Главная/ Госдума РФ и Совет федерации/ Государственная Дума РФ 4ого созыва/ Экспертный Cовет Госдумы 4го созыва/ Рабочая группа (лифты)/ |
О критериях отбора на конкурс организаций по обслуживанию лифтов
В условиях развивающихся рыночных отношений в сфере ЖКХ трудно переоценить роль проведения конкурсного отбора организаций на выполнение работ по обслуживанию лифтов, в частности, в муниципальном жилищном фонде.
Эта процедура обеспечит здоровую конкуренцию между подрядчиками лифтовой отрасли и, как итог, улучшение технического состояния обслуживаемого лифтового парка страны, его бесперебойной работы, уменьшение травматизма и несчастных случаев на лифтах. В настоящее время законодательство Российской Федерации в части закупок для государственных и муниципальных нужд не совершенно и не имеет единой системы. Отношения по закупкам регламентированы целым рядом федеральных законов и подзаконных нормативных актов, содержащих значительное количество противоречивых норм.
В результате имеется множество положений о проведении конкурса, в которых инициаторы конкурсов преследуют корыстные цели, используя существующие противоречия и отсутствие конкретики в формулировках отдельных пунктов существующих законов. На фоне этих положений возникают негативные ситуации:
■ заказчик нанимает подрядчика, претендующего на данный вид работ, услуг, удовлетворяющих его только ценой подряда, но специально подготовленный персонал и материальная база его не интересуют, и, как следствие, результат таких контрактов - некачественное обслуживание;
■ в предложенных положениях о проведении конкурса не указаны сроки действия контрактов по результатам проведенных тендеров, что, как правило, не стимулирует подрядчиков к вложению материальных и технических средств в обслуживаемое оборудование;
■ не указываются методы и принципы формирования независимой конкурсной комиссии, - к итоге не исключены случаи коррупции или предвзятых оценок в отношении организаций-участниц конкурсов и т. д.
Для примера рассмотрим Постановление Администрации города Рязани от 23 ноября 2004 г. N 4899 «Об утверждении Временного положения о порядке конкурсного отбора организаций на выполнение работ по обслуживанию лифтов в муниципальном жилищном фонде» в п.З предусмотрены следующие общие критерии оценки:
3.1. Общие критерии оценки.
Заявки всех участников конкурса оцениваются по следующим критериям:
№ п/п |
Критерии |
Максимальное кол-no баллов |
1 |
Опыт работы организации по выполнению работ данного профиля |
5 |
2 |
Наличие в штате организации квалифицированного персонала для обеспечения качественного выполнении работ |
|
|
Руководитель, главный бухгалтер (наличие квалифицированных аттестатов и сертификатов о повышении квалификации) |
15 |
|
Инженерно-технический персонал |
10 |
|
Рабочие |
10 |
3 |
Наличие и структуре организации службы производственного контроля и качество организации ее работ |
10 |
4 |
Качество организации работы аварийной службы предприятия |
15 |
5 |
Заявка по стоимости |
10 |
6 |
Материальная база предприятия |
10 |
7 |
Собеседование |
10 |
8 |
Поощрения за полноту составления заявки |
5 |
|
Итого максимально возможное количество баллов |
100 |
Не вдаваясь в оценку документа, отмечу, что количество баллов п.1 равно п.8., т.е. многолетняя успешная работа предприятия и технического работника, подготавливающего документы к конкурсу, уравнены. Наличие производственного персонала вынесено В критерии оценки, а не в предварительное условие допуска к конкурсу. Очевидно, что применение данных критериев на практике приведет к появлению новых участников рынка, за спиной у которых может быть, как правило, два конкурентных преимущества: административный ресурс и «оптимизации» налогообложения.
Сплошь и рядом возникают ситуации, когда «свежеиспеченные» либо непрофильные организации без наличия производственного персонала допускаются к участию в конкурсах. Как это было, например, в Смоленске.
