Главная/ Каналы/ Статические/ Новости строительного рынка/ (страница 6)/

Общественная палата РФ проведет слушания «Жилищная политика в России»

28 июня состоятся Общественно-экспертные слушания Общественной палаты Российской Федерации «Жилищная политика в России» в свете реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»



28 июня состоятся Общественно-экспертные слушания Общественной палаты Российской Федерации «Жилищная политика в России» в свете реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

В ходе слушаний предполагается обсудить следующие вопросы:

- развитие рынка доступного жилья;

- опыт проектирования, строительства и эксплуатации недорогого жилья в России;

- законодательные инициативы для обеспечения жилищной политики.

В слушаниях примут участие представители органов исполнительной и законодательной власти, представители научного и экспертного сообщества, деловых кругов.

Тезисы

Председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления В.Л.Глазычева

к общественно-экспертным слушаниям «Жилищная политика в России»

Несмотря на широковещательные заявления, государство на долгие годы практически самоустранилось от жилищной проблемы. К сожалению, наивные упования на всесилие рынка на долго определили как направленность работы законодателя, так и политику региональной власти. Провозглашение «Национального проекта», как оказалось, застало Правительство врасплох - объем и качество предварительной экспертной работы были явно недостаточными. До настоящего времени «проект» - не более чем метафора, тогда как в действительности, обозначены лишь намерения и средства, выделяемые на их реализацию в ближайшие годы.

Если в первых выступлениях Д.А.Медведева по Национальному проекту заявлялось форсированное обновление мощностей под сборное железобетонное строительство, то в дальнейшем прозвучала необходимость развития малоэтажного строительства в первую очередь. «Деловая Россия» опубликовала свою программу, которая прозрачным образом лоббирует интересы крупных строительных компаний и нацелена на вытеснение среднего бизнеса со строительного рынка. В целом публикация и обсуждение Национального проекта «Доступное и комфортное жилье» со всей ясностью высветили, что четкой жилищной политики у российского правительства в настоящее время нет.

Задача Слушаний высветить все аспекты эффективной жилищной политики и сделать попытку сформулировать рекомендации к реализации Национального проекта в запланированных объемах, и его дальнейшей трансформации в программу обновления жилого фонда страны по оптимальной модели развития.

Развитие рынка доступного жилья.

Спекулятивный рост цен в зоне коммерческого жилья оказывает мощное психологическое воздействие на лиц, принимающих решение, вследствие чего возникла убежденность, будто Доступное и комфортное жилье не может быть дешевым. Пока спрос на доступное жилье существенно превышает предложение, говорить о его рынке можно лишь метафорически. В реальных условиях сформировать такой рынок без государственной поддержки не представляется возможным.

Генеральная задача: отстроить программу развития строительного рынка доступного жилья и его инфраструктуры таким образом, чтобы для покупателя цена жилья не превышала совокупного среднего дохода семьи за три года.

Только в этом случае массовое развитие ипотеки может дать желаемый результат.

Социальная значимость решения жилищной проблемы в России настолько велика, а темп роста средней заработной платы (за вычетом верхних 15% населения) настолько еще невысок, что до 40% полной стоимости доступного жилья должно оплачиваться государством.

Прежде всего, речь идет о том, что участки под застройку доступным жильем должны выделяться бесплатно, т.е. за счет бюджета (как это делается в Казахстане), снабжаться базовой инженерной инфраструктурой, также бесплатно - при нормативной цене, фиксированной договором муниципалитета с застройщиком. Это в свою очередь предполагает четкое зонирование территорий под застройку в генеральных планах: зона свободного коммерческого жилья, зона доступного жилья, зона социального жилья.* Это предполагает также тщательный пересчет средств, выделяемых под Национальный проект, и сроков его осуществления.

До 85% жилья, возведенного в России в последние годы, это малоэтажные постройки, осуществленные без какого-либо участия государства - разумным представляется всемерно поддержать и развить именно этот процесс. Тем более разумно, что по данным социологических опросов три четверти людей именно этот тип жилища считают для себя идеальным. При условии бесплатного выделения участков и их базового инженерного обеспечения за счет бюджета открывается возможность преимущественного малоэтажного (односемейного, блокированного, таунхаусов) строительства. Это, в свою очередь, открыло бы среднему и малому бизнесу возможность активного вхождения на рынок. Однако это требует серьезной поддержки развития производства строительных деталей и конструкций, с особым вниманием к современным технологиям обработки местного сырья. Своими силами, без кредитной поддержки, малый бизнес решить такую задачу не в состоянии

Задача массового строительства социального жилья для 12 - 15% семей России явно нуждается в тщательном осмыслении. Да, это должно быть компактное и предельно скромное жилище (в пределах санитарных норм), но тем более важно видеть, что его скромность должна быть компенсирована развитой системой публичных пространств, опирающихся на школы и поликлиники. Это означает недопустимость изолированного, точечного строительства, необходимость тщательной проектной разработки, заказ на которую, в нынешних условиях финансовой слабости муниципалитетов, может исходить исключительно от государства - в случаях сильных регионов на региональном уровне, в случае экономически слабых - на федеральном уровне.

Опыт проектирования, строительства и эксплуатации недорогого жилья в России.

