Роль Интернет-технологий в формировании архитектурных брэндов
Как сделать российские архитектурные брэнды конкурентоспособными по отношению к зарубежным аналогам
«Партнерство бизнеса и государства в строительном комплексе и ЖКХ».
В рамках проведения II Международного Конгресса «Государство и бизнес: социально-ответственное партнерство» 20 мая 2005 года (Президент-отель, Б. Якиманка, 24) состоится заседание Круглого стола
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00