Главная/ Приоритетный национальный проект "Доступное жилье гражданам России"/ (страница 17)/

Крупные застройщики не попадают в регионы, а местные строят плохо

Начальник отдела сопровождения нацпроекта "Доступное жилье" Минрегиона РФ Андрей Чибис рассказал о проблемах, связанных с реализацией жилищных программ, о том, что происходит в субъектах РФ и что должны сделать региональные администрации, чтобы обеспечить высокий уровень строительства

"Крупные компании с трудом попадают в регионы, поскольку у местных властей есть свои компании, которые строят медленнее, с худшим качеством и высокой себестоимостью, и пользуются протекцией", - считает начальник отдела сопровождения нацпроекта "Доступное жилье" Министерства регионального развития Андрей Чибис. В своем интервью "Комерсантъ-Власть" он рассказал о проблемах, связанных с реализацией жилищных программ. О том, что происходит в субъектах РФ и что должны сделать региональные администрации, чтобы обеспечить высокий уровень строительства

Во-первых, власти обязаны подготовить нормативную базу для реализации жилищного законодательства на региональном уровне. Во-вторых, разработать документы территориального и градостроительного планирования, то есть, генпланы и правила землепользования и застройки. Проще говоря, определить правила игры. И, наконец, в-третьих -- обеспечить равный доступ к земельным участкам всех, кто хочет их застраивать. Не секрет, что строительный рынок сильно монополизирован.

Крупные компании, даже московские, с трудом попадают в регионы, поскольку у местных властей есть свои, скажем так, понятные им компании, которые строят медленнее, с худшим качеством и более высокой себестоимостью, но при этом пользуются протекцией. Таких фактов много. Как найти земельный участок под застройку с готовой инфраструктурой?

Есть два варианта.

Первый. В соответствии с законодательством муниципалитеты с 1 января этого года имеют право отдавать в залог земельные участки, которые находятся в их собственности, под кредиты, которые пойдут на создание инженерной инфраструктуры, то есть дорог, энергоемкости, тепловых сетей, канализации и т. д. Соответственно, возрастает стоимость участка, и, проведя аукцион, муниципалитет рассчитывается с долгом.

Второй. Компания-застройщик полностью берет на себя создание инфраструктуры, причем не только инженерной, но и социальной. То есть делает за свой счет то, что должно делаться за счет бюджета. И расходы на это записываются как долг местного муниципалитета. Понятно, что город или область будет отдавать долг годами, что застройщику неинтересно. Но какая-либо федеральная финансовая структура рефинансирует этот долг, получая закладную от муниципалитета, застройщик-инвестор сразу возвращает свои вложения, а в местный бюджет закладываются расходы на выплату долга, допустим, на 20 лет.

В настоящий момент достигнута принципиальная договоренность с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию о рефинансировании долгов муниципалитетов. В будущем подключатся и другие крупные структуры, например Сбербанк. Закладные муниципалитетов имеют хорошее обеспечение, я думаю, желающих поучаствовать в рефинансировании будет много.

И тогда придут крупные компании, вытеснив местные мелкие строительные фирмы

И кому от этого будет плохо? Кто проиграет? Когда вытесняют мелких застройщиков, они ведь не перестают существовать - они просто из инвесторов становятся подрядчиками, то есть выполняют свою прямую функцию. Сейчас они, получив участок земли, ищут кредиты, а затем платят немалые деньги за их обслуживание. Или же привлекают дольщиков, используя различные полулегальные схемы, ведь далеко не все работают в соответствии с законом "О долевом участии в строительстве жилья". То есть, строительство становится или дороже, или рискованнее.

И вот вместо этого приходит крупный инвестор, который имеет собственные или дешевые заемные средства, который имеет квалифицированный менеджмент, который готов вести масштабную застройку (а такая по определению обходится дешевле, чем точечная). И кроме всего прочего, он обеспечит местные строительные компании значительно большим объемом работ, чем они имели, когда инвестировали сами. Это только способствует развитию местных строительных комплексов. А сейчас они заинтересованы в том, чтобы раздувать цены на жилье, не увеличивая объемов строительства.

Практика продажи жилья по льготным ценам абсолютно разумна. Более того, я считаю, что местные власти должны конкурировать с коммерческими застройщиками при реализации подобных проектов. Сейчас на уровне правительства рассматривается вопрос о создании государственных строительных компаний - либо на федеральном, либо на региональном уровне - для выполнения социальных программ. Их задачей будет не получение прибыли, а сдерживание рынка.

Надо заранее планировать объемы строительства исходя из количества людей, имеющих право на льготы. И устанавливать очередность. Только так можно исключить коррупционную составляющую, возникающую при распределении жилья между льготниками.

по материалам "Комерсантъ-Власть"
20 февраля 2007



Хотите узнать больше? Найти все про Крупные застройщики не попадают в регионы, а местные строят плохо


Также в этой рубрике:
 
Российский Союз строителей подвел итоги 2006 года
«2006 год был удачным во многих отношениях» - такими словами начал свой доклад руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик на заседании Российского союза строителе
Объемы строительства жилья в России в 2010 году превысят лучшие показатели советских лет
Владимир Яковлев напомнил, что в середине 80-х годов в РСФСР вводилось в строй 76 млн кв. м жилья в год. Однако эти показатели должны быть перекрыты уже к 2010 году, когда в рамках жилищного нацпроекта в стране будет возведено около 80 млн кв. м жилья
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00