В целях улучшения ситуации постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 ноября 2004 г. N 1126-1V ГД принят в первом чтении проект федерального закона N 84971-4 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», внесенный Правительством Российской Федерации. Указанный законопроект направлен Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
В проекте федерального закона можно отметить ряд достоинств:
- обеспечен доступ к участию в конкурсах и поставках продукции для государственных и муниципальных нужд посреднических организаций при условии выполнения ими определенных квалификационных требований;
- даны определения понятий «государственные и муниципальные нужды» и «государственный и муниципальный заказ чик». В действующем законодательстве эти понятия в ряде случаев противоречивы и неполны;
- введено четкое разделение на конкурсные и внеконкурсные способы закупок (запрос котировок, закупки у единственного поставщика (исполнителя);
- уточнены положения, регулирующие размещение заказов на конкурсной основе, среди которых порядок формирования конкурсной комиссии, требования к содержанию конкурсной документации, разъяснение и изменение конкурсной документации, оценка и сопоставление конкурсных заявок, порядок ведения протокола конкурса;
- изменен минимальный срок, устанавливаемый заказчиками для представления конкурсных заявок при проведении открытого конкурса: вместо 45 и более дней срок составит не более 30 дней. Это обусловлено тем, что в ряде случаев установление большего срока представляется неоправданным (например, при проведении конкурсов на размещение заказов на поставку простых товаров);
- установлены права двух и более заказчиков проводить совместные конкурсы при размещении заказов на поставки одноименных товаров;
- закрытый конкурс применяется исключительно в случае, если предметом государственного или муниципального контракта являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части, составляющей государственную тайну, что обеспечивает расширение сферы применения открытых конкурсов;
- установлены общественно признанные критерии оценки конкурсных заявок и определения победителя конкурса;
- предусмотрена возможность обжалования действий (бездействия) заказчика, при проведении процедур размещения заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем контроль за проведением процедур размещения (при размещении заказов для федеральных нужд), либо соответствующем уполномоченном органе субъекта Российской Федерации (при размещении заказов для нужд субъекта Российской Федерации) или соответствующем уполномоченном органе местного самоуправления (при размещении заказов для нужд муниципального образования). При этом порядок защиты нарушенных прав не исключает для участника возможности их защиты в судебном порядке и т.д.
Появление проекта закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определило некоторые ограничения при проведение конкурсов, тем не менее факты «самотолкования» нечетко прописанных положений закона остались и, как следствие, опять же появилась возможность проявления коррупции и вседозволенности.
На сегодняшний день подобное положение дел не может удовлетворить специализированные лифтовые организации как поставщиков услуг по монтажу, модернизации, техническому обслуживанию и ремонту, диагностированию и освидетельствованию лифтового оборудования, так как лифтовой рынок имеет свою специфику. Одно дело торговать или быть посредником в торговле товарами и услугами общепотребительского характера, другое дело предоставлять специализированные услуги, требующие специальной профессиональной подготовки специалистов всех уровней. Проект закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ст. 9 «Способы размещения заказа» дает возможность проведения открытого конкурса в два этапа. При подготовке нормативно-правового акта необходимо использовать эту возможность для фильтрации на первом этапе организаций, претендующих на представление услуг по лифтовой тематике. Для сохранения лифтовой специализации на рынке коммунальных услуг необходимо разработать и предложить единые требования к представляемой организациями-претендентами документации для проведения конкурсов (тендеров и торгов) по оказанию услуг на лифтовом рынке. Одним из основных критериев допуска организаций к участию в конкурсе должна быть лифтовая специализация (аккредитация специализированных организаций) и сертификация оказываемых работ и услуг в «Системе добровольной сертификации работ и услуг».
Система добровольной сертификации должна:
- обеспечить независимую и квалифицированную оценку
соответствия оказываемых работ (услуг);
- содействовать потребителю в выборе организаций-подрядчиков.
Выданный сертификат будет гарантией того, что выполняемая организацией работа соответствует нормативным требованиям.
При взаимодействии требований правил проведения тендера в лифтовом хозяйстве и системы добровольной сертификации к организациям-участникам будут выявляться наиболее компетентные организации.
Эти рассуждения наталкивают на мысль о создании конкретного нормативно-правового акта, регламентирующего условия и правила проведения тендера в лифтовом хозяйстве.
Заключение.
Предлагаю всем организациям принять участие в разработке типового «Положения о порядке конкурсного отбора организаций на выполнение работ по обслуживанию лифтов», направленного на решение следующих основных задач:
1. систематизация нормотворчества государственных и муниципальных заказчиков Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
2. создание основополагающего нормативно-правового акта, регламентирующего гражданско-правовые, процедурные вопросы, который регулирует отношения, связанные с размещением заказов, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в лифтовой сфере;
3. определение единых правил, способов и процедур конкурсного отбора организаций на выполнение работ по обслуживанию лифтов для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, прав и обязанностей государственных и муниципальных заказчиков и участников процедур размещения заказов;
4. обеспечение прозрачности механизма осуществления конкурсного отбора для государственных и муниципальных нужд; стимулирование добросовестной конкуренции и увеличение экономии бюджетных средств;
5. устранение возможностей злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации конкурсных требований.
Хотите узнать больше? Найти все про О критериях отбора на конкурс организаций по обслуживанию лифтов
| ||||||
|
Президент РФ | |
Государственная Дума РФ | |
Правительство РФ | |
Москва | |
Область | |
Регионы | |
Законодательство | |
Словарь |
| ||
| ||
|
| ||||||||||||||||
(000) 000-00-00 |
Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 18:19, страница О критериях отбора на конкурс организаций по обслуживанию лифтов - Рабочая группа (лифты) строительного портала prodekorsten.ru |