Главная/ Это интересно/ Полезные советы/ Декор, акссесуары, проектирование/ (страница 19)/

Архитектоника среды

В философском аспекте эволюция интерьера эпохи постмодернизма идеально подтверждает основную закономерность развития художественной формы, которую еще в середине прошлого века вывел гениальный теоретик искусства: 'От линейного к живописному, от замкнутой к открытой форме'. Подтверждая известный тезис, сегодняшнее пространство неуклонно стремится к уничтожению рамок и ограничений, используя в своих утилитарных целях поистине безграничный арсенал подручных средств.

В философском аспекте эволюция интерьера эпохи постмодернизма идеально подтверждает основную закономерность развития художественной формы, которую еще в середине прошлого века вывел гениальный теоретик искусства: 'От линейного к живописному, от замкнутой к открытой форме'. Подтверждая известный тезис, сегодняшнее пространство неуклонно стремится к уничтожению рамок и ограничений, используя в своих утилитарных целях поистине безграничный арсенал подручных средств.

Традиция и преемственность

Не секрет, что мода на квартиры-студии пришла к нам с Запада. Связана она была в первую очередь с переоборудованием бывших промышленных площадей в жилые апартаменты. Отсюда появились и огромные площади, скрашенные минимумом мебели, и полупустые пространства, оставляющие уйму свободного места для самовыражения. В несколько более уродливом (или, попросту говоря, вынужденно сжатом) варианте было это и у нас. Истоки подобной модели сосуществования сразу нескольких функционально обособленных зон в пределах единого пространства можно усмотреть в недалеком прошлом отечественной истории. Удивительно, но тогда, в пресловутых 'хрущевках' и иных малогабаритках каким-то совершенно немыслимым способом мы умудрялись сочетать и уголок для встречи гостей, и спальню, и в той или иной степени обособленную детскую. При этом места вроде бы хватало, несмотря на то, что все жизненные 'шевеления' происходили на территории в каких-нибудь 30 с небольшим квадратных метров.

Сегодня мы в растерянности разводим руками, недоумевая, как распорядиться десятками метров, чтобы эстетика не пострадала в угоду здравому смыслу, и наоборот. Действительно, как сохранить функциональность дома, не потеряв при этом метры' Как сделать так, чтобы жилье после четкого 'деления на сектора' не напоминало череду комнат в студенческом общежитии где-нибудь на окраине цивилизации' Оказывается, нет ничего проще. Способов существует масса - главное, не перейти грань, за которой интерьеру грозит превращение в территорию абсурда.

Элементарная геометрия

Что нам стоит все переломать, снести, развеять в пыль, а из руин выстроить новое, причем на том самом месте, где нужно' Или вот еще неплохой вариант: перегородить по максимуму, обособить, обозначить, разделить и изолировать. Кто-то именно так и делает. Но многие, понимая, что подобная жизнь скучна и пресна, а они достойны лучшего, действуют иначе. А именно: приглашают архитекторов, поддаются их заведомо дерзким проектам, смело перекраивают площади, кромсают пространство и в итоге достигают формулы, близкой к идеалу.

Где черпать вдохновение' Ну разумеется, в классической архитектурной традиции. Действительно, что может быть проще - если уж не анфилада комнат, сошедшая с полотна, изображающего быт позапрошлого века, то по крайней мере пара помещений, условно разделенных арочным проемом, - это то, что мы вполне можем себе позволить. Арка - один из оптимальных способов организации пространства. При всей своей простоте, как технической, так и 'сметно-расчетной', она является приемом весьма эффектным и эффективным. Судите сами, арка становится единственным приемлемым способом поддержать перекрытие большого по площади помещения, когда глухая стена нежелательна, колонны не вписываются в общий замысел, а отсутствие опор вызывает опасения с точки зрения техники безопасности строительства.

Что же касается эстетической стороны, арка давно и прочно увековечила себя как полноправный декоративный элемент интерьера. Принципиальные разногласия могут возникнуть, пожалуй, лишь при обсуждении непосредственно формы и размеров арки. Здесь уж, как говорится, о вкусах не спорят. Однако в последние годы, вопреки некогда традиционному полукругу, тенденции декоративных арок тяготеют к прямоугольной форме.

