Главная/ Госдума РФ и Совет федерации/ Государственная Дума РФ 4ого созыва/ Экспертный Cовет Госдумы 4го созыва/ Рабочая группа (лифты)/

О критериях отбора на конкурс организаций по обслуживанию лифтов

В. А. Тишин, председатель Совета директоров ЗАО "Русьлифт"

О критериях отбора на конкурс организаций по обслуживанию лифтов

 

В. А. Тишин, председатель Совета директоров ЗАО «Русьлифт»

 

В условиях развивающихся рыночных отношений в сфере ЖКХ трудно переоценить роль проведения конкурсного отбора организаций на выполнение работ по обслуживанию лифтов, в частности, в муниципальном жилищном фонде.

Эта процедура обеспечит здоровую конкуренцию между подрядчиками лифтовой отрасли и, как итог, улучше­ние технического состояния обслуживаемого лифтового парка страны, его бесперебойной работы, уменьшение трав­матизма и несчастных случаев на лифтах. В настоящее время законодательство Российской Федерации в части закупок для государственных и муниципальных нужд не совершенно и не имеет единой системы. Отношения по закупкам регла­ментированы целым рядом федеральных законов и под­законных нормативных актов, содержащих значительное ко­личество противоречивых норм.

В результате имеется множество положений о проведении кон­курса, в которых инициаторы конкурсов преследуют корыстные цели, используя существующие противоречия и отсутствие конкре­тики в формулировках отдельных пунктов существующих законов. На фоне этих положений возникают негативные ситуации:

■ заказчик нанимает подрядчика, претендующего на данный вид работ, услуг, удовлетворяющих его только ценой под­ряда, но специально подготовленный персонал и материальная база его не интересуют, и, как следствие, результат таких кон­трактов - некачественное обслуживание;

       в предложенных положениях о проведении конкурса не указаны сроки действия контрактов по результатам проведен­ных тендеров, что, как правило, не стимулирует подрядчиков к вложению материальных и технических средств в обслуживае­мое оборудование;

      не указываются методы и принципы формирования неза­висимой конкурсной комиссии, - к итоге не исключены случаи коррупции или предвзятых оценок в отношении организаций-участниц конкурсов и т. д.

Для примера рассмотрим Постановление Администрации города Рязани от 23 ноября 2004 г. N 4899 «Об утверждении Вре­менного положения о порядке конкурсного отбора организаций на выполнение работ по обслуживанию лифтов в муниципаль­ном жилищном фонде» в п.З предусмотрены следующие общие критерии оценки:

 

3.1. Общие критерии оценки.

 

Заявки всех участников конкурса оцениваются по следую­щим критериям:

 

п/п

Критерии

Максимальное кол-no баллов

1

Опыт работы организации по выполнению работ данного профиля

5

2

Наличие в штате организации квалифицированного персонала для обеспечения качест­венного выполнении работ

 

 

Руководитель, главный бухгалтер (наличие квалифицированных аттестатов и сертифика­тов о повышении квалификации)

15

 

Инженерно-технический персонал

10

 

Рабочие

10

3

Наличие и структуре организации службы производственного контроля и качество органи­зации ее работ

10

4

Качество организации работы аварийной службы предприятия

15

5

Заявка по стоимости

10

6

Материальная база предприятия

10

7

Собеседование

10

8

Поощрения за полноту составления заявки

5

 

Итого максимально возможное количество баллов

100

 

 

Не вдаваясь в оценку документа, отмечу, что количество баллов п.1 равно п.8., т.е. многолетняя успешная работа пред­приятия и технического работника, подготавливающего доку­менты к конкурсу, уравнены. Наличие производственного пер­сонала вынесено В критерии оценки, а не в предварительное ус­ловие допуска к конкурсу. Очевидно, что применение данных критериев на практике приведет к появлению новых участни­ков рынка, за спиной у которых может быть, как правило, два конкурентных преимущества: административный ресурс и «оп­тимизации» налогообложения.

Сплошь и рядом возникают ситуации, когда «свежеиспе­ченные» либо непрофильные организации без наличия производственного персонала допускаются к участию в конкурсах. Как это было, например, в Смоленске.

В целях улучшения ситуации постановлением Государст­венной Думы Федерального Собрания РФ от 12 ноября 2004 г. N 1126-1V ГД принят в первом чтении проект федерального за­кона N 84971-4 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муни­ципальных нужд», внесенный Правительством Российской Фе­дерации. Указанный законопроект направлен Президенту Рос­сийской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собра­ния Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

В проекте федерального закона можно отметить ряд до­стоинств:

        - обеспечен доступ к участию в конкурсах и поставках про­дукции для государственных и муниципальных нужд посредни­ческих организаций при условии выполнения ими определенных квалификационных требований;

        - даны определения понятий «государственные и муници­пальные нужды» и «государственный и муниципальный заказ­ чик». В действующем законодательстве эти понятия  в ряде случаев противоречивы и неполны;

        - введено четкое разделение на конкурсные и внеконкурс­ные способы закупок (запрос котировок, закупки у единственного поставщика (исполнителя);

        - уточнены положения, регулирующие размещение заказов на конкурсной основе, среди которых порядок формирования конкурсной комиссии, требования к содержанию конкурсной документации, разъяснение и изменение конкурсной документации, оценка и сопоставление конкурсных заявок, порядок ве­дения протокола конкурса;

