Главная/ Ипотека и финансы/ (страница 61)/ |
И какой в итоге должен быть результат? Если рассматривать по тем блокам, которые Вы выделили, можно ли тезисно сказать, что в каждом блоке планируется сделать? Начнем с Жилищного Кодекса. Это основные жилищные права граждан. Базовая идея Жилищного Кодекса, новой государственной жилищной политики, состоит в том, что в соответствии с Конституцией РФ бесплатно или за доступную плату социальное жилье будет предоставляться малоимущим гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Именно эта группа населения будет предметом внимания муниципалитетов - в соответствии с разграничением полномочий эта функция является функцией органов местного самоуправления. Они должны будут исполнять ее по своим стандартам, которые они определяют в своем муниципальном образовании, и предоставлять социальное жилье малоимущим гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Всем остальным гражданам должно быть доступно жилье на рынке для того, чтобы его приобрести, построить, снять в аренду на какой-то период. Этим группам населения тоже может оказываться поддержка, государственная или муниципальная, но уже в другой форме. Не предоставление социального жилья, а именно поддержка для участия в рынке – либо субсидии на первый взнос, либо в другой какой-то форме субсидирование этого процесса. Такая базовая конструкция – это и есть предмет Жилищного Кодекса. Одновременно в Жилищном Кодексе устанавливаются нормы использования жилья, предусматривается срок окончания бесплатной приватизации жилья - не в самом Жилищном кодексе, а в законе о введении его в действие, который еще будет подготовлен, но такая общая конструкция существует. Если вам, как малоимущему, предоставлено социальное жилье, то вы не можете его приватизировать. А что касается всех остальных, то если вы его купили на рынке - оно и так ваше, а если вы его арендовали на рынке - то здесь приватизация ни при чем. Поэтому предполагается, что в законе о введении Кодекса в силу будет установлен какой-то срок, например, 1 января 2007 года, чтобы все граждане определились, будут они приватизировать жилье или нет. Имеются ли в вашем пакете законопроектов такие документы, которые бы регламентировали стандарты ипотечной деятельности? Ведь все упирается в конкретную российскую практику, в ненавязчивый сервис российских банков, когда до банка нельзя дозвониться, потому что целый час автоответчик вас агитирует занять у него деньги. А когда приходишь в практически единственное отделение этого банка, где принимаются платежи, оказывается, что из него торчит хвост очереди метров на тридцать, а на улице минус 20. Но человек вынужден стоять, потому что банк устанавливает для всех категорий плательщиков один и тот же платежный период, допустим, с 20 по 27число. Такая ситуация сейчас с «Дельта-Банком», а он считается флагманом ипотечного кредитования. Что уж говорить после этого о других банках? Подобные вещи каким-то образом регулируются или нет? Что касается внутрибанковских стандартов кредитования, то, конечно, регулировать это специально, мне представляется не совсем целесообразным. То, что вы говорите, - это, наверное, просто не очень высокое качество корпоративного управления и отсутствие на сегодняшний момент конкуренции даже на этом рынке. Потому что конкурентная среда в сфере ипотечного кредитования должна привести к процедурам, которые будут удобны заемщикам. Когда банки начнут охоту за заемщиками, они, конечно, будут подстраиваться под их требования. С другой стороны, надо сказать, что очень многие банковские процедуры регулируются и в рамках общего банковского надзора со стороны Центрального Банка, и все, что касается каких-то общих, базовых норм, может находить отражение во внутреннем банковском регулировании. Не забывайте, что у нас есть структура, которая называется Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, которая предоставляет банкам услуги по рефинансированию кредитов. Агентство предъявляет свои стандарты, они, опять же, не носят нормативного характера, они носят договорной характер. Если вы, банк, хотите продать мне кредит, будьте добры, соблюдайте вот такие требования. Потому что кредиты, которые покупает АИЖК, должны быть стандартные, для того, чтобы иметь возможность выпускать ценную бумагу под залог этих кредитов. Но все-таки какие-то общие нормы регулирования есть - например, в законе об ипотечных ценных бумагах. То есть, по сути дела, выстраивается цепочка: повышение качества обслуживания напрямую зависит от развития конкуренции в данном секторе, а конкуренцию можно развивать с помощью того, что банки получат доступ к длинным деньгам. Государство не будет непосредственно регулировать ипотечную деятельность применительно к конкретному клиенту, а будет способствовать созданию конкуренции в этом секторе. Да, все правильно. Известно, что сейчас существует сложная система согласования проектов строительства. Называют такую цифру – для этого нужно пройти 200 инстанций. Насколько вы планируете уменьшить число этих инстанций, и насколько при этом повысится прозрачность принимаемых чиновником решений на основе четко разработанных правил и критериев – а