Суррогатный метод

Зонирование пространства без помощи стен - вариант довольно распространенный. И додумались до этого не вдруг. За подобными примерами далеко ходить не надо. Огромная комната в бывшей коммуналке - вот тот незамысловатый прообраз, в котором полученные таким способом отсеки служили спальней, гостиной, детской, а зачастую импровизированной прихожей и небольшой кухонькой. В частности, территории часто оказывались отгорожены шкафами, книжными полками, занавесками и т. п. и превращались в отдельные уголки. Все это мы благодарно используем и по сей день. Пожалуй, видоизменились лишь предметы обстановки, а принципы зонирования не пережили серьезных эволюционных изменений.

Основная часть пространства по-прежнему включает две подсистемы, центрами которых являются сегодня, к примеру, система домашнего кинотеатра и прилегающая к нему диванная территория (иными словами, гостиная, ось 'телевизор-диван', организующая пространство для наиболее распространенного способа проведения досуга) и кухня. Аналогии совершенно очевидны, и прообразы известны. В эпоху коммуналок роль первой играл обязательный предмет обстановки - телевизор, в роли же второй выступал большой обеденный стол, место сбора всей семьи.

Безусловно, наше время внесло определенные коррективы. Начать хотя бы с того, что заведомое объединение нескольких функционально различных зон делается сегодня добровольно. В угоду современной эстетике.

Роль вчерашнего шкафа, разгораживающего комнату, сегодня выполняют вполне адекватные предметы обстановки. И способов разграничить 'зоны влияния' не в пример больше. Так, на роль символических перегородок претендуют напольные растения в декоративных кашпо, образующие подчас целые тропические заросли в гостиной. Не стоит забывать и о разнообразных стойках и стеллажах, позволяющих размещать комнатные цветы на нескольких уровнях, создавая иллюзию более или менее обособленного пространства. В последнее время перестают быть экзотикой и огромные декоративные аквариумы. Правильно организованные, ухоженные и выгодно подсвеченные, они зачастую становятся главным акцентом помещения. Несложно воплотить такую деталь и в качестве необходимой 'перегородки', тем более что контраст 'живой природы' и, например, холодного металла, главенствующего в интерьере, заметно 'оживит' обстановку. Впрочем, можно обойтись и без экзотики. Новейшие коллекции мебельных салонов и бутиков, активно продвигают различного рода конструкции, напоминающие стеллажи и подобранные в едином стиле с предметами обстановки. Чрезвычайно простое и функциональное решение.

Вообще, тема так называемой ложной перегородки принадлежит к числу поистине неисчерпаемых. Стоит вспомнить хотя бы пресловутую барную стойку, отделяющую рабочую зону кухни от обеденной. Не так давно подобное решение вызывало в полном смысле слова бурю восторгов. Сегодня таким способом зонирования удивить уже сложно. Дизайнерская мысль движется в поисках все новых решений и экспериментов с раздвижными, временными, ложными и т. п. перегородками. И 'открытия' не заставляют себя ждать. Благодатной почвой становятся модные тенденции, которые проникают в жилую среду и диктуют свои правила организации. В частности, оказавшийся столь популярным сегодня этнический стиль предлагает целый ряд оригинальных решений зонирования помещения. Не говоря уже о восточных веяниях, заставивших нас вспомнить об ажурных символических перегородках, вырезанных из дерева или выполненных из плетеных циновок, сегодня в числе актуальных способов декорирования интерьера оказываются давно забытые ширмы. Некогда выброшенные на помойку, в наши дни они переживают свое второе рождение. Впрочем, дело здесь не только и не столько в обращении к Востоку. Безликий, а потому во многом изживающий себя интерьер в стиле хай-тек оказался несостоятельным и недолговечным. Сегодняшняя обстановка все настойчивее требует индивидуалистических черт. Поэтому наступает время авторской мебели, именных аксессуаров и колоритных предметов моды прошлых лет.

Универсальность на подъеме


Безусловно, проблему разграничения функциональных зон в собственном доме каждый решает по-своему. Тем не менее существует целый ряд архитектурных приемов, беспроигрышных в любом интерьере. В первую очередь это создание нескольких уровней пола и потолка и использование лестничных пролетов. Кроме того, четко разграничить по назначению территории, находящиеся в едином пространстве, можно и исключительно декоративно - за счет разных видов отделки.

Очевидно, что пришло время 'ломать стены' и объединять пространство. Однако свободная планировка - еще вовсе не гарантия стильного и модного интерьера. Прежде всего необходима сформированная жилая среда, комфортная и уютная. А это означает, что человек не должен чувствовать пустоту за спиной и ощущать себя 'не в своей тарелке'. Ведь обедать удобнее за столом, а отдыхать с книжкой или пультом от телевизора - на диване. Поэтому в случае свободной планировки пространства все равно следует соблюдать традиционные требования к тому или иному типу помещения.

