Главная/ Каналы/ Статические/ Новости строительного рынка/ (страница 16)/

«Государственная энергосберегающая политика» (Сергей Алексеевич Михайлов, руководитель Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России г. Москва)

«Государственная энергосберегающая политика» (Сергей Алексеевич Михайлов, руководитель Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России г. Москва)- Повышение эффективности использо­вания топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для пе­ревода экономики страны на энергосбере­гающий путь развития - одна из приори­тетных задач государственной энергети­ческой политики. Решение именно этой задачи позволит гарантировать при прогно­зируемых темпах роста устойчивое обес­печение населения и экономики страны энергоносителями.

- Повышение эффективности использо­вания топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для пе­ревода экономики страны на энергосбере­гающий путь развития - одна из приори­тетных задач государственной энергети­ческой политики. Решение именно этой задачи позволит гарантировать при прогно­зируемых темпах роста устойчивое обес­печение населения и экономики страны энергоносителями.

Требование роста энергоэффективности является ключевым не только в рамках но­вой Энергетической стратегии России на период до 2020 г. (Стратегия), но и в рамках среднесрочной программы социально-эко­номического развития Правительства РФ. Поэтому данное требо­вание, подкрепленное соответствующими механизмами реализации, необходимо рас­сматривать как подлежащее безусловному выполнению при любых вариантах намеча­емых и осуществляемых мероприятий.

Современная экономика России энерго­расточительна. Энергоемкость ВВП Рос­сии (при расчете его по паритету покупа­тельной способности валют) превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а по странам ЕС - в 3,1 раза. В последнее двад­цатилетие в развитых странах наблюдал­ся энергоэффективный экономический рост (на 1% прироста ВВП приходилось в среднем лишь 0,4% прироста ТЭР). В ре­зультате энергоемкость ВВП в среднем по миру уменьшилась за этот период на 18%, а в развитых странах - на 21-27%.

В от­личие от этой глобальной тенденции в Рос­сии, из-за глубокого экономического кри­зиса, энергоемкость ВВП не снижалась, а увеличилась (в 1990-1998 гг. на 13%). Лишь в последние годы, по мере восстановления экономики, она начала снижаться, соста­вив в 2002 г. около 94% от уровня 1990 г.

Расчеты показывают, что энергоемкость ВВП снизится к 2020 г. по сравнению с 2000 г. примерно в два раза. Россия обла­дает уникальным потенциалом энергосбе­режения, который оценивается в 39-47% существующего годового потребления энергии. Почти третья часть его сосредото­чена в топливно-энергетических отраслях (в том числе четверть - в электроэнергети­ке и теплоснабжении), еще 35-37% в про­мышленности и 25-27% в жилищно-ком­мунальном хозяйстве.

Исходя из положенных в основу Стра­тегии параметров долгосрочного социаль­но-экономического развития страны, структурная перестройка экономики поз­волит скомпенсировать около половины необходимого прироста энергопотребле­ния. Наряду со структурным фактором Стратегия предусматривает интенсивную реализацию организационных и техноло­гических мер экономии топлива и энергии, т.е. проведение целенаправленной энерго­сберегающей политики. Реализация осво­енных в отечественной и мировой практи­ке организационных и технологических мер по экономии энергоресурсов способна к концу рассматриваемого периода умень­шить их расход в стране на 360-430 млн. т.у.т. в год.

При реализации технологического по­тенциала энергосбережения выделяются три категории энергосберегающих меро­приятий:

- малозатратные мероприятия, кото­рые сводятся к наведению порядка при использовании топлива и энергии: уст­ранению потерь энергоносителей при транспортировке и хранении, соблюдению энергоэкономичных технологических режимов, замене энергооборудования избыточной мощности, оснащению по­требителей счетчиками энергоноси­телей и т.п.;

- капиталоемкие мероприятия, требующие значительных целевых инвести­ций и осуществляемые, только если эф­фект от энергосбережения в приемле­мые сроки окупит затраты на их реа­лизацию;

- сопутствующие мероприятия, выпол­няемые в процессе технического перево­оружения отраслей народного хозяй­ства, когда энергосбережение является сопутствующим фактором; к ним от­носится также изменение структуры используемых материалов, технологий и конечных продуктов.

В среднесрочной перспективе необходимо обеспечить быстрейшее освоение части по­тенциала энергосбережения за счет реализа­ции малозатратных мероприятий, в первую очередь, в бюджетной сфере. Именно здесь государство имеет наиболее благоприятные возможности управления эффективным по­треблением энергоресурсов. В целом по феде­ральной бюджетной сфере потенциал энерго­сбережения оценивается в 18-22 млн. т.у.т. причем до 35% потенциала приходится на ле­чебные учреждения, 30% - на культурно-просветительские и учебные заведения и 27% - на административные здания.