При всей важности знакомства с международным опытом, особое значение имеет сбор и систематизация сведений об опыте, накопленном в России - практически всегда без какой-либо поддержки со стороны государства и крупного бизнеса.

Разработка проектов эффективного и эстетически достойного жилья - в том числе и за счет мобилизации творческого потенциала ВУЗов страны. Производство эффективных строительных материалов, деталей и конструкций - часто в небольших объемах, вроде производства строительных блоков из опилок, щепы или соломы с минеральными добавками. Разработка и производство эффективных конструкций и деталей. Опыт производства и эксплуатации эффективных систем отопления, горячего водоснабжения, канализации, вентиляции. Опыт сопряжения жилой застройки с малой энергетикой.

- Все это нуждается в экспертизе, обобщении, популяризации и финансовой поддержке (как прямой, так и косвенной - через гарантии для банков) государства.

Градостроительные и планировочные аспекты проблемы.

Наряду с безусловным резервированием площадок под новое строительство в рамках генеральных планов развития поселений, особое внимание должно быть уделено комплексной проблеме реконструкции старого жилого фонда. Его реанимация (за исключением действительно аварийного жилья) несет в себе возможность существенного улучшения жилищной ситуации в стране. Здесь широчайшее поле для среднего и малого бизнеса, включая проектные институты. В первую очередь, с серьезным привлечением общественности, должна быть осуществлена качественная инвентаризация обветшавшего жилого фонда. Это классификация ветхого жилого фонда по особому критерию: где застройка, идеально соответствующая коммерческому использованию - в интересах городского сообщества; где это застройка, реконструкция которой способна существенно увеличить реализацию локальных программ доступного и комфортного жилища; где, наконец, это резерв для умножения объемов эффективного социального жилья.**

Гигантское значение имеет восстановление статуса стратегического пространственного планирования: от генеральной схемы расселения до макрорегиональных, региональных и субрегиональных схем. Жестокой ошибкой планирования по Национальному проекту является то, что наблюдается прямая передача ответственности за его исполнение на уровень региональной власти, без предварительного макромасштабного планирования.

Осуществление Национального проекта в принципе открывает шанс для возрождения стратегического планирования. Везде ли нужно вкладывать средства? Где именно наиболее целесообразно сосредоточить новое строительство и усилия по реконструкции ветхого фонда? Куда желательно направить потоки молодых семей и семей отставников-военнослужащих? Довериться стихии в этом вопросе, а именно этим является простая разверстка по регионам, значит утратить этот шанс, чего страна не может себе позволить в условиях демографического спада ближайших двух десятилетий.

Законодательные инициативы для обеспечения эффективной жилищной политики.

Необходима существенная корректировка Градостроительного и Земельного кодексов - законодательное обеспечение стратегического пространственного планирования (здесь многое сделано профессиональными общественными организациями и экспертными группами при Министерстве регионального развития); резервирование земельных участков под развитие поселений; дифференцированное предоставление участков под коммерческую застройку, под доступное жилище, под социальное жилище. Распространение принципа аукциона исключительно на зоны коммерческой застройки, с введением принципа конкурса на прочие зоны. Здесь же разработка и утверждение упрощенных схем планирования и правил застройки и пр.

Необходима существенная корректировка «Жилищного Кодекса» - здесь огромная работа уже проведена Общественным советом при Минрегионразвития России.

Необходима существенная корректировка «Бюджетного Кодекса» с целью увеличения собственных ресурсов муниципальных образований.

Наконец, необходимо детальное законодательное обеспечение участия государства в финансировании программы доступного жилья и обеспечивающих ее мероприятий.

Принципиально важно, чтобы подготовка соответствующих поправок и новых законодательных актов исходно велась в сотрудничестве Федерального Собрания РФ, законодательных собраний субъектов Федерации, Общественной Палаты РФ, Всероссийского Совета местного самоуправления, и иных общественных организаций, непременно включая профессиональные.

Организационные предложения:

Вице-премьеру Д.А.Медведеву

Сформировать рабочую группу независимых экспертов для обобщения ноу-хау в области эффективного, недорогого строительства и эксплуатации жилой застройки.

Сформировать рабочую группу независимых экспертов для отработки модели проектно-планировочной документации, приноровленной к условиям различных регионов страны.

Сформировать рабочую группу независимых экспертов для проектной разработки и широкого общественного обсуждения моделей социального жилища.

Федеральному Собранию Российской Федерации:

Сформировать совместную Комиссию Государственной Думы, Совета Федерации и Общественной Палатой РФ для отработки модели «Жилищной политики России» в полном объеме - в диалоге с министерствами, ведомствами и общественностью страны.

__________________________________________________________________________

* Способы обеспечения контактности таких зон в интересах социального мира представляют подлинно творческую задачу урбаниста и архитектора.

** В значительном числе случаев к этой категории должна быть отнесена реконструкция промышленной застройки, рабочих поселков, военных городков.

по материалам WWW.prodekorsten.ru
22 июня 2006



Хотите узнать больше? Найти все про Общественная палата РФ проведет слушания «Жилищная политика в России»


Также в этой рубрике:
 
май - июнь
Вчера вечером была вызвана «Скорая помощь» для госпитализации голодающих дольщиков
Вчера вечером около 21 часа была вызвана «Скорая помощь» для госпитализации голодающих дольщиков из здания на Сходненском тупике дом 4.
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00