Главная/ Приоритетный национальный проект "Доступное жилье гражданам России"/ (страница 65)/

Обнаружились "подводные камни", о которые может споткнуться жилищная программа

О доступном жилье вновь говорили на самом высоком уровне...

О доступном жилье вновь говорили на самом высоком уровне: на заседании Совета по жилищному строительству при председателе Совета Федерации и в министерстве регионального развития на заседании межведомственной рабочей группы, а затем на коллегии министерства. Выяснилось, что написать программу легче, чем ее выполнить: разговор шел о дополнительных трудностях.

В президентском проекте поставлена очень амбициозная и социально значимая задача: количество сдаваемых жилых метров к 2010 году нужно удвоить, доведя минимум до 80 миллионов в год. В эти дни ответственные чиновники вновь пытались проанализировать предпосылки к ее выполнению. О возможной "разбалансированности" ипотечной части программы и предлагаемых ею мер для увеличения строительства "РГ" писала уже неоднократно. Ипотеку предлагается стимулировать всячески. АИЖК, например, провело снижение процентной ставки по кредитам с начала нынешнего года и обещает уменьшить ее до 8 процентов годовых к концу следующего года. Эксперты не устают повторять: увеличение выданных ипотечных кредитов, не подкрепленное соответствующим ростом объемов строительства, чревато одной большой неприятностью - ростом цен на рынке новостроек (которые "потянут" за собой и вторичное жилье).

Правда, авторы проекта серьезно рассчитывают, что этот рост может обеспечить помощь регионам в подготовке площадок для нового строительства.

Но обнаружились и другие "подводные камни", о которые может споткнуться жилищная программа. Спикер Совфеда Сергей Миронов, в частности, обратил внимание на то, что новостройки распределены по стране крайне неравномерно: село постепенно вымирает, а города задыхаются от перенаселенности. Возникают проблемы, потому что они не могут расти вширь бесконечно.

"Несмотря на огромную территорию нашей страны, мы тем не менее живем слишком скученно", - констатировал спикер. Правда, как решать эту фундаментальную в общем-то проблему, Миронов, похоже, не знает. Ясно, что пока не поднимется уровень жизни в российской глубинке, народ будет "утекать" в города, но прекратить этот процесс пока действительно невозможно. Та же мысль прозвучала у министра регионального развития Владимира Яковлева, когда в числе прочего обсуждалась программа переселения из ветхого жилья и с северных территорий. По мнению министра, увеличивающийся экономический разрыв между регионами только затрудняет положение.

Кроме того, проанализировав темпы строительства в 2004 и 2005 годах и оценив перспективы 2006-го, министр пришел к выводу, что в предложенные нацпроектом рамки строительная отрасль может и не уложиться. Яковлев жестко заявил, что низкие темпы строительства вообще могут сорвать выполнение национального проекта.

А нарастить объемы мешает не только недостаток площадок. Например, по мнению министра, имеются серьезные проблемы в производстве стройматериалов, в частности, цемента. Сейчас предельная мощность всех российских цементных заводов обеспечивает строительство 57-58 миллионов квадратных метров в год. Чтобы выйти на 80 миллионов, надо позаботиться, чтобы цемент был.

Правда, руководитель Росстроя Сергей Круглик настроен не так пессимистично. По его мнению, нет никаких препятствий к увеличению производства цемента, он приводил примеры областей, которые, увеличивая строительство, параллельно организовывали собственное цементное производство. А вице-президент Ассоциации строителей России Владимир Пономарев, в свою очередь, в одной из недавних дискуссий привел опыт Казахстана: там под строительство новой столицы сумели в очень сжатые сроки развернуть производство стройматериалов и теперь нацеливают свои мощности на соседние регионы России.

Владимир Яковлев указал еще на одно серьезное препятствие, о котором до недавнего времени мало кто говорил. Речь о недостатке энергомощностей - этим страдает Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и некоторые другие крупные города.

Сюда же примыкает еще один дефицит - сточных сооружений, о расширении мощности которых многие градоначальники забыли, "сажая" новостройки на старые изношенные сети.

Наконец, и в Совете Федерации, и в минрегионе говорили о несовершенстве законодательной базы. Речь, например, идет о пресловутом законе о долевом участии в строительстве. Именно по этой схеме в последние годы в стране возводилось около 70 процентов жилья. Поэтому "бойкот", объявленный закону строителями, росту строительного рынка явно не способствует.

Кроме того, как сообщил Владимир Яковлев на заседании коллегии, минрегиону предстоит в этом году разработать восемь федеральных законов, более 20 концепций законопроектов и более 30 правительственных нормативных актов.

Опрос

64 процента россиян сегодня не удовлетворены работой жилищно-коммунальных служб, которые отвечают за эксплуатацию их домов.

- Можно предположить, что дело тут не только в снижении качества услуг, но и в постоянном росте тарифов, - предполагает социолог фонда "Общественное мнение" Анна Петрова, - платя больше, потребители предъявляют "коммунальщикам" более высокие требования.

В январе 2006 года плата за услуги ЖКХ выросла согласно данным опроса как минимум у 60 процентов россиян. При этом только 12 процентов опрошенных утверждают, что они платят столько же, сколько в декабре прошлого года, 18 процентов затрудняются с ответом, а 10 процентов вообще не имеют, по их словам, доступа к услугам ЖКХ, то есть не пользуются ничем, кроме электричества (на селе таких людей 22 процента, в малых городах - 10). Даже к моменту проведения опроса (11-12 февраля) далеко не все еще заплатили за январские услуги ЖКХ. Об этом свидетельствуют ответы "компетентных плательщиков" - тех, кто заявил, что именно они, а не другие члены семьи обычно оплачивают коммунальные услуги.

40 процентов опрошенных, заявивших, что в январе они платили больше, чем в декабре, отмечают, что это значительно ухудшило их материальное положение. 17 процентов говорят о незначительном ухудшении и лишь 3 сообщают, что рост тарифов никак не повлиял на уровень их благосостояния. 57 процентов опрошенных, признавших, что новые тарифы в той или иной мере сказались на их семейных бюджетах, попросили рассказать, что они собираются в связи с этим предпринять. 17 процентов россиян принимают перемены смиренно и ничего предпринимать не собираются ("буду уповать на Бога", "смирюсь и буду платить").
по материалам Российская газета
21 февраля 2006



Хотите узнать больше? Найти все про Обнаружились "подводные камни", о которые может споткнуться жилищная программа


Также в этой рубрике:
 
Система программных мероприятий
Приложение к Областной целевой программе
Программа жилищного строительства на 2006-2008 годы станет основой для принятия решений в сфере жилищного строительства в Москве
22 февраля текущего года Правительство Москвы одобрило программу жилищного строительства на 2006-2008 годы
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00