Главная/ ЖКХ/ (страница 101)/

Реформа ЖКХ

 Реформа ЖКХ "Предпринимательская деятельность объединений граждан в жилищной сфере и их взаимодействие с субъектами малого предпринимательства жилищно-коммунального хозяйства"


"Предпринимательская деятельность объединений граждан в жилищной сфере и их взаимодействие с субъектами малого предпринимательства жилищно-коммунального хозяйства"


     Уважаемые господа !
     
     Обсуждая тему развития малого предпринимательства в сфере ЖКХ, нельзя обойти стороной жителей, поскольку именно им предоставляются жилищно-коммунальные услуги и уже неотвратимой поступью приходит эпоха, когда заказчиками этих услуг уже выступают не Управа, не Префектура, не даже ДЕЗ, а сами жители. Почему это происходит, давайте вместе попробуем разобраться.
     Итак, в соответствии с реформой ЖКХ должен быть сформирован рынок жилищно-коммунальных услуг. Макромодель этого рынка содержит 3 субъекта:
          1. потребители услуг - это наши жители, ТСЖ, домовые комитеты, территориальные общины;
          2. производитель услуг - это ДЕЗы, ГРЭПы, иные жилищно-коммунальные организации, организации малого бизнеса;
          3. и 3-й субъект - государство, органы власти, которые правила на этом рынке, регулируют отношения первых двух субъектов на рынке. При этом права, обязанности и интересы этих субъектов должны быть сбалансированы.
     Все прозвучавшие выступления нацелены только на проблемы и создание условий для 2-го субъекта этого рынка - малого предпринимательства. При этом напрочь не учитывается значение и роль на этом рынке 1-го субъекта - жителей и их объединений, без участия которых рынок ЖКХ, как пока происходит сейчас, будет недоразвитым, закрытым для широкого участия малого бизнеса вследствие неограниченного влияния государственных институтов. И мы ещё годами будем только и говорить о проблемах, решение которых мы ошибочно ищем совсем не в том месте. Ибо решение многих задач, которые по плечу малому бизнесу, находится именно там, где определено место и роль 1-го субъекта рынка - жителей и их объединений, которые априори являются заказчиками жилищно-коммунальных услуг.
     Ведь даже если обратиться к Конституции или к Уставу г. Москвы, то мы и здесь и там прочитаем, что в городе НАРОД, ЖИТЕЛИ - это источник власти, а в нашей сфере ЖКХ ЖИТЕЛЬ - это источник жилищно-коммунальных реформ, а не ДЕЗ, не ГРЭП, не Управа.
     Сегодня 1-й субъект рынка - потребители услуг, уже не являются той серой массой, которой они были 15 лет назад. Сейчас для них создана законодательная база, жители в домах вырастают в товарищества собственников жилья, образуют территориальные общины, домовые комитеты, которые в целом мы называем - Жилищное самоуправление. Всё жилищное самоуправление строится и стоит на жилищных проблемах и появляется там, где есть проблемы и где их надо решать.
     Таких примеров у нас не сотни, а уже тысячи. Есть виды услуг, которые малый предприниматель может делать в доме, не спрашивая ДЕЗ или управляющую организацию. При этом коллективным заказчиком выступают жители или их объединение. Приведу пример с коллективной антенной, когда жители одного дома годами жаловались, что плохое изображение в телевизоре, в ДЕЗе им отвечали, что всё нормально или ничего сделать нельзя, а потом жителям надоело, они сами собрали деньги, нашли организацию малого предпринимательства, которая сделала новую трассировку и замену антенных узлов. И теперь у них всё замечательно. Или другой пример, когда жители в лице домового комитета собирают деньги, нанимают организацию, которая быстро и относительно недорого устанавливает и обслуживает систему видеонаблюдения и домофоны. Нам известны примеры, когда жителям надоела грязь и вонь в подъездах дома. Они с помощью домкома собирают деньги, нанимают организацию по санитарной уборке мест общего пользования и в результате жители отказываются от услуг уборщицы ГРЭПа и отдают предпочтение организации малого бизнеса, которая содержит подъезды дома в чистоте и порядке.
     Хочу сказать, что в жилищно-коммунальной сфере есть услуги, в которые малому бизнесу можно влезать, не спрашивая разрешения у ДЕЗа или Управы, а работая напрямую с жителями, с домкомами, ТСЖ и ТО. Жилищное самоуправление - это прежде всего решение проблем не отдельной квартиры, а проблем всего дома и двора. Поэтому Жилищное самоуправление в связке с малым бизнесом позволяют решать те задачи и проблемы, которые город не решает или не может с ними справиться.