        - изменен минимальный срок, устанавливаемый заказчи­ками для представления конкурсных заявок при проведении от­крытого конкурса: вместо 45 и более дней срок составит не более 30 дней. Это обусловлено тем, что в ряде случаев установление большего срока представляется неоправданным (напри­мер, при проведении конкурсов на размещение заказов на по­ставку простых товаров);

        - установлены права двух и более заказчиков проводить совместные конкурсы при размещении заказов на поставки одноименных товаров;

        - закрытый конкурс применяется исключительно в случае, если предметом государственного или муниципального контракта являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части, со­ставляющей государственную тайну, что обеспечивает  расши­рение сферы применения открытых конкурсов;

        - установлены общественно признанные критерии оценки конкурсных заявок и определения победителя конкурса;

        - предусмотрена возможность обжалования действий (без­действия) заказчика, при проведении процедур размещения заказов на поставки товаров для государственных и муниципаль­ных нужд, в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем контроль за проведением процедур размещения (при размещении заказов для федераль­ных нужд), либо соответствующем уполномоченном органе субъекта Российской Федерации (при размещении заказов для нужд субъекта Российской Федерации) или соответствующем уполномоченном органе местного самоуправления (при разме­щении заказов для нужд муниципального образования). При этом порядок защиты нарушенных прав не исключает для уча­стника возможности их защиты в судебном порядке и т.д.

Появление проекта закона «О размещении заказов на по­ставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд» определило некоторые огра­ничения при проведение конкурсов, тем не менее факты «самотолкования» нечетко прописанных положений закона остались и, как следствие, опять же появилась возможность проявления коррупции и вседозволенности.

На сегодняшний день подобное положение дел не может удовлетворить специализированные лифтовые организации как поставщиков услуг по монтажу, модернизации, техническому обслуживанию и ремонту, диагностированию и освидетельство­ванию лифтового оборудования, так как лифтовой рынок имеет свою специфику. Одно дело торговать или быть посредником в торговле товарами и услугами общепотребительского харак­тера, другое дело предоставлять специализированные услуги, требующие специальной профессиональной подготовки спе­циалистов всех уровней. Проект закона «О размещении зака­зов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ст. 9 «Способы раз­мещения заказа» дает возможность проведения открытого кон­курса в два этапа. При подготовке нормативно-правового акта необходимо использовать эту возможность для фильтрации на первом этапе организаций, претендующих на представление услуг по лифтовой тематике. Для сохранения лифтовой специ­ализации на рынке коммунальных услуг необходимо разрабо­тать и предложить единые требования к представляемой орга­низациями-претендентами документации для проведения кон­курсов (тендеров и торгов) по оказанию услуг на лифтовом рынке. Одним из основных критериев допуска организаций к участию в конкурсе должна быть лифтовая специализация (аккредитация специализированных организаций) и сертифи­кация оказываемых работ и услуг в «Системе добровольной сертификации работ и услуг».

 

Система добровольной сертификации должна:

         - обеспечить независимую и квалифицированную оценку
соответствия оказываемых работ (услуг);

         - содействовать потребителю в выборе организаций-под­рядчиков.

Выданный сертификат будет гарантией того, что выполняе­мая организацией работа соответствует нормативным требова­ниям.

При взаимодействии требований правил проведения тенде­ра в лифтовом хозяйстве и системы добровольной сертифика­ции к организациям-участникам будут выявляться наиболее компетентные организации.

Эти рассуждения наталкивают на мысль о создании кон­кретного нормативно-правового акта, регламентирующего ус­ловия и правила проведения тендера в лифтовом хозяйстве.

 

Заключение.

Предлагаю всем организациям принять участие в разработ­ке типового «Положения о порядке конкурсного отбора орга­низаций на выполнение работ по обслуживанию лифтов», на­правленного на решение следующих основных задач:

1. систематизация нормотворчества государственных и му­ниципальных заказчиков Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

2. создание основополагающего нормативно-правового ак­та, регламентирующего гражданско-правовые, процедурные во­просы, который регулирует отношения, связанные с размеще­нием заказов, выполнение работ и оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд в лифтовой сфере;

3. определение единых правил, способов и процедур кон­курсного отбора организаций на выполнение работ по обслужи­ванию лифтов для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, прав и обязанностей государствен­ных и муниципальных заказчиков и участников процедур размещения заказов;

4.         обеспечение прозрачности механизма осуществления конкурсного отбора для государственных и муниципальных нужд; стимулирование добросовестной конкуренции и увеличе­ние экономии бюджетных средств;

5.        устранение возможностей злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации конкурсных требований.

 

по материалам prodekorsten.ru
05 апреля 2005



Хотите узнать больше? Найти все про О критериях отбора на конкурс организаций по обслуживанию лифтов


Также в этой рубрике:
 
"Лифты, эскалаторы, движущиеся дорожки"
Информация о работе технического комитета ИСО/ТК 178
Список Рабочей группы Экспертного совета по разработке технического регламента "О безопасности лифтов"
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 18:19,
страница О критериях отбора на конкурс организаций по обслуживанию лифтов - Рабочая группа (лифты) строительного портала prodekorsten.ru