Главная/ Официальная хроника/ (страница 64)/

"Современный рынок жилья: новые возможности"

22 ноября 2004 года в Государственном Кремлевском Дворце состоялся Всероссийский экономический форум "Современный рынок жилья:новые возможности"

   22 ноября в Государственном Кремлевском Дворце состоялся Всероссийский экономический форум "Современный рынок жилья: новые возможности".

   Участниками Форума стали депутаты Госдумы, представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также - руководители организаций и предприятий строительного комплекса, жилищно- коммунального хозяйства и финансового сектора, главы администраций регионов и муниципалитетов,  государственные  и общественные деятели, преподаватели крупнейших вузов.

   Заслушав и обсудив на Форуме выступления, освещающие основные направления новой государственной жилищной стратегии и механизмы ее реализации, участники Всероссийского экономического форума "Современный рынок жилья: новые возможности" приняли  резолюцию. 

ПРОЕКТ

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ «СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ЖИЛЬЯ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

 

22 ноября 2004 года, Москва, Кремль,

Государственный Кремлевский дворец

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

 

     Участники Форума — руководители организаций и предприятий строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и финансового сектора, главы администраций регионов и муниципалитетов, руководители и специалисты профильных федеральных министерств и ведомств, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, видные государственные и общественные деятели, руководители общественных организаций, известные ученые и эксперты, ректоры и преподаватели крупнейших вузов, — заслушав и обсудив на пленарном заседании Форума выступления, освещающие основные направления новой государственной жилищной стратегии и механизмы ее реализации, отмечают следующее.

     Формирование рынка доступного жилья — один из приоритетов государственной социально-экономической политики на ближайшие годы. Достойное жилье, являясь одной из базовых ценностей, затрагивающих жизненно важные интересы граждан нашей страны, обеспечивает не только комфортные условия проживания, но также экономическую стабильность и безопасность. Возможность приобретения, строительства, найма жилья стимулирует граждан к эффективному и производительному труду и в значительной степени формирует их отношение к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище.

     Предоставление российским гражданам принципиально новых возможностей для решения жилищной проблемы на базе создания условий для развития рынка доступного жилья — такая задача была поставлена Президентом России В.В. Путиным в Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации в 2004 году.

     В последние годы принимались определенные меры по созданию благоприятных условий для решения жилищной проблемы (разработка законодательной и нормативной правовой базы, приватизация жилищного фонда и формирование частных собственников жилья, усиление адресности жилищных субсидий гражданам на региональном и местном уровнях и реализация мер государственной поддержки проведения реформ в рамках Федеральной целевой программы «Жилище»), однако эти меры не носили комплексного характера, и поэтому существенных преобразований в жилищной сфере к настоящему времени достичь, к сожалению, не удалось.

     Общий объем жилищного фонда в России составляет 2,85 млрд кв. м жилья, из которого 69,4 % находится в частной собственности, 22,5 % — в муниципальной, 7 % — в государственной, 1,1 % — в смешанной.

     По данным социологических опросов, более 60 % российских семей хотели бы улучшить свои жилищные условия, около 40 млн человек проживают в неблагоустроенных квартирах, около 5 млн — в строениях, подлежащих сносу как аварийные и ветхие (общий объем ветхого и аварийного жилья в жилом фонде составляет 88,7 млн кв. м). В очереди на улучшение жилищных условий по состоянию на 1 января 2004 года находилось 4,5 млн семей (8,9 % от общего количества семей). Для удовлетворения всех нуждающихся в жилье очередников при существующих темпах обеспечения потребуется более 20 лет.

     При этом за последние годы на рынке жилья и жилищного строительства сложилась неблагоприятная ситуация. Существенно снизились объемы жилищного строительства по сравнению с периодом 1980—1990 годов, когда в эксплуатацию вводилось ежегодно порядка 60 млн кв. м жилья. Так, общий объем жилищного строительства в 2001 году составил 31 млн кв. м жилья, в 2002 году — 33,7 млн кв. м, в 2003 году — 36,3 млн кв. м.

     Чтобы выйти на уровень подушевого обеспечения жильем, существующий в развитых странах (в России средняя обеспеченность жильем одного проживающего — 19,7 кв м общей площади), потребуется ежегодно строить более 100 млн кв. м в год в течение 30 лет. Существующие темпы роста объемов вводимого жилья отстают от темпов увеличения платежеспособного спроса населения. Это вызывает рост цен на первичном и вторичном рынках жилья (средняя стоимость 1 кв м общей площади жилых домов, построенных в 2002 году, составила 12 248 руб., в 2003 году — 15 193 руб., то есть цены увеличились за год в среднем на 24 %).