В жилищно-коммунальном хозяйстве потенциал энергосбережения составляет 95-110 млн. т.у.т. Ключевая проблема жи­лищно-коммунального хозяйства - повы­шение надежности и экономичности теп­лоснабжения, поскольку 20% всех тепло­вых источников находится в этом секторе экономики и 20-30% расходной части бюд­жетов муниципальных образований используется на нужды теплоснабжения.

Намеченные задачи вполне реальны. Анализ зарубежного опыта говорит о том, что прогнозируемое увеличение энергоэф­фективности в России сопоставимо со сни­жением энергоемкости ВВП в развитых странах в период нефтяного кризиса 70-х годов прошлого столетия. Однако мировой опыт показывает, что без поддержания в течение длительного времени относитель­но высоких цен на ТЭР проблему резкого снижения энергоемкости ВВП не решить.

Необходимой предпосылкой для интен­сификации энергосбережения является

как можно более быстрый выход внутрен­них цен энергоносителей на уровень, обес­печивающий полное самофинансирование производителей топлива и энергии. При реализации такой ценовой политики мож­но будет ориентироваться на максималь­ные объемы энергосбережения.

Ценовая политика служит необходи­мым, но не достаточным условием интенси­фикации энергосбережения. Повышение действенности энергосберегающей полити­ки, начатой принятием закона «Об энерго­сбережении» и федеральной целевой про­граммы «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, предполагает осуществление целост­ной системы правовых, административных и экономических мер, стимулирующих эффективное использование энергии.

В рам­ках этой системы предлагается:

1. Активизировать административно-нор­мативные меры, включая:

- пересмотр существующих норм, пра­вил и регламентов, определяющих рас­ходование топлива и энергии, в направ­лении ужесточения требований к энер­госбережению;

- совершенствование правил учета и кон­троля энергопотребления;

- обязательную сертификацию энерго­потребляющих приборов и оборудова­ния массового применения на соответ­ствие нормативам расхода энергии;

- проведение регулярного энергетическо­го аудита предприятий, в первую оче­редь энергоeмких, а также обязатель­ную энергетическую экспертизу проек­тов новых пред­приятий и производств.

2. Создать систему стимулов, превращаю­щих энергосбережение в эффективную сферу бизнеса, включая:

- предоставление государственных га­рантий и прямой финансовой поддерж­ки высокоэффективных энергосберега­ющих проектов;

- введение действенной системы мате­риального стимулирования персонала всех уровней за экономию топлива и энергии;

- использование ускоренной амортиза­ции энергосберегающего оборудования;

- активизацию деятельности региональ­ных фондов энергосбережения.

Возрастает роль региональных органов власти в реализации имеющегося по­тенциала энергосбережения, а также в стимулировании притока частных инвестиций в сферу энергосбережения.

В соответствии с проектом Плана пер­воочередных действий по реализации ос­новных положений Энергетической стра­тегии России на период до 2020 года преду­смотрена разработка следующих важней­ших нормативно-правовых актов в облас­ти энергосбережения:

- концепции проекта федерального зако­на «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об энергосбере­жении» в части, конкретизирующей механизмы исполнения отдельных его статей, в первую очередь, касающихся федеральной бюджетной сферы, право­вой основы создания региональных и муниципальных фондов энергосбереже­ния, административного воздействия за нерациональное использование ТЭР;

- постановления Правительства Россий­ской Федерации об ужесточении требо­ваний к предпроектной и проектной до­кументации в отношении проектов по сооружению промышленных и непро­мышленных объектов (в т.ч. электро­станций и котельных) в части контро­ля за рациональным проектным уров­нем расхода энергетических ресурсов, в первую очередь, газа;

- отраслевых и территориальных про­грамм энергосбережения.

Состояние производственной базы от­раслей национальной экономики в настоя­щее время в достаточной мере обеспечива­ет платежеспособный спрос на энергосбе­регающую технику, приборы и технологии. Рынок необходимой промышленной продукции представлен примерно в равных долях тремя группами производителей и поставщиков. Это предприятия бывшего машиностроительного и приборострои­тельного комплексов, предприятия ВПК и продукция зарубежных поставщиков, ко­торая характеризуется высоким качеством и надежностью, но еe ценовые показатели превышают отечественные аналоги в 1,5-3 раза.

Российская экономика и особенно сектор ВПК располагают большим количе­ством разработок в области прорывных энергоэффективных технологий. Доведе­ние их до уровня промышленного произ­водства и широкого внедрения является одной из первоочередных задач реализа­ции политики энергосбережения в стране.

Реализация государственной политики управления энергосбережением должна базироваться на качественно новых подхо­дах, позволяющих создать экономическую заинтересованность хозяйствующих субъ­ектов в эффективном использовании име­ющегося потенциала энергосбережения, прежде всего, за счет инвестирования энергосберегающих проектов.

