Главная/ ЖКХ/ (страница 108)/

Недвижимость: пропаганда или экономика?

По расчетам экспертов, в нынешнем году резко увеличился отток частного российского капитала за границу. Если, по данным ЦБ РФ, за весь 2003 год он составил $2,3млрд., то по итогам только первых восьми месяцев 2004 года из России вывезли почти $10млрд. Такой суммы  не вывозили из страны с 2000 года.

 

Какая же часть экономики потеряла эти деньги?  Остатки на корсчетах банков за это время изменились незначительно. Частные депозиты на счетах коммерческих банков  даже в самый  напряженный момент  июльского кризиса, по данным ЦБ, сократились только на $400млн., в остальные месяцы года их объём стабильно рос. Фондовый рынок, понятно, не в состоянии переварить и сотой части ушедших средств.  Дневной объем торгов в РТС редко превышает $20млн. Таким образом, существенного падения рынка можно достичь, уведя из торговой системы всего- то пару $млн.

 

Единственным, достаточно ёмким рынком, до последнего времени всасывающим приток нефтедолларов, оставался рынок строящегося жилья. Известно, что объём  вводимого жилья только в Москве составляет около 5 млн. кв. м в год, а при оценке средней стоимости кв.м в $1800 емкость рынка ежегодно составляет около $9млрд.  Подмосковье добавляет еще около $3млрд. Таким образом, ёмкость рынка  России, с учетом данных всех субъектов федерации, составляет около $35млрд.

 

Достаточно вспомнить о 30-процентном росте цен в прошлом году при неизменных темпах строительства, чтобы понять: рынок, дополнительно к 2002 году, "проглотил" в 2003 году около $10млрд. Если бы положительный настрой инвесторов сохранился, то и в этом году деньги, вместо "бегства" за границу, могли бы попасть на стройку. Однако, в силу независящих от участников строительного рынка факторов, лишних денег в стране стало меньше, причем, как раз именно на ту  сумму, которая и обеспечивала стремительный рост цен на недвижимость в прошлые годы.

 

Предположение о том, что деньги, в основном, покидали в нынешнем году строительный рынок, подтверждается и данными Федеральной статистической службы. По опубликованным в августе отчетам, совокупная прибыль всех организаций России выросла в первом полугодии 2004 года по сравнению с прошлым на 44%. А прибыль строительных организаций за тот же период, напротив, снизилась на 18,5% (до 12 млрд. руб.). Большой запас финансовой прочности крупных застройщиков, накопленный в прошлые годы, позволил им за счет текущих убытков, при значительном снижении объёмов продаж, удерживать в течение лета цены предложения от падения. Но такая ситуация, как показывает практика, не может длиться  долго, а выведенные за рубеж потенциальными покупателями деньги возвращаться не торопятся. Поскольку снизить темпы строительства быстро не удастся, необходимость оплачивать кредиты, поставку строительных материалов и выплачивать заработную плату заставит идти на ускорение реализации возводимого жилья. А сделать это можно, понятно, только за счет снижения цены

 

Широко развернутая в последнее время PR-кампания о скором  росте цен на жильё является профессионально отработанным   способом рекламы. Заметьте,  комментируют ситуацию и дают прогнозы на рост цен, прежде всего, риэлтеры и строители. Иными словами, компании и фирмы, благосостояние которых напрямую зависит от цены продаваемого ими квадратного метра. К ним, как ни странно, присоединяются и муниципальные власти, например, московские чиновники в один голос с представителями столичного стройкомплекса с завидным упорством твердят, что цены на недвижимость в Москве будут расти! 

 

Хороший результат такая пропаганда приносила в те времена, когда на рынке было много свободных денег и они почти не "убегали" за границу. Следует отметить, что период бурного роста цен на недвижимость с точность до года совпадает с периодом незначительного оттока частного капитала. Насколько эффективной такая PR-кампания окажется на сей раз - покажет время. Однако одно можно сказать сегодня наверняка: поскольку объективных причин для роста цен нет, то дальнейшая динамика будет напоминать трансформацию мыльного пузыря – чем сильнее удастся надуть, тем скорее лопнет. Но, скорее всего, возьмет верх не пропаганда, а экономика и тогда надежды активных игроков строительного рынка на возобновление роста цен на жилье этой осенью не оправдаются, и беспредельные торги жильем, на которых диктует свои условия монопольный продавец, постепенно начнут превращаться в нормальный, цивилизованный рынок недвижимости.

по материалам Юрий Герман, prodekorsten.ru
14 сентября 2004



Хотите узнать больше? Найти все про Недвижимость: пропаганда или экономика?


Также в этой рубрике:
 
Элитное жилье стремительно дорожает
В Москве будут строить "Вавилонскую башню"
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:21,
страница Недвижимость: пропаганда или экономика? - ЖКХ[Жилищно-Коммунальное Хозяйство] строительного портала prodekorsten.ru