     Потребность в жилье, оцененная по данным социологического опроса, определяет необходимость увеличения жилищного фонда в 1,5 раза. Уже сегодня 30 % населения готовы самостоятельно решать жилищные проблемы при условии обеспечения доступности долгосрочных ипотечных кредитов и других финансовых механизмов. В результате мер, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования, в том числе по федеральной поддержке деятельности Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, в последние два года наблюдалось динамичное увеличение объемов предоставляемых гражданам ипотечных кредитов, общий размер которых за 2003 год достиг 10,5 млрд руб. Вместе с тем объемы ипотечного кредитования по-прежнему чрезвычайно малы: по экспертным оценкам, все виды жилищных кредитов в России составляют менее 0,1 % ВВП, что несоизмеримо с масштабами ипотечного жилищного кредитования во многих развитых странах мира (в частности, в странах Европейского союза этот показатель достигает 50 % ВВП и более).

     По мнению участников Форума, трудности решения жилищной проблемы тесно связаны:

    с низкими доходами населения, отсутствием у граждан достаточных денежных средств для оплаты первого взноса при получении ипотечного кредита;

    высокими банковскими процентными ставками по ипотечным кредитам вследствие высоких рисков жилищного кредитования;

    отсутствием долгосрочных финансовых ресурсов на внутреннем фондовом рынке;

    высокой стоимостью привлечения на финансовых рынках ресурсов, направляемых в жилищный сектор экономики;

    неразвитостью рынка ипотечных ценных бумаг;

    длительными и дорогостоящими процедурами учета объектов недвижимости и государственной регистрации  прав  и сделок  с  недвижимостью,  отсутствием достоверной  и  доступной  информации   о  правах   и  обременениях   объектов недвижимости;

    отсутствием системы страхования кредитных рисков при ипотечном кредитовании;

    отсутствием    земельных    участков,    обеспеченных    необходимой    инженерно-коммунальной инфраструктурой, сложными и непрозрачными административными процедурами получения земельных участков и разрешения на строительство;

    сложностями подключения вновь построенных объектов к сетям коммунальной инфраструктуры и обременительными техническими условиями;

    неразвитостью   системы   кредитования   жилищного   строительства  и  другими факторами.

     Для решения жилищной проблемы необходим комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на сбалансированное стимулирование увеличения платежеспособного спроса населения на жилье и предложения на рынке жилья.

     Участники Форума, проанализировав рассматриваемый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации пакет законопроектов по созданию правовых условий для формирования рынка доступного жилья, считают, что с его принятием в России может быть создан эффективный жилищный сектор, действующий на рыночных принципах и удовлетворяющий жилищные потребности основной части населения на уровне его платежеспособного спроса. При этом участники Форума отмечают, что реализация предложенных мер потребует участия государства в поддержке развития рынка жилья и в создании условий, которые сделают данный рынок более доступным для определенных групп населения.

     Реализация предлагаемого законодательного пакета позволит:

    заметно   увеличить   финансирование   граждан   на   цели   приобретения   и строительства жилья через развитие долгосрочного ипотечного кредитования, кредитования участия граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, кредитования индивидуального жилищного строительства, участие в жилищно-накопительной системе;

    создать условия для увеличения объемов жилищного строительства путем внедрения     открытых     конкурентных     процедур     предоставления     прав собственности   на    сформированные    земельные    участки   застройщикам, упрощения   процедур   согласования   и   экспертизы   градостроительной   и проектной документации, развития системы кредитования застройщиков на цели   жилищного   строительства,   а   также   установления   прозрачных   и эффективных       процедур       финансирования       развития       коммунальной инфраструктуры для объектов нового жилищного строительства;

    повысить эффективность функционирования рынка жилья за счет снижения административных барьеров и транзакционных издержек на рынке, защиты прав граждан — добросовестных приобретателей жилья, оптимизации системы налогообложения   участников    рынка   жилья    с    целью    повышения    его прозрачности и стимулирования развития эффективных институциональных форм организации.

     Учитывая социально-политическую и экономическую значимость проблемы для миллионов российских граждан, уровень и масштаб решаемых задач, а также в интересах становления и развития эффективного рынка доступного жилья и достижения целей жилищной политики участники Форума считают необходимым следующее.

     1. Просить Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принять необходимые меры по рассмотрению и одобрению пакета федеральных законопроектов, направленных на формирование рынка доступного жилья, с тем, чтобы эти законопроекты могли вступить в силу с 1 января 2005 года.