именно, насколько сократится для чиновника возможность «свободы творчества», которую он может использовать с выгодой для себя? Мы пытаемся свести наши процедуры таким образом, чтобы для получения разрешения на строительство вообще надо было обратиться один раз в одну организацию. В крайнем случае, если еще согласовать технические условия, связанные с этим, - чтобы было, максимум пять организаций, не больше. А для этого мы пытаемся регламентировать процедуру, касающуюся того, как муниципалитеты должны определять правила землепользования и застройки на своей территории, и для инвесторов тогда требования будут предъявлены заранее, заранее будут сформулированы, а не будут определяться по каждому конкретному земельному участку в отдельности. А если земля будет предоставляться в собственность на конкурсе, то на этом конкурсе уже все будет известно: и что можно строить, и как можно строить, и какие технические условия подключения, и так далее. Вы покупаете земельный участок с полностью готовыми регламентами. Если же вы берете земельный участок в аренду, то там все равно будет известен регламент по использованию - может быть, вам понадобится согласовать только какие-то технические условия. Реформировать эту систему в рамках задачи по жилищному строительству очень сложно, для этого необходимо вообще изменить систему градостроительного планирования и регулирования. Она сегодня, к сожалению, в существующем Градостроительном Кодексе весьма декларативна, размыта, не отрегулирована, что и позволяет чиновникам на местах сводить всю эту процедуру к индивидуальным отношениям с каждым застройщикам по поводу каждого земельного участка. А выплачивать будет государство? Да, государство, федеральный бюджет. Пока в проекте предусматривается сумма до 1 млн. рублей. А те чиновники, которые не обеспечили достоверность информации, будут нести за это ответственность? Бывает по-разному. Бывает, что вина точно лежит на конкретном чиновнике, который работает в системе регистрации, - он не посмотрел что-то, не проверил, и так далее. Такая ответственность существует и сейчас. А бывает по-другому: есть такая юридическая норма «ответственность без вины». На самом деле, чиновник иногда даже не мог знать о той или иной проблеме, или для того, чтобы ему о ней узнать, надо было провести настоящее детективное расследование, которое сегодня делаю риэлторы, и которое безумно дорого стоит. Когда, например, квартира была уже продана десять раз, оказывается, что в первый раз она была неправильно приватизирована, были нарушены права детишек. В таком случае нет вины самого регистратора, но все равно система будет отвечать. Если доказано, что есть вина регистратора, - бюджет ответит, но потом к этому чиновнику будет применено административное наказание. Если нет его вины - бюджет ответит все равно, для того, чтобы рынок был стабилен, чтобы для совершения сделок на этом рынке не требовалось дополнительных услуг риэлтора, чтобы банки не требовали страхования титула, как очень часто сейчас происходит. Они, когда берут жилье в залог, тоже очень боятся: а вдруг там какие-нибудь права были нарушены? И они говорят: ты сначала пойди и застрахуй свои права. Это очень дорого, получаются очень дорогие транзакционные затраты на этом рынке. Если государство возьмет на себя систему гарантий через систему регистрации, это обойдется дешевле, потому что это будет распространяться на весь рынок жилья в России. Риски никуда не денутся, но они будут, в каком-то смысле, экономически застрахованы наиболее эффективным образом. Часть рисков пропадет, потому что все наши предложения по усилению каких-то прав снижают риски. В итоге: снижение рисков – снижение ставок. Стало быть, жилье становится еще более доступным. Да. Оговаривается ли в вашем пакете нормативных актов четкий перечень документов, которые необходимо представить в налоговую инспекцию для получения налогового вычета? Сейчас это достаточно сложная проблема, иногда налоговые инспекции требуют такие документы, которые банки просто не в состоянии дать. Но не факт, что одни и те же документы окажутся приемлемыми для двух разных налоговых инспекций, потому что весьма размыто сформулировано само понятие «подтверждающие документы». Что это такое - налоговые инспекции вправе решать сами. Кроме этого, возникает и другая проблема. Работники налоговой инспекции в неофициальной обстановке признавались в том, что у них есть план по сбору налогов, и поэтому они совсем не заинтересованы в том, чтобы предоставлять гражданам налоговые вычеты, потому что это портит их показатели. Я думаю, что в конкретной реализации законодательства существует много проблем. Одним законодательным пакетом всех проблем, конечно, не решить. Но далее у нас намечена следующая стадия – нормативно-правовая регламентация того, что написано в законе. И это уже следующий шаг, когда надо будет посмотреть, что по этому поводу написано в инструкциях МНС, и как там это можно улучшить. У нас есть в планах такая работа – посмотреть инструкции ЦБ, инструкции МНС. Потому что в законе все нюансы и все детали предусмотреть трудно, хотя мы, честно говоря, старались. Иногда нас даже упрекали, что мы не закон