Главная/ ЖКХ/ (страница 138)/

Смерть ЖКХ наступит через год

После окончания всех избирательных кампаний весной 2004 года население получит «бонус» в виде резкого роста тарифов на услуги ЖКХ. Таким образом будет компенсировано их замораживание на время избирательных кампаний

 

     После окончания всех избирательных кампаний весной 2004 года население получит «бонус» в виде резкого роста тарифов на услуги ЖКХ. Таким образом будет компенсировано их замораживание на время избирательных кампаний.


В 2004 году россиян ждет взрывной рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. К такому выводу пришел Институт экономики города, проанализировав ход реформы ЖКХ за десять лет. Доклад «Теория и практика реформы жилищно-коммунального комплекса» был представлен в минувшую пятницу. По мнению автора доклада, директора направления «городское хозяйство» Института экономики города Сергея Сиваева, ситуация будет тем серьезней, чем сильнее поднимут тарифы естественные монополии. Впрочем, гражданам опасаться особенно не стоит: по закону они платят за коммунальные услуги не более 20% дохода. Остальное доплачивает бюджет непосредственно плательщикам в виде адресных дотаций. Главный вопрос - справится ли бюджет с увеличившейся нагрузкой. 

 

     Реформа жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране продолжается уже десять лет. Она ведет отсчет от принятого в конце 1992 года закона «Об основах федеральной жилищной политики», который определил в качестве целей развитие частной собственности в этой сфере и постепенное снижение государственных расходов на содержание коммунального хозяйства. В нем же были определены меры по социальной защите малообеспеченных граждан. «Целью реформы было сокращение огромных и неэффективных государственных расходов на оплату услуг ЖКХ, - говорит Сергей Сиваев. - Главная проблема состояла в том, что эти расходы были безадресные. Государство решило переложить их на собственника жилья, то есть на население». В финансовом отношении это удалось. Если в 1992 году население оплачивало лишь 2% от стоимости потребленных услуг (остальное дотировалось государством), то сегодня доля населения достигла 70%. «Мне не очень понятна истерия в обществе при обсуждении вопроса о переходе на 100-процентную оплату, - говорит руководитель лаборатории проблем муниципального развития Института экономики переходного периода Ирина Стародубровская. - Никто не возмущался, когда плата возросла с 2% до 70%. Кстати, исследование экономического поведения населения показывает, что людине перестали платить». Если в смысле снижения госрасходов реформа удалась, то в смысле повышения качества предоставляемых услуг ее можно считать провалившейся. «Качество предоставляемых коммунальных услуг у нас осталось на прежнем уровне, - считает Сергей Сиваев. - Более того, ухудшилось состояние основного фонда. А финансовое положение предприятий ЖКХ вообще стало притчей во языцех. Абсолютное их большинство является банкротами: размер их финансовых обязательств превышает возможности погашения. Более того, практически все они остались муниципальными предприятиями, лишенными стимула к сокращению затрат».  

 

     Ситуация осложняется и сильной политизированностью вопроса реформирования жилищно-коммунального хозяйства: все действия сопровождаются истерией населения, которое, по мнению экспертов, воспринимает эту сферу не как часть рынка товаров и услуг, а как некую социальную подложку. Во многом такому отношению способствовала и исключенность этой сферы из гайдаровской либерализации экономики 1992 года. Общественная истерия вокруг последнего островка социализма приводит к тому, что рост цен в сфере ЖКХ существенно отстает от роста цен на электроэнергию и газ. Например, в 2001 году цены на жилищно-коммунальные услуги выросли на 10%, а на электроэнергию - на 37%, на газ - на 29%. «Это приводит к тому, что «Водоканал» не в состоянии заплатить за электроэнергию, которая расходуется на производство горячей воды, - говорит Сергей Сиваев. - А в этих затратах расходы на электроэнергию составляют около 30%. В результате предприятия ЖКХ попадают в финансовую яму, из которой они не в состоянии выбраться». Впрочем, способ выхода из этой ситуации давно придуман: предприятие, накопившее долги, просто банкротится, а вместо него создается новое. И все начинается с начала. Здоровой эту ситуацию назвать сложно.  

Влияние политики на сферу ЖКХ проявляется в том, что региональные и федеральные лидеры, зная трепетное отношение населения к стоимости горячей воды, манипулируют тарифамина эти услуги вцелях проведения избирательных кампаний. То есть в выборный год тарифы просто замораживаются. «Мы наблюдали замораживание тарифов в 1999-2000 годах, - говорит Сергей Сиваев. - Именно это и стало причиной того, что жилищно-коммунальное хозяйство снова оказалось в финансовой яме. Из нее надо выбираться, но пока не очень понятно как. В 2002 году мы наблюдали так называемый эффект «отложенной инфляции», когда тарифы выросли почти на 40%. Это было не что иное, как компенсация за два года замороженных тарифов». Сергей Сиваев утверждает, что в 2003 году этот процесс был заторможен. По его прогнозам, тарифы будут снова заморожены до выборов. Однако после их окончания весной 2004 года (когда завершатся все региональные выборы), по мнению г-на Сиваева, возможен взрывной рост тарифов. «Сами тарифы на коммунальные услуги растут довольно плавно, - считает он. - Однако велика вероятность, что на этот рост наложится рост тарифов естественных монополий. В этом случае ситуация может быть очень серьезной».  

 

     Впрочем, резкое увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, по мнению экспертов, не должно серьезно отразиться на бюджете отдельно взятой семьи. По существующему закону семья имеет право на адресную дотацию, если расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают 20% совокупного дохода. Эксперты прогнозируют, что в 2004 году количество обратившихся за дотацией увеличится. Возникает вопрос: хватит ли у государства денег на выплату всех компенсаций? Сергей Сиваев полагает, что это будет зависеть от внешнеэкономической конъюнктуры. По его мнению, если цены на нефть сохранятся на нынешнем уровне, денег хватит. А если упадут, то денег может и не хватить. Тогда последствия для жилищно-коммунального хозяйства могут быть очень плачевными.

по материалам RBC daily
08 августа 2003



Хотите узнать больше? Найти все про Смерть ЖКХ наступит через год


Также в этой рубрике:
 
Реформа ЖКХ: необходимы комплексные решения
Наш сегодняшний собеседник — Олег Александрович ПРОДОУС, профессор, д. т. н., директор консалтинговой компании «ИНКО». Разговор состоялся после знаменательной встречи в Госстрое России ведущих специалистов по проблемам ЖКХ с главой этого ведомства Н. В. Кошманом. Олег Александрович подтвердил, что на совещании прозвучало не только много конструктивных предложений, — заметна была и общность позиций большинства специалистов по вопросу о путях вывода из кризиса, наверное, самого запущенного в стране хозяйства.
Бизнесмены безразличны к передаче ЖКХ частникам
Настоящее и будущее жилищно-коммунального хозяйства, самого близкого к телу каждого человека сектора экономики, вызывает в народе одновременно и ужас, и безразличие. Водопровод, теплосети, канализация, качество работы сантехников - все это либо в "плохом", либо в "очень плохом" состоянии.
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:13,
страница Смерть ЖКХ наступит через год - ЖКХ[Жилищно-Коммунальное Хозяйство] строительного портала prodekorsten.ru