     2. Правительству Российской Федерации, профильным министерствам и ведомствам в кратчайшие сроки разработать и издать нормативные правовые акты во исполнение федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, при этом особое внимание уделить решению следующих задач:

а) финансовая поддержка становления на первоначальном этапе института вторичного рынка ипотечных кредитов через содействие Агентству по ипотечному жилищному кредитованию, созданному Правительством Российской Федерации, включая меры по повышению капитализации Агентства и законодательному закреплению субсидиарной ответственности Российской Федерации по его обязательствам;

б) предоставление субсидий определенным группам населения (работникам бюджетной сферы, молодым семьям, военнослужащим и .другим) с целью повышения доступности жилья и жилищных кредитов;

в) совершенствование деятельности государственных систем регистрации прав на недвижимость и учета объектов недвижимости с целью повышения прозрачности, надежности и информационной доступности этих систем, снижения затрат и времени обслуживания участников рынка жилья, обеспечения защиты прав собственности граждан на жилье, в том числе прав добросовестных приобретателей недвижимости, обеспечения финансовых гарантий возмещения ущерба в случае нарушения прав на жилье;

г) нормативное правовое регулирование рынка ценных бумаг и обеспечение доступа банковской системы к долгосрочным ресурсам пенсионной и страховой системы, к средствам других институциональных инвесторов через развитие рынка ипотечных ценных бумаг для финансирования долгосрочных ипотечных кредитов населению;

д) содействие   развитию   новых   институтов   инфраструктуры   рынка   жилья  

страхования ипотечных кредитов, кредитных бюро и других;

е) подготовка законодательных предложений с целью приведения многочисленных систем государственной экспертизы проектной документации на строительство  в соответствие с новым Градостроительным кодексом Российской Федерации и создания единой системы государственной экспертизы;

ж) применение мер антимонопольного контроля и регулирования на рынках жилищного

строительства.

3. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять меры в рамках их полномочий по созданию условий для увеличения жилищного строительства, в том числе обеспечить:

а) внедрение установленных процедур территориального планирования и градостроительного регулирования, снижение административных барьеров, затрудняющих доступ на рынок жилищного строительства, получение земельного участка с установленными регламентами разрешенного использования и разрешения на строительство;

б) содействие   увеличению   предложения   земельных   участков   для   жилищного строительства, обустроенных инженерно-коммунальной инфраструктурой, в том числе путем предоставления бюджетных средств для поддержки соответствующих проектов;

в) содействие   привлечению   в   коммунальный   сектор   частного   капитала   через региональные    и    муниципальные    заимствования    на    развитие    коммунальной инфраструктуры, привлечение к развитию коммунальной инфраструктуры частных инвесторов на условиях инвестиционных соглашений, участие в создании гарантийных и иных структур, облегчающих привлечение заимствований в эту сферу.

4.   Центральному банку Российской Федерации обеспечить нормативное правовое регулирование предоставления банками долгосрочных ипотечных кредитов гражданам на приобретение жилья и строительство индивидуальных домов.

5. Региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления провести объективный анализ состояния рынка жилья на своей территории, разработать комплексные региональные и муниципальные программы улучшения жилищных условий населения и увеличения жилищного строительства с учетом региональных и местных особенностей.

6. Органам местного самоуправления:

а) сформировать системы обеспечения социальным жильем малоимущих граждан;

б) обеспечить предоставление временного жилья из маневренного фонда гражданам, на чье жилье было обращено взыскание по ипотечным жилищным кредитам;

в) предоставлять застройщикам для целей жилищного строительства сформированные земельные участки в собственность на открытых аукционах до начала строительно-инвестиционного    процесса    с    целью    обеспечения    возможности    привлечения застройщиками кредитных ресурсов на строительство жилья под залог земельных участков и возводимого жилья.

7. Государственным органам в сфере образования модернизовать программы обучения специалистов в области градостроительного проектирования, жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, банковской и страховой деятельности, а также в других профильных областях с учетом принятых решений по созданию рынка доступного жилья.

8.   Органам государственной власти и органам местного самоуправления в целях преодоления сложившихся негативных стереотипов повысить информированность общества о целях и задачах новой государственной жилищной политики, механизмах ипотечного жилищного кредитования и других формах жилищного финансирования, а также активно пропагандировать накопленный в субъектах Российской Федерации положительный опыт по развитию рынка доступного жилья.

 

по материалам prodekorsten.ru, RU
23 ноября 2004



Хотите узнать больше? Найти все про "Современный рынок жилья: новые возможности"


Также в этой рубрике:
 
Здание РНБ: классический "долгострой"
Строительство нового здания Национальной библиотеки заморожено из-за нехватки средств
Прошло совещание Комиссии по разработке Жилищного и Градостроительного кодексов
25 ноября в Москве прошло совещание Комиссии по разработке Жилищного и Градостроительного кодексов, возглавляемой заместителем руководителя администрации Президента Игорем Шуваловым. На совещание были приглашены депутаты Госдумы РФ.
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:56,
страница "Современный рынок жилья: новые возможности" - Официальная хроника строительного портала prodekorsten.ru