В условиях, когда основные производст­венные фонды большинства отраслей по своему состоянию устарели и приблизи­лись к критическому уровню, на первый план выходит реализация проблемы широ­комасштабного внедрения повышающих энергоэффективность общепромышленных инновационных технических решений, раз­работанных на основе отечественных пер­спективных технологий, не уступающих зарубежным образцам и удовлетворяющих спрос потребителей и производителей энергетических ресурсов.

При этом глав­ным рычагом государственного воздейст­вия на инвестиционную активность являет­ся нормализация расчетно-финансового климата в стране, соответствующая нало­говая, таможенная и ценовая политика, по­вышение уровня управления этим процес­сом, а также финансовая поддержка на воз­вратной основе энергосберегающих проек­тов на начальной стадии в течение 2-3 лет в рамках реализации программ энергоэф­фективности на всех уровнях, в которых определяются бюджетные и другие источ­ники и механизмы финансирования.

Задача состоит в том, чтобы за счет про­ведения целенаправленной государствен­ной политики создать устойчивую и эф­фективную систему инвестирования в энергосбережение, обеспечив на период действия Энергетической стратегии более привлекательные условия для вложения отечественного капитала в эту сферу дея­тельности, исключив возможные финансо­во-экономические риски.

Даже в условиях рыночной экономики нельзя недооценивать роль и возможности государственной политики в области энер­госбережения. Без государственного влия­ния - как через прямые механизмы воздей­ствия, так и через различные опосредо­ванные формы - вряд ли можно рассчиты­вать на формирование и успешное функ­ционирование рынка энергосбережения.

Надежда только на рыночные силы и структурные сдвиги в экономике при от­сутствии активной государственной поли­тики повышения энергоэффективности, как показывает мировой опыт, не позволит добиться темпов снижения энергоемкости больше, чем на 1-1,5% в год.

В условиях усиливающихся рыночных отношений возрастает роль государства в стимулировании притока частных инвес­тиций в сферу энергосбережения. Это должно проявляться через разработку, введение и строгий государственный кон­троль соблюдения нормативов и стандар­тов энергоэффективности, прежде всего, в строительстве, через использование норм и стандартов удельного энергопотребле­ния для различных типов бытовой техники и электроприборов, с помощью сертифи­кации энергопотребляющего оборудова­ния и его обязательной маркировки.

Необходимо проведение сбалансиро­ванной ценовой и тарифной политики. Искусственное сохранение низких цен на газ и электроэнергию невыгодно не только со­ответствующим компаниям ТЭК, но и го­сударству, и даже потребителю. Для госу­дарства это приведет к дальнейшему энергорасточительству, ускоренному ис­тощению ТЭР и разбазариванию национального достояния - запасов собственных недр. Для потребителя, где доля затрат на энергию мала по сравнению с другими за­тратами, в том числе на приобретение но­вого энергоэффективного оборудования, низкие цены фактически консервируют отсталую технологическую базу производ­ства и неконкурентоспособность отечест­венной промышленности.

Приоритетными направлениями энер­госберегающей политики России продол­жают оставаться:

- совершенствование нормативно-право­вой базы;

- создание структуры организации и уп­равления энергосбережением на феде­ральном, региональном и местном уровнях;

- разработка и широкомасштабное внед­рение новейших энергосберегающих проборов, оборудования, материалов;

- применение энергосберегающих экологи­чески чистых технологий, направлен­ных на снижение загрязнения окружа­ющей среды, уменьшения вредного воз­действия ТЭК на экологию;

- вовлечение в топливно-энергетический баланс местных видов топлива, нетра­диционных и возобновляемых источни­ков энергии.

Особое внимание со стороны федераль­ных и региональных органов управления системой энергосбережения в стране бу­дет уделяться эффективному использова­нию топлива и энергии в бюджетной сфе­ре, в жилищно-коммунальном хозяйстве, на объектах коммунальной энергетики.

по материалам prodekorsten.ru
09 октября 2003



Хотите узнать больше? Найти все про «Государственная энергосберегающая политика» (Сергей Алексеевич Михайлов, руководитель Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России г. Москва)


Также в этой рубрике:
 
Реформирование жилищно-коммунального комплекса через локализацию систем жизнеобеспечения населения (Олег Алексеевич Жаров, генеральный директор АНО НПО «Эколлайн», д.э.н., к.ф.-м.н., профессор г. Ярославль)
- Среди многообразия трудно решаемых задач жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) РФ, основными остаются проблемы водоснабжения, водоотведения, тепло- и энергоснабжения, а также проблема утили­зации твердых бытовых отходов.
«Основные направления реформирования жилищно-коммунального комплекса» - Константин Андреевич Шрейбер, начальник Территориального управления Госстроя России в Центральном федеральном округе РФ, д.т.н., профессор (г. Москва)
- В начале реформирования ЖКХ были обозначены основные направления реформы: 1) постепенное повышение оплаты жи­лищно-коммунальных услуг; 2) снижение себестоимости и повышение качества жилищно-коммунальных ус­луг; 3) социальная защита и социальная спра­ведливость.
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00