Наверное, если бы существовало понятие павильонного макетного искусства, то панорама «Москва», была бы в числе уникальнейших. Это самая большая в мире передвижная панорама является единственным в мире макетом города Москвы.
«Панорама города Москвы» была создана в 1977 году к национальным дням в Лос-Анджелесе, где получила Большую золотую медаль. Более 300 мастеров трудились над этим проектом. Автор панорамы - народный художник России Ефим Исаакович Дешалыт (1921 - 1996) - известный во всем мире мастер панорамно-диорамного искусства. Высота панорамы - 6 метров, площадь 400 квадратных метров, диаметр 23 метра, глубина 8 метров, вес более 30 тонн. Специальные светотехнические устройства дают возможность зрителям увидеть Москву на рассвете, солнечным днем, синим вечером и блистающей ночью. Зрелище, сопровождаемое музыкой, светом и краткой лекцией о городе, незабываемое.
Этому уникальному «изобразительному спектаклю» рукоплескали зрители многих стран. Первый ее показ состоялся в США, Филадельфии. "Город в миниатюре" покорил американцев. Когда диораму выставили в "Диснейленде", на нее ежедневно приходили полюбоваться до 40 тысяч человек. Директор "Диснейленда" астронавт Нейл Армстронг предложил выкупить у советского правительства "чудесную панораму Москвы", но получил отказ. В 1978 году самую большую в мире передвижную диораму увидели жители Софии. Позже ею восхищались в Лондоне и Турции. А на Лейпцигской ярмарке в Германии диораму наградили Золотой медалью, "как высокохудожественное произведение современного макетного искусства". В 1980 года возвращенная на родину диорама с успехом демонстрировалась на ВДНХ. Ею восторгались участники Олимпийских игр в Москве. Вместе со своим прототипом панорама "Москва" пережила все экономические и политические кризисы. Во время перестройки она была демонтирована, а в 1991 году едва не погибла: руководство 70-го павильона, на балансе которого находилась диорама, списало ее и решило сжечь. Лишь благодаря усилиям нескольких человек, панорама была спасена и полностью отреставрирована теми же художниками, что ее и создавали.
К сожалению, пока попытки передать панораму в собственность государству и Москве успехом не увенчались.