     Например, вопрос предупреждения терроризма. Мы помним, когда три года назад взорвали дом, во многих домах жители самостоятельно организовали круглосуточные дежурства, ибо сам себя не защитишь, никто тебя не защитит. Ясно, что эту проблему город без участия жилищного самоуправления не решит. Техник-смотритель не сможет ежедневно два раза в день проверять замки на дверях на чердак и в подвалы, а жители смогут. В результате жилищное самоуправление нанимает организацию, которая организует и осуществляет дежурство. Эта организация также может и парковку во дворе организовать и разобраться с нерадивыми арендаторами, которая своими машинами заполонила весь двор, так, что жителям негде свои машины поставить. И всё это естественно не бесплатно. И всё это сфера применения сил малого предпринимательства.
     А работа чиновника в жилищной сфере (впрочем, как и в любой сфере) строится и стоит на должностных обязанностях, и нацелена, вы поймите правильно, прежде всего на неукоснительное выполнение этих обязанностей и часто - не на решение самих проблем. Это недостаток аппаратной работы, об этом нам регулярно пишут жители. Мы не хотим, чтобы это усугублялось. Вот почему мы видим в реформе ЖКХ необходимость уменьшения влияния государственных структур при решении тех проблем, при выполнении тех задач, которые гораздо более успешно может решить малый предприниматель, ТСЖ, домком и другие структуры жилищного самоуправления.
     Наш Департамент жилищной политики и жилищного фонда вовремя понял, что необходима тесная и живая связь чиновника с жилищным самоуправлением. На это во многом была ориентирована работа Департамента в последнее время и эта работа нашла отражение в последних нормативно-правовых актах Правительства Москвы.
     Примеры: Программа формирования кондоминиумов и создания условий для организации и деятельности ТСЖ, ряд постановлений Правительства Москвы по развитию территориального общественного самоуправления в жилищной сфере и др.
     Как мы видим, статус жителя, как 1-го субъекта рынка жилищно-коммунальных услуг, довольно быстро переходит на новый более качественный уровень под общим названием территориальное жилищное самоуправление.
     Участие жилищного самоуправления в сфере ЖКХ имеет две крупные составляющие:
          1. Непосредственное управление жилыми домами и территорией путём создания ТСЖ, когда это ТСЖ или ЖСК переходит на полное самообслуживание, при этом его можно называть субъектом малого предпринимательства. Либо ТСЖ или ЖСК часть или все функции передаёт другой организации (это эксплуатация, содержание и ремонт дома, благоустройство территории, вывоз мусора, санитарная уборка мест общего пользования, различные ремонтные работы). Здесь мы видим широкую сферу взаимодействия жилищного самоуправления и малого бизнеса без какого-либо участия государственных структур.
          2. Участие в управлении жилыми домами и территорией через создание иных организаций жилищного самоуправления - домкома или территориальной общины. По этому направлению уже имеется нормативно-правовая база. Здесь организации жилищного самоуправления обеспечивают решение следующих вопросов:
          - формирование социального заказа на услуги;
          - контроль за качеством услуг;
          - информирование жителей;
          - представление и защита интересов жителей.
     Надо сказать, что здесь важна роль объединений жителей. Как без жителей можно формировать социальный заказ? Нонсенс, но у нас это пока, к сожалению, практикуется. Например, размещение гаражей-ракушек. Почему это решает только гаражная комиссия района без участия жителей, в результате мы часто имеем дело с конфликтными ситуациями, которых могло бы не быть. Реализация программы «Мой двор - Мой подъезд». Как эту программу можно реализовывать без участия жителей, т.е. тех, для кого эта программа действует? Территориальное жилищное самоуправление здесь видится и социальным заказчиком и контролёром. Практика показывает, что при участии жилищного самоуправления достигается максимальный экономический эффект. Причём долгосрочная выгода здесь и у предпринимателя, который, завоевав должный авторитет, является уже постоянным исполнителем различных бытовых заказов жителей дома (например, ремонт квартир, прокладка и ремонт различных коммуникаций - телефон, антенна и т.п., ремонт сантехники, навеска полок). И здесь видится участие домкома, как организатора этого процесса.
