Главная/ Госдума РФ и Совет федерации/ Экспертный совет при Комитете Государственной Думы РФ/ Экспертный совет по ЖКХ/ Новости ЭС/ (страница 2)/

Выступление "О реализации Стратегии развития России до 2020 года в части жилищного строительства и инвестиционно-строительной деятельности"

Хесин М.Я

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям,

Председатель Экспертного совета по жилищно-коммунальному хозяйству

 

 

Уважаемые участники Форума!

В выступлении Президента России Владимира Владимировича Путина на заседании Государственного Совета «О Стратегии развития России до 2020 года» поставлены главные задачи социально-экономического развития страны на дальнейшую перспективу.

В качестве основных предложений по реализации Стратегии Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям выделяет следующие.

 

Первая задача - РАЗВИТИЕ МАЛОЭТАЖНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.

Важнейшая проблема в сфере жилищного строительства заключается в том, что спрос существенно превышает предложение жилья, и равновесие на рынке достигается не за счет роста объемов строительства, а за счет повышения цен на жилье.

Необходимо принятие комплекса мер, позволяющих увеличить объем предложения на рынке жилья. Одним из приоритетных направлений решения этой задачи является развитие малоэтажного жилищного строительства.

На недавнем заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, избранным Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым было предложено создать Фонд содействия жилищному строительству. Основной целью создания Фонда должно стать вовлечение в хозяйственный оборот для жилищного строительства большого массива земель.

Инициатива о поддержке развития малых городов и сел через малоэтажное строительство является более чем актуальной и своевременной, если учесть, что сегодня в Российской Федерации только один процент земель является землями населенных пунктов. Соответственно, только один процент земель может быть использован для жилищного строительства.

Поставленные задачи требуют в первую очередь решения вопроса подготовки земельных участков, которые будут переданы Фонду. Потребуется внесение изменений в земельное законодательство в части формирования механизмов вовлечения земельных участков, передаваемых Фонду в хозяйственный оборот.

Кроме того, для развития малоэтажного жилищного строительства необходимо установить требования к технологиям малоэтажного жилищного строительства. Преимущественно должны использоваться бесцементные технологии малоэтажного жилищного строительства, в том числе панельно-каркасного и панельного деревянного домостроения.

Вторая задача - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Отставание предложения жилья от спроса связано не столько с физическим отсутствием свободных земельных участков, сколько с длительными сроками их подготовки для предоставления под строительство, включая обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой, определение параметров разрешенного строительства.

На сокращение сроков подготовки земельных участков направлены законопроекты, которые планируются к принятию Государственной Думой в весеннюю сессию. Законопроекты предусматривают изменения в Земельный и Градостроительный кодексы. Предлагается:

1) урегулировать процедуры образования новых земельных участков (путем раздела, объединения, перераспределения), а также вопросы возникновения, перехода и прекращения прав на такие земельные участки.

2) установить перечень случаев, в которых земельные участки предоставляются без проведения торгов;

3) четко регламентировать процедуру предоставления земельных участков для строительства с учетом требований Градостроительного кодекса.

 

В дальнейшем необходимо решить следующие вопросы:

1) усовершенстовать процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Сегодня органы власти вправе принимать решения об изъятии земельных участков, занятых аварийными многоквартирными домами, но отсутствует такая возможность для ветхих, технологически отсталых домов и индивидуальных жилых домов. С одной стороны - необходимо защитить гарантированное Конституцией право частной собственности, с другой - необходимо дать возможность развиваться городам, например, ликвидируя ветхий жилой фонд в центре города.

2) необходимо также законодательно урегулировать вопросы создания новых населенных пунктов. Это особенно актуально в условиях развития малоэтажного жилищного строительства и комплексной застройки больших территорий.

3) разрешить строительство в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки, что по сути дела будет означать отмену деления земель на категории.

В целом сегодня земельное и градостроительное законодательство нуждаются в гармонизации, в системных преобразованиях. Для этого уже сегодня необходимо приступить к разработке концепции развития этих отраслей законодательства.

ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА - ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В настоящее время Градостроительный кодекс Российской Федерации четко урегулировал процедуры, связанные с осуществлением строительства.

Вместе с тем по-прежнему актуальным остается вопрос снижения роста издержек при строительстве, что связано, в первую очередь, с ростом цен на строительные материалы. Рост цен на строительные материалы в последние годы значительно опережает средние темпы инфляции в нашей стране.

Необходимо найти решение сырьевых и инфраструктурных проблем. К ним относятся несбалансированность интересов землепользователей и недропользователей, острая нехватка элеваторов для хранения цемента, отсутствие программы разведки новых месторождений цементного сырья. Требуются меры государственной поддержки создания транспортной инфраструктуры для перевозок крупных объемов строительных материалов, обеспечения новых предприятий стройиндустрии газом и электроэнергией.

Важным вопросом является также обеспечение безопасного и комфортного жилищного строительства.