Кухню, к примеру, стоит обозначить напольной кафельной или керамической плиткой. А вот для создания уютной обстановки в гостиной идеально подойдет натуральное дерево или ламинат. Использование разной текстуры в отделке полов и стен будет более чем убедительно. Можно также смело экспериментировать с обоями, фактурными штукатурками и всевозможными отделочными материалами. Для большей эффектности проектируется несколько уровней пола и потолка. В частности, столь модные сегодня подиумы с успехом выполняют не только декоративную роль, но и, зачастую, вполне функционально обоснованы. Они становятся идеальным прикрытием для фановой разводки, например. Кроме того, игра на контрастах материалов, фактуры и цвета - вполне в духе времени.

Не меньше возможностей в этом смысле представляют и многоуровневые потолки. Здесь дело также не ограничивается одной лишь декоративной составляющей. В ряде случаев использование столь популярного сегодня гипсокартона вполне оправданно. Так, подвесной потолок в кухонном помещении поможет скрыть вентиляционную трубу и зрительно подчеркнет зону, которую хотелось бы отделить, например, от прихожей или гостиной. Кроме того, не стоит забывать и про освещение. Тот же подвесной потолок позволяет широко применять встроенные светильники. А ведь в ряде случаев они становятся единственно возможным способом подсветки помещения, например большого по площади, но с низким потолком. Кстати, свет тоже помогает разделить пространство. Это может быть как мощный световой занавес, отделяющий функциональные зоны друг от друга, так и всевозможные виды освещения, которые позволяют организовать уголки для занятий каждому члену семьи.

Мода последнего десятилетия с успехом эксплуатирует возможности стекла, витража и зеркала. Продукт 'высоких технологий' становится все более частым гостем в интерьере, постепенно принимая на себя функции не только чисто декоративные, но и вполне утилитарные. Так, стекло выходит из рамок декоративно-прикладного жанра и превращается в самостоятельный предмет. Чрезвычайно популярным сегодня мотивом в оформлении интерьера служит, например, стеклянная перегородка - из гладкого, фальцованного, разноцветного, однотонного, зеркального, прозрачного и иных видов стекла. Как известно, витраж имеет долгую и славную историю, о которой сегодня мы все чаще вспоминаем. Зеркала в интерьере способны в буквальном смысле 'перевернуть' все традиционные представления.

Впрочем, задача архитектурного проектирования жилого пространства сводится отнюдь не к тому, чтобы эпатировать определенную консервативную часть населения. Смысл в том, чтобы создать эстетичную, удобную, эргономичную и функционально оправданную среду обитания для человека. И тут все средства хороши. Безусловно, идти в ногу со временем, быть 'продвинутым' и следовать моде - удовольствие. Однако, строя свой мир, стоит в первую очередь прислушаться к собственным ощущениям. И тогда пространство само подчинится и структурируется под обитателя. А дизайнер лишь поможет систематизировать знания и воплотить фантазию в жизнь.

Дмитрий Кочуров, администратор портала Компания: ООО "Загородное обозрение" Тел. Для связи: 703-34-29 Адрес сайта www.zagorod.spb.ru e-mail для связи admin@zagorod.spb.ru
документ получен с сервера
stroy.spb.ru
по материалам http://stroy.spb.ru/
10 ноября 2006



Хотите узнать больше? Найти все про Архитектоника среды


Также в этой рубрике:
 
Офисные перегородки
Офисные перегородки - это стены, возводимые внутри общественных помещений (офисы, торговые центры, холлы и т.д.) и не несущие нагрузки от перекрытия Офисные перегородки помогают обустроить помещение в короткие сроки без серьезных архитектурных изменений. Офисные перегородки служат для разделения помещения на зоны. Они подразделяются на стационарные и мобильные. Стационарные офисные перегородки жестко крепятся к несущим конструкциям здания (пол, потолок, стены) и применяются для оборудования офисов, торговых площадей, а также частных интерьеров.
ЕСЛИ ПРАЗДНИК УДАЛСЯ (как справиться с мелкими неприятностями)
Праздники всегда сменяются буднями. Однако не было бы будней, мы не ждали бы с таким нетерпением Нового года или Рождества. Все хозяйки стараются к Новому году убрать в доме. Но зачастую после праздника тоже приходится потрудиться. Итак, как можно справиться с мелкими неполадками'
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:10,
страница Архитектоника среды - Декор, акссесуары, проектирование строительного портала prodekorsten.ru