     К сожалению, многие Программы и начинания не были в городе эффективно реализованы. И знаете почему? Потому что житель зачастую не был их инициатором или участником (хотя бы как социальный заказчик). И сейчас к нам в Департамент к нам продолжают поступать проекты нормативно-правовых документов на согласование, в которых есть хорошие проекты и идеи для жилищной сферы и они поддержаны соответствующим финансированием, но жилищному самоуправлению, взаимодействию с жителями там отводится лишь информационная роль. Пример, нынешнее постановление по развитию малого предпринимательства в ЖКХ. Там был целый раздел по развитию жилищного самоуправления и взаимодействию с малым бизнесом. Кто-то волевым решением убрал, считая, что житель здесь ни причём. Пока мы не поймём этого глубокого заблуждения, всегда мы будем говорить только о проблемах, а успеха в развитии малого бизнеса не достигнем.
     Другой пример. Развитие социально-ориентированной торговли. Единичные случаи, когда по размещению этих объектов торговли советуются с жилищным самоуправлением. В результате объекты располагают как решит чиновник, а потом поступают жалобы и предприниматель уже нормально работать не может.
     Ещё пример. Раздельный сбор мусора. Пока житель не узнает и не почувствует свою роль и свой интерес - не пойдёт эта идея. Хотя очень хорошая идея. К нам обращаются жители с такими вопросами. В чём здесь раздельный сбор мусора - стоят одинаковые контейнеры. Приходит мусоровоз, смешивает все контейнеры и везёт всё в одно место. Вот это и есть программа раздельного сбора мусора? А нам говорят, что идёт эксперимент. Но жителей, которые должны быть прямыми участниками эксперимента, без них вы раздельный сбор мусора не осуществите, никак в нём не участвуют и не имеют необходимой информации.
     Таким образом, если вы не хотите провалов хороших Программ, мы рекомендуем работать в связке с нашим Департаментом.
     Если говорить применительно к теме нашей конференции по участию малого бизнеса в ЖКХ, важно определить КТО является заказчиком на услуги малого бизнеса. Мы считаем, что непосредственным субъектом-заказчиком услуг могут быть только жители в лице организаций жилищного самоуправления с их объектами - жилыми домами, домовладениями, кондоминиумами.
     Эти услуги можно разделить на два вида:
          1. Услуги только для жителей, где жители или жилищное самоуправление могут выступать непосредственными заказчиками; в этом случае услуга ориентирована непосредственно на них:
          - холодное и горячее водоснабжение (внутриквартирное);
          - канализация (внутриквартирное оборудование);
          - освещение;
          - благоустройство;
          - вывоз мусора;
          - телефон;
          - антенна (вся система коллективного TV приёма);
          - система видеонаблюдения;
          - кодовые замки;
          - консъержки и т.д.
          2. Услуги для домовладения с жителями, здесь услуга ориентирована на дом в целом. Жители или ЖС могут выступать социальными заказчиками через управляющую организацию:
          - отопление, водоснабжение (внутридомовое оборудование);
          - вентиляция;
          - ремонт общего имущества в доме.
     Данный подход показывает, что есть достаточно услуг, где Заказчиком может выступать житель или Жилищное самоуправление и где малый бизнес может работать напрямую, а есть услуги, где необходим балансодержатель или управляющая организация. В чём мы видим роль и участие нашего Департамента

Выступление начальника Управления координации деятельности ТСЖ и паспортизации жилищного фонда Департамента Акимкина В.В. на городской конференции «Новые подходы для предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы: проблемы, перспективы, подготовка кадров».




Хотите узнать больше? Найти все про Реформа ЖКХ


Также в этой рубрике:
 
Cвое тепло в "ГринЛандии"
В Петербурге начато строительство жилого комплекса "ГринЛандия", ориентированного на представителей среднего класса
Приватизация
Что необходимо знать об оформлении документов по приватизации жилищного фонда и последствиях приватизации
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 16:58,
страница Реформа ЖКХ - ЖКХ[Жилищно-Коммунальное Хозяйство] строительного портала prodekorsten.ru