Ухудшение качества строительства, отсутствие действенных механизмов ответственности участников строительного рынка свидетельствуют о неэффективности системы лицензирования в строительной области и о необходимости ее замены. В качестве альтернативы лицензированию видится институт саморегулируемых организаций в строительстве.

В настоящее время Комитетом готовится ко второму чтению законопроект о введении института саморегулируемых организаций в области строительной деятельности. Чрезвычайно важной при введении саморегулирования является задача устранения монополизма и недопущение ограничения конкуренции в данном секторе.

 

Четвертая задача - РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА.

В настоящее время помимо задачи строительства нового жилья важнейшей задачей является обеспечение безопасности и комфортности при эксплуатации существующего жилья.

С конца прошлого года начал функционировать Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Цель Фонда - оказание финансовой поддержки проведения капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Деятельность Фонда в течение 2008 года выявит отдельные неточности законодательства. По результатам работы Фонда необходимо подготовить изменения в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В то же время сегодня остро стоит вопрос безопасной эксплуатации объектов капитального строительства. Можно выделить два основных момента.

В целях предотвращения многочисленных аварий и взрывов необходимо внести изменения в Жилищный кодекс в части передачи функций по обслуживанию внутридомового газового оборудования от управляющих компаний специализированным организациям в области ремонта и эксплуатации газового оборудования.

Кроме того, Комитетом подготовлен проект федерального закона в части установления требований к эксплуатации объектов капитального строительства. Установление таких требований позволит повысить безопасность зданий, строений и сооружений. Необходимо также принять этот законопроект в период весенней сессии.

Для обеспечения качества строительства жилья необходимо в первоочередном порядке разработать и принять технические регламенты об организации территорий, о размещении, проектировании, строительстве и об эксплуатации зданий, строений, сооружений, а также о безопасности строительных материалов.

Кроме того, важное значение имеет внедрение механизмов энергосбережения. Энергосбережение является сегодня важнейшим механизмом ограничения роста платы населения за коммунальные ресурсы - тепло, газ, воду, электричество, потребление которых в российских жилых домах в 1,5-2 раза выше, чем в зарубежных странах с аналогичным климатом.

Необходимо внести изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании» в части дополнения содержания технических регламентов требованием обеспечения энергосбережения (или энергоэффективности). В ином случае, нормы по энергосбережению в строительстве и ЖКХ могут быть рекомендованы для добровольного применения, что представляется недопустимым.

Другая важнейшая задача реформирования жилищно-коммунального хозяйства для всех уровней законодательной и исполнительной власти - это переход к экономически обоснованным и справедливым платежам населения за коммунальные услуги на основе повсеместного внедрения приборов учета.

Переход на оплату не по нормативам потребления, а по приборному учету - это краеугольный камень всей реформы ЖКХ. Любые принимаемые сегодня меры по внедрению рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будут иметь необходимый результат только тогда, когда любой гражданин знает фактический объем потребляемых услуг и может сам регулировать свое потребление и платежи. В противном случае плата за коммунальные услуги будет продолжать расти теми же темпами, и граждане будут, как и сегодня, выражать свое возмущение.

ПЯТАЯ ЗАДАЧА - РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.

Мировой опыт свидетельствует, что инвестиции в транспортный комплекс создают новые возможности для развития экономики, способствуют повышению мобильности и в конечном итоге возвращаются в бюджет в виде новых налоговых поступлений.

Отечественный транспортный комплекс является одной из динамично развивающихся отраслей, наметился устойчивый рост пассажирооборота и грузооборота, в этой отрасли существуют колоссальные возможности для дальнейшего развития и роста.

В настоящее время расходы федерального бюджета возросли многократно. Объем финансирования дорожного хозяйства в следующем году должен составить четверть трлн. рублей, а ведь еще семь лет назад на те же цели направлялось менее 70 млрд. рублей.

И сегодня перед нами, в первую очередь, стоит задача определения новых, наиболее эффективных механизмов расходования бюджетных средств, выделенных на развитие транспортной инфраструктуры.

Так, необходимо создать специализированную структуру, которая комплексно бы решала вопросы реализации проектов создания и эксплуатации автомобильных дорог, в том числе на платной основе, осуществления полномочий государства по заключению концессионных договоров, функции заказчика и застройщика при строительстве дорог.

Таковы, по мнению Комитета по строительству и земельным отношениям ключевые задачи в сфере строительства и коммунального хозяйства.

Спасибо за внимание.

по материалам prodekorsten.ru
24 апреля 2008



Хотите узнать больше? Найти все про Выступление "О реализации Стратегии развития России до 2020 года в части жилищного строительства и инвестиционно-строительной деятельности"


Также в этой рубрике:
 
Некоторые вопросы технического регулирования деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса по водоснабжению и водоотведению
Технический регламент по пожарной безопасности
13 мая в Администрации Президента России состоялось очередное совещание по техническому регламенту «Общие требования пожарной безопасности»
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00