пишем, а инструкции какие-то. Мы старались, но всего в законе невозможно предусмотреть, поэтому надо еще работать. Надо сказать, что, конечно, реализация всего этого пакета на практике потребует не только дополнительной нормативно-правовой деятельности, но еще и большой административно-организационной работы, очень большой, особенно, связанной с жилищным строительством. Конечно, организация всех этих новых градостроительных программ – большая административная работа. Это - базовые законы на федеральном уровне. А дальше уже начинается деятельность, которая должна проводиться на уровне регионов, муниципалитетов, отдельных министерств – уже по их инструкциям. Как известно, на московском жилищном рынке вроде бы достаточно много организаций, которые строят жилье или тем или иным образом участвуют в строительстве. Но, тем не менее, многие говорят, что, если ты решил строить жилье в Москве - на этот рынок проникнуть просто невозможно. Такое положение вполне укладывается в понятие «олигополия». Есть ли в вашем пакете какие-то нормативные акты, которые будут разбивать такие олигополии в строительной отрасли, или уже достаточно нормативных актов в антимонопольном законодательстве, которые бы это регламентировали? Во-первых, наши предложения в Градостроительном Кодексе предполагают значительное упрощение разрешительно-административных процедур доступа на этот рынок Мы как раз пытаемся снять доминирующее положение чиновника при допуске на этот рынок. Это то, что можно сделать градостроительными методами на стадии доступа, чтобы все получали равные условия доступа на этот рынок, чтобы была конкурентная среда. Но если уж это нарушено, то здесь должны вступать в силу антимонопольные меры. К сожалению, такая ситуация не только в Москве, такая ситуация очень распространена на многих региональных рынках. Насколько я знаю, сегодня этим занимается Федеральная антимонопольная служба. Ее глава Игорь Артемьев выступал на заседании правительства, и Михаил Фрадков обратил на это специальное внимание – на то, что нужна система антимонопольных мер на рынке строительства жилья. Наших предложений по внедрению прозрачных открытых процедур может быть недостаточно. Нужна система антимонопольного контроля, и там, на мой взгляд, достаточно инструментов, их просто надо применить к этому сектору. Я не считаю, что надо менять законы. Возможно, нужна какая-то программа демонополизации строительных рынков там, где они на сегодняшний день действительно монополизированы через связь одной, двух, трех строительных компаний с муниципалитетом. В начале июня ваша Рабочая группа вносит пакет законопроектов в Государственную думу. Какова перспектива их принятия, и с какого времени, по вашим расчетам, эти законы могут вступить в силу? Маленькая корректировка: не мы, Рабочая группа, вносим - мы не имеем права законодательной инициативы. Мы уже свое дело сделали. И после того, как мы подготовили эти законопроекты, в Госдуме целый месяц работала специальная комиссия, ее возглавлял Георгий Валентинович Боос. Депутаты и другие эксперты еще раз все это посмотрели и взяли на себя ответственность внести эти законопроекты. Теперь их действительно будут рассматривать в Государственной думе в первом чтении в июне, а часть законопроектов может быть рассмотрена даже в двух чтениях. Имеется в виду прежде всего налоговая часть, которую нужно учесть при формировании бюджета 2005 года. Хорошо было бы в идеальном варианте, чтобы эти законы были бы приняты осенью этого года, и чтобы они вступили в силу с 1 января 2005 года. Есть какие-то законы, которые могут быть по дате вступления в силу отодвинуты. Например, изменения в Налоговый Кодекс по введению местного налога на недвижимость. Здесь возможна подвижка по срокам, потому что муниципалитетам надо подготовиться к введению этого налога и надо синхронизировать его с другими налоговыми инициативами правительства. В целом планируется, что законы вступят в силу с 1 января 2005 года. Хотя, конечно, это не значит, что в январе мы с вами станем жить по другому. У любого рынка есть инерция развития, а уж у бюрократа и администратора – тем более. Например, закон о введении в действие Градостроительного Кодекса вообще предполагает, по сути дела, семилетний переходный период по установлению всех новых процедур, и там установлены некоторые санкции за их не введение. Можно, конечно, в самых передовых регионах сделать все очень быстро, но, по нашим прогнозным расчетам, мы сможем кардинально изменить ситуацию к 2010 году. Если все пойдет по плану, то в 2010 году большая часть наших соотечественников, которые работают, получают зарплату на среднем уровне и хотят улучшить свои жилищные условия, будут иметь возможность это сделать. |
Хотите узнать больше? Найти все про К 2010 году россиянe улучшат жилищные условия
| ||||||
|
Президент РФ | |
Государственная Дума РФ | |
Правительство РФ | |
Москва | |
Область | |
Регионы | |
Законодательство | |
Словарь |
| ||
| ||
|
| ||
|
| ||||||||||||||||
(000) 000-00-00 |
Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:40, страница К 2010 году россиянe улучшат жилищные условия - Ипотека и финансы строительного портала prodekorsten.ru |